Утёсов в Ташкенте История Разное Старые фото

Пишет Виолетта Лаврова

Звезда советского джаза Леонид Утёсов вместе со своей труппой работал в Ташкенте в 1931-32 годах.

Книга «Воспоминания» Николая Полетика.

В 1931 г. я впервые познакомился со Средней Азией. По заданию института я побывал в Ташкенте, где десять дней отдыхал от работы над книгой и мучительного, хотя и интересного перелета Москва — Средняя Азия. Задача, ради которой я был послан в Ташкент, имела целью создать еще один бюрократический очаг — комитет экономики и права воздушных сообщений при ОСОАВИАХИМе Средней Азии. Свою задачу я выполнил. Но в следующем году пришлось посылать в Ташкент нового человека, чтобы возродить почти умерший комитет, основанный мною. Так бывало сплошь и рядом.

В Ташкенте, разгуливая по базару, я наткнулся на молодого человека, который удивленно воскликнул:

— Николай Павлович, откуда вы здесь, в Ташкенте?» Это был художник Нестор Сурин, делавший в двадцатых годах рисунки для «Ленинградской правды» и её изданий, в том числе и для журнала «Ленинград». Я рассказал ему о своей командировке, и Сурин воскликнул:

— То-то я вижу издали, идёт какой-то дурак из Ленинграда или Москвы, потому что кто другой напялит на себя в такую дикую жару черный суконный костюм?

Я рассмеялся и спросил:

— А вы, мил-человек, что вы здесь делаете?

— Я работаю художником в труппе Леонида Утёсова, приехавшей сюда на гастроли, — ответил Сурин. — Идёмте, я познакомлю вас с Леонидом Осиповичем и его артистами. Приходите каждый вечер к нам в театр, по крайней мере вам не будет так скучно в Ташкенте.

Фото 1931 года: Шостакович, Утёсов и Дунаевский.

Леонид Утёсов оказался на редкость обаятельным человеком. Он представил меня своей дочери Эдит и другим артистам своей труппы и дал распоряжение, чтобы кассир давал мне каждый вечер бесплатный билет на спектакль труппы.

Так несколько вечеров я провёл в окружении Утёсова и его артистов, просмотрел весь репертуар, привезенный ими в Ташкент, наслушался шуток и анекдотов. Утёсов был поражен, когда Сурин ему рассказал, что я, сидя в редакции «Ленинградской правды», был иностранным корреспондентом из столиц Европы и крупнейших городов США. Утёсов читал и литературные рецензии моего брата в журнале «Русский современник» и в вечерней «Красной газете». Нашлись и общие знакомые среди писателей, художников и артистов Ленинграда. Словом, мои ташкентские вечера оказались гораздо интереснее и содержательнее, чем ташкентские дни.

Имя Леонида Утёсова в те годы гремело по всему Советскому Союзу, но тогда дальше «заслуженного артиста» он не пошел и ордена ему не дали, хотя трижды представляли к ордену. Сам он мрачно шутил:

«Трижды орденопросец, но всё же не орденоносец». Впоследствии Сурин рассказал мне, что Утёсов в двадцатых годах пытался бежать в Финляндию. Он перешел ложную границу, которую пограничная охрана установила специально для поимки беглецов. Думая, что он уже на финской территории, Утёсов радостно воскликнул: «Слава Богу, наконец-то вырвался из этого советского ада!» Спрятанные в зарослях пограничники немедленно арестовали его, и Утёсов с ужасом узнал, что настоящая граница между СССР и Финляндией проходила на несколько километров дальше. Его судили «закрытым» судом, но ввиду огромной популярности Утёсова и больших доходов от гастролей труппы его выпустили. Однако «зуб» на него сохранили навсегда.
https://litlife.club/br/?b=68464&p=81


Сурин Нестор Арсеньевич (1899, С.-Петербург- 23.03.1942, Кострома) — режиссёр, драматург, художник.
http://www.ruscircus.ru/encyc?func=text&sellet=%D1&selword=2597

Николай Павлович Полетика (17 апреля 1896, Конотоп — 25 марта 1988, Иерусалим) — видный советский историк, экономист. С 1951 по 1953 год работал профессором Среднеазиатского государственного технического университета в Ташкенте.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Полетика,_Николай_Павлович

Л.О. Утёсов.

Утёсов (Вайсбейн) Леонид Осипович (21.03.1895, Одесса- 09.03.1982, Москва)- эстрадный артист, певец, создатель теаджаза. Нар. арт. СССР (1965). Вырос в семье мелкого коммерсанта, мечтавшего дать сыну «серьезную» профессию. С раннего детства пел, музицировал (играл на скрипке, балалайке, гитаре). Не окончив коммерческое уч-ще, ушел из дома с передвижным цирком Г. Бороданова (1909), работал на трапеции, кольцах, выступал на раусе В годы войны У. вместе с оркестром много концертирует на фронте и в тылу. Автор трёх автобиографических книг, стихов, рассказов В 1996-1997 на основе коллекции В. Сафошкина вышли 20 дисков, на которых записано все песенное творчество Утёсова.

Министерство социального обеспечения Узбекской ССР г. Ташкент выпускало пластинку с записью «Куплетов Курочкина» из кинофильма «Свадьба с приданным» в исполнении оркестра под управлением Л.О. Утёсова и «Эстрадной польки» в исполнении Эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением В.Н. Кнушевицкого.

К сожалению, нет фото ташкенского периода Леонида Утёсова и его оркестра.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

1 комментарий

  • виолав:

    Про гастроли в Ташкенте, из книги Леонида Утесова «Спасибо, сердце!»

    От этой «ребятобоязни» меня вылечили ташкентские пионеры.

    Мы гастролировали в Ташкенте. Вечером, накануне выходного дня, с барабанным боем в номер гостиницы вошла делегация школьников. Шедший впереди карапуз, не обращая внимания на мою растерянность и изумление, начал сейчас же произносить речь:

    — Дядя Утесов, завтра ты и твои веселые ребята должны приехать к нам во Дворец пионеров на встречу нового учебного года.

    Во время речи я опомнился и хотел было уже спросить, будут ли там взрослые, но вовремя удержался, вспомнив, что меня приглашают вместе со всем оркестром.

    Утром мы приехали во Дворец. У входа нас встречали октябрята, пионеры и школьники старших классов. Играла музыка, развевались флаги, пестрели гирлянды цветов.

    Семь тысяч детей пришли на этот праздник, семь тысяч вопросов стрелами посыпались на нас от всего этого веселого племени.

    Выстроившись рядами, ребята вышли из сада и зашагали по улицам города. Прохожие останавливались и смотрели на это веселое шествие. Всех счастливее был я, шедший впереди детей, как вожак. Детство и ватага одесских мальчишек вспомнились мне в эти минуты. Я шел и дирижировал оркестром и хором в семь тысяч голосов, певших марш из «Веселых ребят», — таким большим хором мне, по правде сказать, дирижировать еще не приходилось.

    «Веселые ребята» были первой советской музыкальной комедией. Ее поддержал А.М. Горький: «Нужно, — говорил он, — чтобы советское кино развивало этот полезный нам вид искусства».

    Стр. 52 — ЛитМир

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.