Зиёрат матери Султон Увайси Корани в Наманганской области Искусство Разное Фото

Лилия Николенко:

Мы едем на край Долины.
В пятидесяти километрах от Намангана, в маленьком кишлаке Мазори Султан находятся два интереснейших зиёрата. Организаторы пресс-тура на завод минеральных вод Chortoq в одноименном городке, знали толк в хороших пресс-турах. Для господ журналистов и блоггеров, куда бы они не поехали, самое главное что? Инфоповод — это понятно. Но к инфоповоду нужен некий флер эксклюзива и загадочности. Поэтому, насладившись целительными водами Chortoq, мы отправились на самый край области, где тема уникальных местных минеральных вод плавно перетекла в тайны и загадки.

Зиёрат. Место для молитвы
Итак, Наманганская область. Маленький кишлак на самом краю. Сюда на протяжении многих веков стекались паломники. Эти места связаны с именем праведника Султон Увайси Карани. Султон Увайси Карани — легендарная личность в истории Ислама. Как вы знаете, святых в Исламе нет, и быть не может по определению. Есть праведники, проповедники, и конечно, Пророк(мир ему и благословение, м.и б.). Верующий, отправляясь в зиёрат, связанный с именем праведника, молится там не праведнику. Молитву свою он возносит только Богу. Просто он хочет сделать это в месте веками намоленном. В месте, отмеченном силой веры. В месте, откуда сотни лет многие верующие возносят молитвы. Он хочет присоединить свой голос к миллионам голосов, звучащих здесь до него. В этом есть особое чувство веры, чистоты и единения. Именно таким местом и стало для многих место упокоения Султон Увайси Карани.

Мы остановились на том, что приехали в кишлак Мазори Султон на краю Долины, и проезжаем мимо масштабной стройки красивого историческо-культурного комплекса

Султон Увайси Карани. Мать и сын
Столько веков прошло со времени жизни праведника, что имя его окутано легендами. В какой из них историческая правда, в какой истинное чудо — так ли это важно для молитвы. Я вам расскажу историю Султон Увайси Карани, так, как ее передают из уст в уста многие поколения жителей Ферганской Долины. Итак, начнем?

Султон Увайси Карани был известным провидцем и жил в Йемене. Его воспитывала одна мать, так как рано овдовела. Султон Увайси Карани любил свою мать беззаветно и преданно. Его сыновняя любовь и уважение были столь велики, что вся его жизнь была проникнута ими.
Султон Увайси Карани родился гораздо раньше Пророка Мухаммеда(мир ему и благословение). Он предсказал его рождение и благословление. Он принял пропрочество и веру сразу и безоговорочно. Долгое время он мечтал увидеть Пророка (м.и б.), но боялся покинуть надолго больную мать.
В один день, он испросил у матери разрешения отправиться в Медину, клятвенно пообещав дойти до дома Пророка (м.и б.) и сразу вернуться обратно. Он дошел до дома, однако Пророка Мухаммеда(мир ему и благословение) не застал. Дверь открыла младшая жена, она же позже рассказала Пророку (м.и б.) о Султон Увайси Карани. Говорят Пророк Мухаммед(м.и б.) поцеловал глаза жены со словами «Потому что они видели этого прекрасного человека». И позже передал в подарок свой халат. Он знал о его подвижничестве в вере и очень ценил его.

Султон Увайси Карани в Долине
Султон Увайси Карани по зову сердца отправился проповедовать в Среднюю Азию, и остановился в горном оазисе, на краю Долины, где и был похоронен. Сегодня на месте старого мазара начато строительство красивого исторического комплекса. Строительство еще до конца не завершено, но обещает стать очень комфортным для паломников местом.

Место, имя которому — Любовь к матери
Дивной энергетики место находится несколько в стороне от мазара Султон Увайси Карани. Это место, где по преданиям похоронена мать праведника. Как мы уже говорили, его любовь и почтение к ней были безмерны. Когда мать сделала последний свой выдох на бренной земле, и пришло время ее хоронить, Султон Увайси Карани был в отчаянии. Ни капли воды, ни источника, ни родника не было вокруг, чтобы по канонам омыть тело. Тогда в горе своем от невозможности исполнить предписанное, вознес он молитву к Богу, и ударил ладонью по сухой земле. И произошло чудо. Земля под ладонью осела, и из углубления полился поток кристально чистой воды. Возблагодарил Султон Увайси Карани Всевышнего за дар, и похоронил мать, как полагается.

В предыдущей части мы вспомнили о знаменитом мусульманском праведнике, который, по легенде, волею судеб оказался в небольшом кишлаке на краю Долины. И еще мы подошли к воде, которая появилась благодаря истинной вере.

Удивительный источник
Этот поток кристально чистой воды до сих пор не иссяк. Стоит отметить что источник просто загадочный. Представьте себе: Глинистые берега. Глинистое дно, в котором отчетливо видно углубление, из которого движется поток. Прозрачность воды потрясает. При том, что весь объем дна и стенок обильно покрыт водной растительностью. Зеленые растения столь роскошны и пышны, что кажется, что они растут в элитном аквариуме, за которым ухаживает десяток лучших специалистов. А не просто водоём в глинистой почве.
В воду попадают листья с окружающих деревьев, летит пыль из-под ног паломников и с грунтовой дороги сверху. Однако никаких признаков гниения, цветения, помутнения. Не видно ни рачков, ни жучков, ни мальков, столь характерных для таких водоемов. Словно стоят там неведомые божественные фильтры.

Приходит пятница, и вода становится белой…

Ранее мы остановились на том, что замерли над водами уникального водоема в месте, где молитвы возноcятся над прахом матери праведника

Загадка белых вод
Местные рассказывают, что периодически вода в водоеме становится молочно-белой. Держится такой некоторое время, а потом сама по себе вновь становится кристально прозрачной. По этому поводу у местных немало предположений. Мне более всего нравится аналогия с материнским молоком. Ведь место то символизирует любовь к матери, как святой постулат.
Когда вода спокойна и чиста, не возможно не обратить внимание, на легкие крошечные пузырьки, поднимающиеся со дна на поверхность каждую секунду. Ощущение такое, что вода постоянно напоминает о себе, словно взывая «Смотри на меня». И ты смотришь. И это доставляет удовольствие, приносит покой и умиротворение.
Чудесное место для молитвы. Место веры, любви и великого сыновнего почтения.

Да, да, это вода. Она настолько чиста и прозрачна, что ее не фиксирует матрица фотоаппарата. И только по коричневому листочку, плывущему по поверхности можно понять, что под ним толща воды.

Это похоже на часовню

Таинственный домик
Этот домик я увидела еще с дороги. Зиерат находится в нижней части холма, в верхней раскинулся кишлак. «Православная часовенка?» — мелькнула первая мысль. Домик в зиёрате(а это и был мазар) более походил на русскую офицерскую часовню, чем на азиатский мавзолей. Характерные окна, портик, лепнина. Крыша и пристройка для молитвы были определенно новыми. За краем пристройки на стене домика виднелись остатки лепнины в виде цветов.
Вопросов по этому строению было больше чем ответов. Старик-смотритель Зиёрата не знал точной даты постройки, она там была еще до его рождения.

В поисках ответа
Если предположить, что построили русские военные строители. Это примерно 1870-1910 годы. То что там были русские войска — это однозначно. Россия тогда поддерживала Худояр-хана кокандского, а в 1875 со стороны Намангана то и дело вспыхивали восстания против него. Шли они с территории современной Киргизии. А ровнехонько на Киргизию ведет трасса из Намангана через наш кишлак и Зиёрат. В Наманган для подавления восстания был отправлен генерал Скобелев. Там в то время стоит русский гарнизон, называемый Наманганским отделом. Тогда же в Намангане был построен собор, снесенный в 30-х годах нового времени.
Земли на которых расположен Зиерат, упоминаются в исторических источниках о знаменитм Кокандском восстании. То есть доказывать присутствие русских войск и строителей в этих местах в конце 19-го века нет необходимости. Они там были. Но если таинственный домик построили они, то вопросов становится еще больше.
— Почему здание, похожее на часовенку, построили на месте старинного мусульманского Зиёрата?
— Может просто построили для местных жителей, с целью повысить лояльность, и построили в том стиле, в котором умели?
— Может местные просто наняли русских строителей? Сомнительно.
О нехороших версиях просто думать не хочется.

Последний взгляд
Старики сказали, что строение скоро снесут. Оно и в самом деле своею архитектурой очень странно смотрится в том месте. Тем более над могилой матери мусульманского праведника. Значит время пришло этому таинственному домику уйти. Не так далеко во времени сокрыта по историческим меркам его предыстория. Наверняка в Советское время были в тех краях краеведы, которые собрали и записали хроники появления этого строения. Когда-нибудь узнаем.
А данью памяти останутся фотографии. Немало фотографий многих тысяч паломников посетивших эти удивительные места.

1 комментарий

  • Куврук:

    Заметка добрая, лиричная. Но кроме фольклорной ферганской версии об Увайсе ибн Амир ибн Харб аль-Карни к месту было бы упомянуть, что существуют в исламской историографии и другие версии, основанные на письменных источниках. По ним, жизнь праведника, проповедника и борца за веру протекала на Аравийском полуострове (с краткими военными экспедициями в Сирию и Ирак). Место успокоения — г. Салала в Омане, близ современной границы с Йеменом. По другой версии — в г. Ракка, Сирия (гробница разрушена мракобесами в 2014 г.). Проповедник шиитского толка был весьма популярен на исламском Востоке, особенно, в районах, населенных шиитами, — от Сирии и Ирака до Туркестана. В Туркестане проповедник никогда не был, так как стал шахидом почти за полвека до арабского завоевания Средней Азии.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.