Курсовой роман с продолжением… Искусство Старые фото Фото
Автор Камариддин Артыков.
«Плюс самое главное — то, что Л.Гумилёв в масштабах нации называл пассионарностью — избыток биохимической энергии вещества, проявляющейся способностью людей к сверхнапряжению. Вдруг «среди долины ровныя» происходит Выброс. Таков был этот курс Театрального института. Сколько курсов и групп растворилось, рассосалось по жизни, начав заниматься другим делом, разбежавшись, а этот курс Вайль, Александров, Артыков, Мусина, Умарова, Юлдашев, Оренов, Плугарь, Слоним, Гердель, Кумысникова, Алламбергенов, Валиев, Газиева, Камилова, Азизова…До сих пор держат этот город на своих плечах, как атланты эпохи. При их встречах вдруг начинает проскакивать какая-то искра, скрипеть заржавленные зубчатые передачи времени, и вся Культура начинает оживать и пульсировать»* Это написано лет пятнадцать назад Владом Соколовским.
В первом ряду, на корточках сидит Михаил Гердель.
Второй ряд (на крыше подвального помещения Учебного театра), продолжения учебного корпуса Ташкентского Театрольно-Художественного Института им. А.Н.Острвовского. Здания снесены и НЕ ВПИСАНЫ в КРАСНУЮ КНИГУ перечня исторических зданий утерянных в годы Суверенитета. Тахир Юлашев, Vladimir Orenov, Камариддин Артуа, Natalya Musina, Лола Вахидова, Муаттар Пулатова, Шарифа Газива, Dinara Yuldasheva.
В третьем ряду с высунутыми языками: Александров Юрий, Камилова Малика.
Теперь, «иных уж нет, а те-далече»… И всплыло, вспомнилось это высказывание в дни премьерных показов спектакля Динары Юлдашевой (тогда — Умаровой!) «Тень». Поскольку сама история постановки спектакля и её «выхода в свет», и долгая (надеюсь, ещё с бОльшим продолжением))) творческая судьба самой Динары есть убедительное свидетельство продолжения, я бы сказал, кропотливого, часто утомительного, удивительно последовательного, стойкого служения Театру!)))
«Жизнь есть сон», «Сон разума» (порождает чудовищ…), «Сон в летнюю ночь» — все эти сновидческие названия уместны были бы и как названия рецензий к спектаклю «Тень» поставленного в театре кукол по мотивам пьесы Евгения Шварца Динарой Юлдашевой. Сон реальный, сон эзотерический, сон предусмотренный эстетикой спектакля. На этом спектакле – треть зрителей сразу же поддались чарам Морфея, вторая треть перемежала просмотр спектакля с видениями из спектакля (это особый род театрального удовольствия – тоже дорогого стОит…))). Третья часть зрителей «вникала» в эстетику спектакля, где сон и сновидения вписаны в художественную ткань его… Думаю, это была именно та часть пытливых зрителей, которые вступая в лабиринты сна и сновидений, ирреальных фантазий, в сказочную игру и контролируя одновременно «реальный ход» событий происходящих на сцене могли в полной мере ощутить масштаб и глубину задуманного. И сделать это было не просто. Но и авторы спектакля, и в первую очередь, Динара Юлдашева отлично понимали, что задача постановки пьесы Е. Шварца в театре кукол, это, поначалу, скорее, массив вопросов(????????), чем ответов(!!!!!!!).
Начнём с того, что Динара называет свой спектакль «мюзиклом». И это немного смущает, потому как, такое определение настраивает наши ожидания на более «лёгкий» (даже если Вы в курсе, что бывают «серьёзные» мюзиклы) вид зрелища, чем постановка, которая предстанет на сцене. По моим ощущениям, по масштабу и глубине, разнообразию образов, по музыкальному ряду, по темпо-ритму, происходящих на сцене событий, спектакль скорее близок к музыкально-сценическому роману. С отдельными главами, с паузами между глав, с переходами от лирических сцен к сценам «социально-политическим», философским и в «обратном направлении» вплоть до сцен из кабарэ))). И это особое удовольствие и работа одновременно смотреть спектакль большой формы в театре кукол. Отмечать про себя находки, представлять себе, что происходит за ширмой и отмечать класс работы невидимых мастеров по жестам кукол, по их пластике, акцентам голосовым, и как из всего этого многорукого, многоголового «невидимого» и явленного воочию «кукольного» бытия складывается история, которая может быть «реальнее и живее», чем такое могло быть сыграно, скажем, в драматическом театре…
И здесь возникает момент (в спектакле такие мгновения возникают не раз…), когда вся эта человеко-кукольная машинерия, сказочным образом, перестаёт существовать и возникает ИСКУССТВО! Сцена, когда реального Теодора объявляют тенью, и от него «отрекаются любя» и не любя, по-всякому, в предательстве участвуют все и «народ безмолвствует» … Анунциата – это сказочный «спасительный круг» для героя! (Который в жизни, увы, не всегда бывает «под рукой» …). Сказочный мир в театре кукол – это не метафора, это скорее волшебная природа – этого колдовского искусства. Могу сказать, как человек, для которого хождение в театр – есть привычная работа. И далеко не всегда праздничная, возвышенная))) Но театр кукол – для меня всё равно остаётся отдельной историей… Трепет и восторг я могу испытывать на самых разных по качеству и художественному уровню спектаклях зная и понимая их недостатки.
Потому что, театр кукол, нечто обратное «ящику Пандоры», он возник у Человечества в надежде на Чудо. Стоит заглянуть за кулисы театра, на пространство, откуда они «транслируют» свои умения, на реальные лица «невидимых» актёров… И Вы, даже если специально будете долго и кропотливо изучать и постигать это искусство, заветная Тайна, будет мерцать, мерцать, мерцать… и удалятся от Вас. Коллега, Динара Юлдашева – ключница Театра, Магистр Игры. Вот она и занята этим вечным постижением Тайны и время от времени у неё появляется возможность, своими сложно-сочинёнными спектаклями повергать нас в ёще бОльшие творческие, вдохновенные сомнения, и поиски как по поводу театра кукол, так и по поводу нашей реальной с Вами жизни. Вторя, вслед за Декартом, и сочиняя свой следующий кукольный опус «de omnibus dubitandum — все подвергай сомнению»
P.S Теперь уже и видео (не всегда внятное), и музыка( фонограмма звучаящая с «шумами»), которые возникали и создавали «помехи», и все другие технические погрешности кажутся легко поправимыми «маленькими недочётами», уходя куда-то в сны и сновидения…
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.