Княгиня Надежда Александровна Искандер-Романова (вдова Князя Николая Романова) на Воскресенском базаре, 1932 год Старые фото Ташкентцы
Надежда Александровна Искандер-Романова, урожденная фон Дрейер, дочь оренбургского полицеймейстера, состояла в морганатическом браке с сосланным в Ташкент великим князем Николаем Константиновичем (1850-1918), внуком Николая I.
По одной из версий она скончалась в 30-е годы от укуса бешеной собаки. Похоронена, по всей вероятности, на православном Боткинском кладбище Ташкента. Могила не сохранилась. В последние годы проживала в пристройке ко дворцу Искандера-Романова, ставшего вскоре республиканским дворцом пионеров имени Ленина. Содержала множество бродячих собак, жила на подаяния горожан, боготворивших Великого князя и его семью (ташкентскую). По другой версии она жила в Ташкенте и прожила долгую жизнь, при этом получая специальную пенсию от правительства Туркестанской автономии, за сохранность коллекции книг и картин которая она передала в музей и библиотеку.
Фото сделано швейцарской путешественницей Эллой Майяр. В своей книге «Туркестан-соло» она пишет: «Не было возможности взять интервью у вдовы Великого князя. Ее волнистые волосы были покрыты косынкой, старческое лицо было в пудре. Княгиня передвигалась от прилавка к прилавку с недовольным видом и инквизиторским взглядом. Княгиня была одета в серый пиджак отменного качества и белое платье с подбором; она опиралась на зонт как на костыли, неся портфель под рукой. Жалкое зрелище. Я не могла отвести от нее глаз, а княгиня меня так и не заметила. Княгиня ничего не покупала, а только становилась все более возмущенной на самый обильный продукт Ташкента — виноград, стоивший не мене двух рублей за килограмм».
Надежда Александровна — мать Александра Николаевича Искандер-Романова (1889-1957), белого офицера, воевавшего в армии Врангеля и написавшего воспоминания «Небесный поход». Второй ее сын — Артемий умер в Ташкенте в 1919 г. По некоторым свидетельствам даже служил в местной ЧК.
Подробнее об Александре напишем в следующий раз. Его Биография похожа на авантюрный роман и таит в себе много интересных фактов связанных с Ташкентом и окрестностями.
Источник фото: Книга Эллы Майяр «Туркестан-соло»
Майллар к моменту поездки в Туркестан мало разбиралась в советских, а тем более, в туркестанских реалиях. Русский язык она знала достаточно плохо, хотя учила его непродолжительное время в Москве. Вообще, история ее появления в Советской России достаточно мутная. Она к 1930 г. оказалась в Берлине практически без средств к существованию. Берлин в то время был центром агентурной работы ГПУ в Западной Европе, где шла вербовка не только заграничной агентуры, но и «агентов влияния». Об этом достаточно подробно говорится у Г.С. Агабекова (книга «ЧК за работой»). Элла неожиданно получает советскую визу и предложение поучиться в Москве, в одном из вузов, где готовили кинорежиссеров. Поездка, проживание и обучение финансировались советской стороной. Предложение выглядело довольно странным даже для того времени. В дальнейшем совершила ряд поездок по Советскому Союзу — Кавказ и Средняя Азия, написала несколько статей, которые были отвергнуты к публикации западными издательствами. Причина неизвестна, но вполне вероятно, что в них приукрашивались советские реалии, что было особенно заметно в период коллективизации, голода и начавшихся политических чисток. По возвращению из Советского Союза Элла добавила в свои публикации элементы критики в адрес советского строя. Это уже видно в изданной в 1932 г. работе о поездке в Туркестан — Des monts Célestes aux sables Rouges.
Возвращаясь к фотографии, следует заметить, что вероятность присутствия на ней бывшей княгини Искандер, стремится к нулю. Версия эта не подтверждается из других независимых источников. Тема эта уже не раз обсуждалась, но с какой-то необъяснимой настойчивостью вновь и вновь предлагается читающей публике.
Куврук[Цитировать]
Как бы ни было, интересная история))
Фома[Цитировать]