«Ташкентский Наследника Цесаревича кадетский корпус – П. И. Крылов» История Старые фото Фото
В 1900 году в городе Ташкенте была основана Начальная Приготовительная Школа 2-го Оренбургского кадетского корпуса. Школа находилась в небольшом здании в центре города, и вначале в ней было 30 человек воспитанников при директоре полковнике Бонч-Богдалевском.
В 1901 году на правом берегу реки Салар, на большом участке земли был построен главный корпус здания, куда были переведены воспитанники Школы, и с тех пор Школа стала называться Ташкентским кадетским корпусом. Корпусу был дан черный погон с буквами Т. К. К.. Здание было построено по планам и под руководством военного инженера полковника M. Н. Ермолаева. Впоследствии к зданию продолжали пристраивать боковые крылья. Корпус занимал громадную площадь земли. На этом пространстве был участок земли, выделенный для огородов, рощи, сада, и городок с квартирами для офицерского и преподавательского состава и их семей, а также и флигеля для семейств служителей корпуса.
При корпусе было свое стрельбище, большой плац для строевых учений, была своя обсерватория с вышкой и великолепным телескопом. Этой обсерваторией пользовались и ученики и ученицы местных гимназий. Везде было центральное отопление, была своя электростанция, так что корпус не зависел от центральной городской станции.
В 1904 г. была открыта Ташкентская железная дорога, соединенная с линиями Оренбург — Самара, с одной стороны, и Самарканд — Бухара — Мерв — Асхабад — Красноводск, с другой. Когда родился Наследник престола, корпус получил его шефство. Первая рота стала называться ротой Его Высочества, и корпусу были даны малиновые погоны с вензелем «А» славянской вязью. В 1-й роте вензель был накладной. Впоследствии такой же вензель был пожалован Морскому корпусу. Директором корпуса был назначен полковник Волонцевич-Сидорович, (будущий воспитатель Наследника), инспектором классов — полковник Кох, переведенный из 2-го Оренбургского корпуса.
В 1905 году корпус посетил Главный Начальник Военно-учебных заведений Великий Князь Константин Константинович. Пребывание его в корпусе затянулось больше чем на три недели из-за происходившей в то время железнодорожной забастовки. При вторичном посещении Великого Князя, которого все кадеты любили, был устроен спектакль — концерт.
Бывая в корпусе, он ночевал обыкновенно в роте Его Высочества, в комнате дежурного офицера-воспитателя. Около 1906 года директором корпуса был назначен генерал Кох, бывший инспектор классов, а инспектором — полковник Флейшер. Тремя ротами командовали полковники Чемякин, Бутенко и Яковлев. Среди преподавателей корпуса следует отметить: Илью Фомича Горского, известного математика и автора многочисленных учебников и руководств, Сергея Петровича Юдина, умевшего внушить своим. ученикам любовь к рисованию, на редкость порядочного, любящего свое дело человека, прямого и искренне любимого кадетами, Профессора Зарудного, по естественной истории и ботанике, большого ученого зоолога и интереснейшего человека, кадеты могли слушать без устали, до такой степени были интересны его лекции и сопровождавшие их рассказы из его путешествий. Он побывал и в Южной и в Северной Америках, и на Дальнем Востоке. Во время каникул для желающих кадет старших классов он устроил охоту на кабанов, в которой принял самое деятельное участие. В былые годы он был известный охотник на тигров.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Ташкентском кадетском корпусе
В 1910-11 годах тигров в Средней Азии уже не было или если еще и были то где-то в самой глуши. При корпусе был великолепный естественно-исторический музей, организованный тем же профессором Зарудным. В этом музее были экземпляры чуть ли не всех животных и птиц, встречавшихся в Туркестане, причем почти все чучела были сделаны руками кадет, его учеников, и под его руководством. Перед разъездом на каникулы он задавал каждому кадету задачу привезти с собой по экземпляру такого-то животного или птицы, водившейся в тех местах, куда ехал кадет. Всех своих учеников он учил, как надо препарировать чучела. По его указаниям многие во время каникул собирали коллекции бабочек, жуков, всевозможных насекомых, составляли гербарии и привозили все это для корпусного музея. Профессор Зарудный был избран почетным членом Лондонского географического общества, читал лекции и был известен во многих столичных университетах.
Преподавателем истории был выдающийся педагог, окончивший Казанский университет. Он блестяще проводил свои уроки и привил ученикам здоровую, хорошую любовь к нашей Родине, принимая во внимание все возможные ее недостатки, а знал он Россию и ее историю очень хорошо. Пишущий эти строки, к стыду и к сожалению своему, должен признаться, что забыл фамилию этого замечательного человека, о котором сохранил самые лучшие воспоминания, любовь и признательность за все, что он дал ему.
Не могу теперь вспомнить фамилий всех преподавателей и воспитателей, но должен еще раз сказать, что как воспитательский, так и преподавательский состав был на исключительной высоте и оставил в нас благодарную по себе память.
Физику и космографию преподавал Березовский, с которым мы лазили на нашу обсерваторию и наблюдали в телескоп всевозможные планеты и любовались звездным миром…
Законоучителем был протоирей Гринкевич, академик, бывший миссионер в Северной Америке. Француз, — милейший м. Гоффер, и немец-Шмидт. У нас, в одном из очень немногих корпусов преподавался и английский язык. Преподавал его некий штабс-капитан инженерных войск, знавший язык в совершенстве и сумевший свои знания передать и ученикам, что им впоследствии весьма пригодилось в жизни.
В 1911 году пишущий эти строки поступил в корпус, его отделенным воспитателем был подъесаул Сибирского казачьего войска Дмитрий Николаевич Водопьянов, и вел он наше отделение до окончания корпуса, то есть до 1918 года, когда с нашим выпуском окончился и самый Ташкентский кадетский корпус. Он был участник русско-японской войны, очень образованный и начитанный человек, хорошо говорил по-английски, был очень воспитанный и светский. Часто устраивал он с нами экскурсии далеко за город, в степь, в предгорья Тянь-Шаня, на Чирчик и дальше. Ночевали в степи, бывали среди киргизов и узбеков, изучали их жизнь, многому хорошему научил он нас, любил читать нам вслух в свободное время и знакомил с родной русской и иностранной литературой. Он любил нас, кадет, как своих детей, и мы отвечали ему тем же. Вечная ему память и благодарность от его еще уцелевших воспитанников!
В корпусе были классы ручного труда, и кадет учили чинить и шить сапоги, учили плотничать и столярничать. Обязательный урок ручного труда был раз в неделю, но для желающих класс был открыт постоянно, во все свободное от уроков время. Многие прекрасно изучили столярное мастерство и делали мебель для своих родителей и для корпуса. Многим потом в жизни это очень пригодилось.
При корпусе было две теннисных площадки, и кадеты увлекались футболом. Каждый год устраивался гимнастический праздник, показывались сокольские движения и упражнения на кольцах, параллельных брусьях, на турнике, прыжки через кобылу, с шестом и т. п. Были среди кадет замечательные гимнасты, а плавать умели буквально все.
В здании корпуса был маленький музей корпуса, в нем можно было видеть многие документы относящиеся к основанию и жизни корпуса. Погоны, формы со дня основания Приготовительной Школы, многочисленные фотографии из жизни корпуса, и там же находились мундир и фуражка, которые надевал Наследник Цесаревич.
Первый выпуск из корпуса был в 1908 году с вице фельдфебелем Лилиенталем во главе. Следующие вице фельдфебеля: В. Федоров, Гейштор, Папенгут… Последним вице-фельдфебелем был Благовещенский погибший в Кубанском походе. Много воспитанников корпуса служили в Туркестанских стрелковых и артиллерийских частях, много их погибло в первую мировую войну на полях Пруссии, Галиции и Анатолии, пали за Веру, Царя и Отечество. Многие погибли на фронтах гражданской войны. В октябре 1917 года 1-я рота в полном составе, несмотря на запрещение начальства, ушла из корпуса в крепость на помощь войскам, оставшимся верными Временному правительству, и участвовала в трехдневных боях против восставших большевиков. Командование войсками оказалось не на высоте, и крепость была занята восставшими. Занятия в корпусе продолжались до весны, и одиннадцатым выпуском корпус закончил свое существование.
П. И. Крылов
Полное название статьи — «Ташкентский Наследника Цесаревича Алексея Николаевича кадетский корпус: Краткая историческая справка». Изначально статья была опубликована в «Военной Были» (№ 110, май 1971 г.) — военно-историческом журнале русской воинской эмиграции.
Интерес представляет авторство статьи. Оно принадлежит Петру Ивановичу Крылову (?-22.07.1974), бывшему кадету Ташкентского Его Императорского Высочества Наследника престола Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича кадетского корпуса (полное официальное название корпуса).
Петр происходил из семьи офицера-туркестанца. Его отец, Иван Павлович Крылов (12.01.1860-?), получил образование в Нижегородском Александровском институте и Чугуевском пехотном юнкерском училище. Он долгое время служил в Закаспийском крае на строевых должностях в Закаспийских стрелковых батальонах, участник русско-японской войны. В 1912 г. в чине подполковника был переведен на службу по военно-народному управлению и назначен Мервским уездным воинским начальником (в литературе иногда его ошибочно именуют комендантом крепости Мерв). У Петра был старший брат — Борис (?-20.03.1969), также избравший путь профессионального военного. Борис окончил Ташкентский кадетский корпус (1909, 2-й вып.) и Павловское военное училище (1911), из которого вышел на службу в 13-й пехотный Белозерский полк, затем переведен в 13-й Туркестанский стрелковый полк, дислоцировавшийся перед войной в г. Мерве. В составе полка принял участие в Первой мировой войне на Кавказском фронте, закончив войну командиром батальона.
После окончания Белой борьбы Петр и Борис оказались в эмиграции и первоначально проживали в Югославии. Находясь в Югославии, Петр закончил Русский кадетский корпус (2-й вып.) и продолжил образование в Белградском университете. Из Югославии братья Крыловы, предположительно, в конце 1920-х гг. перебрались в Бельгию, где Петр закончил престижный Высший коммерческий институт в Лувене. В период Второй мировой войны братья Крыловы участвовали в движении Сопротивления, помогали советским военнопленным, привезенным немцами для работ на бельгийских шахтах. Петр за свою деятельность был награжден медалью Сопротивления. В эмиграции Петр состоял вице-председателем Объединения кадет княже-константиновцев, основанного в 1930 г. при широком участии бывших кадет Русского кадетского корпуса в Югославии. Скончались Петр и Борис в Брюсселе.
Куврук[Цитировать]
Yvan Kriloff[Цитировать]
Не было такого — Закаспийского края. Правильное название — Закаспийская область.
Усман[Цитировать]
Видимо, Крылов Иван Павлович (12.01.1860-?) одно и то же лицо, что и полковник Крылов Иван Павлович, умерший (14.03.1920 г., 59 лет) от тифа в г. Ейске (ныне Краснодарского края), выписка от 15 марта1920 г. № 537 о смерти из метрической книги Михаило-Архангельского Собора (порядковый № 565 «Списка убитых, умерших и захороненных жителей и военнослужащих в г. Ейске с января 1918 г. по январь 1921 г.»).
После подавления «белыми» февральского восстания 1920 г. в г. Ейске, под руководством Василия Норенко (псевдоним Кухаренко) в госпиталях города умерло большое количество военнослужащих Белой Армии.
http://yeiskraion.ru/img_lib/files/archive/docs/2016/2_Spisok-umershihubitih-voenosluzhashih-i-zhiteley-Eyska-1918-1920-gg.pdf
guppa[Цитировать]