О Сулеймане Юдакове. Глава четвёртая Искусство Ташкентцы
Мустафо Бафоев,
Заслуженный деятель искусств Узбекистана, Лауреат Государственной премии имени А.Кадыри
Я всегда любовался его ярким запоминающимся мелодизмом
Незадолго до своей кончины одинокий в жизни Соломон Александрович часто звонил мне и приглашал к себе: «Приходи, посидим, поговорим». Я тогда был еще молодым, начинающим композитором, и мы часто с М. Насыровым приходили к Юдакову вдвоем, беседовали о творчестве вообще, о нашей отечественной музыке, о жизни. Несмотря на большую разницу в возрасте, Соломон Александрович относился к нам без снобизма, без того гонора, который часто присущ именитым маэстро. Как только мы переступали порог его дома, он тут же приглашал нас к чаю, уделял нам большое внимание, старался быть веселым.
Впервые с музыкой С. Юдакова я познакомился еще в музыкальном училище, когда исполнял его «Восточную поэму» для скрипки и фортепиано в переложении для гиджака. Уже тогда меня как-то особенно привлекла сочная, по-восточному яркая музыка поэмы. Позднее, уже в консерватории, я более подробно познакомился с творчеством Юдакова и с самим композитором. В начавшихся контактах со знаменитым композитором я хотел бы выделить такую его черту, как обладание своим собственным мнением, своей позицией. Соломон Александрович всегда адекватно оценивал творчество других авторов, будь то сочинение молодого или маститого художника. Как учитель в широком смысле этого слова, он всегда участливо относился к молодым авторам, стараясь не пропустить талант. Как сейчас помню отношение Соломона Александровича ко мне, когда я впервые представил на суд компетентной общественности свой симфонический опус — симфонию «Газель» для солиста, мужского хора, струнных и ударных на стихи А. Навои, Б. Машраба, 3. Фурката (1980). В то время председателем секции симфонической музыки Союза композиторов Узбекистана был С.Юдаков. «Крещение» моей первой симфонии происходило в концертном зале «Бахор». Я тогда очень сильно волновался. И в этой ситуации «крестным отцом» оказался маэстро Юдаков, который после обсуждения с доброжелательной улыбкой подошел. ко мне и сказал: «Я дал тебе хороший отзыв, ты выбрал верное направление». Никогда не забуду это его напутствие и умение вселять уверенность в молодых.
А теперь мне хотелось бы остановиться на оценке творчества самого С. Юдакова, моем понимании и ощущении его музыки. Бросив ретроспективный взгляд на творчество композитора, я с уверенностью могу сказать, что основополагающими его чертами всегда являлись оптимизм, танцевальность, жизнерадостность. Это проявлялось и в песенном творчестве, сочинениях кантатно-ораториального жанра (особенно в «Мирзачуле»), и в его немеркнущей опере «Проделки Майсары», и в позывных узбекского радио и телевидения — своего рода музыкальных символах Узбекистана, и во многих других произведениях. На мой взгляд, С. Юдаков — несомненно оригинальный, не похожий ни на кого другого, очень самобытный композитор-художник. Среди всех произведений наших отечественных композиторов его мелодии всегда были моими самыми любимыми. Я постоянно любовался и любуюсь его ярким, запоминающимся мелодизмом. Продолжая мысль о юдаковских мелодиях, скажу, что они просты, в них нет сложности, надуманности, но они всегда темпераментны, животрепещущи. Не преследовал композитор и сложностей в гармонии, поэтому его музыка поражает органичным сплавом мелодии и вертикали. С. Юдакова можно отнести к плеяде композиторов-первопроходцев, таких, как М. Бурханов, М. Левиев… Всегда трудно быть первыми, и эти аксакалы осознавали свою ответственность и очень осторожно, трепетно, я бы сказал, даже с какой-то опаской подходили к фольклору, чтобы не исказить дух народной мелодии. Они сочетали европейскую нотную систему с импровизационно-монодическим складом народной музыки.
Соломон Александрович принадлежал двум культурам: Узбекистана и Таджикистана (автор гимна, песен и романсов…). Он очень хорошо знал народную узбекскую и таджикскую музыку, в то же время его музыкальный язык вобрал в себя истоки и других восточных культур. Поэтому его музыка, пронизанная духом фольклора разной стилистики, проста для понимания, восприятия многонациональной аудиторией как на Востоке, так и на Западе, о чем свидетельствует широкая география популярности его сочинений на самых различных континентах.
С. Юдаков — очень плодовитый композитор, его творчество охватывает практически все жанры. Как дирижер хочу подчеркнуть, что по хронометражу его партитур, по форме он всегда попадал в точку. А секрет этого мне видится в том, что маэстро очень придирчиво подходил к своим произведениям, сочиняя несколько их вариантов, шлифовал их в момент звучания, доводя до совершенства. Одним из примеров может служить завораживающая слушателя вокально-симфоническая поэма «Алёр», которую композитор во время каждодневных репетиций до «появления ее на свет» предлагал в новом варианте поправок, чтобы добиться наилучшего колорита звучания. Не могу не назвать хотя бы еще два создания «мастера ювелирной огранки». Это прежде всего романс «Басандаст» («Зачем заносишь меч?») на стихи А. Навои, который невозможно слушать равнодушно. То же самое можно сказать и о непревзойденной комической опере «Проделки Майсары», облетевшей мир, в которой очень чутко и метко С. Юдаков нашел естественное сочетание и созвучие жанра комедии с фольклорным материалом. Я с большой радостью хочу отметить тот факт, что народ воспринимает мелодии этой оперы как свои народные песни. Даже в моем родном колхозе немногие знают мою музыку, но музыку «Проделок Майсары» напевали и напевают в переулках и дворах многих домов. Раньше не было дня, чтобы по радио не прозвучали произведения С. Юдакова. Народ знал и любил его музыку — искреннюю, открытую. Ведь недаром пословица говорит «Яблоко падает на ту землю, которая его взрастила». Имя С.А. Юдакова осталось жить в сердцах народа.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.