Художники о войне Искусство Разное

Автор Юрий Подпоренко.

Опубликовано в журнале: «Дружба Народов» 2015, №5

Сначала была война. Великая Отечественная. С горечью поражений, отчаянным противостоянием, такой долгожданной и выстраданной победой. А потом — память о войне. Память разная. Документальная, постепенно прорывающаяся сквозь официоз и поражающая через свидетельства непосредственных участников, сколь жестокой и беспощадной была эта война. И — память художественная: через образы войны, обращенные к сердцу и душе. Но образы войны, совмещающие документ и искусство, возникали сразу, поскольку воевали и художники, люди с обостренным восприятием мира, после боя находившие в себе силы взяться за карандаш, чтобы запечатлеть врезавшиеся в память мгновения. Блокноты с зарисовками художников-фронтовиков стали и документом, и основой художественных замыслов будущих полотен.

Пронзившая, изранившая души война стала для художников большой страны на долгие годы важной, а для кого-то и главной темой творчества. Да, это была общая, одна на всех война, объединившая все народы Советского Союза на борьбу с фашизмом. Но у каждого художника свое видение общей трагедии, свой образный строй, обусловленный его национальной культурой, традициями, собственным опытом.

В большой коллекции Международной конфедерации союзов художников, собранной Союзом художников СССР, хранится огромное количество произведений, посвященных теме Великой Отечественной войны. Это и работы военного времени, возникшие под непосредственным впечатлением от событий, и полотна, созданные в послевоенные десятилетия, подтверждающие, что процесс художественного осмысления войны был долгим и многоплановым. Постепенно образ Великой войны становился все более сложным, мозаичным, воссоздавая и эпизоды героических сражений, и самоотверженную работу в тылу, и жизнь простых людей в самых разных уголках страны. В горном среднеазиатском кишлаке, на эвакуированном за Урал заводе, в колхозе, где остались одни женщины, люди вносили свой скромный вклад в общее дело защиты Отечества. Особый пласт составляют произведения, в которых звучит долгое эхо войны — обезлюдевшие дома и целые деревни, трудные судьбы людей, победивших в войне, но не нашедших себя в мирной жизни, восхищение будничным героизмом тех, кто выстоял, выжил в ленинградской блокаде.

Художественная память о войне — особого рода. Она действительно позволяет помнить о событиях, в которых не участвовал, и о людях, при которых не жил. Героическая эпоха, воссозданная в полотнах, вновь и вновь рождает чувство сопричастности, позволяет тем, кто родился годы и десятилетия после нее, ощутить себя на месте отца, деда, прадеда. И помнить об их подвиге. Помнить всегда.

1 комментарий

  • Фото аватара Zelina Iskanderova:

    Очень хорошо и интересно!
    Но исправьте сразу же: Михаил Андреевич Савицкий (1922–2010), вместо ошибочного и странного
    (1922–2019) — так оставить просто нельзя!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.