Фонтан «Мальчик, вытаскивающий рыбу» отреставрирован Tашкентцы Фото

Пишет Виолетта Лаврова

ВДНХ СССР 1954 год, скульптор Борис Сон (1922–2009).

Борис Николаевич Сон в 17-летнем возрасте попал в Ташкент. В военные годы он работал механиком на военном аэродроме в Ташкенте, за что получил звание «труженика тыла», а позже — «ветерана войны». Его оформительские и художественные способности проявились в рисовании стенгазеты, плакатов, портретов политических вождей.

История создания фонтанов на ВДНХ
Позади павильона №64, воплощавшего собой символический образ колыбели Октябрьской революции — Ленинграда, расположен небольшой бассейн-фонтан со скульптурой Бориса Николаевича Сона «Рыбак», или «Мальчик с рыбой». Эта скульптура — полный аналог оригинала 1949 года, установленного в парке Победы в Санкт-Петербурге. В отличие от его московского «двойника» фонтан в Петербурге уже не действующий, а скорее напоминает скульптуру в песочнице, в которой играют дети.

Скульптура эта, как и прежде существовавшая архитектурная декорация бассейна, возникла здесь в ходе реконструкции павильона «Ленинград и Северо-Запад РСФСР» по проекту автора павильона Е.А. Левинсона и при участии архитектора И.З. Вильнера. Возведение новой центральной части с круглым залом Ленинградской области, а также новых галерей по сторонам боковых объемов вместе с обновленным сквером позади павильона в полной мере отвечало идиллическому и вместе с тем победному духу своего времени. Авторы решили сохранить идею и планировку довоенного сквера, при этом обогатив его флору и стилистику. Как заметил в своей книге «Архитектура ВСХВ» главный архитектор ВСХВ Анатолий Федорович Жуков (1896–1964):

Ансамбль этого павильона удачно передает суровость и строгий ритм классических ансамблей Ленинграда, некоторую «пустынность» его северной природы.
Евгений Адольфович Левинсон (1894–1968), будучи блестящим мастером неоклассики, продолжателем классической традиции русской архитектуры, тонко сплетал в одно целое как новое, так и созданное его предшественниками. Это проявилось и в реконструкции бассейна, архитектурная декорация которого была продумана до мельчайших нюансов. Чтобы не нарушать строгого покоя и гармонии фасада павильона с прилегающим к нему сквером, зодчий не стал создавать пышный фонтан, а лишь установил скульптуру мальчика на невысокий постамент — он-то и создает иллюзию, будто мальчик с неводом сидит на водной глади. Образ словно «отвечает» легендарной «Девушке с разбитым кувшином» в Царскосельском парке скульптора П.П. Соколова, воспетой Александром Пушкиным и Анной Ахматовой.

Скульптура «Мальчик с рыбой» была студенческой конкурсной работой (создана в 1949 году) Бориса Сона, только поступившего в тот год в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Уже тогда среди преподавателей и однокашников он слыл «виртуозом». Скульптура стала фонтаном, когда в конце 1970-х годов к ней была подведена вода: струя выходила из-под только что пойманной рыбы.

Современное состояние
Во время реконструкции сквера в 2014 году скульптура была поднята на более высокий постамент, а количество водных струй увеличено: теперь мальчика-рыбака окружает целое кольцо взлетающих ручейков.

Биография скульптора
Борис Николаевич Сон (1922–2009) — скульптор, член Союза художников города Ленинграда, родился в городе Артеме Дальневосточного края. Когда Борису Николаевичу исполнилось 4 года, умер его 27-летний отец. Без кормильца остались в семье пять детей: помимо Бориса, старший брат Валерий и три младшие сестры. В это время проявились способности юного Бориса: он целыми днями пропадал на берегу реки и из глины лепил разные фигурки. Когда ему исполнилось 15 лет, семья была депортирована в Караганду (Казахстан), где в 1939 году, через два года после их переезда, умерла мама.

В возрасте 17 лет Борис Николаевич переезжает в Ташкент к дяде Моисею и тете Акулине. В военные годы Борис Николаевич работал механиком на военном аэродроме в Ташкенте, за что получил звание «труженика тыла», а позже — «ветерана войны». Его оформительские и художественные способности проявились в рисовании стенгазеты, плакатов, портретов политических вождей.

После окончания войны, получив аттестат о среднем образовании, по рекомендации начальника воинской части он поступил в Ташкентское художественное училище. В 1949-м окончил его. Женился на Анне Семеновне Ким — молоденькой студентке педагогического училища, которая станет ему верной женой и мудрой спутницей, другом, хранительницей семейного очага до конца жизни.

В этом же 1949 году как лучший ученик по направлению от училища поехал поступать в город–герой Ленинград в Академию художеств. Блестяще сдав экзамены по мастерству, был зачислен в ряды студентов института живописи, скульптуры и архитектуры на скульптурное отделение. Виртуоз — так говорили о нем его преподаватели и однокурсники. Он участвовал во всех конкурсах. Одна из конкурсных студенческих работ, «Мальчик с рыбой», установлена в парке ВДНХ в Москве и в парке Победы в Санкт-Петербурге. Самое трогательное воспоминание о тех годах оставляет его рассказ о вкусноте «студенческой колбасы»: это горбушка черного хлеба, натертая чесноком. Конечно, огромной поддержкой для вечно голодного студента были посылки с провизией от жены из солнечного Ташкента.

В 1956 году Борис Николаевич успешно завершил обучение в Академии художеств, и, как перспективного скульптора, его оставили на три года в творческой мастерской профессора В.В. Лишева. Ему назначили приличную стипендию, которая, наконец, позволила перевезти семью: жену Анну — учительницу начальных классов, сына Даниила и двух дочерей, Клариту и Беллу. А в 1958 году родилась младшая дочь Ирина.

В 1958 году Союз художников города Ленинграда, членом которого Борис Николаевич являлся с 1956 года, выделяет 7 соток земли в ближайшем пригороде под строительство дома. И уже в 1962 году семья заселяется в дом, построенный собственными руками скульптора. Сердцем дома является его мастерская — мечта каждого художника.

Другие известные работы Бориса Николаевича Сона: скульптурная группа «Освобождение Вьетнама», «Юный Ульянов» в музее города Ульяновска, памятник Ленину в Уфе, а также работы в Санкт-Петербургском Артиллерийском музее, в Музее религии и атеизма, Военно-морском музее.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.