Электротранспорт Узбекистана. Трамвайные маршруты по годам История
Предшедственницей ташкентского трамвая была конно-железная дорога – конка. С 1913 года все линии переведены на электрическую тягу. К 1917 году протяженность трамвайных путей составляла более 23 км. После Октябрьской революции трамвайная сеть продолжала расширяться. В 1936 г была сдана в эксплуатацию первая широкая колея на участке Текстильный комбинат – Площадь Хадра. До 40-х гг. трамвай был единственным видом городского транспорта. К 1940 г. протяженность трамвайных путей составила 100 км. В 1967 г узкоколейные трамвайные линии полностью заменены ширококолейными. В связи с возникновением ряда новых жилых массивов проложены новые трамвайные пути, связывающие их с центром города. В Ташкенте (1982) существовало 23 трамвайных маршрута протяженностью 223 км. На линиях курсировали 452 вагона типа РВЗ-6, РВЗ-6М и КТМ-5М3. Услугами трамваев (1981) пользовались около 140 млн. чел. (более 20% общего числа пассажиров, перевозимых всеми видами гор. транспорта). На 1981 г. в Ташкенте существовало 3 трамвайных парка №1 им. Героя Советского Союза С.Ф. Черникова – ул. Гайдара 50 (позже Янгизамон) №2 по улице Хамзы №3 (трамвайно-троллейбусный) – улица Красновосточная 3а (позже Тимура Малика)
Схема развития трамвая — автор Regnum.
1925.
Схема
№ | Пункты следования | Улицы следования |
---|---|---|
1 | Вокзал — Старый Город | Вокзал-Куриный базар-Воскресенский базар-Урда-Шейхантаур-Старый город. |
2 | Чимкентский тракт — Старый город | Чимкентский тракт — пр.Энгельса — Куриный базар — Воскресенский базар — Крепость — Январьский поселок — Биш-Агач — Старый город. |
3 | Военный госпиталь — Паркентская ул. | Военный госпиталь — ул. Кафанова — пр. Ленина — Воскресенский базар — Сквер — Пушкинская ул — Паркентская |
4 | Сквер — Больница Полторацкого | Сквер — Пр. К. Маркса — Салар — бол. Полторацкого |
5 | Старый город — Калькауз | Старый город — Тюбитеечная площадь — Тахтапуль — Калькауз |
Из брошюры «Ташкент для приезжающих» 1925. Орфография оригинала сохранена.
1932. Схема
№ | Пункты следования | Улицы следования |
---|---|---|
1 | Вокзал-Чорсу | |
2 | Воскресенский Базар — Гидростанция | |
3 | Воскресенский базар — ул. Ворошилова | |
4 | Ташми — махалля Бешагач | |
5 | ул. Полторацкого — с.Куйлюк (ж/д переезд Хамза) |
1936. Схема
№ | Пункты следования | Улицы следования |
---|---|---|
1 | Вокзал — Чорсу | |
2 | Гидростанция Боз-Су — Сквер | |
3 | Пушкинская — Вокзал | |
4 | Больница им. Полторацкого — Бешагач | |
5 | Кара-су — Вокзал | |
6 | Тахтапуль — Хадра | |
7 | Паркентская — Пушкина | |
8 | Хадра — Текстилькомбинат | |
9 | Куйлюк — Кара-Су | |
10 | Тезикова Дача — Вокзал | |
11 | Текстильный комбинат — Хадра |
В 1953 году был открыт маршрут № 13 «Вокзал — Текстилькомбинат», позже заменен на № 9.
Маршрут № 12 маршрут «Вокзал — Хадра» был заменён на № 8. Кольцо ширококолейных (12 и 13) было напротив здания вокзала, примерно, где книжный магазин.
1956.
№ | Пункты следования | Улицы следования |
---|---|---|
1 | Вокзал — Чорсу | шел по улицам Привокзальной, Кафанова, Полторацкого, Пролетарской, Узбекистанской, я января, Беш-агачской |
2 | Театр Навои — Гидростанция | шел по улицам Туркестанской, Восточной, железняка, Узбекистанской, 1 мая, Энгельса, Насырова, Карамумульской |
3 | Театр Навои — ул Ворошилова | шел по улицам Туркестанской, Восточной, железняка, Узбекистанской, 1 мая, Пушкина, Паркентской |
4 | Ташми — Чорсу | шел по улицам Маркса, 1 мая, Узбекистанской, 9 января, Беш-агачской |
5 | ул Полторацкого — Ак-уй | |
6 | Железнодорожный переезд — с. Куйлюк | |
8 | Вокзал — Кукча | |
9 | Вокзал — Текстильный комбинат | |
10 | Рабочий городок — Транспортный институт | |
11 | Текстильный комбинат — Кукча | |
12 | Вокзал — Транспортный институт |
1969.
13 маршрут увидел свет 1 марта 1966 года «??» — «?». Причем это еще была наполовину широко-, наполовину узкоколейная линия (лежал 3-й рельс). Но сами трамваи 13-го были ширококолейными. В апреле-мае 1967 года маршрут был продлен до ул. Красновосточной. В 1973 году линия была продлена до Северо-Востока с кольцом напротив нынешнего ин-та гинекологии. В 1978 году линия была продлена до ТТЗ. Ныне 13-й ходит от ТТЗ до Куйлюка. Кто бы знал, что он так далеко пойдет!
№ | Пункты следования | Улицы следования |
---|---|---|
1 | Вокзал — Пл. Ахунбаева | |
2 | Вагоноремонтный завод — Завод «Узбексельмаш» | |
3 | ЦУМ — Ул. Циолковского | |
4 | Ак Тепе — Медицинский институт | |
5 | ЦУМ — Ст. Хамза | |
7 | ВУЗгородок — Автостанция «Самаркандская» | |
8 | Вокзал — Кукча | |
9 | Вокзал — Ул. Гафура Гуляма | |
10 | Клуб им. Октябрьской революции — Рабочий городок | |
11 | Кукча — Ак Тепе | |
12 | Вагоноремонтный завод — Дворец водного спорта | |
13 | ЦУМ — Ул. Красновосточная | |
14 | Автостанция «Самаркандская» — Медицинский институт | |
15 | ЦУМ — Ул. Гафура Гуляма | |
16 | ВУЗгородок — завод «Узбексельмаш» | |
18 | Пл. Ахунбабаева — Бешкайрагач | |
19 | Массив «Мевазор» — Дворец водного спорта | |
20 | Пл. Ахунбабаева — Ул. Гафура Гуляма |
1976.
13 маршрут увидел свет 1 марта 1966 года «??» — «?». Причем это еще была наполовину широко-, наполовину узкоколейная линия (лежал 3-й рельс). Но сами трамваи 13-го были ширококолейными. В апреле-мае 1967 года маршрут был продлен до ул. Красновосточной. В 1973 году линия была продлена до Северо-Востока с кольцом напротив нынешнего ин-та гинекологии. В 1978 году линия была продлена до ТТЗ. Ныне 13-й ходит от ТТЗ до Куйлюка. Кто бы знал, что он так далеко пойдет!
№ | Пункты следования | Улицы следования |
---|---|---|
1 | Вокзал — Кукча | |
2 | ул. Образцова — ул. Заводская | |
3 | ЦУМ — Городок Авиастроителей | |
4 | пл. Ак Тепе — Медицинский институт | |
5 | ЦУМ — Ст. Хамза | |
6 | массив Куйлюк-1 — Ст. Хамза | |
7 | ВУЗгородок — Автостанция «Самарканд» | |
8 | Вокзал — Бешкайрагач | |
9 | Вокзал — массив Чиланзар, квартал 26 | |
10 | Ул. Образцова — Рабочий городок | |
11 | Кукча — пл. Ак Тепе | |
12 | ул. Образцова — ЦУМ | |
13 | ЦУМ — Ул. Красновосточная | |
14 | Автостанция «Самарканд» — Медицинский институт | |
15 | ЦУМ — массив Чиланзар, квартал 26 | |
16 | Вузгородок — Заводская | |
18 | Медицинский институт — махалля им. Ш. Гулямова | |
19 | Вузгородок — массив Чиланзар, квартал 26 | |
20 | автостанция «Шастри» — оз. Рахат | Шастри (ин-т усовершенствования врачей, кольцо было на месте автостанции) по Генерала Петрова, Ахаргаранскому ш. до Рахата |
21 | массив Чиланзар, квартал 26 — ЦУМ | по ул№ Лутфи, Актепе, Мукими, Др.Народов, Бешагач, Узбекистанской. Маршрут просуществовал очень недолго |
22 | ЦУМ — массив Северо-Восток-2 | ЦУМ — Узбекистанская — Пролетарская — 1-го Мая — К.Маркса — ТашМИ — Горького с кольцом напротив Ин-та гинекологии чуть дальше депо Красновосточная |
23 | городок Авиастроителей — Рабочий поселок | |
24 | Вокзал — Автостанция «Самарканд» | |
25 | Центральный рынок — массив «Юнусабад», квартал А-4 | Центр рынок — Просп. Ленина — Навои — Энгельса — Кольцо напротив базара на универсаме |
26 | станция Хамза — массив Куйлюк | |
27 | массив Каракамыш — Медицинский институт | |
28 | Вокзал — массив «Юнусабад», квартал А-4 | Вокзал — Пролетарская — 1-го мая — Энгельса — Юнусабад -Кольцо напротив базара на универсаме |
1990 — 1999
№ | Пункты следования | Улицы следования | Примечания |
---|---|---|---|
1 | ЦУМ — ул.Образцова | ||
2 | ул. Образцова — З-д Узбексельмаш | (так же одно время ходил до Завода Зенит) | |
3 | ЦУМ — Ст. метро Чкалова | (в 90-е годы было несколько изменений на маршруте: до Тракторного завода, до Вокзала «Ташкент», до Завода Узбексельмаш) | |
4 | ЦУМ — Чиланзар 26 квартал | (так же одно время ходил до пл. Актепе) | |
5 | Куйлюк Центр 3 — ЦУМ | (так же одно время ходил до Центрального рынка (ул. Юсуф Хос Хожиба) | |
6 | Тракторный завод — Массив Янгиабад | ||
7 | 1 гор. больница — А/ст Самарканд | (до 1996 г. ходил до Дворца Спорта Алпомыш) | |
8 | Центральный рынок (ул. Юсуф Хос Хожиба) — Махалля Бешкайрагач | (в начале 90х ходил до Вокзала «Ташкент») | |
9 | Массив Чиланзар 26 квартал — Вокзал «Ташкент» | ||
10 | ул. Образцова — Рабочий городок 12 — Дворец спорта Алпомыш — ТашМИ 2 | (после 1996 г. к/ст Дворец спорта Алпомыш получила название — ст. метро Беруни) | |
13 | ЦУМ — Тракторный завод | ||
14 | А/ст Самарканд — ТашМИ 1 | (существовал в самом начале 90х) | |
15 | ТашМИ 1 — Махалля Бешкайрагач | (в самом начале 90х ходил от м-ли Бешкайрагач до Дворца спорта Алпомиш, позже до 1996 г. ходил с ТашМИ 1 до ТашМИ 2) | |
16 | 1 гор. больница — Завод Узбексельмаш | (в начале 90х ходил сначала до Дворца спорта Алпомиш, позже до ТашМИ 2) | |
17 | Махалля Бешкайрагач — Ипподром | ( в самом начале 90х ходил до м-ва Чиланзар 26 кв.) | |
18 | Массив Каракамыш 1/2 — Ст. метро Беруни | (в самом начале 90х под №18 работал дополнительный «воскресный» маршрут: ул. Образцова — Вокзал «Ташкент») | |
19 | Центральный рынок (ул. Юсуф Хос Хожиба) — Массив Каракамыш 2/5 | (существовал в самом начале 90х) | |
20 | Вокзал «Ташкент» — Массив Янгиабад | ||
22 | Тракторный завод — Завод Узбексельмаш | ||
23 | Cт.метро Чкалова- Рабочий городок | ||
24 | А/ст Самарканд — Вокзал «Ташкент» | ||
25 | Вокзал «Ташкент» — Завод Зенит | (в середине 90х ходил до ТашМИ 1, так же его временно пускали до к/ст ул. Циолковского) | |
26 | А/ст Самарканд — Массив Куйлюк 6 квартал | (в начале 90х ходил полукругом через Вокзал «Ташкент», ул. Пролетарскую (позже Мавераннахр, сейчас пр. А.Темура) , ул. Полторацкого (сейчас Нукус), Госпитальную (сейчас Авлие-Ота) | |
27 | ТашМИ 1 — Массив Каракамыш 2/5 | ||
28 | А/ст Самарканд — Завод Зенит | (так же его временно пускали по трассе 29го до к/ст Массив Янгиабад) | |
29 | Завод Зенит — Массив Янгиабад |
2000-2008
№ | Пункты следования | Улицы следования | Примечания |
---|---|---|---|
1 | Завод РЭТ — ул. Юсуф Хос Хожиба | (в нач. 2000х — сначала через ЦУМ, позже через Мирабадский рынок) | |
2 | Завод РЭТ — Завод Узбексельмаш | ||
3 | Станция метро Чкалова — пл. Дархан | (в нач. 2000х сначала ходил до завода Узбексельмаш) | |
4 | ТашМИ 1 — Пл. Актепе | ||
5 | Куйлюк Центр 3 — Пл. Дархан | (в нач. 2000х сначала ходил до ЦУМа, позже до ул. Юсуф Хос Хожиба (сперва через ул. Лахути, потом через Мирабадский рынок) | |
6 | Тракторный завод — Массив Янгиабад | ||
7 | 1 гор. больница — Завод Зенит | (в нач. 2000х сначала ходил от А/ст Самарканд до 1 гор. больницы, позже c пл. Актепе до Рабочего городка) | |
8 | ул. Юсуф Хос Хожиба — Махалля Бешкайрагач | (в 2005 г временно ходил от м-ли Бешкайрагач до м-ва Каракамыш 1/2) | |
9 | Массив Чиланзар 26 квартал — Вокзал «Ташкент» | ||
10 | Массив Каракамыш 1/2 — Завод РЭТ | (в нач. 2000х сначала ходил до Рабочего городка) | |
12 | Ст. метро Беруни — ТашМИ 2 | ||
13 | Вокзал «Ташкент» — Тракторный завод | (в нач. 2000х сначала ходил до ЦУМа, позже до ул. Юсуф Хос Хожиба (сперва через ул. Лахути,потом через Вокзал и Мирабадский рынок) 16 — 1 гор. больница — Завод Узбексельмаш | |
17 | Ипподром — Махалля Бешкайрагач | ||
18 | Cт. метро Беруни — Массив Каракамыш 1/2 | ||
24 | А/ст Самарканд — Вокзал «Ташкент» | ||
25 | Завод Зенит — Пл. Дархан | (в нач. 2000х ходил до Вокзала, потом его пустили до ул. Юсуф Хос Хожиб через ул. Лахути, позже через Вокзал и Мирабадский рынок) | |
26 | Вокзал «Ташкент» — Массив Куйлюк 6 | Вокзал «Ташкент» — Массив Куйлюк 6 (в нач. 2000х сначала ходил до А/ст Самарканд, позже до ул. Юсуф Хос Хожиба) |
|
27 | 1 гор. больница — Массив Каракамыш 2/5 | ( в нач. 2000х сначала ходил до ТаШМИ 1, потом его пустили до Вокзала «Ташкент» через пр. Ш. Рашидова, ул. Кунаева и Мирабадский рынок, позже продлили до Завода РЭТ) | |
28 | А/ст Самарканд — Завод Зенит | (в нач. 2000х его восстановили по ул. Лахути, позже пустили через Вокзал и Мирабадский рынок) | |
29 | Тракторный завод — Завод Зенит |
По данным Валентина Богданова, участников форума «Старый Ташкент».
Источник.
У 20 трамвая кольцо располагалось вокруг Института усовершенствования врачей, линия до Рохата пролегала мимо моего дома №448 по ул. Генерала Петрова и открылась примерно в конце лета-начале осени в 1971 или 1972 году.
29 трамвай заменил 20-й примерно в конце 1970-х — начале 1980-х.
CIA[Цитировать]
А по-моему кольцо 20го трамвая было по диагонали от института усовершенствования врачей. Там потом была автостанция, а сейчас на этом пятаке заправка. Разве не так?
Regnum[Цитировать]
Кольцо 22 трамвая было напротив магазина «Чимган», рядом с шестнадцатиэтажкой, а не у Института гинекологии. На месте кольца сейчас построили футбольную площадку.
Skv[Цитировать]
Трамвай кольцо «Узбексельмаш» 1977, Узбекистан, Ташкент.
Серия ЛМ-57 № 1259 — маршрут 16.
Автор: Bernd Arnold
Источник:http://transphoto.ru/photo/663996/?vid=345191
виолав[Цитировать]