Из истории календарей, действовавших на территории Средней Азии Разное

Иофе Валерий

Первым из широко распространенных в древности календарей на территории Средней Азии был Зороастрийский календарь — солнечный календарь, используемый последователями зороастризма в религиозной и общественно-культурной жизни. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь той или иной почитаемой в зороастризме сущности Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели.

Использовался он как на территории Средней Азии -получив широкое распространение с 7-6 веков до н.э.- так и на сопредельных территориях в Персии(Иране) а также -отчасти- в Малой Азии и Индии. Древнейшая структура древнеиранского календаря, которым пользовались во времена Заратуштры (Зартустры), просматривается в зороастрийских «гаханбарах» — шести сезонных праздниках, по сию пору почитающихся зороастрийцами главными праздниками их религии. Календарь состоял из шести сезонов, к которым и были привязаны сезонные праздники. В древности исчисление продолжительности года не отличалось точностью и даты наступления сезонов могли варьировать в разные годы, (позднее у парсов в современном зороастрийском календаре гаханбары чётко привязаны к определённым месяцам и дням), но чётко закреплялось — сколько дней проходит от одного гаханбара до другого. За каждым гаханбаром традиция закрепила одну из шести творений совершенных богом Ахуразмаздой в течение года. Из-за подвижек календаря, происходивших в древности и вызванных внедрением 5 вставных дней после основных 360 дней года, за каждым праздником -гаханбаром традиционно закрепился не один, а 5 дней.

Отличительной особенностью зороастрийского календаря является то, что названия имеют не только месяцы, но и дни в месяце. Наименование месяцев и дней в календаре имеет большое религиозное значение для зороастрийцев. Оно наглядно показывает классификацию и иерархию божественных сущностей и устанавливает порядок исполнения богослужения, молитв и религиозных традиций. Были устанавлен даже своего рода список рекомендуемых дел для каждого дня, список цветов, посвящённых каждому го дню.

Называния 30 дней каждого месяца являются древнейшими в структуре зороастрийского календаря Авестийский сборник Сироза (Сирузе) представляет собой совокупность 30 молитвенных блоков, посвящённых 30 божественным покровителям каждого дня месяца. Открывает перечень день, посвящённый Ахурамазде. За ним следуют дни шести Амешаспандов, таким образом образуя вместе с первым днём семидневневный блок. Далее идут ещё три блока: первый также из семи дней и два последних — из восьми. Каждый из них начинается «днём Творца», то есть тоже Ахура Мазды, которому в итоге посвящается четыре дня месяца. Эти четыре блока несколько напоминают недели, однако кроме того, что последние из них включают по дополнительному восьмому дню, положение этих «квазинедель» фиксировано по отношению к месяцу. Вторая «неделя» месяца посвящена язатам природных явлений, третья — язатам морали, суда и заступничества, последняя — язатам личного воздаяния. Названия месяцев зороастрийского календаря повторяют 12 из 30 (28) названий дней месяца, однако порядок имён язатов в годовом цикле устроен иначе.

Зороастрийский календарь из 12 месяцев по 30 дней распространился также среди жителей Каппадокии, что хорошо видно из имён месяцев каппадокийского календаря, зафиксированного греческими авторами.

Интересно замечание А.Р. Беруни в «Памятниках минувших поколений», почему персидские зороастрийцы не компенсировали накапливающуюся четверть дня каждые четыре года дополнительным днём, как это делается в юлианском (а ныне- и в григорианском) календаре.. Дело в том, что в зороастрийском календаре каждый день носит имя покровительствующего ему язата, которого следует поминать в молитве, а дополнительному «лишнему» дню не будет имени и покровительства. В то время как дополнительный тринадцатый месяц назывался Спандармад-вихезаг — «вставной спандармад». Беруни пишет, что в этот месяц царь отменял налог харадж (поземельный налог) (1) .

Зороастрийский календарный год начинается 21 марта, в день весеннего равноденствия. Тот, кто родился в феврале — начале марта, попадает под влияние обоих тотемических образов — как заканчивающегося, так и наступающего года. Если по восточному календарю год вашего животного наступает раз в двенадцать лет, то зороастрийский тотем возникает раз в 32 года. Согласно источникам в I веке нашей эры была введена хорезмийская эра и введен новый календарь. По словам великого хорезмийского ученого, жившего в 973—1048 гг., Абу Райхона Беруни впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до нашей эры(2).

Зороастрйский календрь— надо подчеркнуть – именно солнечный календарь, используемый последователями зороастризма в религиозной и общественно-культурной жизни. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь той или иной почитаемой в зороастризме сущности: Ахурамазды, Амешаспандов и язатов. Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели. В древности зороастрийский календарь был широко распространён в Иране, Средней и Малой Азии. В современном Иране его преемником является иранский календарь.(3)

Зороастрийский календарь- это строго солнечный календарь, где месяцы по 30 дней никак не привязаны к фазам луны, как и сама идея называть месяцы в честь божеств, видимо, были позаимствованы из Египта. Древнеегипетский календарь начинался месяцем Тота, в эпоху Ахеменидов приходившийся на начало зимы. Так и зороастрийский календарь стал начинаться месяцем Творца Ахурамазды (приходящийся на декабрь-январь). В дальнейшем начало года было перенесено на традиционное для стран, находившихся под влиянием месопотамской культуры, весеннее равноденствие, отмечаемое сегодня как Навруз (обычно 21 марта) — начало года в традиционном зороастрийском календаре и первый день месяца фарвардин. Считается, что практика называния дней месяца в честь язатов была отчасти основана на системе девне египетского календаря. Однако в отличие от 30 дней месяца, названия 12 месяцев года не жестко зафиксированы как единые повсюду в регионе. В Согдиане названия месяцев были иными, а в Древнем Хорезме бытовали различные названия: 1) собственные, близкие к согдийским; 2) сложившиеся под западноиранским влиянием (представлены ниже в таблице) и 3) прямо заимствованные из парфянского. Вместе с солнечным двенадцатимесячным календарём вставлялись как 5 дней в добавление к 360 (12 х 30) для приближения календарного года к реальному солнечному Они традиционно вставлялись после последнего месяца года (эсфанда) перед Наврузом. Эти пять дней приходятся на дни гаханбара Хамаспет-медейом, в который, согласно зороастрийской религии, фраваши умерших спускаются навестить живых родственников. Каждый из пяти дней называется в честь одной из пяти Гат пророка Заратуштры (Заратустры). Поскольку тропический год содержит не 365 дней, а 365,25636, разница в 0,25636 дней будет сдвигать начало годового цикла 365-тидневного календаря вперёд по сезонам. Чтобы компенсировать разницу, для религиозного календаря производилась «интеркаляция»— вставка дополнительного, тринадцатого месяца в каждый 120-й (по другим данным 116-й) год. Предполагается, что подобные вставки проводились и раньше. В Денкарде (III, 419) подробно описывается, как накапливается разница и как её компенсировать. Интересно замечание А.Р. Беруни в «Памятниках минувших поколений», почему персидские зороастрийцы не компенсировали накапливающуюся четверть дня каждые четыре года дополнительным днём, как это делается в юлианском календаре. Дело в том, что в зороастрийском календаре каждый день носит имя покровительствующего ему язата, которого следует поминать в молитве, а дополнительному «лишнему» дню не будет имени и покровительства. В то время как дополнительный тринадцатый месяц назывался Спандармад-вихезаг— «вставной спандармад». Беруни пишет, что в этот месяц царь отменял налог харадж(4). Зороастрийцы издавна пользовались в повседневной жизни солнечным календарем по образцу египетского солнечного календаря. Точных данных о времени и месте создания зороастрийского календаря нет; по предположению В.А. Лившица, зороастрийский календарь возник в Восточном Иране или Средней Азии в первой половине I тыс. до н.э. и был воспринят в Западном Иране Ахеменидами. Так как зороастрийский календарь был короче астрономического года на 6 часов, это приводило к тому, что каждые четыре года начало нового календарного года как бы передвигалось на один день. За 120 лет эта разница составила полный зороастрийский месяц в 30 дней. В период правления Сасанидов производилась, хотя и нерегулярно, вставка такого месяца. Однако это порождало несоответствие между календарем и. сезонными, религиозными праздниками, которые, согласно предписаниям Авесты, должны были проводиться в строго определенное время года. Особым неудобством для правоверных зороастрийцев было несоответствие между календарем и празднованием Навруза, которое совпадало с днем весеннего равноденствия, или «вхождением Солнца в созвездие Овна». Абу Райхон Беруни писал по этому поводу, что год составлял 365 дней, а одной четвертью дня «они пренебрегали, пока из этих четвертей не накапливалось дней на целый месяц, что происходило один раз в 120 лет». Однако Зороастрийцы предпочитали, чтобы дополнительные дни составляли целые месяцы, а не дни, так как увеличение числа дней в месяцах сделало бы невозможным произнесение нужной молитвы по соответствующим дням, поскольку, согласно зороастризму, молитва должна была точно соответствовать ангелу-покровителю того дня, когда она читалась, а таких ангелов было 30 (по количеству дней) в месяце. «Но если число дней в месяце увеличилось бы на один день – «замзама» (молитва) не была бы действительной».Когда в календарный год вставлялся дополнительный (високосный) месяц, последние пять дней, приходившиеся на конец года и связанные с одним из древних зороастрийских религиозных праздников – почитанием душ умерших, следовали не за последним, 12-м месяцем в году, а за високосным месяцем. Это создавало дополнительные трудности, так как передвигались последние пять дней. С конца царствования Сасанидов високосный месяц не добавляли, и с того времени ни один месяц в древнем зороастрийском календаре не являлся високосным. К последнему месяцу года прибавлялись дополнительных пять дней, а через каждые четыре года прибавлялся один день. Таким образом зороастрийский календарь имеет 360 дней, делится на 12 месяцев по 30 дней в каждом. К последнему, 12-му месяцу всегда прибавляется пять дней, которые считаются преддверием Ноуруза, а раз в четыре года приплюсовывается еще один день. Дни месяцев в зороастрийском календаре не имеют числовой нумерации: первое, второе, третье и т. д. Название месяцев и дней в этом календаре «теофорное», восходящее к именам божеств зороастрийского пантеона. Каждый месяц и день имеют своего ангела, духа-покровителя или божество, в честь которого они и названы. Первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать третий день каждого месяца являются особыми, посвященными Ахура-Мазде. Если название дня совпадает с названием месяца, такой день считается праздником. Например, 13-й день каждого месяца называется тир, четвертый месяц года также называется тир. День тир в месяце тире считается праздничным днем, посвященным воде, и связан с выполнением определенной церемонии. Поскольку в каждом месяце есть день, название которого совпадает с названием месяца, всего таких дней насчитывается 12.В настоящее время известны названия месяцев и дней авестийского, согдийского и хорезмийского .В древности, да и в настоящее время у парсов, наиболее торжественными и почитаемыми праздниками у зороастрийцев считались преддверие Нового года и сам Новый год. Шестой гаханбар, или поминание душ предков, начинается за пять дней до Нового года. Так как в зороастрийском календаре 360 дней, пять оставшихся дней до начала года являются днями, посвященными молитвам в честь душ усопших предков. Эта церемония обставляется с особой торжественностью, с соблюдением старинной традиции. Еще за несколько дней до начала шестого гаханбара зороастрийцы Йезда и Кермана наполняют различные сосуды пшеницей, чечевицей, ячменем и ставят в теплое место, накрывая холстом. Через некоторое время туда наливается вода, смешанная с золой. Когда семена прорастали, зороастрийцы переносили эти сосуды в нишу в доме, где обычно происходило богослужение в честь умерших предков. Одновременно дом и небольшой двор или садик вокруг дома приводились в идеальный порядок. Вечером последнего дня гаханбара каждый правоверный зороастриец зажигал в честь фравашей огонь на крыше своего дома и оставлял его до рассвета. Там же, на крыше, ставили керамические сосуды с водой, цветами, несколькими веточками тамариска и других растений. В сосуды с водой бросали листики молодого деревца. Здесь же ставилась лорка – ритуальная еда и питье. Все это означало поминание душ умерших предков. При этом пели гимны из Авесты.На заре, с появлением первых лучей солнца, все домочадцы собираются на крышах своих домов и ждут, пока самый уважаемый мобед не зажжет огонь на всех четырех углах своей крыши. Это является как бы сигналом к тому, что наступил Новый год, и тогда все зороастрийские семьи зажигают огни на четырех углах крыш своих домов. Затем раздается лорка и единоверцы повторяют вслед за мобедом слова молитвы из Авесты. Когда взойдет солнце, церемония на крыше заканчивается и семья отправляется в дом, где начинается праздничная встреча Нового года.С особым нетерпением зороастрийцы ожидают последнего дня шестого гаханбара, так как согласно традиции наступление нового дня означает победу справедливости и начало новой жизни.Несмотря на то что по зороастрийской традиции Новый год связывается с именем Зороастра, ученые полагают, что этот праздник был известен с глубокой древности и символизировал цветение и плодородие. По мнению М. Бойс, зороастрийцы, возродив этот обряд, одновременно прославляли Аша Вахишта и огонь(5). По зороастрийскому календарю Ноуруз наступал в день весеннего равноденствия. Иранский год делился на 12 месяцев с и состоял из 365 дней (по 30 дней в месяце плюс 5 дней интеркаляции), что подтверждается свидетельством Квинта Курция Руфа (История Александра Македонского, III, III, 8-11).В.А. Лившиц показал, что к числу общих представлений, возникших, вероятно, на евразийской степной прародине, относится празднование дня весеннего равноденствия как начала Нового года, что нашло отражение в индоиранской мифологии. ( 6 )Так как зороастрийский календарь был короче астрономического года на 6 часов, это приводило к тому, что каждые четыре года начало нового календарного года как бы передвигалось на один день. За 120 лет эта разница составила полный зороастрийский месяц в 30 дней. В период правления Сасанидов производилась, хотя и нерегулярно, вставка такого месяца. Однако это порождало несоответствие между календарем и сезонными, религиозными праздниками, которые, согласно предписаниям Авесты, должны были проводиться в строго определенное время года. Особым неудобством для правоверных зороастрийцев было несоответствие между календарем и празднованием Ноуруза, которое совпадало с днем весеннего равноденствия, или «вхождением Солнца в созвездие Овна». Новый год (навруз) зороастрийцы праздновали в день весеннего равноденствия, которое по современному календарю наступает 20–21 марта. Каждый год носит имя одного из ангелов или самого Бога-Творца, но имеет и символ священного животного — покровителя года. Всего таких животных 32, по числу лет в календаре: Олень, Баран, Мангуст, Волк, Аист, Паук, Уж, Бобер, Черепаха, Сорока, Белка, Ворон, Петух, Бык, Барсук, Верблюд, Еж, Лань, Слон, Лошадь, Гепард, Павлин, Лебедь, Рысь, Осел, Белый Медведь (бурого медведя священным животным не считали), а также Орел, Лиса, Дельфин, Кабан, Филин и Сокол. За животным — символом года внимательно наблюдали, пытаясь по его поведению предугадать грядущие события и прочесть волю ангела, управляющего годом. Названия месяцев зороастрийского календаря отсылают нас к мифам и легендам. Так, первый месяц называется фарвардин и посвящен предкам. Считается, что в первые дни года души умерших родственников посещают Землю в виде птиц. Празднование Нового года в Персии и других странах, где исповедуется зороастризм, обязательно включает обряды, связанные с воспоминаниями о предках, с семейными традициями, посещением родственников. Второй месяц, Аша-Вахишта, посвящен Закону и Истине, третий месяц, Хаурват, — Целительству и Милосердию. Четвертый месяц — Тиштрия. Персы считали, что это имя Небесного Всадника, отгоняющего от Земли тьму, засуху и смерть, дарующего полям живительную влагу. Пятый месяц, Амертат, посвящен ангелу бессмертия, вечной жизни. Шестой месяц, Шахревар, назван в честь предводителя Небесного Воинства, защищающего Землю от злых сил. Этот месяц отдан раздумьям и покаянию. Близится осеннее равноденствие, дни становятся все короче и короче, ночи — длиннее. Тьма наступает на Землю. Следующий, седьмой, месяц носит имя Митры, ангела договора. После осеннего равноденствия световой день стремительно сокращается, и Митра призывает людей объединиться перед наступающей зимой.

Восьмой месяц называется Апам-Напат и связан с очищением от грехов. Девятый месяц называется Атар, что по-персидски значит «огонь». Месяц Атар предваряет зимнее солнцестояние, затем день начинает медленно прибывать, увеличиваться, а Солнце все выше и выше поднимается над горизонтом. Самое темное время года миновало.

Десятый месяц наступает по зороастрийскому календарю сразу после зимнего солнцестояния. Он называется Датуш и посвящен Богу-Творцу нашего мира. В этот месяц празднуется рождение пророка Заратуштры.

Одиннадцатый месяц называется Воху-Мана. Это имя ангела-вестника, через которого людям сообщается Божья Воля.

Последний, двенадцатый, месяц зороастрийского календаря называется Спента-Армайти, что в переводе означает «Благодетельный Мир». Он посвящен земле, ее плодородию, материнской щедрости. В обязанности каждого зороастрийца входила забота о ее чистоте, красоте и гармонии, говоря современным языком — об экологии. Эти экологические принципы были сформулированы древними персами давным-давно, и отступление от них строго наказывалось, ведь Земля считалась божеством(7).

Народ Узбекистана – как и вообще народы Средней Азии и сегодня отмечают в дни весеннего равноденствия Навруз как большой праздник.

С 1 по 8 века до прихода арабов и широкого распространения ислама и мусульманского календаря Хиджры применялся хорезмийский календарь. С распространением манихейского вероучения распространение получил и манихейский календарь8. Видимо с довольно широким распространением одного из направлений христианства –несторианства- В Средней Азии (в основном в доарабский период) имело место и использование юлианского календаря. После прихода арабов в Среднюю Азию и распространения ислама в Средней Азии стала широко использоваться Хиджра, с завоевание Средней Азии и Российской империи и созданием Туркестанского края (ранее — Туркестанского генерал-губернаторства) на его территории официальный характер приняло использование юлианского календаря. В 1918 г. в Туркестане (входившем до 1924 г. в состав РСФСР) был введен с 1 февраля 1918 г. григорианский календарь, позднее он стал применяться и на территории Бухарской и Хорезмской республик. После т.н. национально-государственного размежевания в 1924-25 гг. григорианский календарь уже ставший фактически международным стал применяться во всех республиках региона как единственный официальный.

1 комментарий

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.