Выдержки из публикаций Владимира Александровича Карасёва в Фейсбуке Искусство Разное Ташкентцы
Представляется важным сохранить, а то Фейсбук сегодня есть, а через год и не найдёшь ничего. ЕС
Продолжу. А пока, у нас штатные истории писали и переписывали к каждому съезду КПСС, к каждому юбилею, без которых нам и жизнь не в жизнь: одобряя генсека, порицая генсека, восславляя Россию, проклиная Россию, осуждая буржуазных националистов и феодально-байских отпрысков, воспевая буржуазных националистов и феодально-байских наследников.… Писали и пишут к декадам культуры в столицах и провинциях, «годам культуры», «согласия», во славу правящего клана, во славу величия казахов, а потом узбеков – к юбилеям независимости, а пока у нас каждый год в течение более 20 лет «юбилейный»… Кто истории «льёт из лейки, кто кропит, набравши в рот».
Пишут записные, заштатные приятели гуннов – казахов, знатоки языка кроманьонцев, очевидцы событий тысячелетней давности, доверенные лица и переводчики Аттилы и Томирис, стратеги кыпчакских батыров, участники джунгарских войн, советники казахских ханов и узбекских беков, наставники и соратники алашордынцев, воспоминания прямых предков узбеков живших в палеолите кульбулаковцев. Пишут стихами, как Махкам, в прозе, пишут в виде бухгалтерских отчётов и справок, списков платёжных ведомостей, программных документов как нам надо жить (а то мы узколобые не знаем сами, что творим), указов и распоряжений о том кого нельзя и кого можно вытаскивать из забвения эпох.
Отливают историю из бронзы и возводят на гранитные постаменты, окружая её гробницы мраморными площадями, лепят из папье-маше и гипса, поскольку непредсказуемы повелители историков – кого на сей раз, будем «увековечивать», а кого опять низвергать. Конца этим приятным свадебным хлопотам и «принципиальным переоценкам» не предвидится. Лига мадригальных историков разбухает как на опаре. Все вдруг прозрели, всех осенило, все засуетились и заголосили. Каждый пыжится: я очевидец! Моя история самая эзотерическая! На меня снизошло откровение свыше, мне явлено тайное знание. Гремят барабаны, голосят карнаи, бьют в кастрюли, дудят в дудки и раздувают щёки. Сонмы «поборников истины» выстроились с ворохами бумаг доказывающими, что город Голопупкин или Косоглазов и кишлак Крепкожопов самые древние на Великом Шелковом пути. Только через них мир узнал о шёлке, лошадях, порохе, макаронах и той самой бумаге, на которой увековечен, сей доказывающий «непреложные исторические истины», трактат. Марать бумагу принялись все: от чабана и кухарки, до солнца в небе, которое олицетворяют президенты на Земле.
Попробую предварительно ответить Павлу и Евгению. …Разумеется, я понимаю, что любому народу нужны идеалы. Но История многократно нам давала уроки того, что от чрезмерного увлечения, идеалы быстренько превращаются в идолов! А люди, пресмыкающиеся перед своими идолами, становятся потенциальными идиотами. …Когда ложь, политическая интрига, форменный бред сумасшедшего и историческая действительность переплетена в единую мешанину, то я, думаю о печальной участи последующих, через целый ряд лет, учёных. Как-то им будет разбираться в этой «исторической правде», открытой современными «продвинутыми и независимыми историками»? Потом, чёрт ногу сломает в этой «Истории Узбекистана» или «Туркмен-наме». А значит, опять будут всё к чёртовой матери зачёркивать, называть моих современников (и меня в том числе) конъектурными дебилами и писать, тогда уже иную историю.
…По большому счёту, я приветствую любую индивидуальность в выражении и в форме подачи информации, проявлении творческой самобытности и своего видения мира и смысла событий. Взгляните на публикации наших научных сборников, специализированных журналов и бюллетеней. Это же настоящая поточная линия фабричного производства, продукция которого, практически, никому не нужна. Даже тогда, когда в этих статьях и проявляются жемчужины индивидуальной мысли, всё равно – они по структуре своей серые, нудные и невыразительные. Мне, эти публикации напоминают массу «сплочённого народа», строящего социалистическую коммуну, в которой главный из лозунгов – «Мы равные среди равных!». Это сразу убивает зачатки творческого самовыражения.
…Итоги труда истинного творца – это иная реальность, которая существует у каждого человека, осознающего своё бытиё. Поэтому, давайте оставим каждому человеку его собственное лицо, которое как никогда ярко видно, именно в присущей только ему манере написания текста. Ваш голос сохранится и через тысячелетия, если вы пишите так, как говорите. Нравится этот голос кому-то или нет, он всё равно ваш и присущ только вам. Следуя, вдолбленной мне за всю жизнь, лозунговой ауры, я могу сейчас Вам сказать: «Смело шагнём через стереотипы!».
(Ответ на комментарии. ЕС)
Сейчас, мне думается, наступил тот самый предел. Или нет? Или нам нужно захлебнуться в новой крови. Но если мы будем молчать — так оно и будет.…Малограмотными, а то и просто безмозглыми домыслами сама история оказалась запутанной настолько, что смекать, где истина, а где ложь становится, почитай невозможно – всяк норовит оттянуть одеяло в свою сторону. Сегодня многим даже удобна и выгодна эта неразбериха и ситуация абсурда. Они предпочитают следовать и верить надуманным мифам и назойливо и даже агрессивно стараются навязать эти простенькие, примитивные, а то и опасные мифы-надумки другим.
Тем самым история агрессивных фальсификаций сегодня незамедлительно вышла на новый виток. Некомпетентные и впавшие в историческую амнезию люди, за многие столетия были, как будто бы, лишены чувства патриотизма или собственного этнического достоинства. Но так может показаться только на первый взгляд. На самом же деле ситуация подобного фарисейства гораздо сложнее и более болезненна для некоторой части населения Центральной Азии.
…Азиатский же мир, в своём проявлении «цивилизованности», как правило, поначалу, скатывается на уровень махрового национализма, как бы демонстрируя свою этническую уникальность и думая при этом, что именно так он войдёт в качестве равноправных партнёров в когорту «высокоразвитых» государств. Но, обычно, уже устоявшийся менталитет заскорузлой Европы, на которую так жаждут ориентироваться новоявленные азиатские страны, своим менторским поведением охлаждает пыл трансформируемой элиты. Ещё бы! То лучшее, что существует сегодня в науке, это — продолжающее существовать, а не возникшее, поэтому не стоит себя успокаивать жалкими примерами чьей-то успешной научной карьеры. Успешная научная карьера, особенно в постсоветских «государствах» Средней Азии, оказывается, вполне может сосуществовать с отсутствием науки, с отсутствием конкретной ценности того, что мы называем таким словом
Дорогой мой Вячеслав.Теперь, без сентиментальных иллюзий, окидывая взором научный горизонт постсоветского пространства, мы без сомнений можем констатировать гибель большинства гуманитарных дисциплин, в первую очередь так называемой исторической науки, не выдержавших испытания «сочинением на свободную тему». Начав донкихотское сражение за историческую Истину, эта наука потерпела поражение от той самой ситуации, которая была порождена не без ее помощи, превратившись в лучших своих проявлениях из обличителя и морального наставника в ловкого контрагента по экспорту архивного сырья на Запад. Но не только прокрустово ложе «application form» наполнило гуманитарное знание звонкой безыдейной пустотой. Оказалось, что в самом этом знании отсутствовали элементарные механизмы самозащиты и развития — рефлексия, представление о сложной природе собственных источников, первичность (а не подражательность!) научного языка, а главное — невозможность дистанцирования от власти, если не сказать — нежелание дистанцирования от власти.
Куда уж там! Власть умеет прикармливать из рук нужных ей «пропагандистов проплаченных идей». Но, к счастью, когда умирает все, находится нечто такое, что все же возникает, существует и прорастает. Возникает и прорастает именно потому, что нечто высохло и вымерло. В социальной культуре – это факт не «освобождения места», а увеличения интеллектуального пространства для идей, не порабощённых узаконенными авторитетами. Не поэтому ли «властьпридержащие» так внимательно и ревностно следят за любой информацией из археологического мира? Ещё бы! Ведь только в Археологии проявляется так зримо и объёмно постулат о преходящем и суетном. Только Археология так откровенно и фактологически рассказывает об уроках Истории. Прости Слава мою слабость к археологии. Конечно это не панацея от всех бед.
И ещё мой брат, Ахунов, должен тебе заметить, что отдельные исследователи, которых подавляющее меньшинство(!), изыскивают сегодня меры, которые необходимо принять для обеспечения того, чтобы традиционные методы исторического исследования, накопленные в письменных источниках, были использованы наряду с новейшими методами критической адаптации по результатам археологических изысканий. В первую очередь из стран Центрально Азиатского региона, поскольку именно эта область исторических исследований подверглась наиболее интенсивному политизируемому уничтожению, фальсификации, примитивному толкованию с довольно чувствительным «душком» национализма. Это не удивительно, такое положение вещей в исторической науке было всегда, ибо каждый исследователь начинал сообщение об открытии какого-либо артефакта с собственной интерпретации, толкования в угоду требования различных групп, политической ситуации либо иных своих меркантильных интересов.
Одни общества, считающие себя «богоизбранным» этносом и поэтому всякое толкование находки должно подтверждаться богословскими древними книгами, либо определяют свою самобытность и великую исключительность в связи с создавшимся новым мифом «исторической достоверности», но другие – наоборот, стремясь к воссозданию географической, хронологической и широкой тематической картины истории, торопятся наводить мосты, стремительно прекращая процессы самоизоляции и «проповедует» идею преемственности культур.
…Должен также сказать и о том, что тотальный контроль над настроениями граждан, их лояльностью к правящему режиму, осуществляемый в стране, не способствует развитию духовной основы каждого. Как бы это не провозглашалось в местных СМИ, но это есть не более чем пустое сотрясение воздуха, которое может вызывать только раздражение или, в лучшем случае, полное безразличие к «мероприятиям по созданию гражданского общества». Поэтому, политизация любого проекта, как пытаются и очень часто это сделать – «заигрывая» с установками исторической графомании, проповедуемой в нашей стране, не только не способствует осуществлению такого намерения, но наоборот, исключительно перечёркивает любые устремления. Иная форма правления является смертельно опасной для этих народов. Именно этому учат примеры совсем недавнего прошлого.
Вдумайся старик, Вячеслав — гражданская война в Таджикистане, разнузданные погромы в Киргизстане, тоталитарный пресс в Туркменистане, «тихий» национальный прессинг в Казахстане – не является ли всё это продуктом необузданного сладострастья власти единоличного лидера, который о принципах руководства страной узнал из советских прокоммунистических школьных учебников, какие, в свою очередь, могли лишь ориентироваться на диктатуру пролетариата, ручонками и мозгами коих управляли партноменклатурные кукловоды, одержимые идеей собственного превосходства, жадности и патологического страха потерять доступ к «кормушке»?
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.