Я знаю, город будет… История Фото

Автор Япринцев Юрий.
Фотографии Софии Демидовой

Чарвак многим хорошо знаком как горный городок и курорт с рукотворным морем. Но шестьдесят лет назад здесь всё было по-другому… По зелённым холмам и равнинам, на которых ныне расположились улицы с многоэтажными домами, беззаботно паслись отары овец и баранов в компании рогатых коров, а чабаны, пасшие этих животных, даже предположить не могли, что прямо тут вырастет маленький городок с восточным красивым именем Чарвак. В этих краях больше процветали садоводство и скотоводство. Когда в начале 60-х годов 20 века сюда стали прибывать первые гидростроители для строительства Чарвакской ГРЭС, поднялся один не менее важный вопрос. Он касался животных, которых тут было большое количество. Приняли решение о постройке железнодорожной станции Ходжикент, в трех км от самого посёлка. На станцию (чаще осенью) стали прибывать пустые товарники, а чабаны с гор сгоняли отары кудрявых овец и загружали их в вагоны. Поезда увозили скот для продажи в столицу. На вокзал приходили и грузовые поезда, доставляющие материалы для строительства Чарвакской ГРЭС.

В связи с большим наплывом строителей, позже потребовалось пересмотреть назначение станции для перевозки пассажиров. Животным вход навсегда закрыли и как их транспортировали в будущем, увы, не известно. Строители на поезде прибывали на станцию, и далее на автобусах или попутках добирались до строящегося городка. Недалеко от станции людей встречал высокий памятник известному поэту Владимиру Маяковскому. На памятнике была надпись: «Я знаю, город будет!»

При планировании горного поселения, было изначально предложено дать будущему гидрогородку имя — Маяковский. Но в ходе стройки об этом мало кто вспоминал. Все понимали: Чарвак и никак иначе, в честь кишлака Чор Бог, (что в переводе с таджикского означает — Четыре Сада), попадавшего в основную зону затопления. Старый Чарвак, по словам старожилов, находился примерно в середине котлована, и утопал не в водах, как сейчас, а в прекрасной зелени. В ходе подготовки котлована под водохранилище кишлак разрушили, а множество деревьев с садов пересадили в другие безопасные места, стараясь спасти полезную фруктовую культуру.

Потом, после возведения насыпной дамбы, водохранилище стали заполнять. Под воду ушла древняя жизнь предков, окутанная мифами и чарующими тайнами. Затопили и множество наскальных петроглифов. Петроглифы были и за пределами моря. Часть их можно увидеть на скалах в ресторане «Chinaras», расположенного на правом берегу Чирчика, напротив Бочек. Доступ туда совершено свободен, и старые рисунки прекрасно сохранились. К ним любезно прилагается и табличка с указанием их возраста от 40 до 100 тысяч лет до н.э, петроглифы прекрасно сохранились до наших дней, чтобы и сейчас радовать потомков.

…Заполнить огромный котлован удалось не сразу. Только лишь спустя много лет, потому что воды нового моря поглощались многочисленными пещерами и скважинами в скалистых породах гор Тянь-Шаня. Выход нашли один, требовалось основательно закупоривать данные пещерки бетонными пробками, чтобы устранить лишнюю потерю воды. После долгого и упорного труда рабочих, водохранилище набрали до запланированного объема в два миллиарда кубометров воды, создав, таким образом, чудесное голубое озеро. Теперь Чарвакское море посещают десятки тысяч туристов, а могучие воды выполняют важные функции — выработку электроэнергии и орошения сотен тысяч гектар полезных земель.

Этим летом популярную среди туристов железнодорожную станцию Ходжикент снесли, и на её месте возводят новую, современную, которая будет принимать пассажиров и отвечать всем современным требованиям.

И памятника Маяковскому нет с начала 90-х годов, остался лишь пьедестал, подножье поэта, который стоит на холме среди колючек неподалёку от трассы, уступив место живому памятнику — цветущим садам, в зелени которых утопают дома современного Чарвака.

С этого холма открывается прекрасный вид на урочище Ходжикента, на мост, соединяющий два берега, и просматриваются дворы ресторанов «Дом рыбака», «Chinaras», и других заведений. А, напротив холма вдали огромная плотина, удачно вписавшаяся в пейзаж горного края…

8 комментариев

  • Усман:

    Плотина-то уникальная, насыпная. ЧарвакГЭСстрой был долгостроем и должником. Окончание строительства было под вопросом. Были люди в тресте Узбекгидроэнергострой, которые ускорили процесс строительства.

      [Цитировать]

  • ANV:

    «Животным вход навсегда закрыли и как их транспортировали в будущем, увы, не известно.»
    А я помню как до конца 80-х годов баранов из Ферганской долины привозили в товарных вагонах и далее транспортировали за плотину на тракторных тележках.

      [Цитировать]

  • Чарвакской ГЭС (ГидроЭлектроСтанция). Длительный период заполнения чаши водохранилища связан с мелиорацией. В 70 годы русло Чирчика, ниже Газалкентского гидроузла, было сухое а вся вода отводилась в канал. Оставить поля без пролива тоже нельзя. Именно поэтому постоянно конфликты с Таджикистаном. Они хотят пропускать воду зимой, когда нужна энергия, а Узбекистан хочет летом-для полива. По поводу бетонных работ в чаше водохранилища-это хоронили мышьяк от обогащения руды в Бричмуле.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.