Электротранспорт Узбекистана. Трамвайные маршруты по годам История

Предшедственницей ташкентского трамвая была конно-железная дорога – конка. С 1913 года все линии переведены на электрическую тягу. К 1917 году протяженность трамвайных путей составляла более 23 км. После Октябрьской революции трамвайная сеть продолжала расширяться. В 1936 г была сдана в эксплуатацию первая широкая колея на участке Текстильный комбинат – Площадь Хадра. До 40-х гг. трамвай был единственным видом городского транспорта. К 1940 г. протяженность трамвайных путей составила 100 км. В 1967 г узкоколейные трамвайные линии полностью заменены ширококолейными. В связи с возникновением ряда новых жилых массивов проложены новые трамвайные пути, связывающие их с центром города. В Ташкенте (1982) существовало 23 трамвайных маршрута протяженностью 223 км. На линиях курсировали 452 вагона типа РВЗ-6, РВЗ-6М и КТМ-5М3. Услугами трамваев (1981) пользовались около 140 млн. чел. (более 20% общего числа пассажиров, перевозимых всеми видами гор. транспорта). На 1981 г. в Ташкенте существовало 3 трамвайных парка №1 им. Героя Советского Союза С.Ф. Черникова – ул. Гайдара 50 (позже Янгизамон) №2 по улице Хамзы №3 (трамвайно-троллейбусный) – улица Красновосточная 3а (позже Тимура Малика)

Схема развития трамвая — автор Regnum

1925. Схема

Пункты следования Улицы следования
1 Вокзал — Старый Город Вокзал-Куриный базар-Воскресенский базар-Урда-Шейхантаур-Старый город.
2 Чимкентский тракт — Старый город Чимкентский тракт — пр.Энгельса — Куриный базар — Воскресенский базар — Крепость — Январьский поселок — Биш-Агач — Старый город.
3 Военный госпиталь — Паркентская ул. Военный госпиталь — ул. Кафанова — пр. Ленина — Воскресенский базар — Сквер — Пушкинская ул — Паркентская
4 Сквер — Больница Полторацкого Сквер — Пр. К. Маркса — Салар — бол. Полторацкого
5 Старый город — Калькауз Старый город — Тюбитеечная площадь — Тахтапуль — Калькауз

Из брошюры «Ташкент для приезжающих» 1925. Орфография оригинала сохранена.

1932. Схема

Пункты следования Улицы следования
1 Вокзал-Чорсу  
2 Воскресенский Базар — Гидростанция  
3 Воскресенский базар — ул. Ворошилова  
4 Ташми — махалля Бешагач  
5 ул. Полторацкого — с.Куйлюк (ж/д переезд Хамза)  

1936. Схема

Пункты следования Улицы следования
1 Вокзал — Чорсу  
2 Гидростанция Боз-Су — Сквер  
3 Пушкинская — Вокзал  
4 Больница им. Полторацкого — Бешагач  
5 Кара-су — Вокзал  
6 Тахтапуль — Хадра  
7 Паркентская — Пушкина  
8 Хадра — Текстилькомбинат  
9 Куйлюк — Кара-Су  
10 Тезикова Дача — Вокзал  
11 Текстильный комбинат — Хадра  

 

В 1953 году был открыт маршрут № 13 «Вокзал — Текстилькомбинат», позже заменен на № 9.

Маршрут № 12 маршрут «Вокзал — Хадра» был заменён на № 8. Кольцо ширококолейных (12 и 13) было напротив здания вокзала, примерно, где книжный магазин.
 

1956. Схема

Пункты следования Улицы следования
1 Вокзал — Чорсу шел по улицам Привокзальной, Кафанова, Полторацкого, Пролетарской, Узбекистанской, я января, Беш-агачской
2 Театр Навои — Гидростанция шел по улицам Туркестанской, Восточной, железняка, Узбекистанской, 1 мая, Энгельса, Насырова, Карамумульской
3 Театр Навои — ул Ворошилова шел по улицам Туркестанской, Восточной, железняка, Узбекистанской, 1 мая, Пушкина, Паркентской
4 Ташми — Чорсу шел по улицам Маркса, 1 мая, Узбекистанской, 9 января, Беш-агачской
5 ул Полторацкого — Ак-уй  
6 Железнодорожный переезд — с. Куйлюк  
8 Вокзал — Кукча  
9 Вокзал — Текстильный комбинат  
10 Рабочий городок — Транспортный институт  
11 Текстильный комбинат — Кукча  
12 Вокзал — Транспортный институт  
     
     
     

1969. Схема

13 маршрут увидел свет 1 марта 1966 года «??» — «?». Причем это еще была наполовину широко-, наполовину узкоколейная линия (лежал 3-й рельс). Но сами трамваи 13-го были ширококолейными. В апреле-мае 1967 года маршрут был продлен до ул. Красновосточной. В 1973 году линия была продлена до Северо-Востока с кольцом напротив нынешнего ин-та гинекологии. В 1978 году линия была продлена до ТТЗ. Ныне 13-й ходит от ТТЗ до Куйлюка. Кто бы знал, что он так далеко пойдет!
 

Пункты следования Улицы следования
1 Вокзал — Пл. Ахунбаева  
2 Вагоноремонтный завод — Завод «Узбексельмаш»  
3 ЦУМ — Ул. Циолковского  
4 Ак Тепе — Медицинский институт  
5 ЦУМ — Ст. Хамза  
7 ВУЗгородок — Автостанция «Самаркандская»  
8 Вокзал — Кукча  
9 Вокзал — Ул. Гафура Гуляма  
10 Клуб им. Октябрьской революции — Рабочий городок  
11 Кукча — Ак Тепе  
12 Вагоноремонтный завод — Дворец водного спорта  
13 ЦУМ — Ул. Красновосточная  
14 Автостанция «Самаркандская» — Медицинский институт  
15 ЦУМ — Ул. Гафура Гуляма  
16 ВУЗгородок — завод «Узбексельмаш»  
18 Пл. Ахунбабаева — Бешкайрагач  
19 Массив «Мевазор» — Дворец водного спорта  
20 Пл. Ахунбабаева  — Ул. Гафура Гуляма  

1976. Схема

13 маршрут увидел свет 1 марта 1966 года «??» — «?». Причем это еще была наполовину широко-, наполовину узкоколейная линия (лежал 3-й рельс). Но сами трамваи 13-го были ширококолейными. В апреле-мае 1967 года маршрут был продлен до ул. Красновосточной. В 1973 году линия была продлена до Северо-Востока с кольцом напротив нынешнего ин-та гинекологии. В 1978 году линия была продлена до ТТЗ. Ныне 13-й ходит от ТТЗ до Куйлюка. Кто бы знал, что он так далеко пойдет!
 

Пункты следования Улицы следования
1 Вокзал — Кукча  
2 ул. Образцова — ул. Заводская  
3 ЦУМ — Городок Авиастроителей  
4 пл. Ак Тепе — Медицинский институт  
5 ЦУМ — Ст. Хамза  
6 массив Куйлюк-1 — Ст. Хамза  
7 ВУЗгородок — Автостанция «Самарканд»  
8 Вокзал — Бешкайрагач  
9 Вокзал — массив Чиланзар, квартал 26  
10 Ул. Образцова — Рабочий городок  
11 Кукча — пл. Ак Тепе  
12 ул. Образцова — ЦУМ  
13 ЦУМ — Ул. Красновосточная  
14 Автостанция «Самарканд» — Медицинский институт  
15 ЦУМ — массив Чиланзар, квартал 26  
16 Вузгородок — Заводская  
18 Медицинский институт — махалля им. Ш. Гулямова  
19 Вузгородок — массив Чиланзар, квартал 26  
20 автостанция «Шастри» — оз. Рахат Шастри (ин-т усовершенствования врачей, кольцо было на месте автостанции) по Генерала Петрова, Ахаргаранскому ш. до Рахата
21 массив Чиланзар, квартал 26 — ЦУМ по ул№ Лутфи, Актепе, Мукими, Др.Народов, Бешагач, Узбекистанской. Маршрут просуществовал очень недолго
22 ЦУМ — массив Северо-Восток-2 ЦУМ — Узбекистанская — Пролетарская — 1-го Мая — К.Маркса — ТашМИ — Горького с кольцом напротив Ин-та гинекологии чуть дальше депо Красновосточная
23 городок Авиастроителей — Рабочий поселок  
24 Вокзал — Автостанция «Самарканд»  
25 Центральный рынок — массив «Юнусабад», квартал А-4 Центр рынок — Просп. Ленина — Навои — Энгельса — Кольцо напротив базара на универсаме
26 станция Хамза — массив Куйлюк  
27 массив Каракамыш — Медицинский институт  
28 Вокзал — массив «Юнусабад», квартал А-4 Вокзал — Пролетарская — 1-го мая — Энгельса — Юнусабад -Кольцо напротив базара на универсаме

1990-1999

Пункты следования Улицы следования Примечания
1 ЦУМ- ул.Образцова    
2 ул. Образцова — З-д Узбексельмаш   (так же одно время ходил до Завода Зенит)
3 ЦУМ — Ст. метро Чкалова   (в 90-е годы было несколько изменений на маршруте: до Тракторного завода, до Вокзала «Ташкент», до Завода Узбексельмаш)
4 ЦУМ — Чиланзар 26 квартал   (так же одно время ходил до пл. Актепе)
5 Куйлюк Центр 3 — ЦУМ   (так же одно время ходил до Центрального рынка (ул. Юсуф Хос Хожиба)
6 Тракторный завод — Массив Янгиабад    
7 1 гор. больница — А/ст Самарканд   (до 1996 г. ходил до Дворца Спорта Алпомыш)
8 Центральный рынок (ул. Юсуф Хос Хожиба) — Махалля Бешкайрагач   (в начале 90х ходил до Вокзала «Ташкент»)
9 Массив Чиланзар 26 квартал — Вокзал «Ташкент»    
10 ул. Образцова — Рабочий городок 12 — Дворец спорта Алпомыш — ТашМИ 2   (после 1996 г. к/ст Дворец спорта Алпомыш получила название — ст. метро Беруни)
13 ЦУМ — Тракторный завод    
14 А/ст Самарканд — ТашМИ 1   (существовал в самом начале 90х)
15 ТашМИ 1 — Махалля Бешкайрагач   (в самом начале 90х ходил от м-ли Бешкайрагач до Дворца спорта Алпомиш, позже до 1996 г. ходил с ТашМИ 1 до ТашМИ 2)
16 1 гор. больница — Завод Узбексельмаш   (в начале 90х ходил сначала до Дворца спорта Алпомиш, позже до ТашМИ 2)
17 Махалля Бешкайрагач — Ипподром   ( в самом начале 90х ходил до м-ва Чиланзар 26 кв.)
18 Массив Каракамыш 1/2 — Ст. метро Беруни   (в самом начале 90х под №18 работал дополнительный «воскресный» маршрут: ул. Образцова — Вокзал «Ташкент»)
19 Центральный рынок (ул. Юсуф Хос Хожиба) — Массив Каракамыш 2/5   (существовал в самом начале 90х)
20 Вокзал «Ташкент» — Массив Янгиабад    
22 Тракторный завод — Завод Узбексельмаш    
23 Cт.метро Чкалова- Рабочий городок    
24 А/ст Самарканд — Вокзал «Ташкент»    
25 Вокзал «Ташкент» — Завод Зенит   (в середине 90х ходил до ТашМИ 1, так же его временно пускали до к/ст ул. Циолковского)
26 А/ст Самарканд — Массив Куйлюк 6 квартал   (в начале 90х ходил полукругом через Вокзал «Ташкент», ул. Пролетарскую (позже Мавераннахр, сейчас пр. А.Темура) , ул. Полторацкого (сейчас Нукус), Госпитальную (сейчас Авлие-Ота)
27 ТашМИ 1 — Массив Каракамыш 2/5    
28 А/ст Самарканд — Завод Зенит   (так же его временно пускали по трассе 29го до к/ст Массив Янгиабад)
29 Завод Зенит — Массив Янгиабад    

2000-2008

Пункты следования Улицы следования Примечания
1 Завод РЭТ — ул. Юсуф Хос Хожиба   (в нач. 2000х — сначала через ЦУМ, позже через Мирабадский рынок)
2 Завод РЭТ — Завод Узбексельмаш    
3 Станция метро Чкалова — пл. Дархан   (в нач. 2000х сначала ходил до завода Узбексельмаш)
4 ТашМИ 1 — Пл. Актепе    
5 Куйлюк Центр 3 — Пл. Дархан   (в нач. 2000х сначала ходил до ЦУМа, позже до ул. Юсуф Хос Хожиба (сперва через ул. Лахути, потом через Мирабадский рынок)
6 Тракторный завод — Массив Янгиабад    
7 1 гор. больница — Завод Зенит   (в нач. 2000х сначала ходил от А/ст Самарканд до 1 гор. больницы, позже c пл. Актепе до Рабочего городка)
8 ул. Юсуф Хос Хожиба — Махалля Бешкайрагач   (в 2005 г временно ходил от м-ли Бешкайрагач до м-ва Каракамыш 1/2)
9 Массив Чиланзар 26 квартал — Вокзал «Ташкент»    
10 Массив Каракамыш 1/2 — Завод РЭТ   (в нач. 2000х сначала ходил до Рабочего городка)
12 Ст. метро Беруни — ТашМИ 2    
13 Вокзал «Ташкент» — Тракторный завод   (в нач. 2000х сначала ходил до ЦУМа, позже до ул. Юсуф Хос Хожиба (сперва через ул. Лахути,потом через Вокзал и Мирабадский рынок) 16 — 1 гор. больница — Завод Узбексельмаш
17 Ипподром — Махалля Бешкайрагач    
18 Cт. метро Беруни — Массив Каракамыш 1/2    
24  А/ст Самарканд — Вокзал «Ташкент»    
25  Завод Зенит — Пл. Дархан   (в нач. 2000х ходил до Вокзала, потом его пустили до ул. Юсуф Хос Хожиб через ул. Лахути, позже через Вокзал и Мирабадский рынок)
26 Вокзал «Ташкент» — Массив Куйлюк 6   Вокзал «Ташкент» — Массив Куйлюк 6
(в нач. 2000х сначала ходил до А/ст Самарканд, позже до ул. Юсуф Хос Хожиба)
27 1 гор. больница — Массив Каракамыш 2/5   ( в нач. 2000х сначала ходил до ТаШМИ 1, потом его пустили до Вокзала «Ташкент» через пр. Ш. Рашидова, ул. Кунаева и Мирабадский рынок, позже продлили до Завода РЭТ)
28 А/ст Самарканд — Завод Зенит   (в нач. 2000х его восстановили по ул. Лахути, позже пустили через Вокзал и Мирабадский рынок)
29 Тракторный завод — Завод Зенит    

По данным Валентина Богданова, участников форума «Старый Ташкент»
  Источник.

3 комментария

  • CIA:

    У 20 трамвая кольцо располагалось вокруг Института усовершенствования врачей, линия до Рохата пролегала мимо моего дома №448 по ул. Генерала Петрова и открылась примерно в конце лета-начале осени в 1971 или 1972 году.
    29 трамвай заменил 20-й примерно в конце 1970-х — начале 1980-х.

      [Цитировать]

    • Regnum:

      А по-моему кольцо 20го трамвая было по диагонали от института усовершенствования врачей. Там потом была автостанция, а сейчас на этом пятаке заправка. Разве не так?

        [Цитировать]

  • Skv:

    Кольцо 22 трамвая было напротив магазина «Чимган», рядом с шестнадцатиэтажкой, а не у Института гинекологии. На месте кольца сейчас построили футбольную площадку.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.