Полевицкая Елена Александровна Искусство История Ташкентцы

 (523x699, 70Kb)

Б.Кустодиев. Портрет Е.А.Полевицкой

Полевицкая Елена Александровна
3 (15) июня 1881, Ташкент — 4 ноября 1973, Москва
Её неудержимо манила сцена Александринского театра. Да и театр, казалось, ждал ее. Однако не случилось. В Александринке была своя царица — великолепная, не ведающая усталости и… не допускающая соперниц. Лишь через годы Полевицкая узнает о причинах обидного и непонятного для нее отказа…

 (421x669, 72Kb)

Она родилась в Ташкенте в июне 1881 года в семье управляющего Ташкентской конторой Государственного банка. Её отец, юношей закончивший в Петербурге художественную школу, мечтал стать художником. Но материальные трудности не позволили ему воплотить мечту в жизнь. Нерастраченный же дар он направил на организацию всестороннего образования своих пятерых детей.

 (396x600, 68Kb)
С 1888 года семья Полевицких обосновалась в Петербурге. Причиной переезда стал донос на отца и связанные с ним разбирательства. Отстраненная холодность нового местожительства была совершенно не похожа на купающийся в солнце Ташкент. А еще… в Петербурге был театр! И Леночка открыла для себя новый мир, неведомый ей прежде. Спектакли, увиденные на императорской сцене, Александровский институт, где она получила образование и сыграла в ученических постановках, открыли ее внутренние устремления. Она будет петь в опере! Природа не поскупилась — голос контральтового тембра был красив и объемен, желание петь — огромно. Но подобные планы не нашли сочувствия у отца, а попытки самостоятельно заработать на жизнь оказались нереальны. Был найден компромисс: Елена поступает в Школу Штиглица, а отец оплачивает занятия пением.

 (463x699, 62Kb)
Благодаря разносторонней одаренности и уроки живописи, и уроки пения шли успешно. Но ни планам отца, ни мечтам Елены осуществиться было не суждено. Из Школы Штиглица девушку отчислили за свободолюбивые взгляды (на дворе стоял 1905 год) с нелепейшей формулировкой. Обладательницу высшей премии за акварель отчисляли за недостаточные способности!

 (451x699, 76Kb)
Голос же покинул ее при драматических обстоятельствах. Нежные чувства, возникшие между девушкой и ее аккомпаниатором студентом Евгением, сулили скорые перемены в жизни. Радостные хлопоты, ожидание счастья, назначенный день венчания и… странный поступок жениха, с его нелепой просьбой сыграть свадьбу спустя десятилетие. Сердечная рана была так глубока, что на нервной почве девушка потеряла голос.

 (425x654, 93Kb)
Только театр успокаивал ее душу, отвлекал от тяжелых мыслей, а встреча с искусством Веры Комиссаржевской наполнила жизнь новым содержанием. Елене шел двадцать пятый год. «И сцена драматическая стала моей всепоглощающей страстью, смыслом и содержанием моего существования. И все достигнутое мною в юности занятиями разными видами искусства вдруг оказалось важным и необходимым для искусства сцены».

 (450x570, 45Kb)
В 1906 году она поступила в музыкально-драматическую школу Е. П. Рапгофа, поразив своей одаренностью присутствовавшего на вступительном экзамене знаменитого актера и режиссера Александринского театра Андрея Петровского.

 (380x570, 47Kb)
В марте 1908 года Полевицкая досрочно получает аттестат – смерть отца вынуждала зарабатывать на жизнь самостоятельно – и получает назначение в театр Пскова. Она не чурается никаких ролей, выполняя условия контракта – роли «на усмотрение дирекции». И, по свидетельству «Псковской жизни», это идет ей на пользу: «Огромное достоинство г-жи Полевицкой, указывающее на большой талант, заключается в том, что в какой бы роли г-жа Полевицкая ни выступала — она нигде не повторяется, ее игра во всех ролях в высшей степени продумана, и смело можно сказать, что в каждой, даже самой маленькой роли она создает художественный тип».

 (445x485, 49Kb)
Окрыленная первыми успехами, в августе 1908 года она возвращается в Петербург и почти сразу получает приглашение сыграть в Павловске Негину в «Талантах и поклонниках» Островского. Роль, исполненная в окружении актеров Александринского театра, возрождает мечты о прославленной сцене. Никогда еще вожделенная Александринка не была столь близка, Петровский сам вызвался «похлопотать» за любимую ученицу. Назначен «закрытый дебют», актриса выдержала его с честью, но… за выступлением ничего не последовало. Не последовало и никаких объяснений. «Причиной» же была, не любящая соперниц Мария Савина, чье слово было весомее даже слов директора императорских театров.

 (319x525, 80Kb)
С антрепренершей Малиновской Елена уезжает в Гельсингфорс. А по окончании сезона получает приглашение Южина дебютировать в Малом театре. И вновь ощущение тяготеющего рока: блестящий дебют, заманчивые предложения и – отказ. На сей раз «постаралась» Малиновская, пустившая слух об алкоголизме актрисы, так как талантливая девушка была нужна ей самой…
Весной 1910 года в Петербурге происходит знаменательная для Елены встреча с выдающимся провинциальным режиссером Николаем Синельниковым, набирающим труппу для театра в Харькове. Несколько лет, проведенных в труппе Синельникова, станут годами счастливейшего творческого содружества. Она сыграет Марию Стюарт и леди Мильфорд («Мария Стюарт» и «Коварство и любовь» Шиллера), Юлию Тугину и Катерину («Последняя жертва» и «Гроза» Островского), другие роли, развившие ее чудесный дар и принесшие славу.

 (247x698, 53Kb)
Сезон 1911–1912 Полевицкая играла в труппе петербургского театра Литературно-художественного общества (Суворинский театр), в 1914–1916 работала в Московском драматическом театре Суходольских (Вера в Нечистой силе А.Н.Толстого, Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма и др.). В 1916–1918 актриса вновь в труппе Синельникова в Харькове и Киеве (Гедда в Гедде Габлер Х.Ибсена, Ракел в Свыше наших сил Б.Бьернсона, Олимпиада в Савве Андреева).

 (431x698, 81Kb)
В 1911 году Елена обвенчалась с Иваном Шмитом – блестящим адвокатом, режиссером-любителем, соратником Петровского и щедрым театральным меценатом. Его любовь и преданность залечили ее давнюю рану. Долгие годы они будут вместе.
Во время гастролей в Москве в 1914 году актриса удостоилась лестной похвалы журнала «Рампа и жизнь»: «Москва не любит провинциальных знаменитостей, она относится крайне осторожно и подозрительно к звездам провинции. Г-же Полевицкой победа над Москвой дается сразу и главным образом потому, что в ней абсолютно нет провинции… Игра г-жи Полевицкой – это тончайшая акварель…».

 (426x672, 58Kb)
В 1918 с мужем, режиссером И.М.Шмидтом, перебирается в Одессу и вступает в труппу М.П.Ливского. В следующем году труппа переехала в Севастополь. Затем в составе случайной труппы Полевицкая и Шмидт отправились на гастроли в Симферополь и Ялту. 20 мая 1920 Полевицкая и Шмидт с Русским ансамблем Ю.И.Юровского отплыли на гастроли в Болгарию. Выступления проходили с большим успехом, царь Борис наградил Полевицкую орденом «Дамский крест III степени».
Елена и представить себе не могла, что покидает Россию на 35 лет! Впереди будут Румыния и Германия, Австрия и Прибалтика… Позднее Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене театра М.Рейнхардта в Берлине, гастролировала в Латвии, Чехословакии. В 1923 и 1924–1925 приезжала на гастроли в Советский Союз.«Русская Сара Бернар и Элеонора Дузе», «Подарок природы и искусства», «Одна из величайших актрис мира», она переживет оглушительные триумфы и тяжелейшие испытания. Безнадежные попытки вернуться на Родину и долгие годы работы на немецком языке, репатриацию из Прибалтики и страшный быт лагеря для перемещенных лиц, нищету и невостребованность…
Шмит не вернется на родину никогда. 10 сентября 1939 года во время пребывания в Риге он неудачно поскользнется на лестничной площадке и так и не оправится от полученных травм…

 (563x400, 52Kb)
Елена Полевицкая же в Россию вернется в 1955 году в возрасте 75 лет. И еще целых восемнадцать лет она будет активно работать на благо русского театра. В Москве, Ленинграде, Киеве прошли ее творческие вечера. С 1961 года она преподавала в Театральном училище им. Б.Щукина, одной из ее учениц была Л.Чурсина. Снималась в фильмах «Муму» (1959) и «Пиковая дама» (1960). С 1963 работала над воспоминаниями, довела их до 1914.

 (400x300, 16Kb)
Ю.Завадский считал Полевицкую актрисой «яркой, самобытной, но не сумевшей реализовать в полной мере свои большие артистические возможности».
Умерла в московском Доме ветеранов сцены.

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/36911/bio/
http://theatre-music.narod.ru/01.html

Источник.

13 комментариев

  • Фото аватара Gangut:

    «Театр моей памяти»
    Вениамин Борисович Смехов
    «Вечер Екатерины ( автор ошибся — Елены ) Полевицкой, которая после долгого забвения приглашена вместе с Алисой Коонен в наш Театр им. Вахтангова. Гордая и красивая, без тени тщеславия, Полевицкая ведет рассказ о жизни императорских театров. О ревности к ней, молодой и успешной, со стороны корифеев Александринки. Великая М.Г.Савина принесла много горя юной коллеге. Полевицкая играет сцены из Б.Брехта, Л.Толстого. Мы замираем от невиданного: чужая школа, незнакомые приемы игры, но какой талант! Как глубоко и как по-русски страдает эта потрясающая героиня старой Александринки!
    Но самое сильное впечатление — от истории с ролью Катерины в «Грозе». Полевицкой не давалась роль, и она пошла на психическое испытание. В старом доме были спрятаны письма от бросившего ее возлюбленного. Она поехала туда, нашла письма, осталась наедине с ними, пережила потрясение, чтобы ее второе, актерское «я» могло холодно, жестко контролировать правду чувств. Роль Катерины прославила Полевицкую, но никто из зрителей не представлял себе той цены, что заплатила актриса за успех».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Gangut:

    Народный артист России Валерий Афанасьев пришел в Театр Станиславского только в 2011 году. Его театральный опыт исчисляется 46 годами и десятками фильмов, спектаклей. Афанасьев начинал в Театре Гоголя, потом ушел к Валерию Беляковичу в «Театр на Юго-Западе», потом в театр Станиславского. Он учился у знаменитой Елены Полевицкой, которая в свою очередь училась у Станиславского, играла на одной сцене с Михаилом Чеховым и в свою очередь учила играть Жерара Филиппа. Прослеживая профессиональные генеалогические корни, Валерий Алексеевич так и говорит: «Станиславский, Михаил Чехов, Елена Полевицкая, Жерар Филипп и я, — и скромно добавляет, — ну, там еще где-то затерялся Омар Шариф».
    http://electrotheatre.ru/vse-my-v-kakom-smysle-illyuzionisty

      [Цитировать]

  • Фото аватара Татьяна Вавилова:

    Cпасибо! Очень интересная публикация. Не знала, что Полевицкая родилась в Ташкенте.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Gangut:

    «Пришла в феврале 1910 г. страшная, невероятная весть. Умела Вера Федоровна Комиссаржевская. Была устроена первая гражданская панихида в зале Городской думы. Мне поручили прочесть свеженаписанное Lolo (Мунштейном) стихотворение на её смерть. В зале Городской думы стоял подиум с её большим портретом в белой блузке, поставленным на мольберт, украшенный белыми цветами. Не верилось, что она умерла, и умерла в моем городе, в моем Ташкенте. Мне это казалось какой-то подчеркнутой сгущенной жестокостью злой, слепой, мстящей за что-то судьбы». — из воспоминаний Е. А. Полевицкой.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Татьяна Вавилова:

      Хотелось бы прочесть воспоминания Полевицкой целиком. Не встречались в сети?

        [Цитировать]

      • Фото аватара Gangut:

        В сети пока не встречал. 17 страниц из воспоминаний Полевицкой опубликованы в 3-м выпуске сборника материалов ЦГАЛИ «Встречи с прошлым» в 1978 году.
        Оттуда — «Воспоминания Полевицкая начала писать в 1963 году. …
        К сожалению, смерть прервала работу над ними, даже собранный ею материал не был полностью использован. Воспоминания, насчитывающие 343 страницы, доведены до 1914 года. Ниже публикуются небольшие отрывки из этих воспоминаний, в которых актриса рассказывает о своем пути к сцене, о своих «путеводных» звездах – Ф.И.Шаляпине и В.Ф.Комиссаржевской, о своем учителе А.П.Петровском, о методах своей работы над ролью, о встречах с такими актерами, как Элеонора Дузе, Сандро Моисси, с режиссером А.А. Саниным, с Бернардом Шоу и с П.А.Кропоткиным. …
        Воспоминания, в составе случайно уцелевших или собранных актрисой в поздние годы документов, поступили на хранение в ЦГАЛИ после её смерти».
        И две фотографии из этой книги.

          [Цитировать]

  • Фото аватара LVT:

    Спасибо, только фотографию видела (в кн. Абалкова?) Очень интересно.

      [Цитировать]

  • Фото аватара yultash:

    Посмотрите, не пожалеете — http://www.gitis.net/rus/label/almanack/2014/%E2%84%963_2014.pdf Здесь статья — М.Г. Литаврина — Российский университет театрального искусства — ГИТИС Москва, Россия «CВОЯ — ЧУЖАЯ» В ТЕАТРАХ РАЗНЫХ СТРАН. П.А. МАРКОВ О ЕЛЕНЕ ПОЛЕВИЦКОЙ
    Аннотация: В статье рассказывается об уникальной русской актрисе Елене Александровне Полевицкой (1881—1973), чья актерская судьба связана не только с театром России, но и Европы.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Zelina Iskanderova:

    http://kustodiev-art.ru/e_a_polevitskaya — почитайте!!!
    Многое станет понятнее — и почему писал её портрет(ы) Кустодиев — она с его женой очень дружила в ранней юности и потом долгие годы, и ещё о многом в её судьбе… и о трудной судьбе самого этого изумительного художника.
    Был ли найден другой её портрет работы Кустодиева, который она здесь описала? — Похоже, нет — нигде нет упоминианий о нем или его воспроизведения…

    Е.А.Полевицкая
    Полевицкая Елена Александровна (1881-1973) — русская актриса. Окончила Александровский институт в Петербурге (1900), художественное училище Штиглица (1905). В 1906-1908 училась на Курсах драматического искусства Рапгофа (Петербург), по окончании которых работала в Псковском театре. В 1909-1910 играла в театре В.Ф.Комиссаржевской в Петербурге, в 1910-1918 (с перерывами) в труппе Н.Н.Синельникова в Харькове и Киеве. В 1920 уехала на гастроли в Болгарию. До 1955 жила за границей. Играла на русском языке в русских труппах (города Германии, Прага, Рига, Ревель). Выступала на концертах с чтением произведений русских и советских поэтов. В 1923 и в сезоне 1924-1925 гастролировала в СССР. В 1943-1955 преподавала сценическое искусство в Государственной Академии в Вене, играла на немецком и русском языках. С 1961 преподавала в Театральном училище им. Щукина. Снималась в кино (Графиня — фильм-опера «Пиковая дама», и др.).

      [Цитировать]

  • Фото аватара Zelina Iskanderova:

    Отсюда:
    http://kustodiev-art.ru/e_a_polevitskaya

    О том, как Борис Михайлович Кустодиев писал приведенный в начале этой публикации портрет Полевицкой (!), как он помог ей в решении образов и выборе костюмов для некоторых заглавных ролей, о его тяжелом состоянии здоровья и работе над другим её портретом — похоже, безвозвратно утраченном…

    «…В 1905 году Борису Михайловичу была предоставлена в здании Академии художеств мастерская, и тогда-то он предложил сделать мой портрет. Этот портрет был им выполнен на тонированной бумаге цветными карандашами, что было тогда модно. Борис Михайлович первоначально предполагал, что для работы над портретом ему понадобится три сеанса, но задача оказалась более трудной, сходство не давалось, и я позировала ему дней тридцать. Позировать ему было приятно. Работал он легко, в светлом настроении. В начале сеанса он развлекал свою модель шутками и рассказами, вызывая нужное ему самочувствие и, лишь установив его, «пускал» себя в творческое состояние. Радостная волна поднимала его в тот мир, в котором он был дома, и, ощущая счастье творчества, он спешил занести на холст черты образа, осознанные во время перерыва между сеансами или увиденные сейчас, внезапно, вдруг вскрывшиеся только что перед ним. Портрет был куплен на выставке «Нового общества художников» любителем-коллекционером, а сейчас находится в Киеве, в Музее русского искусства.

    В 1907 году, будучи ученицей А. П. Петровского в Музыкально-драматической школе Е. П. Рапгофа в Петербурге, я участвовала в ученическом спектакле в зале б. Благородного собрания, исполняя роль Марии в сцене встречи двух королев в «Марии Стюарт» Шиллера. Борис Михайлович пришел посмотреть и одобрительно, очень серьезно отозвался о моем исполнении роли; особенно ему понравилась выразительность моих рук. Способности жизнью рук передавать движения души и свойства природы человека он придавал исключительное, первостепенное, решающее значение. Он нашел, что путь драматической актрисы для меня наиболее правильный путь (до этого я занималась также живописью и пением).

    Когда я уехала в Гельсингфорс на мой первый зимний сезон (1908/09 года) и хотела точно выполнить ремарку автора, что героиня, которую я должна была играть в пьесе «Обнаженная» Анри Батайля, носит платье «в стиле Боттичелли» (в то время все платья, все театральные костюмы актриса должна была делать и оплачивать сама), я письмом просила Бориса Михайловича набросать эскиз нужного мне платья. Он любезно прислал мне акварельный набросок платья цвета аквамарина.

    Зимний сезон 1909/10 года я провела в Петербурге, работая в театре В. Ф. Комиссаржевской (на Офицерской улице). Борису Михайловичу понадобилась в то время модель «с девичьей грудью», чего среди профессиональных натурщиц он не мог найти. Его жена подала ему мысль обратиться с просьбой о позировании ко мне и взялась узнать мое отношение к этому вопросу.

    Я до поступления на драматические курсы занималась несколько лет живописью и смотрела на обнаженное тело глазами профессионала-художника, без тени «буржуазных предрассудков». Он начал лепить из глины. Сеансы проходили на квартире Кустодиевых в очень приятной дружеской атмосфере. Я позировала раз пять. Для какой работы ему был нужен этот эскиз — я не знаю, но хочу думать, что он помог Борису Михайловичу в разрешении поставленной им перед собой задачи1.

    Еще об одной важной для меня услуге, оказанной Борисом Михайловичем, хочу я рассказать. Когда я узнала, что буду в Харькове у H. Н. Синельникова играть в зимнем сезоне 1910/11 года Катерину в «Грозе», я обратилась к Борису Михайловичу с просьбой помочь мне оформить ее внешний облик. Катерину я уже играла в школе под руководством А. П. Петровского — моего учителя — в 1907 году, роль эта занимала исключительное место в развитии моего актерского дарования, я ее любила больше всех других. Борис Михайлович обратился к Ивану Яковлевичу Билибину — непревзойденному знатоку древнерусского костюма, иллюстратору наших народных сказок, былин. Билибин дал мне из своей коллекции скопировать посконный сарафан и рубаху, пригодные для Катерины в V акте. А для парадного праздничного наряда посоветовал поискать в Александровском рынке Петербурга, где я и нашла чудесную кику, строгую, расшитую золотом и украшенную настоящими драгоценными камнями, вправленными в серебряные лунки, и начелник для II акта, и летник парчовый, и сарафан. Плат поверх кокошника мне вышили монашки монастыря из-под Харькова. Кустодиев одобрил этот костюм.

    Наша дружба с ним и с его женой не прекращалась, несмотря на то что, став актрисой, я постоянно разъезжала по стране.

    Этому жизнерадостному человеку, носившему в себе солнце и радость, любившему жизнь всем своим существом, что так избыточно выражено во всех его картинах, в его брызжущих здоровьем женщинах, в «Масленице», в «Катанье в Москве», в портрете Ф. И. Шаляпина, в «Большевике» и других, не суждена была здоровая, счастливая жизнь. Но в каждый период болезни он страстно, мужественно стремился работать, преодолевая все мучения. Когда в 1915 году Борис Михайлович приехал в Москву для работы в Московском Художественном театре над декорациями для «Осенних скрипок» И. Д. Сургучева, он поселился у нас. Он был уже тяжело болен. По ночам он кричал от боли, а за утренним завтраком до отъезда в театр — рассказывал нам с мужем2, что его мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в его спину и раздирают позвонки.

    Однажды он мне сказал: «Я хочу, чтобы у вас осталась память обо мне, когда меня не будет…». И прибавил, смягчая смысл сказанного: «…Не будет здесь… в вашей милой квартире. Попозируйте мне!» В этот период Борис Михайлович уже не мог ходить без костылей, не мог и стоять без поддержки, а потому работал только сидя. Этот прекрасный портрет он написал пастелью. Размер его — примерно 100 X 70 см, не меньше. Кустодиев изобразил меня сидящей в прямоугольном глубоком кресле, у стены подле окна. Обои в комнате «под ситец» — синего цвета в мелких розочках. Я в черном жоржетовом платье, отделанном мягким, тоже черным шелком шармез — На темно-васильковое кресло брошена со стороны моей правой руки испанская вишнево-красная, вышитая черным шелковая шаль с большой, очень тяжелой бахромой. Поза спокойная, в руках живые красные розы. Когда Борис Михайлович закончил портрет, он сам съездил в магазин и заказал раму.

    Этот портрет ни на одной выставке не экспонировался. И когда мы вскоре, весной 1916 года, уехали в Харьков на кратковременные гастроли в театр Синельникова, он остался в нашей московской квартире. Мы взяли с собой только необходимый для гастролей гардероб, оставив в Москве все, даже документы, в полной уверенности, что через несколько месяцев вернемся. Харьков, однако, оказался в зоне, захваченной белогвардейцами. Не имея возможности проехать ни в Петроград (вагон, высланный А. В. Луначарским для того, чтобы привезти в Петроград нескольких актеров во главе с H. Н. Синельниковым, не мог проехать через фронт), ни в Москву (куда нас приглашали на работу М. Шлуглейт, H. М, Радии, А. Н. Толстой), мы уехали в начале 1920 года на гастроли в Болгарию.

    Когда в 1923 году я приехала на гастроли в Киев, Харьков и в Москву (в Москве я играла в театре «Эрмитаж» в Каретном ряду с частью коллектива Малого театра), то приняла все меры для того, чтоб найти этот портрет. Однако узнать о его судьбе мне ничего не удалось. «Вероятно, погиб, — решила я, — ведь пастель требует обращения бережного, заботливого, а времена суровые».

    Воспоминания Е. А. Полевицкой написаны в 1964 году для сборника памяти Кустодиева.

    1 По-видимому, этюд, выполненный Кустодиевым, был ему нужен для работы над скульптурой «Саломея», изображавшей коленопреклоненную героиню древней легенды с головой Иоанна Крестителя в руках. Претерпевшая ряд серьезных изменений, эта скульптура позднее получила название «Материнство» (бронза, 1908—1910, Ивановский областной краеведческий музей).
    2 Мужем Е. А. Полевицкой был режиссер И. Ф. Шмит, в этот период работавший в Московском драматическом театре Суходольского.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.