Из истории календарей, действовавших на территории Средней Азии Разное

Иофе Валерий

Первым из широко распространенных в древности календарей на территории Средней Азии был Зороастрийский календарь — солнечный календарь, используемый последователями зороастризма в религиозной и общественно-культурной жизни. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь той или иной почитаемой в зороастризме сущности Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели.

Использовался он как на территории Средней Азии -получив широкое распространение с 7-6 веков до н.э.- так и на сопредельных территориях в Персии(Иране) а также -отчасти- в Малой Азии и Индии. Древнейшая структура древнеиранского календаря, которым пользовались во времена Заратуштры (Зартустры), просматривается в зороастрийских «гаханбарах» — шести сезонных праздниках, по сию пору почитающихся зороастрийцами главными праздниками их религии. Календарь состоял из шести сезонов, к которым и были привязаны сезонные праздники. В древности исчисление продолжительности года не отличалось точностью и даты наступления сезонов могли варьировать в разные годы, (позднее у парсов в современном зороастрийском календаре гаханбары чётко привязаны к определённым месяцам и дням), но чётко закреплялось — сколько дней проходит от одного гаханбара до другого. За каждым гаханбаром традиция закрепила одну из шести творений совершенных богом Ахуразмаздой в течение года. Из-за подвижек календаря, происходивших в древности и вызванных внедрением 5 вставных дней после основных 360 дней года, за каждым праздником -гаханбаром традиционно закрепился не один, а 5 дней.

От​ли​чи​тель​ной осо​бен​но​стью зо​ро​астрий​ско​го ка​лен​да​ря яв​ля​ет​ся то, что назва​ния имеют не толь​ко ме​ся​цы, но и дни в ме​ся​це. На​име​но​ва​ние ме​ся​цев и дней в ка​лен​да​ре имеет боль​шое ре​ли​ги​оз​ное зна​че​ние для зо​ро​астрий​цев. Оно на​гляд​но по​ка​зы​ва​ет клас​си​фи​ка​цию и иерар​хию бо​же​ствен​ных сущ​ностей и уста​нав​ли​ва​ет по​ря​док ис​пол​не​ния бо​го​слу​же​ния, мо​литв и ре​ли​ги​оз​ных тра​ди​ций.  Были уста​нав​лен даже своего рода спи​сок ре​ко​мен​ду​е​мых дел для каж​до​го дня, спи​сок цве​тов, по​свя​щён​ных каж​дому ​го дню.

На​зы​ва​ния 30 дней каж​до​го ме​ся​ца яв​ля​ют​ся древ​ней​шими в струк​ту​ре зо​роастрий​ско​го ка​лен​да​ря Аве​стий​ский сбор​ник Си​ро​за (Си​ру​зе) пред​став​ля​ет собой со​во​куп​ность 30 мо​лит​вен​ных бло​ков, по​свя​щён​ных 30 бо​же​ствен​ным по​кро​ви​те​лям каж​до​го дня месяца. От​кры​ва​ет пе​ре​чень день, по​свя​щён​ный Ахурамазде. За ним сле​ду​ют дни шести Аме​шас​пан​дов, таким об​ра​зом об​ра​зуя вме​сте с пер​вым днём се​ми​дневнев​ный блок. Далее идут ещё три блока: пер​вый также из семи дней и два по​след​них — из вось​ми. Каж​дый из них на​чи​на​ет​ся «днём Твор​ца», то есть тоже Ахура Мазды, ко​то​ро​му в итоге по​свя​ща​ет​ся че​ты​ре дня ме​ся​ца. Эти че​ты​ре блока несколь​ко на​по​ми​на​ют недели, од​на​ко кроме того, что по​след​ние из них вклю​ча​ют по до​пол​ни​тель​но​му вось​мо​му дню, по​ло​же​ние этих «ква​зи​не​дель» фик​си​ро​ва​но по от​но​ше​нию к ме​ся​цу. Вто​рая «неде​ля» ме​ся​ца по​свя​ще​на яза​там при​род​ных яв​ле​ний, тре​тья — яза​там мо​ра​ли, суда и за​ступ​ни​че​ства, по​след​няя — яза​там лич​но​го воздаяния. На​зва​ния ме​ся​цев зо​ро​астрий​ско​го ка​лен​да​ря по​вто​ря​ют 12 из 30 (28) на​зва​ний дней ме​ся​ца, од​на​ко по​ря​док имён яза​тов в го​до​вом цикле устро​ен иначе.

Зо​ро​астрий​ский ка​лен​дарь из 12 ме​ся​цев по 30 дней рас​про​стра​нил​ся также среди жи​те​лей Каппадокии, что хо​ро​шо видно из имён ме​ся​цев кап​па​до​кий​ско​го ка​лен​да​ря, за​фик​си​ро​ван​но​го гре​че​ски​ми авторами.

Ин​те​рес​но за​ме​ча​ние А.Р. Беруни в «Па​мят​ни​ках ми​нув​ших по​ко​ле​ний», по​че​му пер​сид​ские зо​ро​астрий​цы не ком​пен​си​ро​ва​ли на​кап​ли​ва​ю​щу​ю​ся чет​верть дня каж​дые че​ты​ре года до​пол​ни​тель​ным днём, как это де​ла​ет​ся в юлианском (а ныне- и в григорианском) календаре.. Дело в том, что в зо​ро​астрий​ском ка​лен​да​ре каж​дый день носит имя по​кро​ви​тель​ству​ю​ще​го ему язата, ко​то​ро​го сле​ду​ет по​ми​нать в мо​лит​ве, а до​пол​ни​тель​но​му «лиш​не​му» дню не будет имени и по​кро​ви​тель​ства. В то время как до​пол​ни​тель​ный три​на​дца​тый месяц на​зы​вал​ся Спан​дар​мад-ви​хе​заг — «встав​ной спан​дар​мад». Бе​ру​ни пишет, что в этот месяц царь от​ме​нял налог харадж (поземельный налог) (1) .

Зороастрийский календарный год начинается 21 марта, в день весеннего равноденствия. Тот, кто родился в феврале — начале марта, попадает под влияние обоих тотемических образов — как заканчивающегося, так и наступающего года. Если по восточному календарю год вашего животного наступает раз в двенадцать лет, то зороастрийский тотем возникает раз в 32 года. Согласно источникам в I веке нашей эры была введена хорезмийская эра и введен новый календарь. По словам великого хорезмийского ученого, жившего в 973—1048 гг., Абу Райхона Беруни впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до нашей эры(2).

Зороастрйский календрь— надо подчеркнуть – именно солнечный календарь, используемый последователями зороастризма в религиозной и общественно-культурной жизни. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь той или иной почитаемой в зороастризме сущности: Ахурамазды, Амешаспандов и язатов. Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели. В древности зороастрийский календарь был широко распространён в Иране, Средней и Малой Азии. В современном Иране его преемником является иранский календарь.(3)

Зороастрийский календарь- это строго солнечный календарь, где месяцы по 30 дней никак не привязаны к фазам луны, как и сама идея называть месяцы в честь божеств, видимо, были позаимствованы из Египта. Древнеегипетский календарь начинался месяцем Тота, в эпоху Ахеменидов приходившийся на начало зимы. Так и зороастрийский календарь стал начинаться месяцем Творца Ахурамазды (приходящийся на декабрь-январь). В дальнейшем начало года было перенесено на традиционное для стран, находившихся под влиянием месопотамской культуры, весеннее равноденствие, отмечаемое сегодня как Навруз (обычно 21 марта) — начало года в традиционном зороастрийском календаре и первый день месяца фарвардин. Считается, что практика называния дней месяца в честь язатов была отчасти основана на системе девне египетского календаря. Однако в отличие от 30 дней месяца, названия 12 месяцев года не жестко зафиксированы как единые повсюду в регионе. В Согдиане названия месяцев были иными, а в Древнем Хорезме бытовали различные названия: 1) собственные, близкие к согдийским; 2) сложившиеся под западноиранским влиянием (представлены ниже в таблице) и 3) прямо заимствованные из парфянского. Вместе с солнечным двенадцатимесячным календарём вставлялись как 5 дней в добавление к 360 (12 х 30) для приближения календарного года к реальному солнечному Они традиционно вставлялись после последнего месяца года (эсфанда) перед Наврузом. Эти пять дней приходятся на дни гаханбара  Хамаспет-медейом, в который, согласно зороастрийской религии, фраваши умерших спускаются навестить живых родственников. Каждый из пяти дней называется в честь одной из пяти Гат пророка Заратуштры (Заратустры). Поскольку тропический год содержит не 365 дней, а 365,25636, разница в 0,25636 дней будет сдвигать начало годового цикла 365-тидневного календаря вперёд по сезонам. Чтобы компенсировать разницу, для религиозного календаря производилась «интеркаляция»— вставка дополнительного, тринадцатого месяца в каждый 120-й (по другим данным 116-й) год. Предполагается, что подобные вставки проводились и раньше. В Денкарде (III, 419) подробно описывается, как накапливается разница и как её компенсировать. Интересно замечание А.Р. Беруни в «Памятниках минувших поколений», почему персидские зороастрийцы не компенсировали накапливающуюся четверть дня каждые четыре года дополнительным днём, как это делается в юлианском календаре. Дело в том, что в зороастрийском календаре каждый день носит имя покровительствующего ему язата, которого следует поминать в молитве, а дополнительному «лишнему» дню не будет имени и покровительства. В то время как дополнительный тринадцатый месяц назывался Спандармад-вихезаг— «вставной спандармад». Беруни пишет, что в этот месяц царь отменял налог харадж(4). Зороастрийцы издавна пользовались в повседневной жизни солнечным календарем по образцу египетского солнечного календаря. Точных данных о времени и месте создания зороастрийского календаря нет; по предположению В.А. Лившица, зороастрийский календарь возник в Восточном Иране или Средней Азии в первой половине I тыс. до н.э. и был воспринят в Западном Иране Ахеменидами. Так как зороастрийский календарь был короче астрономического года на 6 часов, это приводило к тому, что каждые четыре года начало нового календарного года как бы передвигалось на один день. За 120 лет эта разница составила полный зороастрийский месяц в 30 дней. В период правления Сасанидов производилась, хотя и нерегулярно, вставка такого месяца. Однако это порождало несоответствие между календарем и. сезонными, религиозными праздниками, которые, согласно предписаниям Авесты, должны были проводиться в строго определенное время года. Особым неудобством для правоверных зороастрийцев было несоответствие между календарем и празднованием Навруза, которое совпадало с днем весеннего равноденствия, или «вхождением Солнца в созвездие Овна». Абу Райхон Беруни писал по этому поводу, что год составлял 365 дней, а одной четвертью дня «они пренебрегали, пока из этих четвертей не накапливалось дней на целый месяц, что происходило один раз в 120 лет». Однако Зороастрийцы предпочитали, чтобы дополнительные дни составляли целые месяцы, а не дни, так как увеличение числа дней в месяцах сделало бы невозможным произнесение нужной молитвы по соответствующим дням, поскольку, согласно зороастризму, молитва должна была точно соответствовать ангелу-покровителю того дня, когда она читалась, а таких ангелов было 30 (по количеству дней) в месяце. «Но если число дней в месяце увеличилось бы на один день – «замзама» (молитва) не была бы действительной».Когда в календарный год вставлялся дополнительный (високосный) месяц, последние пять дней, приходившиеся на конец года и связанные с одним из древних зороастрийских религиозных праздников – почитанием душ умерших, следовали не за последним, 12-м месяцем в году, а за високосным месяцем. Это создавало дополнительные трудности, так как передвигались последние пять дней. С конца царствования Сасанидов високосный месяц не добавляли, и с того времени ни один месяц в древнем зороастрийском календаре не являлся високосным. К последнему месяцу года прибавлялись дополнительных пять дней, а через каждые четыре года прибавлялся один день. Таким образом зороастрийский календарь имеет 360 дней, делится на 12 месяцев по 30 дней в каждом. К последнему, 12-му месяцу всегда прибавляется пять дней, которые считаются преддверием Ноуруза, а раз в четыре года приплюсовывается еще один день. Дни месяцев в зороастрийском календаре не имеют числовой нумерации: первое, второе, третье и т. д. Название месяцев и дней в этом календаре «теофорное», восходящее к именам божеств зороастрийского пантеона. Каждый месяц и день имеют своего ангела, духа-покровителя или божество, в честь которого они и названы. Первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать третий день каждого месяца являются особыми, посвященными Ахура-Мазде. Если название дня совпадает с названием месяца, такой день считается праздником. Например, 13-й день каждого месяца называется тир, четвертый месяц года также называется тир. День тир в месяце тире считается праздничным днем, посвященным воде, и связан с выполнением определенной церемонии. Поскольку в каждом месяце есть день, название которого совпадает с названием месяца, всего таких дней насчитывается 12.В настоящее время известны названия месяцев и дней авестийского, согдийского и хорезмийского .В древности, да и в настоящее время у парсов, наиболее торжественными и почитаемыми праздниками у зороастрийцев считались преддверие Нового года и сам Новый год. Шестой гаханбар, или поминание душ предков, начинается за пять дней до Нового года. Так как в зороастрийском календаре 360 дней, пять оставшихся дней до начала года являются днями, посвященными молитвам в честь душ усопших предков. Эта церемония обставляется с особой торжественностью, с соблюдением старинной традиции. Еще за несколько дней до начала шестого гаханбара зороастрийцы Йезда и Кермана наполняют различные сосуды пшеницей, чечевицей, ячменем и ставят в теплое место, накрывая холстом. Через некоторое время туда наливается вода, смешанная с золой. Когда семена прорастали, зороастрийцы переносили эти сосуды в нишу в доме, где обычно происходило богослужение в честь умерших предков. Одновременно дом и небольшой двор или садик вокруг дома приводились в идеальный порядок. Вечером последнего дня гаханбара каждый правоверный зороастриец зажигал в честь фравашей огонь на крыше своего дома и оставлял его до рассвета. Там же, на крыше, ставили керамические сосуды с водой, цветами, несколькими веточками тамариска и других растений. В сосуды с водой бросали листики молодого деревца. Здесь же ставилась лорка – ритуальная еда и питье. Все это означало поминание душ умерших предков. При этом пели гимны из Авесты.На заре, с появлением первых лучей солнца, все домочадцы собираются на крышах своих домов и ждут, пока самый уважаемый мобед не зажжет огонь на всех четырех углах своей крыши. Это является как бы сигналом к тому, что наступил Новый год, и тогда все зороастрийские семьи зажигают огни на четырех углах крыш своих домов. Затем раздается лорка и единоверцы повторяют вслед за мобедом слова молитвы из Авесты. Когда взойдет солнце, церемония на крыше заканчивается и семья отправляется в дом, где начинается праздничная встреча Нового года.С особым нетерпением зороастрийцы ожидают последнего дня шестого гаханбара, так как согласно традиции наступление нового дня означает победу справедливости и начало новой жизни.Несмотря на то что по зороастрийской традиции Новый год связывается с именем Зороастра, ученые полагают, что этот праздник был известен с глубокой древности и символизировал цветение и плодородие. По мнению М. Бойс, зороастрийцы, возродив этот обряд, одновременно прославляли Аша Вахишта и огонь(5). По зороастрийскому календарю Ноуруз наступал в день весеннего равноденствия. Иранский год делился на 12 месяцев с и состоял из 365 дней (по 30 дней в месяце плюс 5 дней интеркаляции),  что подтверждается свидетельством Квинта Курция Руфа (История Александра Македонского, III, III, 8-11).В.А. Лившиц показал, что к числу общих представлений, возникших, вероятно, на евразийской степной прародине, относится празднование дня весеннего равноденствия как начала Нового года, что нашло отражение в индоиранской мифологии. ( 6 )Так как зороастрийский календарь был короче астрономического года на 6 часов, это приводило к тому, что каждые четыре года начало нового календарного года как бы передвигалось на один день. За 120 лет эта разница составила полный зороастрийский месяц в 30 дней. В период правления Сасанидов производилась, хотя и нерегулярно, вставка такого месяца. Однако это порождало несоответствие между календарем и сезонными, религиозными праздниками, которые, согласно предписаниям Авесты, должны были проводиться в строго определенное время года. Особым неудобством для правоверных зороастрийцев было несоответствие между календарем и празднованием Ноуруза, которое совпадало с днем весеннего равноденствия, или «вхождением Солнца в созвездие Овна». Новый год (навруз) зороастрийцы праздновали в день весеннего равноденствия, которое по современному календарю наступает 20–21 марта. Каждый год носит имя одного из ангелов или самого Бога-Творца, но имеет и символ священного животного — покровителя года. Всего таких животных 32, по числу лет в календаре: Олень, Баран, Мангуст, Волк, Аист, Паук, Уж, Бобер, Черепаха, Сорока, Белка, Ворон, Петух, Бык, Барсук, Верблюд, Еж, Лань, Слон, Лошадь, Гепард, Павлин, Лебедь, Рысь, Осел, Белый Медведь (бурого медведя священным животным не считали), а также Орел, Лиса, Дельфин, Кабан, Филин и Сокол. За животным — символом года внимательно наблюдали, пытаясь по его поведению предугадать грядущие события и прочесть волю ангела, управляющего годом. Названия месяцев зороастрийского календаря отсылают нас к мифам и легендам. Так, первый месяц называется фарвардин и посвящен предкам. Считается, что в первые дни года души умерших родственников посещают Землю в виде птиц. Празднование Нового года в Персии и других странах, где исповедуется зороастризм, обязательно включает обряды, связанные с воспоминаниями о предках, с семейными традициями, посещением родственников. Второй месяц, Аша-Вахишта, посвящен Закону и Истине, третий месяц, Хаурват, — Целительству и Милосердию. Четвертый месяц — Тиштрия. Персы считали, что это имя Небесного Всадника, отгоняющего от Земли тьму, засуху и смерть, дарующего полям живительную влагу. Пятый месяц, Амертат, посвящен ангелу бессмертия, вечной жизни. Шестой месяц, Шахревар, назван в честь предводителя Небесного Воинства, защищающего Землю от злых сил. Этот месяц отдан раздумьям и покаянию. Близится осеннее равноденствие, дни становятся все короче и короче, ночи — длиннее. Тьма наступает на Землю. Следующий, седьмой, месяц носит имя Митры, ангела договора. После осеннего равноденствия световой день стремительно сокращается, и Митра призывает людей объединиться перед наступающей зимой.

Восьмой месяц называется Апам-Напат и связан с очищением от грехов. Девятый месяц называется Атар, что по-персидски значит «огонь». Месяц Атар предваряет зимнее солнцестояние, затем день начинает медленно прибывать, увеличиваться, а Солнце все выше и выше поднимается над горизонтом. Самое темное время года миновало.

Десятый месяц наступает по зороастрийскому календарю сразу после зимнего солнцестояния. Он называется Датуш и посвящен Богу-Творцу нашего мира. В этот месяц празднуется рождение пророка Заратуштры.

Одиннадцатый месяц называется Воху-Мана. Это имя ангела-вестника, через которого людям сообщается Божья Воля.

Последний, двенадцатый, месяц зороастрийского календаря называется Спента-Армайти, что в переводе означает «Благодетельный Мир». Он посвящен земле, ее плодородию, материнской щедрости. В обязанности каждого зороастрийца входила забота о ее чистоте, красоте и гармонии, говоря современным языком — об экологии. Эти экологические принципы были сформулированы древними персами давным-давно, и отступление от них строго наказывалось, ведь Земля считалась божеством(7).

Народ Узбекистана – как и вообще народы Средней Азии и сегодня отмечают в дни весеннего равноденствия Навруз как большой праздник.

С 1 по 8 века до прихода арабов и широкого распространения ислама и мусульманского календаря Хиджры применялся хорезмийский календарь. С распространением манихейского вероучения распространение получил и манихейский календарь8. Видимо с довольно широким распространением одного из направлений христианства –несторианства- В Средней Азии (в основном в доарабский период) имело место и использование юлианского календаря. После прихода арабов в Среднюю Азию и распространения ислама в Средней Азии стала широко использоваться Хиджра, с завоевание Средней Азии и Российской империи и созданием Туркестанского края (ранее — Туркестанского генерал-губернаторства) на его территории официальный характер приняло использование юлианского календаря. В 1918 г. в Туркестане (входившем до 1924 г. в состав РСФСР) был введен с 1 февраля 1918 г. григорианский календарь, позднее он стал применяться и на территории Бухарской и Хорезмской республик. После т.н. национально-государственного размежевания в 1924-25 гг. григорианский календарь уже ставший фактически международным стал применяться во всех республиках региона как единственный официальный.

1 Документы с горы Муг и манихейские согдийские памятники. См. А. А. Фрейман. Датированные согдийские документы с горы Муг в Таджикистане, Л. 1936 Абурейхан Бируни. Избранные произведения. I. Ташкент, 1957 / Памятники минувших поколений, стр. 62 Изведать пути и дороги праведных. Пехлевийские назидательные тексты. Перевод О. М. Чунаковой. М. 1991, стр. 44

2 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/75577 (просмотрено 13 декабря 2018 г.)http://www.opentextnn.ru/history/archaeology/library/?id=1854(просмотрено 13 декабря 2018 г.)Ю.А. Рапопорт. Религиозные верования хорезмийцев в доисламское время  http://historicaldis.ru/blog/43108282129/Religioznyie-verovaniya-horezmiytsev-v-doislamskoe-vremya?tmd=1(просмотрено 14 декабря 2017г.)http://historicaldis.ru/blog/43108282129/Religioznyie-verovaniya-horezmiytsev-v-doislamskoe-vremya?tmd=(просмотрено 14 декабря 2017 г.)

3 Отличительной особенностью зороастрийского календаря является именно то, что названия имеют не только месяцы, но и дни в месяце. Наименование месяцев и дней в календаре имеет большое религиозное значение для зороастрийцев. Оно наглядно показывает классификацию и иерархию божественных сущностей и устанавливает порядок исполнения богослужения, молитв и религиозных традиций. Пехлевийские тексты устанавливают список рекомендуемых дел для каждого дня, список цветов, посвящённых язату каждого дня и т.д. Открывает перечень день, посвящённый Ахура Мазде. За ним следуют дни шести Амешаспандов, таким образом образуя вместе с первым днём семидневневный блок. Далее идут ещё три блока: первый также из семи дней и два последних — из восьми. Каждый из них начинается «днём Творца», то есть тоже Ахура Мазды, которому в итоге посвящается четыре дня месяца. Эти четыре блока несколько напоминают недели, однако кроме того, что последние из них включают по дополнительному восьмому дню, положение этих «квазинедель» фиксировано по отношению к месяцу. Вторая «неделя» месяца посвящена язатам природных явлений, третья — язатам морали, суда и заступничества, последняя — язатам личного воздаяния. Данная последовательность дней получила широкое распространение по всему иранскому миру, где исповедовался зороастризм. На её основе строился календарь в Парфии, Сасанидском Иране, Хорезме и Согдиане. Все среднеиранские названия происходят из авестийских имён, стоящих в родительном падеже, то есть из словосочетаний типа *miθrahe (ayarə) — «(день) Митры». 

4 А.Р. Бируни. Избранные произведения. I. Ташкент, 1957 / Памятники минувших поколений, стр. 62;Изведать пути и дороги праведных. Пехлевийские назидательные тексты. Перевод О.М.Чунаковой. М. 1991, стр. 44; 

5 Абурейхан Бируни. Избранные произведения. I. Ташкент, 1957 / Памятники минувших поколений, стр. 62Изведать пути и дороги праведных. Пехлевийские назидательные тексты. Перевод О.М.Чунаковой. М. 1991, стр. 44. А.А. Фрейман. Датированные согдийские документы с горы Муг в Таджикистане, Л. 1936 

6 Лившиц В.А. Зороастрийский календарь.- В кн.: Бикерман Э. Хронология древнего мира. М.: Наука, 1975, с. 320-325. См. также E.E Кузьмина, Е. Е. В стране Кавата и Афрасиаба / ред. К. Ф. Смирнов. — М. : Наука, 1977. — 144 с. М.: 1979. С. 78-г.)83.; http://cryptohistory.ru/pages/mesyac-i-den-solnca/. http://www.bestreferat.ru/referat-305345.htmlпосмотрено 14 января 2018 г.)

7 htpp://newskif.su/2014/%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B2-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8/ Этнография и археология Средней Азии в. М.1979 сс.78-83. 

8 htpps://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq15158872995242289725&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1665.fvzBoZw2dBNvWoWRxc-http://xfilespress.com/maniheistvo.aspx(просмотрено 12 января 2018 г.)

Иофе Валерий Григорьевич, доцент, Магистр Международной Ассоциации «Искусство народов мира», доцент в.б. кафедры источниковедения и архивоведения исторического факультета Национального Университета Узбекистана имени М.Улугбека, адрес электронной почты- valeriy-iofe@yandex.ru .

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.