Архитектор Шехтель и павильон Туркестана в Москве (1923) История Старые фото Ташкентцы

В. Лаврова:

Архитектор Шехтель и павильон Туркестана в Москве (1923)

Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926) — «отец» русского модерна. Один из крупнейших российских зодчих рубежа XIX—XX столетий. Признанный лидер русского модерна — последнего архитектурного стиля дореволюционной Москвы, во многом определившего её облик.

«Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист».

Фёдор Шехтель спроектировал павильон Туркестана на Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве (1923), а так же ирригационные сооружения и посёлки в Голодной степи.

Павильон Туркестана, оказавшийся впоследствии одним из интереснейших на кустарно-промышленной выставке 1923 г., был отдан для проектировки Шехтелю, так как он считался «знатоком истории и быта края». В правом крыле должны были располагаться экспонаты из Хивы и Бухары. Павильон был построен в стиле мечети Шейхантаур. Вся внутренняя часть держалась на колоннах в стиле мечети мавзолея Шахи-Зинда. Предполагалось, что внешняя и внутренняя роспись павильона будет произведена артелью художников-туркестанцев.

Последняя постройка Ф.О. Шехтеля.

В начале 1920-х годов, видимо, в связи с присоединением к советской России союзных республик «на местах» наблюдалось развитие национальной архитектуры. Даже такой заядлый классицист, как И.В. Жолтовский, работая в Дагестане, строит здание с использованием национальных мотивов (правда, это было в 1927 г.). В центре эта тенденция проявилась при строительстве и проектировании Центральной кустарно-промышленной выставки 1923 г. Одной из самых ярких построек выставки стал павильон Туркестана, последняя серьёзная работа Ф.О. Шехтеля.

В самом начале 1920-х годов Шехтель, ещё будучи председателем Московского архитектурного общества, был приглашён И.Э. Грабарём в Самарканд с целью обследования памятников архитектуры. Как пишут исследователи, скорее всего, экспедиция не состоялась. Но древние памятники Средней Азии бесспорно оказали влияние на Шехтеля при работе над павильоном Туркестана.


Сама история выставки подробно описана в журнале cocomera. Её образное решение было найдено в результате проведённых в октябре 1922 г. конкурсов на Художественный плакат выставки (председатель жюри — Шехтель), на составление ситуационного плана и отдельных зданий.
Шехтель принял участие в конкурсе на генеральный план выставки, который впоследствии выиграл И.В. Жолтовский. А мастеру модерна достался только павильон Туркестана. Что примечательно, на выставке были представлены все используемые в 1920-х гг. стили: неоклассицизм был выражен в триумфальной арке главного входа Жолтовским, национальное зодчество — в частности, Шехтелем. Первая реализованная постройка советского авангада — павильон «Махорка» К.С. Мельникова — тоже была представлена на выставке 1923 года.

Проект изначально был масштабнее реализованного здания и включал в себя обширный внутренний двор. (рис.)
Также Шехтель разработал проект павильона для торговли туркестанскими сухофруктами, лапидарная композиция которого была дополнена живым навесом из вьющихся растений (рис.)
Как все сооружения Шехтеля, павильон отличался, чёткой проработкой деталей, которая хорошо видна на фотографиях. Вид павильона в профиль (рис.).
Место расположения последней постройки Ф.О. Шехтеля благодаря С.Г. Величко можно увидеть на oldmos.ru.

* * *

Фёдор Осипович Шехтель (Франц Альберт Шехтель)

(Франц-Альберт Шехтель, нем. Franz Albert Schechtel; 26 июля (7 августа) 1859, Санкт-Петербург — 7 июля 1926, Москва) — русский архитектор, живописец, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий.
Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.

9 фактов о Фёдоре Шехтеле

  • В ряде источников местом рождения Шехтеля называется Саратов, однако туда его семья переехала из Санкт-Петербурга лишь в феврале 1866 года, когда будущему архитектору было шесть лет.
  • Когда семья юного Шехтеля перебралась в Москву, его мать стала экономкой у известного предпринимателя и мецената Павла Третьякова.
  • Работая в молодости иллюстратором в московских журналах, Ф. Шехтель подписывался инициалами «Ф.Ш.» или псевдонимом «Финь-Шампань».
  • В январе 1894 года Шехтель получил свидетельство Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел на право «производить работы по гражданской строительной и дорожной частям». В качестве экзаменационной работы он представил проект особняка Морозовой на Спиридоновке. Однако даже после этого не имевший законченного архитектурного образования Шехтель не получил права официально называться архитектором. Свои проекты он подписывал словами «техник архитектуры».
  • Максиму Горькому, которого Сталин поселил в особняке Рябушинского, особняк не понравился. Он говорил о нем так: «дом нелеп, но работать можно».
  • Именно Федор Шехтель создал эскиз занавеса со знаменитой эмблемой Художественного театра — летящей над волнами чайкой.
  • Младший сын архитектора Лев Федорович стал художником и теоретиком искусства.
  • Артист Вадим Тонков, создатель образа Вероники Маврикиевны, приходился Шехтелю родным внуком.
  • Именем Федора Шехтеля названа малая планета № 3967 — «Shekhteliya», открытая сотрудником Крымской астрофизической лаборатории Л. И. Черных.

Архитектурный стиль историзм, романтический модерн, протофункционализм («рациональный» модерн), неоклассицизм.

Шехтель создал более 200 архитектурных проектов, более 80 построенных им зданий сохранились. Среди самых известных проектов Федора Шехтеля — особняк Морозовой на Спиридоновке (1893), здание Ярославского вокзала (1902), особняк Рябушинского на Малой Никитской (1900), собственный особняк в Ермолаевском переулке (1896), особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901), дом Московского общества страхования от огня и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), здание Художественного театра (1902), банк Рябушинских на Биржевой площади (1903–1904), типография «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912).


Павильон Туркестана, оказавшийся впоследствии одним из интереснейших на кустарно-промышленной выставке 1923 г., был отдан для проектировки Шехтелю, так как тот считался «знатоком истории и быта края». В правом крыле должны были располагаться экспонаты из Хивы и Бухары. Павильон был построен в стиле мечети Шейхантаур. Вся внутренняя часть держалась на колоннах в стиле мечети мавзолея Шахи-Зинда. Предполагалось, что внешняя и внутренняя роспись павильона будет произведена артелью художников-https://architip.livejournal.com/24513.htmlтуркестанцев.

На сегодняшний день известно о более чем 210 архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Около 86 возведённых по проектам Ф. О. Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из сохранившихся построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.

* * *

Книга Фёдор Шехтель. Романтический зодчий модерна.

рис. Шехтель. Павильон Туркестана.

фото: Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923, Россия, Москва, ЦАО, Якиманка, ЦПКиО им. Горького.

открытие выставки 19.08.1923

Список проектов и построек Ф.О. Шехтеля. много фото.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1637588
https://architip.livejournal.com/24513.html
http://polit.ru/news/2014/08/07/shehtel/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шехтель,_Фёдор_Осипович

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.