Жизнь, отданная футболу: в Ташкенте отметили 85-летие тренера легендарной команды «Пахтакор» Идгая Тазетдинова Ташкентцы Фото

Гуарик Багдасарова

Они в памяти все не померкли,
Суть не в списке их славных наград:
Как в строю на вечерней поверке,
Все гвардейцы футбола стоят.

Марк Рафалов

…Их было семнадцать в футбольной команде мастеров высшей лиги «Пахтакор». Сегодня они глядят на нас с мраморных портретов на Боткинском кладбище из того злополучного 11 августа 1979 года, когда самолёт ТУ-134, выполнявший рейс Ташкент-Минск, потерпел авиационную катастрофу в небе недалеко от Днепродзержинска (село Куриловка). Здесь на ташкентском мемориале 13 01 18 состоялся траурный митинг в честь дня рождения первого капитана «Пахтакора» в высшей лиге, тренера легендарной команды Идгая Тазетдинова.

Они собираются вместе вот уже около сорока лет в день рождения Идгая Тазетдинова по инициативе его супруги Аллы Сергеевны Шулепиной-Тазетдиновой, много лет проработавшей руководителем творческого производственного объединения «Киноактёр», продюсера документального фильма «Их стадион в небесах» (автор сценария Александр Файнберг, режиссёр Алишер Хамдамов, оператор Николай Чижов, консультант Владимир Сафаров). В нём звучат набатом стихи народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:

…До сих пор плачет ветер в лесах.
До сих пор ты ночами в слезах.
Не грусти! Мы, как прежде, играем.
Просто наш стадион — в небесах.

В этот зимний пасмурный день собрались родственники, друзья, ученики тренера команды Пахтакор»: к сожалению, редеют ряды ветеранов спорта. Выступившие на митинге председатель Совета ветеранов футбола Нариман Джалалов; заслуженные тренеры Узбекистана Евгений Валицкий и Анатолий Лощинин;  тренер Рауф Инилеев (лучший тренер Азии-2007); ветераны Вячеслав Алпатов (основатель футбола ампутантов в Узбекистане); пахтакоровец (позже судья) Виталий Капустянский и другие ветераны футбола — говорили о большом вкладе в развитие футбола в Узбекистане и  уникальной разносторонней личности тренера Идгая Тазетдинова.

После митинга состоялся банкет, на котором Алла Сергеевна напомнила всем присутствовавшим, что они собрались в день, когда родился выдающийся футболист и тренер, поэтому, — предложила она, — «будем вспоминать его жизнь, добрые дела и радоваться главному спортивному результату его короткой 46-летней жизни — команде «Пахтакор», на долгие годы ставшей флагманом футбола Узбекистана».
Алла Сергеевна вспоминает:

— Идгай был умным, всесторонне развитым человеком. Он умел создавать такую обстановку в семье, что ни один прожитый нами день не был похож на другой. Он был душой компании, прекрасно пел, умел завлечь беседой любого человека. Прекрасно знал историю, литературу, географию, не терялся в разговоре на любые темы, каким бы ни был его собеседник.
…Что же касается меня лично, я осталась навсегда в том страшном трагическом августе 79 года, вместе со своими надеждами, любовью и с тем, которому имя — Единственный.
… Так сложилось, что в том полете Идгай Тазетдинов был старшим и по возрасту, и по должности и разделил судьбу своих воспитанников.

Идгай Борисович Тазетдинов родился 13января 1933 года. В футболе начал правым полузащитником в детской команде «Медик», а потом в команде «Труд». В 1953 году И. Тазетдинова пригласили в ташкентский «Спартак», который выступал в классе «Б», занял 7-ое место в зоне. В следующем сезоне полузащитник Тазетдинов сыграл 17 матчей, забил 4 гола. В розыгрыше Кубка в принципиальном матче «Спартак» — «ОДО» победили спартаковцы — 5:0, причем два гола забил Тазетдинов. В сезоне–55 Тазетдинов сыграл за «Спартак» почти все матчи – 26, показав зрелую игру.

Когда в 1956 году был создан «Пахтакор» из «Спартака», в новую команду, которой будет суждено на долгие годы стать флагманом футбола Узбекистана, перешла большая группа игроков, в том числе и Тазетдинов. За четыре года в классе «Б» Тазетдинов сыграл 108 матчей, забил 21 гол, причём с 1958 года он выводил команду на матчи в качестве капитана. С сезона 1960 года «Пахтакор» стал выступать в высшей лиге, и год за годом ташкентцы удивляли специалистов и болельщиков.

Тазетдинов забил не так уж много голов, но на вопрос, какие свои голы он считает самыми красивыми, он отвечал, как и знаменитый российский футболист Григорий Федотов: «Те, которые забивались с моих передач».
В команде раскрылись дарования талантливых игроков – Геннадия Красницкого, Берадора Абдураимова, Юрия Пшеничникова, Станислава Стадника, Хамида Рахматуллаева, и, несомненно, способствовало этому стабильная, на высоком уровне игра диспетчера команды Идгая Тазетдинова.
На третий год пребывания в высшей лиге «Пахтакор» занял высокое шестое место, опередив признанных старожилов высшей лиги. Подводя итоги сезона, московский «Футбол» писал: «Пахтакор», располагающий темпераментной линией нападения, в которой следует выделить любящего и умеющего комбинировать опытного тактика Тазетдинова, обладающего хорошим ударом Красницкого, энергичных Абдураимова, Белякова, Рахматуллаева, имеет все основания для того, чтобы более гармонично освоить бразильскую тактическую систему и повысить свою ударную мощь».
Спортивный журналист, историк узбекского футбола, автор 33-х книг, 29 из которых посвящены футболу, автор «Энциклопедии футбола Узбекистана за 100 лет» (1912-2012),  Владимир Сафаров на поминальном банкете ещё раз напомнил яркие биографические страницы капитана легендарного «Пахтакора»:

— Серьёзную роль в формировании очередного поколения «Пахтакора» сыграл Тазетдинов. Имея более чем 20-летний стаж в родной команде, он явился верным носителем славных пахтакоровских традиций. Приличный стаж игрока и тренера позволял Тазетдинову вносить в методику тренировок личный опыт в достижение высоких показателей в физической, тактической и волевой подготовках.
Недаром пахтакоровцы Михаил Ан, Владимир Фёдоров, Лакис Хадзипанагис приглашались в различные сборные, ярко проявляли себя на международной арене. Тазетдинов обладал редким качеством воспитателя. Вспоминает один из его учеников Рахим Муминов: «Идгай Борисович так умел подойти к человеку, что тому казалось, будто он больше всех уважает и ценит только его. А любил он всю команду одинаково. Всех ребят, всех вместе, как одну семью. В каждом видел именно индивидуальность, помогал раскрываться лучшим качествам…».
На страницах более чем 100-летней истории Узбекистана найдётся не так уж много имён известных футболистов, ставших впоследствии выдающимися тренерами. Таким под номером один был Идгай Тазетдинов, капитан «Пахтакора» 60-х годов прошлого века и тренер легендарной команды 1979 года.

На банкете был показан документальный видеоролик, посвящённый памяти Идгая Тазетдинова. Он был подготовлен Аллой Тазетдиновой и режиссёром Джасуром Исхаковым. В него вошли ценные видеоматериалы: это редкие записи фрагментов игр того «Пахтакора», зафиксировавшие переполненные стадионы и невообразимую радостную реакцию болельщиков на каждый забитый гол ташкентскими футболистами. В фильме о «Пахтакоре» до и после случившейся трагедии вспоминают современники — игроки, тренеры, спортивные обозреватели, любители футбола, такие как легендарный Никита Симонян, чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов и другие.
В короткометражном фильме прозвучало наряду с другими авторитетное мнение заслуженного тренера Узбекистана, тренера «Пахтакора» в 1956-1963 годах Льва Ольшанского: «Если вы меня спросите, кого из той плеяды игроков я бы выделил, то ответ мой был бы таким: душой команды являлся её капитан Идгай Тазетдинов. Игрок он был чрезвычайно полезный, работоспособный, сообразительный».

В фильме показано, как всё футбольное постсоветское пространство вспоминает ташкентский «Пахтакор» образца 1979 года. Ежегодно в день трагедии ташкентцы несут живые цветы к мемориалу пахтакоровцев на Боткинском кладбище. За сотни километров от узбекской столицы сельчане в посёлке городского типа Куриловке возлагают цветы к обелиску, установленному 11 августа 2011 г. по инициативе Аллы Тазетдиновой. Постамент — обелиск с разорванными краями, вертикально поставленное крыло самолёта, а между ними журавлик как символ продления жизни, увы, летящий вниз, похожий на кренящийся к земле самолёт. Вдоль ступенчатой дороги, ведущей к обелиску, сельчане высадили 17 берёзок по числу погибших пахтакоровцев.

Джасур Исхаков после показа видеоролика поделился своими размышлениями о том, что «невозможно жить по-новому, предав забвению прошлое…» и заверил всех, что рано или поздно, справедливость восстановится, и засияют в новейшей истории прежним ярким светом имена всенародной любви к своим незабытым сыновьям — поэтов Хамзы и Хамида Алимжана, Героя Советского Союза Сабира Рахимова, актера Аброра Хидоятова».

В этот раз, как при жизни Идгая (Эдика, как называет со дня знакомства до сих пор его Алла Шулепина) на дне рождения юбиляра было немало друзей, футболистов, любителей футбола. Было немало спето песен под аккомпанемент аккордеона — одного — на двоих братьев, Геннадия и Владимира Сафаровых, а также прочитано стихов, адресованных юбиляру Эдику, в которых звучали такие пророческие слова:

Идгай! Ребята! Вам не умереть!
Вы и сегодня тут! Вы вместе с нами!
Для вас не существует слово: «СМЕРТЬ».

(Э. Блувбанд)

Заканчивался вечер, а никто не хотел расставаться, долго не расходились по домам старые друзья, отдавая дань песням и воспоминаниям «Команды молодости нашей, без которой нам не жить» и её незабвенного капитана Идгая Тазетдинова.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.