Салар и Костёл Старые фото

Tursunali Kuziev:

Вербное воскресенье у православных друзей. Поздравлю, желаю им здоровья и всех благ.
Выставляю две редкие фотографии Католического храма. Фотографии из частного архива, им около 100 лет.

38 комментариев

  • Рахим:

    По моему этот район в простонародье называли «Шанхай»? Помню сюда с Пионерской ходил автобус N3.

      [Цитировать]

    • Усман:

      3-ий автобус после землетрясения продлили, он стал ходить с 6-го квартала до Сельмаша. «Шанхай», наверное, позднее слово, появилось с репатриантами из Харбина и Шанхая. А раньше говорили «нахаловка».

        [Цитировать]

      • акулина:

        Шанхаями обычно называли маленькие домишки, лепившиеся друг к другу

          [Цитировать]

        • Энвер:

          Акулина права. И один из городских райончиков с подобными застройками (типа «одноэтажные трущобы») как-раз существовал в низине неподалеку от костела. Так и назывался в народе «шанхаем».

            [Цитировать]

        • Усман:

          Репатрианты из Харбина и Шанхая стали возвращаться в СССР после 1945 г. Тогда и возник жаргонизм «шанхай, шанхайчики». Есть же гугл. Зачем фантазировать?

            [Цитировать]

          • Энвер:

            Усман «не надо фантазировать» — 1) с ташкентского шанхайчика были знакомые пацаны в 60х годах, никак не из репатриантов, 2) сей термин употреблялся и в других городах применительно к райончикам подобной струтуры, знаю. Ныне Шанхай другой и термин, обозначающий трущобы, меняется на «фавелы», хотя репатриантов из Рио нет. 3) Что это у Вас такой хамский стиль общения? Зачем? Жизнь и так «не сахарная», и тут еще напряги в общении создавать, ну зачем???

              [Цитировать]

            • Энвер:

              P.S. Кстати, почему не «харбинчики» тогда уж?

                [Цитировать]

              • Шанхай был и в Челябинске. Шла промзона, а за ней совсем уж ужасный район — Шанхай. В Красноярске по склону расползались хибарки и избушки — Кронштадт! Какая тут логика? Наверное, только горький юмор. Нахаловки — повсюду, где строили без разрешения. Это наша жизнь!

                  [Цитировать]

  • Был в Ташкенте неделю назад с семьей — 25 марта 2018 года. Вот тут вывешивал фотографии и в том числе костела https://www.facebook.com/konstantin.gorozhankin/posts/10215170137831288 . Она сейчас возвышается над этой частью города — красавец. Правда управляется как я понял корейской диаспорой

      [Цитировать]

    • Светлана:

      Корейской????? С чего вы взяли-то…там просто службы идут на корейском языке в том числе. И как костёлом может «управлять» диаспора. Костёлом «управляет» Ватикан. Принадлежит ордену францисканцев.
      Кстати, всех католиков — с прaздником! Сhrystus zmartwychwstal!

        [Цитировать]

      • Энвер:

        У нас, на Письмах, неск. лет назад были заметки о костеле с фотографиям, хороший материал. И там, если верно припоминаю, была информация о существенном вкладе корейской диаспоры в реставрацию костела. Возможно что поэтому голос корейской диаспоры может иметь значительный вес в делах по поддержке храма

          [Цитировать]

  • Владимир:

    Кто знает что за столб со странной конструкцией не переднем плане на первом фото?

      [Цитировать]

    • Владимир, это самый обычный столб для электропроводов различного назначения. Они и сейчас стоят вдоль железной дороги или в деревнях где-нибудь
      . Только теперь их делают из бетона, а раньше они были деревянными. Электромонтёры, чтобы починить что-нибудь на столбе, пристёгивали к ногам «кошки», два больших металлических «когтя», и так взбирались на макушку столба.

        [Цитировать]

  • Густав:

    Константин , костел является Католической церковью и управляется епископом Ежи Мацулевичем , он является нунцием ( послом ) Ватикана , без привязки к национальным диаспорам . Скорее всего вы попали на мессу проходившую на корейском языке для корейцев католиков . Так же идут мессы на английском русском и польском языках. Насколько помню священника корейца зовут отец Томаш .

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Я сама прихожанка этого храма. Теперь живу в Петербурге. Костёл его называли поляки раньше. По польски церковь это костёл. Теперь Римско-Католическая церковь. Службы идут на русском, английском и корейском. А фото действительно уникальные.

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Римско-католический храм Святейшего Сердца Иисуса
    в 1884 году начало как ‘Кафедральный собор’— трехнефный зал.
    Cтроители — военнопленные поляки + солдаты-католики.
    Возможно это их палатки…
    Передний фасад украшал витраж в виде католической «розы», стрельчатые окна
    и /главное!/ 23 скульптуры (!), изображавшими католических святых.
    Ныне фронтон заметно изменён.
    * Контрфорсы {для усилия сейсмостойкости} «замаскированы»
    под элементы декора как украшения здания.
    P.S. Cалар = река! А что делает арбакеш?

      [Цитировать]

    • Усман:

      Какие еще военнопленные-поляки? Зачем выдумывать? Строительство началось в 1912 г.

        [Цитировать]

      • НарКомПоМорДе:

        Да те самые, что в Первую Мировую сюда привезены были. Костёл слишком долго строился. Первоначальный проект — архитектор Л.Павловский. А велось строительство по проекту польского архитектора Людвига Панчакевича, который предложил свой вариант проекта.
        И началось строительство не в 1912-м году, а позднее:
        «К 1913 году профессор Пранайтис сумел приобрести у виноделов Первушиных в том же районе участок земли между «старым костелом» и Саларом. Именно здесь и решено было возвести новое здание католической церкви.
        Строительство было начато перед самым началом первой мировой войны – в 1914 году и продвигалось довольно медленно. Для ускорения работ по просьбе курата была выделена группа военнопленных – католиков, доставленных с фронта в Туркестан. По проекту костел должен был иметь трехнефный зал и высоту 25 метров с размерами 42 на 32 метра. Передний фасад должен был быть украшен витражом в виде католической «розы», стрельчатыми окнами и двадцатью тремя скульптурами, изображавшими католических святых.
        Здесь были применены и строительные приемы, позволившие усилить сейсмостойкость здания – так называемые контрфорсы, служившие и как украшения.
        Сооружение костела было почти закончено, когда в феврале 1917 года умирает Юстин Пранайтис. Лица, заменившие покойного курата, не смогли продолжить его дело в том же духе. Да и помешали события февраля – октября 1917 года.
        В этот же период – в октябре 1917-го, и в январе 1919 года в костел попало несколько артиллерийских снарядов, что послужило началом медленного разрушения здания. Обрушились декоративные украшения, исчезли статуи, многочисленные временные владельцы пытались перестраивать здание».

          [Цитировать]

        • ЛеНиН:

          НарКомПоМорДе:
          Да те самые, что в Первую Мировую сюда привезены были.
          Костёл слишком долго строился.

          Спасибо за Ваш ответ (предназначенный мне) «…на все 100».
          На Боткина многие подтверждения этому.

            [Цитировать]

        • Усман:

          Стас, сухопутный оммирал, опять нарываешься. Четко же написано: «Для ускорения работ по просьбе курата была выделена группа военнопленных – католиков, доставленных с фронта в Туркестан. » Какие поляки? Польши тогда не было, это была Варшавская губерния Российской империи. Поляки служили в РИА. В ташкентских частях и разрешали католикам один день в неделю уходить на строительство костела.

            [Цитировать]

          • НарКомПоМорДе:

            Я с вами водку не пил, и детей не крестил, так что не «тыкайте». Хоть вы и хам, и невоспитанный неуч, нахватавшийся «верхушек», но отвечу — так сказать, повежливее:
            1. Лучше бы спросили, кто автор этого отрывка из большой статьи.
            2. Те самые «католики» (для не учивших историю в школе — это вероисповедание такое — католическое) вполне себе могли быть и поляками, и окатоличенными русинами, словаками — имя им легион.
            3. Воинские части, укомплектованные «католиками», (вполне возможно, и поляками), находились в войсках Австро-Венгрии, а вот в Русской Армии существовал лейб-гвардии Варшавский пехотный полк, но далеко не факт, что он был укомплектован уроженцами города Варшава. (Как аналогия — кажется, выразилась джейн псаки — Освенцим освобождали украинцы (на том простом основании, что это был по моему, 1-й Украинский Фронт. Если ошибся в номере фронта — спецы поправят).
            4. НЕ вся Польша была герцогством Варшавским, принадлежавшим Российской Империи. Часть территории находилась в распоряжении Германской империи и Австро — Венгрии. Нужно попросту ЗНАТЬ все три этапа раздела Польши.
            5. За «адмирала» — ну что ж, вы в моей части не служили. Всю власть свою в те времена применил бы, чтобы указать вам ваше место «на шкентеле». Замучились бы палубу драить, якоря затачивать и на камбузе лагуны чистить. А про увольнительные — вообще пришлось бы забыть…
            P.S. На моих погонах действительно две звезды. Потому меня частенько называют — маленький «вице-адмирал».

              [Цитировать]

            • Усман:

              P.S. Или просто «кусок» по-армейски. С соответствующим интеллектом. Стасик, армия называлась не Русская Армия, а Российская Императорская Армия. И в остальном такие же ляпы. «Лейб-гвардии Варшавский пехотный полк» — такого полка никогда не существовало. Был такой полк: 184-ый пехотный резервный Варшавский полк. Никогда не формировался из одних поляков. Или из одних католиков. Ну,и т.д. Одни ляпы. Стасик, твой уровень — это грести на надувной лодке в бассейне на 14-ом квартале. Расти над собой. Читай побольше, пиши поменьше. Нельзя же всю жизнь куском оставаться и вспоминать, как ты издевался над салагами. Я тебя умоляю, не отвечай мне. Не интересно твой бред читать.

                [Цитировать]

              • НарКомПоМорДе:

                Увидеть бы вас, да настучать по темечку за хамство ваше. Ах, забыл, ваш уровень — вообще ниже плинтуса, склочный вы наш… Такого убогого пальцем трогать, и то жалко. Существуйте дальше, хам и невежа…

                  [Цитировать]

    • Gangut:

      ЛеНиН: А что делает арбакеш?

      Возможно, добывает песок. На сайте выложена где-то открытка с такой же арбой в Саларе. И с пояснительной подписью.

        [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    №1. https://sklyarevskiy.livejournal.com/2169016.html
    №2. https://www.liveinternet.ru/users/5153342/post395478570
    №3. Моя бабушка ТАМ окрещена в 1904 году.

      [Цитировать]

    • Усман:

      Ее окрестили в старом костеле. В «Доме польского общества».

        [Цитировать]

    • ЛеНиН:

      Предки рождены > в Бухаре / из Польши >>> это КАК ?
      В УзАрхиве нет обратных данных. Искал=не нашёл!
      Буду признателен тем, кто предоставит ВСЕ версии.

        [Цитировать]

      • Светлана:

        Прадед мог попасть в Туркестан как рекрут. Ведь Келецкая губерния тогда была под Российским забором. Прабабка — могла приехать, как помощница по дому с какой-нибудь польской семьёй там, какого-нибудь польского офицера (если она тоже с польских территорий, которые были под Россией). Вариантов достаточно могло быть…

          [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Да, Усман, наверное, Вы правы.
    Ключевое слово»костёл» есть, отсюда путаница
    > архивные документы сохранены в одном переплёте
    .
    Видеолекторий «Ферганы.Ру»: Ташкентский католический собор

      [Цитировать]

  • шамиль:

    Лидия , Вы правы ! Слева , от костела , дома назывались —НЬЮ-ЙОРК , а с права — КОСТЕЛСКИЕ ! мои одноклассники ,жили по обе стороны костела ……

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Эта площадь была шумной. Близость многих предприятий
    (ВинЗавод, ТашСельМаш, 84-й завод / через проходную Авиагородка/,
    ТашГазоАппарат, толпы студентов из ТашМИ.
    Помню там была столовая рядом с мебельным магазином…
    Неблаговидный вид на ‘Шанхай’
    был закрыт композиционой стеной памятника Ахунбабаеву (?)
    около автобусной остановки и трамвайного кольца.
    Улица Фигельская 2-х уровневая. Чётная сторона >
    между железной и автомобильной дорогой.
    Нечётная>’Шанхай’ в низине Салара — самострой.
    На первом фото = именно отуда заехал арбакеш в речку.
    P.S. Светлана: Вам CПАСИБО за вариант версии!
    Когда я задавал этот вопрос моей бабушке
    она молча прикладывала указательный палец к губам
    .
    «… Если же рассказывать толково и подробно…
    то эту жизнь надо со всех сторон копать: и с начала, и с конца, и посередке.
    А если копать с усердием, такое выкопаешь, что не обрадуешься.
    Ведь любая судьба к посторонним людям – чем повернута?
    Конспектом. Оглавлением… В иную заглянешь и отшатнешься испуганно:
    кому охота лезть голыми руками в электрическую проводку этой высоковольтной жизни
    * * *
    Дина Рубина. «На солнечной стороне улицы». Часть первая.

      [Цитировать]

    • Art68:

      1. памятник Хамзе ( район был Хамзинский)
      2. если речь о мебельном магазине, что был когда то на Сельмаше, то он все таки далековато от Костела-)

      а так все верно, в низине Салара самострой называли «Шанхаем»

        [Цитировать]

    • Светлана:

      А жаль, что Ваша бабушка ничего не рассказывала. Правда. Вот моя бабушка рассказывала всё. Никогда не скрывала, что она полька, имеет родных заграничных и даже была в Польше. Я всегда, с самого детства знала, что во мне есть польская кровь. Теперь живу в Польше и мой сын знает историю не только своей прабабки, но и прапрадедов и прапрабабок:)))

        [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Да-да-да, памятник Хамзе! Сомнения были, поэтому поставил вопрос.
    Просто все памятники похожи как братья. Кечерасиз!
    * Cпутал с памятником, который был на месте гостиницы Москва.
    Art68: На СельМаше был Мебельный салон, а на ТашМИ
    мебельный магазинЧИК перед поворотом на Ассакинскую>Каблукова.
    Покупал там брезентовую раскладушку для хлопковой компании.
    На том пятачке было много разных лавочек:
    пирожковая, ремонт часов, парикмахерская, кондитерская…
    Всегда там брал миндальные печенья. Вкууусные!!!

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Почему, каждый раз, когда возникает интересный диспут,
    всё скатывается на банальные оскорбления?
    Зачем реагировать на гадкие комментарии незнакомых =
    лучше их игнорировать и не поддаваться на их провокации,
    не вступая в ненужный спор для отрицательных эмоций, гнуснейшие из гнусных.
    «Ребята, давайте жить дружно! » Ведь все МЫ земляки-односельчане
    .
    > Светлана: Конечно, ОЧЕНЬ жаль!!! Но было другое время…
    Такое, что с польской фамилией можно было и к стенке загреметь.
    Среди жертв массовых политических репрессий в СССР
    поляки составили одну из самых многочисленных национальных групп.
    Что толку что поcле потОм реабилитировали???
    Не вдаваясь в исторические сюжетные дебри >>>
    cкажу что Ваша бабушка — отчаянно храбрый человек
    !
    А лично Вам = Честь и Хвала
    за сохранение семейной ветки родословной линии-
    дети и внуки попозже /я уверен /скажут Вам :»Спасибо!»
    * * *
    «Jeszcze Polska nie zginęła !..»

      [Цитировать]

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.