Как «Квазары» Москву покоряли Искусство История Старые фото

Как «Квазары» Москву покоряли

Много поучительного для современности можно почерпнуть из истории музыкальной жизни Узбекистана 1960-1970-х годов. Это было, среди всего прочего, время триумфального наступления на советскую землю «Битлз» и «Роллинг стоунз». Идеологической машине центра и периферий приходилось предпринимать все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы не только сдержать битлов-ролингов, но, если надо, дать моде чемберленов адекватный ответ. Показательна в этой связи история вокально-инструментального ансамбля (ВИА) «Квазары» из далекой Бухары, их успехи на всесоюзном и республиканских телевизионных конкурсах, гастроли по республикам Союза, переполненные залы, толпы поклонниц – в этой необычности, на наш взгляд, достаточно ярко отразились все перипетии того времени.

Новая, передовая, качественная музыка рождается там, где есть, – как это ни парадоксально, – мощная индустрия, успешные заводы, фабрики.

Бухарская область тех лет – это целых три всесоюзных стройки. Инженеры, приезжавшие строить газлинский газопровод, навоийский химический и бухарский текстильные комбинаты, привозили с собой вместе со своим интеллектом и современные культурные веяния, субкультуру. Рок-музыка переваривалась в клубах индустриальных гигантов, здесь рождались необычные для своего времени коллективы («Квазары» в их числе; кроме последних в городе возникло еще несколько групп). Рок в провинциальных городах Узбекистана начал дышать почти одновременно с роком столичным, ташкентским.

Как «Квазары» Москву покоряли

Далее. Современные музыкальные группы возникали и возникают вокруг сильных характером менеджеров, коллективных лидеров, могущих находить ответы на вызовы времени. Такими качествами обладал первый секретарь Бухарского обкома партии Каюм Муртазаев. Он работал до данного места назначения секретарем ЦК ВЛКСМ, первым секретарем Ташкентского горкома партии. Подобный симбиоз молодежного лидера, и человека, знающего ходы и выходы в столице, фактически помогал хорошим начинаниям местной молодежи. Обком оригинальным образом побеждал повальную битломанию, соединив ее с, казалось бы, с абсолютно несоединимым – многовековым городским и сельским фольклором.

Что ещё почитать:  Хирман на авто

Фольклор в Узбекистане изучался и изучается в академических структурах столиц, он изучался, консервировался и в провинциальных вузах. В Бухарском пединституте работали командированные со многих республик Союза профессора, доценты, преподаватели (один из них – ленинградец Сергей Иванов, выдающийся переводчик стихов Алишера Навои). Здешние ученые вместе с артистами скрупулезно собирали народные песни, отправляясь за этим в дальние кишлаки и аулы.

Как «Квазары» Москву покоряли

«Квазары» остались в нашей памяти, прежде всего, начинаниями в жанре узбекского фолк-рока, в частности, двумя аранжированными на современный лад старинными бухарскими песнями «Мургак» и «Уштур» – веселой, легкой, незатейливой музыкой с вечными философскими ценностями в стихах. ВИА сумели найти свой неповторимый почерк, синтез древнего и молодого, вовлечь в свою аудиторию и стариков. Их, эти песни, исполняют и сейчас, не подозревая кому они обязаны приходом на профессиональную сцену.

Для хорошей музыки нужны мощные структуры поиска одаренной молодежи. В начале 1970-х популярным в Союзе был конкурс «Алло, мы ищем таланты!». Достаточно сказать, что это творческое соревнование во многом помогло вырасти великим «Ялла», группам в других национальных республик Союза. В его недрах выросли и «Квазары».

Сочетание лучшего в мировой и национальной музыке, плавильный котел культур становятся возможными благодаря продуманной, мобильной миграции. В Бухаре, других городах Узбекистана рождался и распространялся «местный авангард», авангардисты подхватили тот самый фольклор, вдохнув в него новую жизнь. Интернациональным был и состав «Квазар».

Квазары – астрономические объекты, являющиеся одними из самых ярких в видимой Вселенной. Название бухарскому ВИА было придумано с легкой руки физиков: дали о себе знать вполне естественные претензии молодых людей на вселенскую известность – все остальное должны были дополнить композиторы, певцы, поэты, те самые менеджеры, которые обеспечивали творческую и материальную самодостаточность, не жалели средств на инструменты, аппаратуру, костюмы, командировки поездом, самолетом, теплоходами.

Что ещё почитать:  План Ташкента, XIX век

И еще о роли личности в музыкальном прогрессе. Основатель «Квазар» Раби Акилов, профессиональный артист, был другом В.Высоцкого, является другом А.Маслякова. И это не просто автографы в записных книжках. Здесь наличествует, скажем так, единство помыслов и талантов. Музыкальные способности Раби Салихович перенял от отца, игравшего в эмирском духовом оркестре, развил их в общении с Мухтаром Ашрафи, другими выдающимися композиторами…

Н. ШОХИН, фотоснимки бухарских ВИА на всесоюзных конкурсах из личного архива Тимура Кансирова.

Источник.

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.