«Междуречие» в театре Марка Вайля Tашкентцы Искусство Фото

«Междуречие» в театре Марка Вайля

На сцене театра «Ильхом» стартовал новый проект «Литера». Первым в его рамках стал музыкально-поэтический вечер ташкентских поэтов и писателей, выступивших в единой композиции совместно с профессиональными артистами.

«Любите вы ли литературу и «Ильхом», как любим мы?» — задали вопрос ташкентцам организаторы, задумав «Междуречие» — такое название носит не только спектакль, но и первый сборник Творческого семинара начинающих авторов при республиканском Союзе писателей, изданный Национальной библиотекой Узбекистана. В «начинающих» разновозрастные авторы. Они имеют изданные книги, лауреатские звания, публикации в «толстом» журнале «Звезда Востока». К тому же, в 2017 году группа «семинаристов» выступала под эгидой республиканского Союза писателей перед студенческой молодежью в Самарканде, Фергане. Старшее поколение выросло на литературных и музыкально-поэтических вечерах, и возобновление общения поэтов с читателями за пределами столицы обнадёживает.

Первый коллективный вечер группы ташкентских литераторов в «Ильхоме». Не скажу, что это была презентация одноимённого альманаха, хотя на такую мысль невольно наводит наименование вечера. Правда, сборник в театральном холле разлетелся, как горячая самса — с трудом нашелся экземпляр, который я приобрела после окончания действа. Вечер явил зрительскому взору и слуху ташкентских авторов, многие (все!) из которых давно известны и любимы широкой общественностью в узких кругах ценителей Слова. На творчество поэтов и писателей зрителям предложили взглянуть внимательнее, «всматриваясь» в каждую литеру, в сияющие в свете юпитеров глаза поэтов, впервые сыгравших роли самих себя и своих лирических героев.

Итак, проект «Литера». В старину литерой называли букву, в прошлом веке еще и маленький металлический брусочек в типографском наборе с выпуклым зеркальным изображением каждой буквы. У этого слова есть еще одна функция: оно употребляется для идентификации зданий, сооружений, районов, классов… Все поэты и писатели учились когда-то в классах А, Б, В… et cetera. Так что название у проекта многомерное и творчество ташкентских литературных «семинаристов» в нём решили представлять объёмнее, нежели на прежних, более скромных поэтических вечерах в музее Сергея Есенина.

«Междуречие» в театре Марка Вайля

Что объединяет вечер «Междуречие» и одноимённый сборник, так это разнообразие видов и литературных жанров, представленных читателям и зрителям. Семинар стал хорошей школой для начинающих авторов и позволил более опытным собратьям по перу, ташкентским мэтрам, взять на себя задачу наставников. Он сплотил индивидуальности в едином деле, расширив ташкентское литературное братство, в котором, как мне кажется, нет соперничества, зависти, критиканства, интриг, свойственных порою творческим объединениям. Сердцем отдыхаешь при общении с молодыми ташкентскими поэтами и прозаиками.

Театр, принявший под своё крыло литераторов, обещает в этом сезоне проводить вечера проекта «Литера» каждый месяц. Круто, почему бы ильхомовской публике не познакомиться ближе с «живым» творчеством ташкентских авторов! На сценической площадке вместе с актерами «Ильхома» Юлией Плакида, Яном Добрыниным, Алексеем Писцовым, Анастасией Прядкиной и Галиной Борисовой выступили Бах Ахмедов, Вика Осадченко, Олеся Цай, Фархад Юнусов, Муртас Кажгалеев, Александр Махнёв и Наталья Белоедова. Двое из молодых авторов остались в зале – их рассказы читали профессиональные актёры, а в конце вечера прозаиков Марата Байзаковса и Лакиса Филиппидиса представили публике: их тексты узнаваемы, теперь и в лицо авторов запомнят. Здороваться на улицах начнут, как с Бахом Ахмедовым…

Ташкент, благодаря социальным сетям, с интересом следил за развитием событий при подготовке выступлений от замысла, репетиций и до самого вечера. Прежде всего, как это бывает в театре, процесс подготовки сам по себе интересен: участники с кайфом проживали рождение на их глазах и с их участием нового творения, каковой является, в сущности, каждая театральная постановка или концертная программа. Это незабываемый период вынашивания плода.

«Междуречие» в театре Марка Вайля

После показа «Междуречия» социальные сети запестрили откликами участников и зрителей.

— Концепция, энергетика, импровизация, драйв — все совпало! – оценил театрализованный старт Бах Ахмедов. — Все были на высоте. Огромная благодарность «ильхомовцам», и в первую очередь, Алексею Писцову, который дал нам очень точную и правильную установку: «Делайте, что хотите: ходите, ешьте, курите, пейте, спите… Просто расслабьтесь».

Бах курил нещадно. Пил воду. Ходил. Спускался с Олимпа, где сидел на одном уровне с юпитерами — в тихом одиночестве, за отдельным столиком с горящей свечой. Светился сам… Писал, по всей видимости, новые стихи. И, говорят, действительно написал! И, конечно, читал стихи. Пафосно воздев руки к небу, едва не задев потолок зала, задул свечу и спустился на сцену, присоединившись к кругу друзей на некоем «квартирнике» или в «ташкентском дворике» (А.Писцов назвал антрураж «подъездом»).

Вечер рождался как импровизация, но хорошо продуманная в основных темах и переходах. Приведу допремьерные откровения Баха Ахмедова: «Ощущения странные. Вроде бы волнуюсь, а с другой стороны — вроде бы и пофигизм. Какая-то ускользающая двойственность. …Совсем новые экзистенциальные ощущения. Существование на границе света и тьмы. Выход в неведомое… Попытка зацепиться за речь и понимание тщетности этой попытки»

Когда в репетиционный период записывали рекламный ролик, Бах Ахмедов сел в уголке на реквизитный ящик и сочинил стихотворение. А потом еще… И даже во время показа, сидя ближе к небу, сочинял стихи. Приведём одно из этих стихотворений.

Театральное

Меняли декорации, меняли
надежды, окна, лампы, зеркала.
Зубрили роль, печали приручали,
а жизнь за стенами творилась и текла.
Но здесь, на сцене, было так целебно...
Казалось, можно запросто найти
таинственный кристалл, почти волшебный,
хранящий наши смыслы и пути.
Софиты сочиняли наши лица...
И свет сходил от радости с ума.
И можно было заново родиться,
забыв, что где-то там стоит зима.
И, глядя в нарисованное небо,
произнести безумный монолог.
...В ладони горсть искусственного снега -
такой смешной и подлинный итог.

«Междуречие» в театре Марка Вайля

Наиболее свободно и органично в перфомансе смотрелась Вика Осадченко. Артистические таланты проявлены во всех её прежних выступлениях – и очень удачно! — а яркие, образные стихи, рассказы, сказки принесли заслуженные международные призы.

Отшумели аплодисменты, но не успокоились страсти. Началось обсуждение в социальных сетях.

Первым поделился впечатлениями о вечере Бах Ахмедов

— Да, вечер был действительно замечательным!!! Концепция, энергетика, импровизация, драйв — все совпало! Все были на высоте. Огромная благодарность «ильхомовцам». Спасибо огромное и Юле, и Насте, и Галине, и Яну за великолепное исполнение наших вещей! Я получил реальный кайф от всего действа.
Спасибо моим гениальным друзьям! Вы просто уникальны! Каждое ваше произведение — это удивительный синтез времени и вашего личностного мироощущения. Сегодня это было так слышно, так видно и так прекрасно! Вот ради таких моментов и стоит жить!
Наверное, мой пост кому-то покажется пафосным, каюсь, но меня просто переполняют эмоции и чувство благодарности ко всем участникам удивительного перфоманса.

«Междуречие» в театре Марка Вайля

Поэт издалека завёл речь, и привела она к определению жанра театрализованного литературного вечера: перфоманс. Жанр, на мой взгляд, определил и плюсы, и некоторые минусы вечера, который, повторю, стал ярким и запоминающимся событием. Нашелся и недовольный критик, но его мнение здесь приводить не хочется – оно не отразило истинных реалий события.

«Проадреналиненные» новой формой литературно-театрального действа, зрители дружно делились восторженными отзывами.

Галина Долгая
— И зал был полон, и артисты в ударе, и поэты с прозаиками были на высоте! Спасибо всем за несколько часов погружения в мир искусства, который отражает и высокие чувства, и полет мысли, и нашу земную ташкентскую реальность. Хоть несколько текстов содержали неприемлемый мной в литературе мат, общий уровень читаемого был высок! И это, наверное, единственное замечание. В остальном приятно было и видеть, и слушать, и узнавать знакомое в произносимом. Спасибо за праздник слова, которое звучит и будет звучать в нашем городе уже в прямом смысле с высокой сцены! Успехов в дальнейших проектах!

Сама я из обсценной лексики услышала лишь одно слово. Наверное, слух несколько адаптировался к ней: где только не звучит сейчас мат: в кино, на телевидении, в постах или комментариях, опубликованных блогерами; мелькает в речи подростков, высыпающих из колледжей после занятий; пестрит в книгах популярных российских писателей, вылетает из уст таксистов как реакция на беспредел водителей на ташкентских дорогах … Поистерлось запретное значение, измельчало, как пятак в базарный день, как голые тела на нуддистких пляжах, концертных или театральных подмостках. Потеряли матерные слова эффект шокера, на который уповают авторы. Пустые слова-склейки – без смысла и эмоциональной окраски.
Плавные переходы от автора к автору, от поэтического слова к прозе, от песни под гитару к слову под звуки фортепиано – все это создавало особый душевный настрой. Девичник, мальчишник, атмосфера ташкентских сердечных встреч – здесь было всё. Отвлекал непонятно зачем с шипением изрыгаемый дым из-под стола – перфоманс, видимо, обязывал. Но и отвлекал, к сожалению. Хватило бы и сигаретного дыма, который тоже висел в воздухе. Но это мелочи. В целом вечер вызвал у многих зрителей нечто вроде катарсиса.

Виктория Абдурахимова
— Я смотрела на вас, дорогие ташкентские авторы и артисты, и не могла разобрать, что доставляет большее удовольствие: жить в одно время с такими талантливыми людьми или быть знакомой с вами — лично, заочно, экзистенциально.

Евгений Скляревский
Зачем нужны поэты? Пользуясь обычными нашими словами, они раздвигают Вселенную, добавляя в неё переживания, чувства и краски! Они учат нас грустить и радоваться, расширяют спектр наших чувств. Спасибо поэтам за Вселенную!

«Междуречие» в театре Марка Вайля

Чего же не хватило мне самой в этом театральном перфомансе, в котором поэты играли самих себя и читали стихи от имени своих лирических героев? Где шахматист и прозаик Муртас Кажгелеев тоже предстал автором стихов — яркой, красно-зеленой романтико-ироничной фигурой, которая добавила ложку юмора в бочонок поэтического нектара и амброзии, выплеснувшийся в зал. Нет, был и юмор, были и рвущие душу лирические темы, и хорошие стихи, прозаические миниатюры. Праздник состоялся и всем понравился.

Но когда перфоманс был прерван звонком не выключенного кем-то телефона, в глубине сцены словно проявилась фигура Александра Файнберга, который не раз выступал здесь. Вспомнила его баритон, громом прогремевший при звуке зуммера на последнем из творческих вечеров: «Выйдите из зала»! Почувствовала ту — наэлектризованную поэзией и силой файнберговского характера атмосферу – грозовую, лирическую, саркастическую, философскую. Та наэлектризованность живёт во мне доселе, она не испарилась из памяти. Такое, наверное, не повторяется.

Да, старт «Литеры» воодушевляет. Нужны, конечно, поэтические перфомансы — они нечто новое в литературной и театральной жизни Ташкента. Нужен театр поэзии и песни — и проект его воплощает. Наверное, задуманы и персональные литературные вечера, которые позволят воздействие каждого из поэтов уносить с собою из зала на долгие годы.

Поэт — личность и талант индивидуальные. Но ташкентская школа поэзии – явление поистине коллективное, где вместе и поврозь, и попеременно все прекрасны и заслуживают читательской и зрительской любви.

Тамара Санаева
Фото Евгения Скляревского и Анатолия Кима

Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.