Евгения Константиновна Обухова Искусство История Старые фото Ташкентцы
Пишет Лидия Козлова в своём блоге.
В альбоме Евгении Константиновны Обуховой хранились дорогие для неё фотографии… Где они находились? В Ташкенте, где прошли последние годы балерины? Или остались в Ленинграде у кого-то из родственников? В 2012 году на антикварном аукционе появились фотографии, которые определённо принадлежали ей.
Молодому Узбекскому Балету повезло! Среди самых первых педагогов классического танца оказалась воспитанница Петербургского театрального училища и балерина Мариинского Театра эпохи Петипа — Евгения Константиновна Обухова!
«ОБУХОВА Евгения Константиновна (22.4.1874, Петербург — 28.3.1948, Ташкент), сов. артистка, педагог. Окончила Петерб. театр. уч-ще. В 1892 — 1910 работала в Мариинском т-ре. Партии: Гамзатти («Баядерка»), Жена хана («Конёк-Горбунок») и др. В 1917 — 1924 преподавала в Школе рус. балета под рук. А.Л. Волынского (Петроград), Ленингр. художеств. студии хореографич. иск-ва, а также в Узб. респ. балетной школе им. Тамары Ханум (1935 — 41) и балетной студии Т-ра им. Навои (1944 — 48). Педагог-репетитор Ташкентского т-ра им. Свердлова (до 1944) и Т-ра им. Навои (1944 — 48). Среди учеников: Г.Б. Измайлова, М. Тургунбаева, Х.А. Камилова, Г.Н. Маваева, Р. Тангуриев, К. Юсупова».
Мне не совсем понятно, почему Обухову в Энциклопедии назвали советской артисткой. Ведь 18 лет (с 1892 по 1910) она танцевала на сцене Императорского Театра. Нет, Евгения Константиновна не входила в число легендарных балерин Мариинки. Но она успешно танцевала с ними на одной сцене. У неё было своё место в труппе, свои партии и своя индивидуальность.
Когда-то Мариус Иванович подписал двадцатилетней Жене фотографию: «На память талантливой и исполнительной артистке госпоже Обуховой». Эта фотография появилась на аукционе 27 сентября 2012 года.. http://www.kabinet-auktion.com/auction/books12/166/
На обратной стороне автограф Е.К. Обуховой: «№3. Мариус Иванович Петипа глава балетмейстер и педагог по мимике». Наверное не «глава балетмейстер», а «главн. балетмейстер»?
Талант Евгении Обуховой был многогранен. Свидетельство тому — шарж, придуманный братьями Легат. Балерина в пачке, на одной ножке- балетная туфелька, на другой — русский сапожок! В одной современной диссертации почему-то решили, что это «живописная метафора ущербности работы артиста — имитатора» и попрекнули балерину которую никогда не видели ни на сцене, ни в жизни «духовной незрелостью»,. Какая чушь! Именно редкую способность Обуховой, как к характерному, так и к танцу классическому подметили Легаты. Среди многочисленных довольно злых карикатур на «товарищей в искусстве дивном», эта акварель самая комплиментарная.
https://neoantik.ru/tubus.php?prod=300567
Набор иллюстраций №29.1. Русский балет в карикатурах: рисунки братьев Легат. Выпуски 1-4 Е.К. Обухова.
Но надо отдать должное, именно в той злополучной диссертации больше, чем где-либо сказано о репертуаре балерины: » Воспоминаний о ее творчестве осталось крайне мало. Известно, что она исполняла самый разнообразный репертуар. В ее послужном списке и характерные роли, например, центральная партия во II рапсодии Ф. Листа (хореография Л. Иванова) или танец Испанских вин в дивертисменте балета М. Фокина на муз. А. Рубинштейна «Виноградная лоза» (1906 год); также партии демихарактерных и фрагменты из классического репертуара [73]».
Запись в дневнике Мариуса Ивановича (18 мая 1903года): » Вечером дают оперу «Жизнь за царя» по случаю 200-летия Санкт-Петербурга. Мазурка — Гердт, Кшесинский-отец, Лукьянов и Гиллерт. Г-жи Кшесинская, Преображенская, Седова и Обухова. Я все время оставался дома. Спектакль был лишь для приглашенных». Речь, видимо, идёт о Кшесинском и его дочери Юлии. Феликс Кшесинский считался лучшим исполнителем мазурки. Евгения Обухова среди первоклассных танцовщиков!
Дошедшие до нас фотографии запечатлели обе творческие ипостаси балерины:
http://sankt-peterburg.verro.ru/numizmatika-i-kollektsionirovanie/balerina-e-k-obuhova-foto-imperatorskih-teatrov-562640.html
Балерина Е. К. Обухова. Фото Императорских театров.
http://www.kabinet-auktion.com/auction/books12/165/ Е.К. Обухова. «Боярский танец». 1895?
http://www.kabinet-auktion.com/auction/books12/165/ На обратной стороне автограф Е.К. Обуховой: «№ 19. Е.К. Обухова. «Боярский танец». Исполнялся мною в Monte-Carlo». 1895?
В год смерти Мариуса Петипа (1910) Евгения Константиновна покидает сцену Мариинки. По законам того времени отставным артистам Императорских Театров полагалась вполне приличная пенсия. Но по ходу революционных событий в России о пенсиях забыли на целых 20 лет. Значит, после 1917г. Обухова свою пенсию не получала и должна была зарабатывать на хлеб? Биография балерины изобилует белыми пятнами. Кто родители Евгении Константиновны? Была ли она замужем? В труппе Мариинки артисты существовали династиями. В частности, была династия артистов балета Легат-Обуховых. Имела ли Евгения Константиновна отношение к ним? Состояла ли в родстве с Михаилом Константиновичем Обуховым, танцовщиком и перспективным молодым педагогом? Ответы на эти вопросы , возможно, помогли бы понять, как Обухова оказалась в Ташкенте? Ленинград 30-х годов был кипящим творческим котлом. Театры, студии, концертные объединения возникали, лопались, переименовывались, сливались воедино и разлетались на мелкие кусочки — в общем, работа бы нашлась… Ведь Евгения Константиновна была востребована, преподавала в новых хореографических учебных заведениях. Кстати, одно из них — Ленинградскую Художественную Студию Хореографического Искусства в 1926г. закончила ташкентская балерина Нина Довгелли (педагог Н. И. Рива)
В Туркестан же в те годы ссылали (как Алексея Козловского), в Туркестане искали спасения люди с «неправильной» родословной и «неправильными» родственниками (как Сергей Юренев в свой первый приезд)… Но об этой стороне жизни Евгении Константиновны Обуховой я ничего не знаю.
А ещё в Ташкент отправлялись подвижники, люди считающие, что они обязаны поделиться с талантливыми самородками теми богатствами знаний, опыта, которыми обладали сами. Пожалуй, Евгения Константинова относилась к таким «пассионарным» натурам. Таджикский танцовщик, Нар.арт. СССР Гафар ВАЛМАТ-заде вспоминает о своей первой учительнице.
ВАЛАМАТ-ЗАДЕ Гафар Рустамович
http://valamat-zade.tj/
Спасибо за интересную статью. Для меня совершенно новая информация. Фотографии прекрасные. Благодарю Вас, Лидия!
Татьяна Вавилова[Цитировать]
Спасибо за отзыв, Татьяна! Спасибо «Письмам…» за публикацию заметки! Имя балерины фигурирует во всех статьях по истории балета Узбекистана. Но фотографий я не видела. Ведь где-то они есть, эти снимки ташкентского периода? Теперь мы знаем, что в начале 30-х Обухова была седой изящной женщиной. В Ташкенте балерине уже за 50. Умерла она приблизительно в 74 года (1948). Продолжала преподавать и успела, наверное, побывать в новом Театре им.Навои. Опубликованные фотографии, к сожалению, продавались на аукционах. Именно такой двадцатилетняя Женя Обухова выходила на сцену Мариинского Театра.
Лидия Козлова[Цитировать]
Евгения Обухова среди выпускниц 1892г. на сайте Академии Русского Балета им. А.Я.Вагановой.
Лидия Козлова[Цитировать]
Я дальний родственник балерины Екатерины Обуховой, моя тетушка была жена премьера Обухова, Тамара Обухова (Alecksne) балерина Мариинского театра. Я был с мамой в Ташкенте проездом в 1944 году, и мы ночевали в её квартире, где жила еще её дочка преподавательница балета и мсн Сергей артист балета в театре Свердлова, и даже внучка молодая девочка тоже уже балете т Мукими . Екатерина была очень старой женщиной, но много моей маме рассказывала о прошлом. Ведь они все было сосланы НКВД в Узбекистан. Dr. Leo Bode. Deutschland/ мне уже 95 лет.
Dr. Leo Bode (Deutschland)[Цитировать]
Большое Спасибо, что вы отозвались! Ваш рассказ очень интересен. Но об одном ли и том же человеке мы говорим? Я пишу о ЕВГЕНИИ Константиновне Обуховой. Одна молодая исследовательница упомянула, что Евгения Обухова попала в Ташкент при участии Тамары Ханум, которой нужны были квалифицированные педагоги для её школы. К сожалению, дальнейшая переписка на этом и оборвалась. Расскажите, пожалуйста подробней о той встрече в Ташкенте. Ведь это очень важно для истории Театра и истории города в более широком смысле. Желаю ВАМ здоровья и бодрости и сил написать о той давней встрече. Где они жили в Ташкенте?
Лидия Козлова[Цитировать]
У меня в коллекции есть фотография Обуховой.
Георгий[Цитировать]
Фото
Георгий[Цитировать]
Большое Спасибо, что поделились! Найти фотографию Обуховой сложно. Опубликуйте, пожалуйста, оборот фотографии!
Лидия Козлова[Цитировать]
Мне тоже есть чем поделиться. Нечто вроде виньетки. Выпуск Евгении Обуховой.
Лидия Козлова[Цитировать]
Так интересно творится история).Где то год назад я решил собирать фотографии балета до 1930 года и вот попала эта фотография.
Георгий[Цитировать]
Георгий, огромное СПАСИБО!!!! Вы собираете сами фотографии, во плоти? Мои интересы гораздо скромнее. Ищу в интернете всё о классическом балете в Ташкенте до открытия Театра им.Навои. По ссылке можно посмотреть все выпускные группы воспитанниц Санкт-Петербургского Императорского Театрального училища https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%86%20%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&imageExists=true
Лидия Козлова[Цитировать]
Оборот фотографии
Георгий[Цитировать]
Да я собираю подлинные фотографии.Если будет ,что по Ташкенту выложу сюда.
Георгий[Цитировать]