Спасательная подводная лодка «БС-486 Комсомолец Узбекистана» История Разное

Прислала В. Лаврова

«Хорошо из далекого моря
Возвращаться к родным берегам»

9 июня 1980 г. подлодка получила почётное наименование «Комсомолец Узбекистана»

С-486, БС-486 Комсомолец Узбекистана проект 940 Ленок, заводской номер 194.

Головная спасательная подводная лодка «Комсомолец Узбекистана», заложенная 22 февраля 1974 г., 7 сентября 1975 г. была спущена на воду. Решением от 9 февраля 1976 г. ее передали в опытную эксплуатацию. В течение 1976-1978 гг. головная СПЛ проходила опытную эксплуатацию, в результате которой, под руководством и при непосредственном участии специалистов ВМФ и промышленности, была проведена работа по прямому назначению всего комплекса. В ходе испытаний было проверено функционирование спасательных подводных снарядов и водолазного оборудования, а также проведена отработка организации и методики взаимодействия СПС и СПЛ, приема «спасенных» «сухим» и «мокрым» способами. Кроме того, отрабатывались маневры СПЛ в районе «аварийной» ПЛ.

БС-486 Комсомолец Узбекистана — 1975 г.

За время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок спасательными подводными снарядами и 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 м. Шесть акванавтов находились под давлением 19 сут 11 ч 40 мин.

В октября 1981 г. «Комсомолец Узбекистана» участвовала в спасение экипажа ПЛ C-178. В связи с успешным использованием в ходе этих работ «Комсомолец Узбекистана» известный советский подводник, бывший командир гвардейской краснознаменной ПЛ С-56 Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Г.И.Щедрин сказал: «Горжусь, что такая сложная операция, как переход под водой из одной подлодки в другую, впервые была проведена в советском Военно-морском Флоте!».

Аварии на подводной лодке. Декабрь 1981.
На находившейся в Тихом океане подводной лодке «БС-486 Комсомолец Узбекистана» из-за прогара кольца выхлопного клапана в отсеки пошёл угарный газ. Большая часть экипажа, отравившись, потеряла сознание. Погибли 2 моряка.
http://www.adsl.kirov.ru/projects/articles/2009/11/24/spasatelnaya_podvodnaya_lodka_lenok/

* * *

С-486, БС-486 «Комсомолец Узбекистана» (выборочно)

Готовя материал по бригаде подводных лодок, стоявших на Марчекане я нашёл снимок подводной лодки, входящей в бухту и подписью – «Ленок Б-940 в бухте Нагаева идёт с аварией двое погибших на борту». Захотелось больше узнать о этой необычного вида ПЛ и обстоятельствах, из за которых она зашла в бухту Магадана. Постарался по крупицам собрать информацию о её службе и о подвигах на благо служения Родине.

И горько сожалеть о том, что ни одной из двух этого типа субмарин не оказалось в составе флота и на ходу, когда затонул «Курск». Может тогда пришлось бы не доставать из отсеков трупы, а радоваться с теми, кто остался жив? За это отдельное мое спасибо тем, кто целенаправленно уничтожал мою страну и ее армию и флот!

Итак, встречайте! Рассказ пойдет о большой спасательной лодке БС-486 проекта 940 «Ленок».

БС-486 Комсомолец Узбекистана в бухте Нагаева.

Спасательная подводная лодка проекта 940 «Ленок» («Комсомолец Узбекистана») входила в состав подводных сил Тихоокеанского флота. За период эксплуатации с подводной лодки-спасателя было выполнено 37 всплытий и посадок спасательных подводных аппаратов (СПА), 942 спуска водолазов на глубины до 200 метров, проведено 24 вывода людей с глубин 60 и 115 метров при помощи СПА. Единственная и уникальная – так до сих пор называют моряки спасательную подводную лодку БС-486 «Ленок» Тихоокеанского флота.

Историческая справка.

1973 год
5 февраля 1973 года зачислена в списки кораблей ВМФ.

1974 год
22 февраля 1974 года заложена в цехе судостроительного завода им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольске-на-Амуре как спасательная подводная лодка.

1975 год
7 сентября 1975 года спущена на воду (выведена из цеха).

1976 год
30 июня 1976 года вступила в строй.

1976 год
11 августа 1976 года включена в состав 19-й бригады 6-й эскадры подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского флота. Лодка принята в опытную эксплуатацию.

1976-1978 года
С октября 1976 года по сентябрь 1978 года проходила опытную эксплуатацию. За время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок спасательными подводными снарядами (АС-2 и АС-3 проекта 1837) и 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 метров.В одном из экспериментов 6 специалистов-глубоководников находились под давлением 19 суток 11 часов 40 минут. Опытная эксплуатация. Участвовала вместе с СПС и водолазами в проводимых на ТОФ мероприятиях по допоиску, обследованию и подъему затонувших предметов военной техники (торпед и вертолета).

1977 год

3 августа 1977 года переклассифицирована в большую спасательную подводную лодку, присвоен новый номер «БС-486».

1978 год

В марте 1978 года приняла участие в поиске и подъеме вертолета «Ка-27» с глубины 90 метров, упавшего с борта крейсера «Адмирал Сенявин».

За успешно проведенное глубоководное испытание каждый член экипажа получил почетную награду – именную брошюру «Конституция СССР».

В октябре 1978 года переход на Камчатку. Сложный и очень ответственный, потребовавший от экипажа подлодки неимоверной самоотдачи и мужества. Приняла участие в поиске и подъеме боеголовки межконтинентальной баллистической ракеты, затонувшей у берегов Камчатки при аварии ракетного оружия на борту ПЛ проекта 667Б.

1980 год

Совершила переход в Южно-Китайское море. Участвовала в поиске и подъеме упавшего с 16-метровой высоты Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину.

1980 год

9 июня 1980 года лодке присвоено почетное наименование «Комсомолец Узбекистана».

1981 год

С 22 по 24 октября 1981 года принимала участие в спасении подводников с затонувшей на подходах к проливу Босфор Восточный ПЛ «С-178», выполнив впервые в мировой практике спасение подводников из затонувшей пл в подводном положении. Всего на борт спасательной пл было принято 6 подводников. Пожалуй, она остается одной из самых известных спасательных операций, проведённых «Комсомольцем Узбекистана».

Спасение С-178 спасательной БС-486.

Из воспоминаний Николая Смородинова: «Произошло это у острова Скриплева. Столкнулись подводная лодка «С-178» и теплоход «Рефрижератор-13». На Морском кладбище до сих пор стоит рубка этой лодки, тогда погибло тридцать восемь человек. Из-за ошибки штурмана теплоход одновременно с лодкой двигался через одну точку, и заметили они друг друга в последний момент. На лодке попытались принять вправо, уклоняясь от столкновения, но было поздно. Теплоход буквально под прямым углом врезался ей в борт, пробоина получилась величиной с грузовик. Лодка легла на дно.

Вызвали нас. Водолаз обнаружил затонувшую лодку, поднялся на корпус. Постучал, наладил какую-никакую связь. Потом мы долго маневрировали, выбирали место. Бросили носовой якорь, закрепились. Водолазы снаружи корректировали. Потом, когда уже стало ясно, что вот так — и никак иначе, седьмая тройка закрепила ходовой конец. Натянули его от нашей водолазной площадки к их правому верхнему торпедному аппарату.

И вот по этому концу мы их вытаскивали. Очень сложная была работа, потому что на этот случай просто нет никаких условных знаков, так что водолазам и членам команды потерпевшей бедствие лодки пришлось просто на ходу придумывать, как общаться…».

1981 год

Из воспоминаний Николай Смородинова: «В Охотском море в 1981 году проводились проверки секретных подводных кабелей, идущих из Магадана на Камчатку. Корабли, проверявшие эти кабели, поднимали их со дна, укладывали на специальные ролики и проходили по всей протяженности. И вот на севере Камчатки обнаружился контейнер подслушивающего устройства, который посчастливилось найти, но, как это бывает в американских боевиках, тут же упустить под воду. Для поисков и подъема устройства была вызвана лодка-спасатель «Комсомолец Узбекистана». С поисковыми работами экипаж справился успешно…».

Как было сказано выше – помощь при подъеме «Кокона» осуществляла БС-486 «Комсомолец Узбекистана», позже принимала участие в поисках аналогичных устройств в Охотском море.

В декабре 1981 года «Ленок» вышел в залив Шелихова на поиск гидрофонов (по другой версии для поисков аппаратов USA «Кокон» для снятия информации с подводных кабельных линий связи), где он едва не превратился в «Летучего Голландца».

7 декабря 1981 года подводная лодка под командованием капитана 2 ранга Копылова Юрия Васильевича находилась в акватории Охотском море. При очередном всплытии в надводное положение была дана команда на пуск дизеля, что и было выполнено.

Тихоокеанский Ленок БС-486 Комсомолец Узбекистана в доке с аппаратами на борту.

Во время всплытия произошла авария. В дизельном двигателе, продувавшем балласт и вентиляцию, прогорел компенсатор. В результате двуокись углерода пошла в систему вентиляции.

Через некоторое время находящиеся на мостике заметили об отсутствии докладов из центрального поста, на вызовы по ГГС тоже никто не отвечал. При осмотре центрального поста было обнаружено, что личный состав находится без сознания. В отсеки БС-486 «Комсомолец Узбекистана» поступило большое количество угарного газа, в результате чего из 105 человек, находящихся на борту, 86 потеряли сознание, а у старшины 1-й статьи Ямалиева Валерия и матроса Ушакова Александра не выдержали легкие и они скончались.

Дизель был остановлен, отсеки провентилированы, вынесли наверх пострадавших. Один рулевой-сигнальщик вынес по 10-метровой шахте аж десятерых и сам свалился замертво. По результатам проверок количество двуокиси в носовом и кормовом отсеках лодки в сто раз превышало смертельную дозу.

Подводная лодка была вынуждена зайти в бухту Нагаева, наиболее пострадавший личный состав экипажа был передан на берег и размещен в базовом лазарете. Тела погибших были упакованы в цинк и отправлены на родину. Мелкий ремонт «БС-486» был осуществлен в Магадане силами ремонтной бригады, прибывшей для этого из Ленинграда.

1983 год

1983 год сентябрь
В сентябре 1983 года БС-486 «Комсомолец Узбекистана» принимала участие в поиске останков южнокорейского самолета «Boeng-747» сбитого в воздушном пространстве над островом Сахалин 1 сентября 1983 года при выполнении им разведывательного задания. На поверхность были подняты «черные ящики» самолета и получены вещественные доказательства об отсутствии на борту пассажиров.

Да, именно советским военным морякам и именно с «Ленка» удалось найти «черные ящики». Специалистам удалось расшифровать их данные. Но текст работал не в пользу версии американцев. Видимо, тогда же советская и американская стороны просто достигли соглашения… И постарались тайну, не выгодную обеим сторонам, спрятать подальше и поглубже.

Капитан 3-го ранга запаса Юрий Клебанов, служивший на «Ленке» в электромеханической боевой части с 1979 по 1992 годы: «В сентябре 1983 года наш спасатель стоял в заводском ремонте. По тревоге на поиски «Боинга» с лодки забрали всех наших водолазов и командиров спасательных снарядов. Погружались они, как потом рассказывали, с борта спасательного корабля на его снарядах. Самолет обнаружили сразу, он развалился на три кучи обломков. Наши водолазы погружались на спасательных снарядах, рискуя, заплывали в них прямо в громоздившиеся обломки обшивки, копались на самой «перспективной» акватории, там, где находились обломки носовой части и кабины. Там они и нашли «черные ящики»…».

1981-1982 года

Прошла модернизацию, предусмотренную проектом, и связанную с совершенствованием спасательных аппаратов (под проект 1837К);

1982 год

На ПЛ для базирования переведены аппараты АС-14 и АС-19 проекта 1837К;

1987 год

В марте 1987 года принимала участие в поиске и подъеме баллонов ВВД, потерянных ПЛ К-322 проекта 971 при взрыве в забортном пространстве.

При наведении СПЛ на находящийся на грунте ПА АС-19 проекта 1837К, СПЛ произвела покладку якоря на ПА. ПА получил повреждение корпуса, иллюминаторов и другого оборудования. Аппарат был поставлен в ремонт.

1989 год

В марте 1989 года принимала участие в поиске и подъёме деталей и узлов палубного самолета Як-38 с глубины 11 метров.

1990 год

Поставлена в средний ремонт на СРЗ-92 в бухте Золотой Рог.

1992 год

В январе 1992 года в связи с отсутствием средств прекращен ремонт. Корпус лодки оставлен в бухте Золотой Рог на прикол.

15 февраля 1992 года упразднено наименование «Комсомолец Узбекистана».

1995 год

13 февраля 1995 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации.

1 сентября 1995 года был расформирован экипаж.

2001 год

Продана для разделки на металл китайской фирме.

Печальный итог. Из воспоминаний Николая Смородинова.
С лодки Николай ушел в 1998 году. На какое-то время он уезжал во Вьетнам. А когда вернулся, узнал, что «Комсомолец» стоит в сухом доке.

Время было сложное, и когда лодка была уже отремонтирована на 80%, у властей просто не оказалось средств, чтобы ремонт завершить. Так она и осталась в полуразобранном состоянии, а потом ее и вовсе продали Китаю.

Судьба «родной сестры» БС-486, находившейся в распоряжении Северного флота, и вовсе крайне туманна. Ни слуху ни духу о ней нет уже многие годы.

А между тем, будь она на ходу, вполне возможно, история с «Курском», погибшим именно в северных водах, оказалась бы менее печальной. Именно такое средство, как лодка серии «Ленок», вполне могло бы помочь в спасении экипажа, уверен Николай. «Курск» находился на небольшой глубине — 118 метров, что меньше, чем его собственная длина от носа до кормы. Работы для экипажа «Комсомольца Узбекистана» — часов на пять.

Не так давно прошли слухи, что несколько лет назад китайские власти запрашивали документацию на купленную лодку. Учитывая, что в этой стране широко используется практика реставрации купленных судов и создания в них музеев, возможно, «Комсомолец Узбекистана» и правда еще цел. Жаль только, что стоит он у чужого берега…».

Трофейный Кокон из Охотского моря.

Огромная благодарность за материалы и фотографии при создании статьи:

Николаю Смородинову,
Вице-адмиралу Анатолия Алексеевича Кузьмину, командира 9-й эскадры,
Вице-адмиралу в отставке Георгий Щедрину,
Капитану 3-го ранга запаса Юрий Клебанову,
Группе «Ленок» на «Одноклассниках».
http://www.kolymastory.ru/glavnaya/171-obrpl-420-odpl/s-486-bs-486-komsomolets-uzbekistana/

https://afanarizm.livejournal.com/103394.html
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dss/940/BS-486/BS-486.htm
http://www.submarines.narod.ru/Avarii/5_940_486_1981_12.html

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.