Из истории узбекистанской органной культуры Искусство История
А.Н. Фатхутдинова
В статье рассматривается история органного исполнительского искусства в Узбекистане с момента установки первого органа в 1947 году. Выявляются пути формирования и развития органной культуры в Узбекистане в единстве всех ее компонентов, а именно: имеющегося инструментария, плеяды органистов — исполнителей и педагогов.
На рубеже тысячелетий Узбекистан, как и все республики бывшего Советского Союза переживает период глубоких социокультурных изменений, связанных со сменой вектора общественного развития, с решением проблем создания современного общества. Как показывает опыт многих модернизирующихся стран, в этом процессе чрезвычайно важным является обеспечение сосуществования традиций и современности, особенно в отношении культуры, которая составляет исходный момент органичной модернизации.
На современном этапе развития в музыкальной культуре Узбекистана огромное значение приобретает профессиональная культура, в том числе культура игры на органе. Правительство Республики уделяет большое внимание духовному развитию общества, в том числе развитию музыкального искусства.
Органное искусство Узбекистана в данный момент является неотъемлемой частью национальной музыкальной культуры. За сравнительно короткий период — 65 лет (с момента установки первого органа в Узбекской ССР), органное искусство Узбекистана прошло значительный путь развития, оно продолжает развиваться, и для этого есть все предпосылки. Более того, именно в последние десятилетия органное искусство Узбекистана выходит за узкорегиональные рамки: органные сочинения композиторов Узбекистана начинают все чаще звучать за рубежом, а узбекистанские исполнители — выезжать с концертами за пределы республики.
Большим событием для музыкальной органной культуры Узбекистана, (как для профессиональных музыкантов, так и для почитателей органной музыки, было приобретение в 2006 г. нового органа высокого класса. Пятидесятирегистровый орган был куплен Министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан на тендерной основе у знаменитой германской фирмы «Solimpex e. K. Eisenbarth», при содействии Посольства Германии в Узбекистане. Инструмент был установлен в Органном Зале нового здания Государственной консерватории Узбекистана.
Отступим на несколько десятилетий назад. Дело в том, что установке нового органа фирмы «Solim-pex e. K. Eisenbarth» предшествует значительный период, связанный с зарождением и развитием органной культуры в Узбекистане, начало которого приходится на 40-е годы XX века.
В конце 1947 года по инициативе А.Н.Котляревского (см. прим. 1), занимавшего в то время должность проректора Ташкентской государственной консерватории, в Большом зале консерватории был установлен первый не только в Узбекской ССР, но и во всей Средней Азии, орган. Орган был привезен в Ташкент из Львова.
Об этом органе, к сожалению, сохранилось крайне мало сведений. Известно лишь то, что он состоял из двух мануалов, педали и 27-ми регистров. Новый фасад органа был выполнен по проекту художника Гунина.
Факт установки органа в консерватории можно считать отправным пунктом в формировании узбекской органной школы, а также важным событием для всей музыкальной жизни Республики. Вскоре после установки органа был открыт органный класс, руководителем которого стала ученица известного ленинградского органиста, профессора И. А. Браудо Вера Николаевна Котляревская-Бакеева. Вера Николаевна внесла большой вклад в органную культуру Узбекистана. В относительно короткий срок ей удалось заинтересовать молодых студентов органной музыкой. Первыми ее учениками были студенты фортепианного факультета Р.Каримова, Д.Кары-Ниязова и Е.Петросянц. Уже в конце 40-х годов ученики Веры Николаевны давали органные концерты. После отъезда В.Н.Бакеевой из Ташкента Р.Каримова (одна из лучших и преуспевающих студенток) завершила свое обучение на органе под руководством талантливой ленинградской органистки Веры Самуиловны Альзуцкой, также ученицы И.А.Браудо.
К сожалению, первый ташкентский орган просуществовал всего около 13 лет. Летом 1961 года инструмент сгорел. В 1964 году в концертном зале им.Свердлова в Ташкенте был установлен орган чехословацкой фирмы «Rieger-Kloss» (см. прим. 2). Инструмент был куплен представителями Узбекистана после проходившей в Москве в 1961 году выставки чехословацких музыкальных инструментов. После ташкентского землетрясения 1966 года инструмент, получивший небольшие повреждения, разобрали и складировали.
В 1969 году отреставрированный орган установили на новом месте, в филармоническом концертном зале «Бахор».
Первый концерт на органе фирмы «Rieger-Kloss» в концертном зале «Бахор» 20 декабря 1969 года дал известный московский органист Сергей Дижур. Органные концерты хорошо посещались. Однако неприспособленность филармонического зала «Бахор» к эксплуатации органа затрудняла нормальное функционирование инструмента. Постепенно орган пришел в негодность вследствие сосуществования его с танцевальным ансамблем. Инструмент был демонтирован и складирован. В настоящее время ведется работа по восстановлению и реконструкции органа, который находится в музыкальной школе им. Глиэра.
Со времени установки органа «Rieger-Kloss» в концертном зале «Бахор» возобновились занятия студентов Ташкентской консерватории по классу факультативного органа. Класс органа вела узбекская органистка Роза Каримова, ученица В.Бакеевой. Роза Каримова внесла большой вклад в формирование и дальнейшее развитие органного исполнительского искусства Узбекистана. Она явилась продолжателем традиций ленинградской органной школы.
Р.Каримова активно пропагандировала органную музыку, играя многочисленные сольные и ансамблевые концерты, записи которых транслировались также по радио и телевидению.
В 1974 году в Малом зале Ташкентской консерватории (ныне Республиканский специализированный музыкальный академический лицей им. В.Успенского) был установлен орган немецкой фирмы «Hermann Oule» (см.прим. 3) Начиная с 1977 года, огромный интерес у слушателей вызывали концерты молодой органистки Татьяны Анатольевны Левиной (см. прим. 4). Татьяна Левина была первой органисткой, которая стала пропагандировать музыку композиторов Узбекистана за пределами республики. Она с успехом выступала в Иркутске, Одессе, Алма-Ата, Минске, Челябинске. В 1983-1984 и в 1988-1989 годах Т.Левина проходила стажировку в московской консерватории у Л.Ройзмана (см. прим. 5). В 1989 году в Доме органной музыки в Киеве Татьяной Левиной был записан и выпущен диск «Современная органная музыка». Одна сторона диска содержит произведения французских композиторов (Мессиана, Гильмана и Лангле), другая же состоит из сочинений композиторов Узбекистана, среди которых такие пьесы, как «Токката» из «Органной сюиты» Г.Мушеля, «Восточная фантазия» С.Джалила, «Поэма-импровизация» Ф.Янов-Яновского.
На сегодняшний день исполнительскую органную деятельность продолжает вести выпускница класса органа Р.Каримовой, доцент кафедры общего фортепиано Мунира Турсунходжаевна Аминова (Хусанходжаева). Она окончила Ташкентскую государственную консерваторию по фортепиано (1978-1983) и органу (1981- 1986), затем стажировалась по специальности «орган» в Московской консерватории (1988- 1989) у Л.Ройзмана. М.Аминова ведет класс как специального, так и факультативного органа в Государственной консерватории Узбекистана и в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее им. В.Успенского. С 1995 ведет активную концертную деятельность. М.Аминова воспитала ряд талантливых исполнителей-органистов. Среди ее учеников, проявивших себя наиболее ярко, упомянем Юлию Усманову–Варелас, Саодат Джурабекову, Тамиллу Сарымсакову (в 2011 году стала лауреатом Государственной премии Зульфии). Автор настоящей статьи также является выпускницей М.Аминовой.
В 2000 году значительным событием в культурной жизни Ташкента явилась установка органа немецкой фирмой «Sieqfrid Merten» в Римско католическом костеле Ташкента. Инструмент имеет 32 регистра, 2 мануала, педальную клавиатуру, Швеллер. Трактура органа электрическая. Этот орган был получен в подарок из прихода Св. Павла города Бонна.
Подводя итог нашей работы, можно отметить, что в Республике создана серьезная база для перспектив дальнейшего развития органного искусства.
Примечания
- Арсений Николаевич Котляревский (1910-1995)профессиональное музыкальное образование получил в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, где обучался на музыковедческом (класс Р.Грубера, окончил в 1935г.) и фортепианно-органном (у И.Браудо, окончил в 1937г.) факультетах. Работал в должности доцента на кафедре истории музыки Ленинградской государственной консерватории (1937-1947), в Ташкентской консерватории (1947-1950, проректор, заведующий кафедрой камерного ансамбля, работал на кафедре истории музыки).
- Орган изготовлен в Крнове, имеет 25 регистров, 3 мануала и педальную клавиатуру. Трактура инструмента (то есть механизм соединения клавиши с клапанами и другими устройствами, открывающими и закрывающими доступ нагнетаемого воздуха к органным трубам) электрическая. Она состоит из системы проводов, соединяющих клавиши с механизмами под трубами. Орган не очень велик. Он занимает промежуточное положение между большими органами и органами-позитивами
- 3.Инструмент имеет 2 мануала, педаль, 26 регистров. Новый ташкентский орган — 450-й по счету, изготовленный фирмой «Hermann Oule» с момента ее образования.
- Левина Татьяна Анатольевна (р.1948, Ташкент) – выпускница фортепианного факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки (окончила в1972 году по специальности фортепиано, орган).С 1980 года регулярно принимала участие в концертах с «Ансамблем старинной музыки» (руководитель – А. Павловский), исполняя партии органа и клавесина. Выступала и с сольными концертами, и в составе ансамблей в филармонических концертах в концертном зале «Бахор» и малом зале Ташкентской государственной консерватории.
- Ройзман Леонид Исаакович (1915/1916-1989). Один из крупнейших отечественных органистов, пианист, музыковед, педагог. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу фортепиано у А.Б. Гольденвейзера (1938; 1941) и по классу органа у А.Ф. Гедике (1941; 1946). С 1942 преподавал специальное фортепиано, орган и клавесин в Московской консерватории (с 1963 профессор).
Литература
- Бакеева В. «Орган». М.,1977
- Браудо И. «Артикуляция» Л., Музыка, 1973
- 3.Браудо И. «Об органной и клавирной музыке» Л., Музыка, 1976
- «Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков» Учебное пособие, Москва ООО «Издат» 2008
- Лепнурм Х. «История органа и органной музыки», Казань, 1999.
- Ройзман Л. «Орган в истории русской музыкальной культуры», Казань.,2001 г.
Прислал Игорь Клишин. Фото с сайта http://principal.su
«культура, которая составляет исходный момент органичной модернизации».
Культура, как известно, бывает разная — органная, театральная, повседной жизни и пр. Есть еще и такая маленькая культура (почти культурка) — печатного текста. В небольшой заметке, которая сцементирована названиями иностранных компаний, много неточностей. Есть и загадка. Для примера.
В заметке названия — Sieqfrid Merten вместо Siegfried Merten, Hermann Oule — вместо Hermann Eule Orgelbau. Название «знаменитой германской фирмы» Solimpex e. K. Eisenbarth оказалось собранным из названий двух небольших германских фирм — Solimpex e. K., производителя аккустических систем, и Orgelbau Eisenbarth, производителя органов.
В связи с этим возникает вопрос, как «знаменитая» фирма Solimpex e. K. Eisenbarth могла выиграть тендер у Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан. Вопрос навеян текстом, без влияния органной музыки.
Куврук[Цитировать]
Вопрос с загадочной компанией Solimpex e. K. Eisenbarth отпадает. Это действительно ошибка автора статьи. Нам подтвердили, что тендер был, проведен по всем требованиям. Музыкальный инструмент был поставлен немецким изготовителем Orgelbau Eisenbarth — компанией, пользующейся высокой репутацией, и смонтирован в Ташкенте при участии компаний Solimpex e. K. и UPITrade. Это еще раз к вопросу о тщательности проверки публикуемых сведений. Даже если это касается органов.
Куврук[Цитировать]
О́рганов или оргАнов?
ВиоЛав[Цитировать]
Нет, это не ошибка автора статьи, а заблуждение, встречающееся во многих публикациях. Видимо, кто-то запустил неправильное название фирмы (полагаю, что это был журналист одной из газет) и с тех пор ошибочное название кочует из статьи в статью.
Gangut[Цитировать]
И для истории. Одна из афиш.
Gangut[Цитировать]
Ташкент, Ташкент… Ты такой большой и такой маленький….
Как не вылетишь в интернет-пространство, так обязательно столкнёшься с кем-нибудь из знакомых! Спросила у друзей в ФБ:» А не наша ли одноклассница из школы №44 — органистка Татьяна Левина из Новосибирска?»
Андрей Слоним: Лида, да, это — именно наша Таня Левина, учившаяся с нами в 44-0й. Она стала большим музыкантом, успешно освоила, помимо фортепиано, труднейшую фактуру ОРГАНА, много и успешно выступала, стала лауреатом многих конкурсов. В 1977 году она играла Людин (композитора Людмилы Слоним) дипломный проект — «Поэму для органа, струнных и ударных», в нашем всеми любимом зале «БАХОР» на центральной площади. Мы тепло общались с ней весь период моей работы в консерватории 1970-х-80-х. Затем она уехала в Новосибирск, где продолжала свою плодотворную деятельность. Сейчас, по не уточнённым сведениям, она живет и работает в Германии
Ethel Levin: Да, Лида. Это наша Таня. Она училась в Новосибирской консерватории и стала органисткой.
Лидия Козлова: Большое Спасибо, Андрей и Этель. Это наша Таня, дочка молодого, перспективного режиссёра Анатолия Левина. Он много и успешно ставил в Русском Театре им.Горького, но вдруг погиб из-за дурацкого вентилятора — и это всё наш Ташкент, где воспоминания о школе возникают под звуки органа, а разговор об органах вдруг заканчивается в ташкентском дворике…
Лидия Козлова[Цитировать]
Моя гордость.
гульнора[Цитировать]