Починщик посуды — «Чегачи» Старые фото
Бахтиер Насимов написал про «ЧЕГАЧИ» — исчезнувшую, редкую профессию.
(Напомню, что еще на сайте есть Праздный держа черепок и Усто Ширин, еше директор Астрономического институба Игамбердиев Шухрат Абдуманнапович рассказывал, как во время войны разбили колокол стеклянный, держащий выкуум над прибором точного времени, и за ночь удалось найти мастера и собрать осколки так, что он снова держал вакуум. ЕС)
«Починщик посуды» — ЧЕГАЧИ встречается в Туркестанском альбоме Кауфмана. Про особенности этой профессии сообщают письменные источники. Их сравнивали работой жаррах-хирургом, дантистом…
В каждой городе или населенном пункте были махалля — квартал чегачи.
Они пользовались уважением, хороших мастеров ЧЕГАЧИ почитали, на свадьбах и мероприятиях им отводили почетные места. Профессия эта была более востребованной даже больше чем заргар-ювелиры. Без украшений, без новой тюбетейки или платье можно было жить, можно было залатать чапан. Но если дома посуда разбилась, тут без ЧЕГАЧИ было просто невозможно.
Была конечно посуда деревянная, сакатароши — резчики таваков, чупкосушек, чупкошики. Кулялы на чархе бесконечно «выкручивали» кувшины, тяжелые сопол таваков, пиела, коса и шокоса разных размеров, невиданной красоты. Всё же в любом доме старались пользоваться фаянсовой, фарфоровой посудой.
Керамику ЧЕГАЧИ не брали на починку. Их невозможно так зачеканить как фаянс или фарфор. Чайник фарфоровый зачеганеный хорошим мастером (чегалали — узб. тадж.) никогда не протекает.
Мастер ЧЕГАЧИ брал всего одного ученика. И когда тот достигнет достаточной квалификации, приглашали трех мастеров из трех разных махалли чегачей и они экзаменовали новоиспеченного и проверив его работу давали ему потиха — благословение.
ЧЕГАЧИ получивший благословение целый месяц должен был бесплатно чеганить фарфор и фаянс у малоимущих односельчан. Это было такая форма богоугодных дел . Школа эта была только в Туркестанском крае. Потому что фарфор тут всегда был привозным тут сходились в «битве» за рынок русский (Гарднеръ, Кузнецовъ и т. д.) и китайский фарфор.
Потому в тех странах не было надобности собирать разбитый фарфор (чинни) по кусочкам и делать его опят пригодным для пользования. Тогда было не зазорно пользоваться возвращать и пользоваться этой посудой. Наоборот, с гордостью показывали гостям что у них такой мастер ЧЕГАЧИ, что чайник собранный из самых маленьких кусочков вот уже десятилетиями служить чаепитию. Это последние 40 лет только появилась такое суеверие в пользу торговли фарфоровой посудой, считают что битая посуда в доме — это к несчастью и семья не будет крепкой. От того что у нашей бабушки в доме были десятки красивой посуды у которых были следы — заклёпки от ЧЕГАЧИ, семья никак не пострадало по сей день все гордятся и приводят как примером крепкость семейных узов, культуры взаимоотношений. Ценили тогда фарфор и ценности как духовные так и материальные.
ЧЕГАЧИ в общем-то «пали» под натиском новых суеверий целенаправленно запущенных советской торговлей с целью как можно большего выведения из потребления посуды чтобы потребитель как можно быстрее и побольше покупали новую продукцию фарфоровой промышленности.
Я последнего ЧЕГАЧИ увидел в 1987 году в Термезе. На базаре сидел очень ну очень старец в очках самых крайних диоптрий, ну почти как лупа, и он умело сверлил красивый фарфоровый китайский красивый ляган. Был он потешным в своих тяжеленных очках привязанных дополнительными веревочками за ушки чтобы не упали, и было любо смотреть как старик мастерски собирает ляган из осколков.
Не было в те времена ни клеев, ни растворов никаких, но было чудесное мастерство со своими секретами которые приводили в восторг зарубежных гостей, которые нигде в мире не видели такого трепетного бережливого отношения к красоте как фарфоровая посуда и как можно собрать разбитый чайник и после того как ЧЕГАЧИ «про оперирует » можно спокойно пить из этой посуды горячий чай с удивлением заглядывая под чайник, неужели не протекает …
Спасибо! Отличный материал. Помню чегачи на Алайском и как чинили нашу посуду. К сожалению, не осталось ни одной починенной пиалы.
Вавилова Татьяна[Цитировать]
Старичка и я помню. Он ходил в белом пыльнике и зелёной тюбетейке. Однажды прикочевал на ул. Жуковскую. Сидел целый день на большом крыльце недалеко от угла с Пушкинской. На Алайском тоже трудился на крылечке. Казался очень древним ещё до 1960г. Добрый Дух города?
lvt[Цитировать]
Даже помню где на Бешике сидел амаке и чинил чайники, в основном носики. Это было у самого входа со стороны гастронома. Вот тут.
Виолетта Лаврова[Цитировать]
На самом деле, принимать пищу из склеенной посуды нельзя не из суеверия, а по вполне земной причине: в трещины проникают частицы пищи и они становятся прекрасным домом для гнилостных и прочих бактерий, которые потом постепенно отравляют организм «счастливого» обладателя склеенной посуды. Но, конечно, жаль, что исчезли такого рода ремесленники; ведь иногда необходимо починить посуду, которая дорога тебе как память.
Олег Данилевский[Цитировать]
Интересно как назывался инструмент, которым сверлили отверстия в фарфоровой посуду каким образом он был устроен?
Валентин[Цитировать]