Когда деревья были маленькими… (Часть 2) История Старые фото

А какие игры проводились в те времена  в наших дворах. Для современной молодежи «тайна сия великая есть». Молодежь о них и не подозревает. Еще бы – нынешние смартфоны сделали свое дело.  А жаль…

Во дворах новых домов частенько разгорались целые баталии – ашички, лянга, гонки на самокатах. Причем тут самокаты? — спросите Вы. Да притом, что, несмотря на тот факт, что очень приличные  детские  самокаты можно было купить практически в любом спортивном магазине или «Детском мире», мы частенько предпочитали собирать их сами.

Раму делали из деревянных частей, а вместо колес использовались подшипники самого разного диаметра. Как правило, создавались они «трехколесными», и были самых разных размеров, конфигураций  и даже расцветок.

Какой же грохот создавали эти, с позволения сказать, «машины». Как ругались наши милые старушки, мирно лузгавшие семечки возле своих подъездов. Сколько обуви было испорчено только потому, что для разгона этого «чуда» техники необходимо было отталкиваться от асфальта ногой, а он, как известно, не зеркальный.  Были эти «болиды» одноразовыми, так как на следующий год собирали новый.

Но по популярности, первое место делили между собой игры в лянгу и ашички. Первые представляли собой кусочек овечьей, кроличьей или любой другой кожи с шерстью. К ней, как пуговица, пришивался небольшой рассверленный кусок свинца, и в игре полагалось подбросить это «устройство»  ногой, кому какой удобно, и как можно больше раз.

А какие трюки при этом проделывались! «Подбивали» лянгу и внутренней частью стопы,  и внешней, и стоя на месте, и в прыжке. Определенные виды ударов носили даже свои собственные имена. Например, «люры», «каннелюры» или так называемые «виси». Бывали такие профессионалы, исполнявшие  поистине цирковые номера примерно по полчаса. Кто из игроков допускал самое малое  количество падений лянги на землю, становился победителем и мог претендовать на лянги своих соперников.

Ашички же, в свою очередь, являлись аналогом русской игры «в бабки». Только в нашем случае  использовались элементы коленной чашечки барана. Это достаточно устойчивая в горизонтали кость, окрашенная в различные цвета. В зависимости от количества участников, ашички выстраивались  в линию, и первый, по жребию, бросающий, кидал  «биту» —  свою, специально подготовленную ашичку, как правило, утяжеленную залитым в нее свинцом.

При удачном попадании все сбитые кости становились собственностью удачливого игрока. Что мы только не делали, чтобы «достать» очередную ашичку. И упрашивали родителей купить на базаре баранину именно с коленной косточкой. И бегали в столовую больницы неотложной скорой помощи, (мы непочтительно называли ее «Жукиш» (имени Жуковского), выпрашивая эти косточки у поваров.  

Самым счастливым из нас был тот, кому удавалось не просто набрать, а именно выиграть, возможно большее количество ашичек. Естественно, эти игры практиковались не только на Чиланзаре. Играли в них буквально везде, по всему городу, его окрестностям и по всей республике. К сожалению, по крайней мере, в Ташкенте, эти игры «благополучно» забыты.

Рядом с тем самым «Жукишем» протекал какой-то природный арык. Тогда, в силу малолетства,  я не задавался подобными вопросами, а сейчас достаточно сложно определить имя канала, который нынче протекает по трубам на глубине нескольких метров. Над ним сейчас пролегает тротуар вдоль забора больницы.

Наша дорога, ныне улица Фозилтепа, шедшая рядом с этим каналом —  речушкой, была очень узкой, да тут еще и овраг. Тут еще и пацаны, которые, вылезая из оврага, зачем-то швыряли  в пассажирские автобусы комья мокрой земли.

Ох, и ругались водители проезжавших мимо автобусов. Останавливались, выскакивали из кабин, но, поди, поймай малых сорванцов в глубине зарослей камыша и далеко от места броска.

Здесь же можно было поймать  нутрию (водяную крысу), за шкуру которой можно было получить денежное «вознаграждение». Правда, далеко не всем это удавалось, животное было слишком юрким. И, тем не менее, мы очень старались.

А что творилось зимой! Уважаемые читатели юного возраста! Просьба – НЕ повторять то, о чем я расскажу далее.

С приходом зимы многие из нас упрашивали родителей купить не модную зимнюю обувь,  а самые простые кирзовые сапоги. Обувь прочная, надежная и достаточно легкая. Вещь замечательная, это действительно так.

В это же зимнее время в подъездах домов начинала пропадать так называемая «оплетка» перил на лестницах. Ну, и ругался старший сержант в отставке, фронтовик  дядя Ваня Пожелухин, если видел  в нашем подъезде очередного «резальщика» «оплетки». 

Синяя, зеленая, реже черная или малиновая, она служила прекрасным средством для улучшения свойства «качения» тех самых сапог. Оплетку аккуратно срезали на длину подошвы пары сапог, обрезали края, и приколачивали, или привинчивали шурупами к подошвам.

Кататься на катке, спускаться с ледяной горки – это было самое то. Часто катались,  цепляясь за попутный автомобиль. Правда, сильно рисковали при этом.  

Или попадешься в руки водителя, и тогда могли «надрать» уши, или при «отцепе» от машины можно было вылететь под колеса встречного транспорта. Редко, но находились водители, которые все – же позволяли зацепиться за машину, но только в пределах квартала, и ехали они с малой скоростью.

С приходом весны начиналась другая «эпидемия». На свет появлялись «ролики» — на коньках или четырехколесные. Начинали искать (и находили же) площадки и спуски для катания.  Правда, обмен роликами не практиковался, но победители своеобразных соревнований, по крайней мере, в нашем дворе, очередные катания открывали первыми, спускаясь с горки. Для нас ею служила крыша погреба детского сада, недавно (на то время)  построенного около наших домов.  

Детский же сад был построен на территории бывшей «поляны» — элементарного пустыря, на котором местные мальчишки устраивали свои игры «в войнушку», паля во все стороны из игрушечных пистолетов и револьверов, снабженных лентами пистонов.

Пистоны эти мы частенько покупали у «шары-бары», что приезжал из ближайшей  махалли каждые субботу и воскресенье. (Для современной молодежи – это повозка,  запряженная конем или осликом, нагруженным всякой всячиной, интересной только детворе).

В обмен на бутылку из-под лимонада или пива  можно было получить кругляш «саллабадрака» — жареной кукурузы (попкорна), резинку – «венгерку», самодельную маленькую  куклу, дудку из жести или ленту пистонов для нашего «оружия».

После такого «визита» канонада во дворе была достаточно продолжительной, пока не кончались «боеприпасы». Благо, пострадавших не наблюдалось…

К моему десятилетию мама (папа был в командировке) вместе с дедом,  Василием Алексеевичем и бабушкой, Анной Павловной, подарили мне классный по тем временам велосипед «Кама». Многие наверняка помнят эту складную модель, и ее «сестру и брата» «Десну» и  «Скифа», и наверняка ездили на этих шикарных чудесах велотехники.

И если сначала мне позволялось кататься только вдоль дома, то позднее меня стали посылать   за хлебом в магазин на «Чапанку» — там можно было купить его, не слезая со своего средства передвижения. Этот магазин просуществовал до начала 90-х годов прошлого века.

Ну, а потом где только нас не носило по городу. Сгонять в «Торгошку» (торговый центр «Чиланзар») – запросто! Махнуть до «Чили» (станция метро «Чиланзар») мимо ярмарки – нет ничего проще!

Мы все умели, все знали. Даже правила дорожного движения, не зная их совсем, не нарушали, ездили по дорогам, при  поворотах сигналя руками – куда поворачивать будем. Как ни странно, водители нас понимали и пропускали, если мы ехали без нарушений.

 А уж отремонтировать свою технику в дороге – для нас это было также своего рода развлечением, если повреждение было не критичным.

Этот велосипед сыграл довольно заметную роль при переоборудовании спортивного городка нашей школы. Дело в том, что для нового «дизайна» и отработки новых спортивных приемов нужны были автомобильные шины — покрышки. А я знал, где и у какого гаража на квартале  лежат брошенные,  использованные резиновые автоизделия. Вот и брал их на буксир, притаскивая на школьный двор. Притащил, наверное, штук, пятнадцать, но, не меньше десяти, это точно.

Частенько после уроков я заезжал в мой, теперь уже бывший  детский сад № 314, навещая мою первую воспитательницу – Галину Павловну Хасанову, которая поругивала меня по старой памяти:                             

 «– А ты уроки сделал?»

Галина Павловна, спасибо Вам! Мы были Вашим первым выпуском! Мы Вас помним!

     

И только в начале девяностого года я продал мою старую «Каму» родителям нашего маленького соседа по дому за четверть  первоначальной суммы. Велосипед оказался старожилом — знаю, что парнишка катался на бывшем моем «велике» еще в 1995-м году…

Возвращаясь из школы, мы частенько дожидались попутного автобуса, которыми могли быть «семечка» (семидесятый) или «тринадцатый». Как правило, это были старые добрые ЛИАЗы. Всем хороши были автобусы, но на каждом ухабе их кормовую часть нещадно подбрасывало вверх, что вызывало наше неописуемое удовольствие.

Водители частенько не спрашивали нас об оплате за проезд – уж очень мы примелькались им.  Кондукторов же тогда в  автобусах попросту не было. Вот и ездили мы пару остановок «на халяву».

Если говорить о дорогах, то часть современной малой кольцевой, что проходит мимо 14-го квартала Чиланзара, была довольно узкой, ограниченной по ширине  мачтами электропередачи.                                

Асфальтовое покрытие ее оставляло желать лучшего. А в сторону ярмарки это была практически проселочная дорога. И, тем не менее, мы «лихачили» на ней, как только могли, невзирая на ямы  и выбоины.

Кстати, о ярмарке, и, заодно, о Фархадском базаре. Старая добрая ярмарка представляла собой упорядоченный беспорядок. Кто помнит, это были несколько не совпадавших между собой рядов магазинов, больше или меньше по размеру. Один из них носил название «Богатырь», здесь горожане могли купить одежду и обувь самых больших размеров,  другой был «Детским миром».  

В третьем располагался филиал магазина «Мелодия», где можно было купить пластинки с записями самых разных исполнителей.  Именно здесь мне достался первый в моей жизни диск-гигант с записями группы «ABBA». Здесь было много самых разных и так нужных жителям близлежащих кварталов торговых точек…

На площадке перед ярмаркой, со стороны Фархадского базара, практически каждое лето устанавливали балаган – шапито, в котором парни в кожаных куртках показывали «Гонки по вертикали» на мотоциклах.  Это было непередаваемое зрелище!   

Сегодня ярмарка обрела новый, современный вид, который никоим образом не напоминает старую добрую тенистую торговую площадку с кафе и с мороженым, с шашлыком и пирожными.

А базар находился совсем на другом месте – на перекрестке современных улиц Лутфи  и Фархадской, напротив девятиэтажки на 23-м квартале. Был он вроде бы неказистым, «малорослым», что ли. На большей его части  (не считая центрального корпуса), стояли лотки, где продавались самые разные фрукты и овощи. 

И ходить между лотками  было тоже интересно. Пройдешь, напробуешься так, что и кушать не хочется.

Каждое лето, ежедневно, «на полу» располагались десятки продавцов (и продавщиц), предлагавших свои огурцы, помидоры, кабачки, или же вишню, урюк, сливу или груши  по баснословно низким ценам. Это были люди из пригородных селений, которым было просто необходимо продать обильный урожай своих садов и земельных участков.

А какой шашлык был на базаре! Самый вкусный на Чиланзаре! Лепешки же были свежайшими, еще теплыми,  иногда даже горячими. Съешь пару палочек, и сыт на полдня.

Сегодня от того, старого Фархадского, осталось лишь пара – тройка небольших магазинчиков, глядя на которые, только истинные старые чиланзарцы  могут сказать – вот это мясной, а вот  и молочный…

Фото – не мои

Морской Святослав Георгиевич

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.