Безвестный, непризнанный, с растоптанной судьбой. Борис Грабовский История Ташкентцы

Вячеслав Ахунов:
Памятник первому изображению на том же перекрёстке. Хотел давно сделать в бронзе, но здесь ставят не памятники, а монументы.

Дмитрий Ложников: Он умер во Фрунзе, в 1966-м году… Гений… Безвестный, непризнанный, с растоптанной судьбой. Борис Грабовский. (На фото он слева)

26 июля 1928 года (ровно 89 лет назад) изобретатель Борис Грабовский в Ташкенте провел первый в мире успешный эксперимент по передаче движущегося изображения на расстояние с помощью радиоволн. Свой прибор он назвал «телефотом». Изображение было низкокачественным, но все же в нём можно было узнать одного из помощников Грабовского, а именно — Ивана Белянского. Это первый человек, отображенный на экране первого телевизора.

Ученый выступит с докладами, даже попытается запатентовать разработки. Однако, позже подвергнется гонениям, документы по большей части пропадут, не без участия НКВД. А позже в Америке белоэмигрант Владимир Зворыкин запатентует электронно-лучевую трубку — «иконоскоп», в точности повторяющую конструкцию «телефота» Грабовского.

Звание «отца телевидения» получил Зворыкин. Борис Грабовский умер практически в нищете в столице Советского Кыргызстана. Здесь же и похоронен.

Инесса Ткаченко: Огромное спасибо Дмитрий за эту публикацию. Думали что кроме нашей семьи судьба моего дедушки некому в Киргиизии не интересна. Хочу всем ответить на некоторые вопросы. Он и его супруга Лидия Алексеевна Грабовская похоронен на «кожзаводовском» кладбище. Первый поворот налево. Там так же похоронен и мой брат. Рядом могила где похоронены дети нашего писателя Самохина. Мы ухаживаем и за их могилой.

А Ташкенте был музей им. ГРАБОВСКОГО но с ними была потеряна связь. И вот весной мы с ними нашлись. И еще кому интересно в далекие 80 Михаил Дудников сделал про дедушки документальный фильм «Яйцо динозавра».

Этой медалью мой дедушка был награжден за изобретения в области обороны.

26 комментариев

  • Фото аватара Константин:

    Действительно, с Борисом Грабовским поступили несправедливо, «отдолжив» все его базовые идеи телевидения. А где можно скопировать pdf файлы этих чертежей, документов и книг? Было бы очень интересно их посмотреть.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Иофе Валерий Григорьевич:

    О Грабовском не так мало написано и опубликовано в последние годы. В т.ч. В.Самохиным в электронном издании «Наука и образование» Бауманского Университета в Москве уже в конце прошлого года. А ещё есть работы Н.П.Динько (бывшего директора Музея электронной техники им.Б.П.Грабовского), Ф.Анварбека …,.опубликованные здесь, работы вышедшие в Тюмени и др. Летом прошлого года 26 июля в Музее истории связи Узбекистана прошла конференция,посвященная ГРабовскому; материалы её частично опубликованы.А Музей электронной техники им Б.П.Грабовского в Ташкенте, находившийся на 12-м квартале Спутника (Сергели) объединен несколько лет назад с новым Музеем истории связи Узбекистана. Там есть раздел,посвященный Б.П.Грабовскому, есть стенды в Музее истории, Музее истории Национального Университета Узбекистана-также посвященные Грабовскому и его открытиям. Ещё в 1989 г. вышел сборников документов,посвященный Грабовскому -«Б.П.Грабовский- изобретатель телефота»-составитель М.Л.Вайс и др, под ред. В.Урвалова и с его большой вступительной статьей, посвященной Грабовскому. В Центральном Гос.Архиве Узбекистана есть личные фонды Б.П.Грабовского и К.К.Сливицкого-создателя и первого директора МУзея электронной техники им. Б.П.Грабовского… На истфаке Национального Университете в разные годы были защищены успешно 2 дипломные (выпускные) работыЮ, посвященные разным сторонам его деятельности,в т.ч. работа Б.Зияева 2016 г. о личному фонду Грабовского. Немало статей в журналах…Да, при жизни его замечательное открытие не было оценено по достоинству, да, много было несправедливого по отношению к нему было, но в последние годы не так мало о нем и его изобретениях пишут- здесь, в Узбекистане; в России, на Украине…. А в свое время были опубликованы и воспоминания Л.А.Грабовской…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Палеха Алексей:

    Очень хорошо помню рассказы моей бабушки Марии Николаевны. По её словам Борис Грабовский и его соратник Белянский жили (вернее снимали комнату) в том же доме, где жила бабушка. Это был дом по ул.Навои. Номера дома я, к сожалению, не помню, но знаю, что он располагался чуть наискосок от тогдашнего кинотеатра Родина (ныне театр им.Хамзы). Бабушка часто упоминала, что стирала бельё Боре и, как могла, подкармливала его и Белянского. Ещё она упоминала какого-то профессора то ли Розена, то ли Розенберга…. Работали они все вместе, но профессор жил отдельно от них. В 1964 году к бабушке приезжали молодые учёные и подробно расспрашивали о жизни этих жильцов. Немного позднее бабушке пришла посылка с фотографиями, наклеенными на плотные листы картона. Это были фотографии с той пачки бумаг, оставшихся от Бори Грабовского, которые бабушка сохранила и передала молодым учёным.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Вадим:

    К сожалению, только Узбекистан, Украина и Россия признают, что Борис Грабовский и Иван Белянский явлаются пионерами телевидения. По-моему, до сих пор ни одна книга о Борисе Грабовском не была издана или переведена на английский язык. Для того, чтобы это признание стало всеобщим, нам необходимо внести свою лепту. Всем, кому не безразличен вклад инженера Бориса Грабовского в развитие телевидения, пожалуйста, откройте в Википедии свой аккаунт и изложите всё факты, которые вам известны о Борисе Грабовском и его изобретении. Чем больше нас будет в интернете, тем скорее выявится вся правда и придёт всеобщее признание вклада выдающегося изобретателя Бориса Грабовского в развитие телевидения. Очень надеюсь, что вы откликнетесь!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Куврук:

      Идея благородна, но как часто бывает с благородными идеями — неосуществима. Вы проявляете наивность, полагая, что с выходом книги на английском языке на Западе произойдет чудесное озарение и придет «всеобщее признание». Все великие открытия прошлого расписаны в общественном сознании, в государственной пропаганде, в научном сообществе. Поезд с фундаментальными открытиями в области телевидения давно ушел в историю, и любая попытка предъявить на этот поезд случайно обнаруженный посадочный билет выглядит нелепо. Но это не мешает издать книгу, сочинить поэму, отснять телесериал не только на английском, но и на других языках народов мира.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Igor:

        Совершенно не согласен с Вами. Имменно из-за того, что никто этим никогда не занимался, ниша была тут же занята, всякими Зворыкинами и Фарнсвосами, которые по-сути и «позаимствовали» идеи теливидения у Бориса Грабовского. Нужно как на суде отстаивать и доказывать, а не лежа на диване размышлять, что это наивно и якобы поезд ушёл.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Куврук:

          Чтобы мыслить вовсе необязательно лежать на диване или сидеть на унитазе. Кому вы хотите что-то доказать — западной публике? С каким набором аргументов — у вас есть заключения международных экспертов, ученых с мировым именем, на руках есть технологическая документация? Что вообще есть в этом вопросе, кроме энтузиазма, пожеланий и сотрясания воздуха? Вы в объятиях одержимости, при которой не сушествует рационального и логического.
          Да, кстати, вы хоть сами-то знаете, что за организация, письмо которой приведено в статье в качестве «вещдока»? Это типичная контора «Рога, копыта», небольшое объединение журналистов, давно канувшее в Лету. Наведите справки.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Igor:

            Если Вы считаете, что поезд ушёл, то это лично Ваше мнение. Я же считаю, что за первенство Грабовского в телевидении нужно, как и в суде, бороться, отстаивать и доказывать. Есть, конечно, те кто не заинтересован в этом. Например, родственники Зворыкина будут всячески противиться этому, так как они кровно заинтересованы в «честном» имени Зворыкина. Кстати, Зворыкин работал с Розингом, который к тому времени уже был ознакомлен с принципиальной схемой телефота Бориса Грабовского. У историков есть огромные возможности доказать то, что Грабовский был действительным пионером телевидения. Правда за Борисом Грабовским, но за неё нужно бороться. Нужна лишь воля, Ваш скептицизм — это проигрыш.

              [Цитировать]

          • Фото аватара Чиланзарец:

            А документ, приведенный выше — вполне себе реальный. И сборник документов у меня есть, в котором фигурирует эта фотокопия. Кстати, там есть и указание на номер фонда, описи, тома и листа хранения. Сборник был поджарен мне одним из его составителей, когда я сам работал в ЦГА. Так что никакие это рога с копытами, как Вы изволили выразиться…

              [Цитировать]

    • Фото аватара urman:

      В Википедии уже изложена биография Б. Грабовского и подробно рассказана история его открытия.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Gangut:

    Да и Зворыкин почти земляк наш – ещё до революции устанавливал радиостанцию в Туркестане, кажется. Лучший друг – Наливкин, жена – Полевицкая. Ташкентец! :-)

      [Цитировать]

    • Фото аватара yurka:

      Не могли бы Вы поделиться источником информации, что Зворыкин как-то связан с Ташкентом или хотя бы с Туркестаном. В его биографии упоминается Муром, где он родился, Петербург и Париж, где он учился. Во время первой мировой войны он таки служил на военной радиостанции, но в Гродно. Потом революция, Сибирь, США. Вторая жена Зворыкина Полевицкая и его родственик, выдающийся советский геолог Наливкин так же не имеют никакого отношения к Туркестану. Кстати в 30-е годы Зворыкин был несколько раз в СССР. Но, опять же, про визиты в Ташкент нигде не упоминается.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Gangut:

        «Осенью 1916 года мне позвонил полковник М. и сказал, что Электротехническая офицерская школа формирует специальное подразделение для отправки в Тургай – небольшой населённый пункт на границе с Восточным Туркестаном, подвергшийся нападению туркменских повстанцев. Подоспевшее подкрепление выбило мятежников из города, но, отступая, они перерезали все коммуникации. Перед подразделением стоит задача восстановить связь, возведя по ходу своего следования три радиостанции. Возглавлять кампанию должен инженер, хорошо знакомый с новейшим оборудованием, поставку которого обеспечит российский завод Маркони. Кроме того, требуется в кратчайшие сроки обучить новый персонал обращению с этим оборудованием. Возьмусь ли я за такое задание?
        Возможность отправиться в столь далёкое путешествие в практически неизведанные места и ответственность, возлагавшаяся на меня как на начальника экспедиции, безусловно, мне импонировали. Посоветовавшись с профессором Айзенштейном, я дал согласие».
        Владимир Зворыкин
        «Мемуары изобретателя телевидения».
        http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%97/zvorikin-vladimir-zvorikin-kozjmich/memuari-izobretatelya-televideniya
        Подробно описываются его приключения.

        «…выдающийся советский геолог Наливкин так же не имеют никакого отношения к Туркестану» — скорее всего, но у меня сложилось впечатление, что ташкентский и муромский Наливкины как-то связаны между собой.
        Жена Зворыкина Полевицкая с Ташкентом не связана. Но здесь были свои Полевицкие (https://mytashkent.uz/2015/09/12/polevitskaya-elena-aleksandrovna/), поэтому я и упомянул её.
        Меня удивили эти странные совпадения в судьбе В.К. Зворыкина.

          [Цитировать]

      • Фото аватара yurka:

        Надо признать, что с Наливкиным я погорячился – в сфере его научных работ Средняя Азия была. Правда этот факт никак не проясняет предположительную связь Зворыкина с Ташкентом.

          [Цитировать]

    • Фото аватара Abdulla:

      Господа, о чём спор? Зворыкин, «одолживший» чужие идеи телевидения не заслуживает внимания. Поэтому мне не хотелось бы, чтобы он имел ту или иную связь с Туркестаном. Оставьте уже этого Зворыкина в покое!!!

        [Цитировать]

      • Фото аватара Gangut:

        А Термен и Тухачевский заслуживают внимания? Тоже вроде как перешли дорогу Грабовскому.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Vadim:

          Солидарен с Абдуллой. Я, как уроженец Ташкента, был бы горд если Лев Термен, создавший великолепный музыкальный инструмент «терменвокс», имел бы связь с Туркестаном. Но вот «героя» Тухачевского, подавившего в крови протестующих моряков (т. наз. крондштатский мятеж), было бы противно обсуждать здесь. Я понимаю, что есть люди достойные и типы типа Тухачевского, но всё же … . Давайте не будем обсуждать ни Зворыкина , «отдолжившего» идеи Бориса Грабовского, ни Тухачевского, жестоко подавившего протест моряков. Им здесь не место.

            [Цитировать]

  • Фото аватара Георгий Бриско:

    Вычитал из Википедии, что Розинг встречался в 1925 году с молодым тогда ещё инженером Грабовским. Увидив чертежи «телефота» взбудораженный от волнения Розинг воскликнул что-то вроде «это надо срочно патентовать!». После этого события Розинг некоторое время тесно общался и даже работал со Зворыкиным. Все эти факты могут объяснить то, как новаторские идеи Грабовского и Белянского «уплыли» в Америку.

      [Цитировать]

    • Фото аватара urman:

      Борис Павлович Грабовский вне всякого сомнения гениальный изобретатель, недооценённый современниками. Но это не умаляет достижения других выдающихся изобретателей.
      Борис Львович Розинг подал заявку на «Способ электрической передачи изображений на расстояние» в 1907 году (в 1910 году ему был выдан патент № 18076). Б. П. Грабовскому в это время было 6 лет.
      Владимир Козьмич Зворыкин эмигрировал в Америку в 1919 году и с Розингом в 1925 году (и после) встречаться не мог. Когда Зворыкин в 1931 году сконструировал иконоскоп (своё главное достижение, с которого и началось широкое распространение телевидения), Розинг отбывал в Котласе срок за «помощь контрреволюционерам».

        [Цитировать]

      • Фото аватара Igor:

        Розинг и Зворыкин действительно вместе работали. Поэтому они вполне могли продолжать общение и после эммиграции Зворыкина в Америку. Это действительно может объяснить то почему Зворыкин использовал тот же принцип вертикальной и горизонтальной разверток в «иконоскопе» в 1931 году, который уже использовал Грабовский в «телефоте» в 1928 году. Кстати говоря, плагиатом считается любое повторение. То есть изобретатель мог и не знать, что кто-то до него это уже изобрёл, но все равно это считается плагиатом. Поэтому «одолжил» ли Зворыкин идею Грабовского, или сам догадался — это не имеет никакого значения. Факт то, что Зворыкин повторил чужую идею. Поэтому это в любом случае — ПЛАГИАТ!

          [Цитировать]

        • Фото аватара urman:

          Новым в иконоскопе был не принцип горизонтальной и вертикальной развертки. Этот принцип к тому времени был хорошо известен и впервые был применен в кинескопе (трубке Брауна), изобретенном Карлом Брауном и усовершенствованном его учениками в конце девятнадцатого века. Трубка Брауна в качестве приёмника использовалась и Розингом, и Грабовским, и Зворыкиным, и многими другими исследователями, пытавшимися передать изображение на расстояние. Основная проблема заключалась в создании качественной передающей трубки (видеокамеры), преобразующей изображение в электронный сигнал. Работа всех предлагаемых видеокамер основывалась на фотоэффекте, обнаруженном ещё Генрихом Герцем.
          В иконоскопе в одной вакуумной трубке были совмещены проектор изображения, катодный луч, сканирующий это изображение, и устройство, считывающее количество электронов, выбитых фотоэффектом и возвращенных лучом. Получаемое при этом высокое качество передаваемого сигнала (то, над чем работало огромное число исследователей) и обеспечило успех иконоскопу.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Igor:

            Вообще-то Розинг создал полумеханический телевизор, а Грабовский — полностью электронный. Не одно и то же, как мы видим. Более того, Грабовский, если не ошибаюсь, первый применил систему вертикальной и горизонтальной разверток в передатчике (а не в приёмнике, то что вы пишете — это большая разница). Зворыкин повторил идеи Грабовского с некоторыми модификациями и при этом совершенно некорректно и нескромно утверждал, что он якобы первый во всём мире изобрёл это. Грабовский создал «телефот» в 1928 году, Зворыкин — «иконоскоп» в 1931 году. Разница — больше двух лет. Базовые технические идеи Грабовского были использованы Зворыкиным. Поэтому, что ни говори, по всем юридическим и этическим определениям Зворыкин — ПЛАГИАТ! И не надо пытаться оправдать его.

              [Цитировать]

            • Фото аватара ANV:

              «по всем юридическим и этическим определениям Зворыкин — ПЛАГИАТ! И не надо пытаться оправдать его.»

              Если вор американский, то это не вор, а «прогрессор».

                [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.