Хождение в народ Разное Ташкентцы
Лейла Шахназарова
В 70-е-80-е годы всем литераторам, состоящим в официальных творческих союзах, вменялось в обязанность общение с «народом», для чего регулярно организовывались их выезды на периферию с целью встреч с читателями.
В такую творческую командировку в отдаленный район Каракалпакии выехали однажды писатель Павел Шуф и его коллега Михаил Иоффе.
Встретили их, как положено, попотчевали, как водится, и передали с рук на руки директору Дома культуры, где должно было состояться выступление перед согнанной после работы и вряд разумеющей по-русски публикой. Имена и фамилии гостей директору написали на бумажке.
Павел с Мишей стоят на сцене, держа в руках свои тексты, и завклубом объявляет:
– Сегодня, азиз дустларим, у нас в гостях большой ёзувчи из Ташкент!..
Вглядывается в бумажку:
– …Э-э…
Пауза затягивается. Павел уже готов подсказать, но тут директор наконец разобрался. И радостно, громовым голосом, провозгласил:
– Михаиль Йоп и Павуль Жёп!!!
Обернулся, чтобы передать гостям слово, но обнаружил, что они принять эстафету не в состоянии – оба в странных корчах, медленно, но неуклонно принимали горизонтальное положение…
Вечер грозил бы сорваться, если бы директор не проявил недюжинную находчивость. Чтобы выиграть время и дать столичным гастролерам прийти в себя, он на большом подъеме объявил:
— А пока они подготовка делают – приглашаю сюда наш любимый местный поэтесса! Просим вас, азизим Пердигюль Жопамбетова!!!
Голос его потонул в бурных аплодисментах…
* * *
А эта совершенно мистическая история произошла однажды с двумя друзьями, великим поэтом и великим редактором, во время поездки в одну из отдаленных областей республики с миссией ознакомить массы с литературным процессом в столице.
– Идем, – рассказывал Вадим Давыдович Новопрудский, – по улице райцентра и зорко всматриваемся в вывески магазинов, ища точку торговли винно-водочными изделиями. Навстречу бежит какой-то местный мальчишка. Видит нас. Останавливается как вкопанный. Вглядывается то в одного, то в другого с непонятным, этаким изумленно-хитрым выражением. Отступает на шаг, обходит обоих с боков, оглядывает, прицокивает языком. Наконец нацеливает в нас грязный пальчик и выкрикивает громко и отчетливо:
– Ты – хрытик!! И ты – хрытик!!
Поворачивается на 180 градусов – и след юного провидца простыл…
– Мы с Сашкой, – заключил, рассказав об этом, В.Д., – потом всю ночь пили и недоумевали…
А я сейчас вглядываюсь в это фото и думаю – а ведь сущность поэта-редактора-литератора, одним словом – хрытика – и впрямь не скроешь…
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.