Евгения Константиновна Обухова Tашкентцы Искусство История Старые фото

Пишет Лидия Козлова в своём блоге.

В альбоме Евгении Константиновны Обуховой хранились дорогие для неё фотографии… Где они находились? В Ташкенте, где прошли последние годы балерины? Или остались в Ленинграде у кого-то из родственников? В 2012 году на антикварном аукционе появились фотографии, которые определённо принадлежали ей.

Молодому Узбекскому Балету повезло! Среди самых первых педагогов классического танца оказалась воспитанница Петербургского театрального училища и балерина Мариинского Театра эпохи Петипа — Евгения Константиновна Обухова!

«ОБУХОВА Евгения Константиновна (22.4.1874, Петербург — 28.3.1948, Ташкент), сов. артистка, педагог. Окончила Петерб. театр. уч-ще. В 1892 — 1910 работала в Мариинском т-ре. Партии: Гамзатти («Баядерка»), Жена хана («Конёк-Горбунок») и др. В 1917 — 1924 преподавала в Школе рус. балета под рук. А.Л. Волынского (Петроград), Ленингр. художеств. студии хореографич. иск-ва, а также в Узб. респ. балетной школе им. Тамары Ханум (1935 — 41) и балетной студии Т-ра им. Навои (1944 — 48). Педагог-репетитор Ташкентского т-ра им. Свердлова (до 1944) и Т-ра им. Навои (1944 — 48). Среди учеников: Г.Б. Измайлова, М. Тургунбаева, Х.А. Камилова, Г.Н. Маваева, Р. Тангуриев, К. Юсупова».

Мне не совсем понятно, почему Обухову в Энциклопедии назвали советской артисткой. Ведь 18 лет (с 1892 по 1910) она танцевала на сцене Императорского Театра. Нет, Евгения Константиновна не входила в число легендарных балерин Мариинки. Но она успешно танцевала с ними на одной сцене. У неё было своё место в труппе, свои партии и своя индивидуальность.

Когда-то Мариус Иванович подписал двадцатилетней Жене фотографию: «На память талантливой и исполнительной артистке госпоже Обуховой». Эта фотография появилась на аукционе 27 сентября 2012 года.. http://www.kabinet-auktion.com/auction/books12/166/

На обратной стороне автограф Е.К. Обуховой: «№3. Мариус Иванович Петипа глава балетмейстер и педагог по мимике». Наверное не «глава балетмейстер», а «главн. балетмейстер»?

Талант Евгении Обуховой был многогранен. Свидетельство тому — шарж, придуманный братьями Легат. Балерина в пачке, на одной ножке- балетная туфелька, на другой — русский сапожок! В одной современной диссертации почему-то решили, что это «живописная метафора ущербности работы артиста — имитатора» и попрекнули балерину которую никогда не видели ни на сцене, ни в жизни «духовной незрелостью»,. Какая чушь! Именно редкую способность Обуховой, как к характерному, так и к танцу классическому подметили Легаты. Среди многочисленных довольно злых карикатур на «товарищей в искусстве дивном», эта акварель самая комплиментарная.

https://neoantik.ru/tubus.php?prod=300567

Набор иллюстраций №29.1. Русский балет в карикатурах: рисунки братьев Легат. Выпуски 1-4 Е.К. Обухова.

Но надо отдать должное, именно в той злополучной диссертации больше, чем где-либо сказано о репертуаре балерины: » Воспоминаний о ее творчестве осталось крайне мало. Известно, что она исполняла самый разнообразный репертуар. В ее послужном списке и характерные роли, например, центральная партия во II рапсодии Ф. Листа (хореография Л. Иванова) или танец Испанских вин в дивертисменте балета М. Фокина на муз. А. Рубинштейна «Виноградная лоза» (1906 год); также партии демихарактерных и фрагменты из классического репертуара [73]».

Запись в дневнике Мариуса Ивановича (18 мая 1903года): » Вечером дают оперу «Жизнь за царя» по случаю 200-летия Санкт-Петербурга. Мазурка — Гердт, Кшесинский-отец, Лукьянов и Гиллерт. Г-жи Кшесинская, Преображенская, Седова и Обухова. Я все время оставался дома. Спектакль был лишь для приглашенных». Речь, видимо, идёт о Кшесинском и его дочери Юлии. Феликс Кшесинский считался лучшим исполнителем мазурки. Евгения Обухова среди первоклассных танцовщиков!

Дошедшие до нас фотографии запечатлели обе творческие ипостаси балерины:
http://sankt-peterburg.verro.ru/numizmatika-i-kollektsionirovanie/balerina-e-k-obuhova-foto-imperatorskih-teatrov-562640.html

Балерина Е. К. Обухова. Фото Императорских театров.

http://www.kabinet-auktion.com/auction/books12/165/ Е.К. Обухова. «Боярский танец». 1895?

http://www.kabinet-auktion.com/auction/books12/165/ На обратной стороне автограф Е.К. Обуховой: «№ 19. Е.К. Обухова. «Боярский танец». Исполнялся мною в Monte-Carlo». 1895?

В год смерти Мариуса Петипа (1910) Евгения Константиновна покидает сцену Мариинки. По законам того времени отставным артистам Императорских Театров полагалась вполне приличная пенсия. Но по ходу революционных событий в России о пенсиях забыли на целых 20 лет. Значит, после 1917г. Обухова свою пенсию не получала и должна была зарабатывать на хлеб? Биография балерины изобилует белыми пятнами. Кто родители Евгении Константиновны? Была ли она замужем? В труппе Мариинки артисты существовали династиями. В частности, была династия артистов балета Легат-Обуховых. Имела ли Евгения Константиновна отношение к ним? Состояла ли в родстве с Михаилом Константиновичем Обуховым, танцовщиком и перспективным молодым педагогом? Ответы на эти вопросы , возможно, помогли бы понять, как Обухова оказалась в Ташкенте? Ленинград 30-х годов был кипящим творческим котлом. Театры, студии, концертные объединения возникали, лопались, переименовывались, сливались воедино и разлетались на мелкие кусочки — в общем, работа бы нашлась… Ведь Евгения Константиновна была востребована, преподавала в новых хореографических учебных заведениях. Кстати, одно из них — Ленинградскую Художественную Студию Хореографического Искусства в 1926г. закончила ташкентская балерина Нина Довгелли (педагог Н. И. Рива)

В Туркестан же в те годы ссылали (как Алексея Козловского), в Туркестане искали спасения люди с «неправильной» родословной и «неправильными» родственниками (как Сергей Юренев в свой первый приезд)… Но об этой стороне жизни Евгении Константиновны Обуховой я ничего не знаю.

А ещё в Ташкент отправлялись подвижники, люди считающие, что они обязаны поделиться с талантливыми самородками теми богатствами знаний, опыта, которыми обладали сами. Пожалуй, Евгения Константинова относилась к таким «пассионарным» натурам. Таджикский танцовщик, Нар.арт. СССР Гафар ВАЛМАТ-заде вспоминает о своей первой учительнице.

ВАЛАМАТ-ЗАДЕ Гафар Рустамович
http://valamat-zade.tj/

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

3 комментария

  • Татьяна Вавилова:

    Спасибо за интересную статью. Для меня совершенно новая информация. Фотографии прекрасные. Благодарю Вас, Лидия!

      [Цитировать]

    • Спасибо за отзыв, Татьяна! Спасибо «Письмам…» за публикацию заметки! Имя балерины фигурирует во всех статьях по истории балета Узбекистана. Но фотографий я не видела. Ведь где-то они есть, эти снимки ташкентского периода? Теперь мы знаем, что в начале 30-х Обухова была седой изящной женщиной. В Ташкенте балерине уже за 50. Умерла она приблизительно в 74 года (1948). Продолжала преподавать и успела, наверное, побывать в новом Театре им.Навои. Опубликованные фотографии, к сожалению, продавались на аукционах. Именно такой двадцатилетняя Женя Обухова выходила на сцену Мариинского Театра.

        [Цитировать]

  • Евгения Обухова среди выпускниц 1892г. на сайте Академии Русского Балета им. А.Я.Вагановой.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.