О золотом веке узбекской фотографии История Старые фото

Лейла Шахназарова: «Я уже говорила, что завидую будущим читателям нового номера ВС?»

БОРИС ГОЛЕНДЕР – ДЛЯ ВОСТОКА СВЫШЕ – О ЗОЛОТОМ ВЕКЕ УЗБЕКСКОЙ ФОТОГРАФИИ

«…Поначалу представителей коренного населения среди туркестанских фотографов практически не было. В свете традиционного запрета на изображение одушевленных объектов фотопортретирование первоначально казалось неслыханным и аморальным. Но вот в 1891 году в двенадцати номерах «Туркестон вилоятининг газети» была опубликована на узбекском языке арабским шрифтом пространная «Автобиография кокандского поэта Закирджана Фурката». В ней этот известный узбекский поэт, который живо интересовался разными европейскими новшествами, рассказывал, в частности, о том, как, находясь в Ташкенте, побывал в гостях у фотографа Д.В. Назарова.

gol1

«Однажды я зашел в фотографию Назарова и увидел там много развешанных на стенах портретов миловидных мальчиков и красивых девочек, до такой степени хорошо сделанных, что можно позавидовать. Художник Назаров показал мне аппараты и объяснил свойства составов и бумаги, употребляемых в фотографии. Чтобы показать мне примерную съемку портретов, он снял при мне портрет с одного человека: сначала он в темной комнате облил особым составом стеклянную пластинку и, высушив ее, осторожно, защищая от света, вставил в глухую закрытую рамку, потому что, если луч света коснется стекла, то состав этот потеряет свою силу.

На треножнике была установлена особая машина со стеклами. Человек, с которого снимается портрет, садится на стул в пяти-шести аршинах от этой машины и, когда крышка будет отнята от машины, то на особом стекле на задней стороне машины получается обратное изображение этого человека, даже цвет одежды и узоры бывают видны. Я изумился, увидев такое. Это делается для того, чтобы вернее определить расстояние, на котором должен находиться человек от машины, когда снимается портрет с него. Когда человек будет усажен как должно, фотограф вынимает из машины заднее стекло и, закрыв машину спереди крышкой, вставляет с задней стороны ее упомянутое выше стекло, облитое особым составом. Затем фотограф снимает с машины крышку, и тотчас лучи света от сидящего перед машиной человека через открытую машину падают на вставленное стекло, и на нем получается изображение человека. На это требуется две-три секунды. Закрыв снова машину, фотограф осторожно вынимает то стекло из машины и, прикрыв его сукном, уносит в темную комнату и там обливает особым составом, чтобы задержать на стекле изображение человека, а потом уже выносит это стекло на свет и показывает тому человеку, с которого снимают портрет.
Затем под это стекло подкладывается бумага, намазанная особым составом, укрепляется в рамке и ставится на свет. По прошествии пяти-десяти минут, изображение, находящееся на стекле, отпечатывается на бумаге, бумага вынимается из рамки, а под стекло кладется другая и так далее, сколько нужно приготовить портретов. Замоченную бумагу с изображением просушивают, наклеивают на картон и выпрямляют на стальной машине. Где нужно подправить изображение, помощник фотографа делает это при помощи тонких кисточек и черной туши. За двенадцать маленьких портретов берут шесть рублей или даже четыре рубля. В настоящее время и некоторые мусульмане снимают с себя такие портреты. Фотограф рассказал мне, что теперь при помощи фотографической машины делают изображение звезд, находящихся на небе, а также с быстро бегущих лошадей» (перевод Н.П. Остроумова).

gol2

Так выглядело первое на узбекском языке толковое объяснение сущности фотопроцесса. Публикация сразу обратила внимание мусульманского населения на фотографию. Ортодоксы убедились, что фотография – это совсем не живопись, и поэтому она не подпадает под шариатский запрет изображать живые существа.
После этого в Туркестане стали возможны профессиональные фотомастерские, которые открыли и в которых работали мусульмане…»

2 комментария

  • Фома:

    Водонапорная башня на первом фото, возле Арка, не разрушена, относительно самого Арка..

      [Цитировать]

  • Akvinski:

    Согласен с Фомой. Фото появилось после 1924, ибо ротонда в мечети, также, как и т.н. Нардом, были построена уже в годы Советской власти. Снято, очевидно, с минарета.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.