Э. Г. Бабаев. О себе Искусство История Ташкентцы

Айида Каипова:

Мне довелось повидать жизнь и во время Великой Отечественной войны, и в последующие годы. Я был свидетелем Ашхабадского землетрясения.
Бывают такие годы, даты, слова, которые остаются в памяти на всю жизнь. Может быть, и встреча была мгновенной, может быть, мы расслышали только обрывки «нетленных речей», но они связаны с нерушимой памятью прошлого и тем особенно дороги нам.
Мне довелось знать многих замечательных писателей и поэтов старшего поколения. Анна Ахматова подарила мне одну из своих книг с надписью «дружески». Важную роль в моей жизни сыграл Корней Иванович Чуковский. Встречи с Анной Андреевной Ахматовой, Корнеем Ивановичем Чуковским, Алексеем Николаевичем Толстым, Марией Ивановной Бабановой приоткрывали завесу над «искусством поэзии» прежде, чем я и мои сверстники узнали, что такое «Ars poetica».

Я учился в Среднеазиатском Государственном университете, который и окончил в 1949 году. Я поступил на математический факультет, а кончил филологический. По-видимому, это произошло не случайно. Первые уроки в математических классах привили мне глубочайшее уважение к точности и краткости в определении каждой мысли.

Летом я работал в геодезических партиях, изучал историю с географией, видел старые крепости, ходил по руслам высохших рек.
После окончания университета служил в дальнем гарнизоне, был журналистом, школьным учителем, преподавал в Ташкентском педагогическом институте, много путешествовал.
В 1961 г. в Москве защитил кандидатскую диссертацию и получил приглашение на работу в музей Л. Н. Толстого. Позднее я перешел на работу в Московский государственный университет, где защитил докторскую диссертацию. Я проработал в Университете много лет. И мне кажется, что студенты изменяются, как эпохи. Меняется сама линия движения студента по коридору и в аудитории. Но вот количество настоящих университетских тружеников науки среди студентов остается неизменным.
Переступая порог школы, ученик должен видеть обращенное к нему лицо учителя. В школе учитель ждет ученика и идет ему навстречу. Переступая порог университета, студент может увидеть спину своего профессора, который идет своим путем.
Страх перед лекциями сопровождал меня всю жизнь. Каждый раз, когда я иду на лекцию, мысленно себя спрашиваю: «Что я скажу, что я скажу?» А, уходя, думаю: «Что я сказал, что я сказал?» Перед студентами мне всегда было совестно импровизировать. К тому же курс не случайно называется «курсом». Есть в нем что-то такое, что роднит его с навигацией. Признаюсь, что лекции, которые я читаю в аудитории, все от начала до конца продуманы и написаны за рабочим столом.
Мои работы о Л. Н. Толстом, А. И. Герцене, А. С. Пушкине рецензировали такие известные ученые, как H. Н. Гусев, Н. К. Гудзий. Все это налагало на меня трудные обязательства, и я принужден был работать не только добросовестно, но с полной отдачей сил.
Судьба моя складывалась как будто вне поэзии и помимо поэзии.
В 1969 году вышла в свет книга моих стихотворений «Кратчайшие пути». В 1972 году я был принят в Союз писателей. В 1975 году вышла в свет книга стихов под названием «Алмаз». Она была вся целиком положена на музыку композитором Ф. С. Дружининым. В 1979 году появился стихотворный сборник «Солнечные часы», а в 1986 — «Доверие».
Многие несчастья в нашей жизни вызваны пропущенными и разорванными связями в рассуждениях и делах, из-за которых вопросы не сходятся с ответами или же возникает произвольная замена целей и величин. Поэзия не признает разрывов, храня «связь времен», единство нашего опыта, истоки и начала нашей жизни.
Приобщение к кругам профессиональных литераторов принесло мне неожиданную радость общения с Евгением Винокуровым, Юрием Трифоновым, Василием Субботиным.
Мои рассказы и повести собраны в книге, которая называется «След стрелы».
В течение многих лет добрые отношения связывали меня с С. В. Шервинским, известным переводчиком, участником русской антологии «Поэзия Армении».
Должен признаться, что мне повезло на встречи не только с писателями, но и музыкантами и художниками. Я слышал и видел Д. Д. Шостаковича и В. А. Фаворского.
Я работал в разных жанрах. Кроме стихов, прозы и историко-литературных исследований надо еще сказать о критических страницах, посвященных современной литературе. Я написал ряд мемуарных очерков. Я и сам не решаюсь назвать тот или иной жанр «главным» для себя.
Книги создавались по ходу жизни.
В моей работе не было резких переломов. И я рад тому, что стихи и рассказы, написанные в юности, печатаются в моих сборниках и журнальных подборках рядом с произведениями поздних лет.
Я помню своего деда Нерсеса. Он был мастеровой и всю жизнь работал: плотничал, переписывал Евангелие, складывал очаг из камней. Так и я всю жизнь работал.

Есть у стихов надежная основа —
Мечты, воспоминанья и дела.
Всего-то надо записать два слова,
Присел к столу, глядишь - и жизнь прошла.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.