О Сулеймане Юдакове. Глава седьмая Tашкентцы История

Феликс Янов-Яновский

Заслуженный деятель искусств Узбекистана,
Профессор
Государственной консерватории Узбекистана

Замечательный человек, прекрасный композитор

Я могу сказать, что достаточно близко общался с Соломоном Александровичем Юдаковым. Мы часто подолгу беседовали во время встреч в Союзе композиторов, в консерватории, на различных музыкальных мероприятиях. Особенно запомнилось наше общение, когда он провожал нас с женой домой, иногда так получалось. Мы беседовали на разные темы. Надо сказать, что я знал его не только как композитора, я знал его и как музыкант, исполняющий его сочинения, когда работал в оркестре и постигал его музыку изнутри…

Считаю, что это был один из самых выдающихся композиторов у нас в Узбекистане, имеющий, безусловно, свой творческий почерк. У него был свой взгляд на жизнь, на мир, на музыку. И это находило свое отражение в его творчестве. Такие его шедевры, как «Хорезмское праздничное шествие», кантата «Мирзачуль», комическая опера «Проделки Майсары» и ряд других его произведений, стали классикой узбекской музыки.

Соломон Александрович блестяще владел оркестром. У него была своеобразная манера гармонизации. Он очень хорошо чувствовал традиционную музыку. И это, конечно, накладывало свой отпечаток на его произведения. У него была совершенно индивидуальная манера музыкального стиля. Юдаковская музыка, допустим, музыка к фильму «Фуркат» и к ряду других сочинений, сразу узнавалась. Мне кажется, что он навсегда вписал свое имя в историю узбекской музыки. И когда я говорю своим студентам о том, что традиции существуют не только, скажем, в отношении профессиональной музыки : устной традиции, но традиции есть уже и у узбекской композиторской музыки, поскольку за многие годы выработался индивидуальный стиль многих авторов, я имею в виду и Юдакова. Для молодых это предмет изучения, как один из путей дальнейшего развития нашего музыкального искусства

Мне думается, что музыкальное наследие композитора отличают особая мелодика, особое гармоническое чутье. Во всем ощутим его личный взгляд. Когда говорят о почвенности, часто забывают о том, что при всей ее важности композиторское искусство — явление индивидуальное, и потому почвенность есть индивидуальный взгляд на традицию. Иначе бы все было похоже одно на другое. Вот у Юдакова был такой свой яркий взгляд на традиции. Он был замечательным остроумным человеком, был по-особенному восприимчив к юмору. И это, конечно, тоже не могло не отразиться на его музыке. И, кстати говоря, может быть это одна из причин, почему именно Юдаков стал автором первой узбекской комической оперы «Проделки Майсары». Должен прямо сказать, что и другому его замечательному творению — первому узбекскому комическому балету «Юность Насретдина» — была суждена долгая жизнь на сцене. Но этого пока не произошло в силу целого ряда объективных и субъективных причин. Во всех его сочинениях чувствовалась очень сильная драматургия. Я считаю, что может бьггь, когда-нибудь к этому балету вернутся, восстановят в подлинном виде. И он будет иметь такой же успех, какой имели «Проделки Майсары». Глубоко в этом убежден.

Молодое поколение музыкантов, композиторов могло бы взять на вооружение и его безусловную преданность музыке, и его оптимизм, хотя у него была совсем не простая судьба. Он был одиноким человеком, посвятившим всю свою жизнь музыке. У него, как мне кажется, не было врагов, недоброжелателей, он пользовался огромным уважением, я не видел Юдакова в числе участников хотя бы одного конфликта, не потому, что он был бесконфликтный человек: у него была своя точка зрения на происходящее вокруг, и может быть, поэтому его так уважали. Его оптимизм, доброжелательность, удивительно красивая музыка привлекали к нему внимание очень многих людей.

2 комментария

  • анвар:

    …» Его ….удивительно красивая музыка привлекали к нему внимание очень многих людей».в том числе и меня с юношеского возраста . когда пели его патриотические песни , в частности :- » Бизнинг пахта очилмокда,эгай кувнаб -кувнаб,терай кувнаб-кувнаб»…. В прошлом году дочь привезла( по моей просьбе) семена (с волокном) хлопка — сейчас их готовлю к посадке .Буду сажать и выращивать(это в Саратове) мысленно напевая эту песенку.

      [Цитировать]

  • Зухра:

    Проделки Майсары — классика, живет и по сей день в памяти людей. Юдаков дополнил и украсил пьесу Хамзы. Вечная память им обоим. Вчера я была на выставке картин из фондов Союза Художников, там висит портрет матери маэстро.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.