«Все, кто играл на школьной сцене, вспоминают об этом всю жизнь». Часть первая Искусство История
Пишет Инесса Когай.
Все, кто играл на школьной сцене, вспоминают об этом всю жизнь.
Я играла в школьном театре почти 20 лет.
Ташкент, Лабзак, школа №10 им. Пушкина, школьный театр «Золотой Ключик». Наверняка, многие сейчас снисходительно улыбнутся: «Ах, эта школьная самодеятельность, да еще с таким «детским» названием!..» В нашем театре все было по-настоящему, «по-взрослому». Зрительный зал, сцена, кулисы, программки к каждому спектаклю, актеры, гримеры, костюмеры, свето- и звукооператоры и даже бенефисы, актерские звания и театральные премии. И самое главное у нас был папа Боря – Борис Дмитриевич Панин или просто БД – создатель «Золотого Ключика», бессменный художественный руководитель, режиссер, в дальнейшем «гениальный режиссер»))), а в обычной жизни просто учитель математики.
Но… до того как что-нибудь было, ничего не было. В буквальном смысле ничего. В школе не было даже актового зала. Сцену «с нуля» строили ребята из первого состава «Ключика». Зрительным залом стал холл на втором этаже школы, который отгородили от коридора решеткой. Потом эта решетка не раз служила декорацией к спектаклям, а во время бенефисов ее вообще разбирали, а в коридоре ставили дополнительные стулья, чтобы вместить всех желающих посмотреть спектакль. Потому что «вместимость» нашего зрительного зала была всего человек 50.
В театре все делалось руками БД и ребят. Мы шили костюмы, сооружали декорации, рисовали афиши, подбирали и записывали музыку к спектаклям, проводили освещение, вешали софиты и тысячники, мы писали сценарии бенефисов, сочиняли стихи и песни. Для нас театр был другим миром, другой жизнью.
Ну а началось все в далеком 1981-82 г.г. учебном году. Как мы потом шутили – Бориса попутал черт, и поэтому первым спектаклем стала «Чертова мельница» Исидора Штока. А днем рождения театра решили считать 13 февраля 1982 года – день премьеры.
Фото из спектакля «Чертова мельница»
В жизни нашего режиссера было две страсти – математика и театр. В юности Борис Дмитриевич занимался в театральном кружке при Ташкентском Доме пионеров у Ольги (Лёли/Лолы) Карловны Фиала.
Небольшое историческое отступление.
В 1967 году из театрального кружка выросла драматическая студия «Товарищ» при Ташкентском доме пионеров и Дворце культуры им. Ленина. Студию называли кузницей абитуриентов для Ташкентского театрального института. В разное время среди ее воспитанников были Виктор Вержбицкий, Игорь Золотовицкий, Александр Самойленко, Михаил Каминский, Геннадий Пачис.
Но вернемся к нашим баранам, в смысле к нашему БД. Не смотря на любовь к театру и советы поступать в театральный институт, будущий «гениальный режиссер» выбрал физмат Ташкентского университета, после окончания которого уехал в Ленинград. Там преподавал в вечерней школе и играл в Кингисеппском Народном театре. На сайте театра читаю: «В 1966 году коллектив возглавил режиссер П. Высоцкий. Это время связано с постановкой масштабных исторических спектаклей, в которых громко звучит тема патриотизма: «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Александр Невский», «Три смерти Альфреда Герцога» о последних днях гитлеровской Германии».
А вот и документальные доказательства.
Вернувшись в Ташкент в конце 70-х, БД сначала работал в 17-й школе, поставил там один спектакль. Опять подводит память — то ли это тоже была «Чертова мельница», то ли «Божественная комедия». Можно сказать, что этот спектакль и стал первым кирпичиком в фундаменте «Золотого ключика». А уже в «десятке» воздвигались стены и крыша.
Могу добавить
Ирина[Цитировать]
И еще
Ирина[Цитировать]
Ирина, статья прекрасная! Хорошо, что жива память об учителе и школьном театре! Безусловно, Борис Панин был талантливым и увлечённым человеком. Но мне тоже есть что добавить. Борис занимался в театральной студии при Дворце Пионеров им. Сталина в самом начале 50-х годов. Театральный коллектив Дворца существовал ещё во время войны. У него длинная и славная история. Об этом можно почитать здесь.
Кстати, «20 лет спустя» М. Светлова впервые поставили именно тогда. Борис Панин был бессменным старостой кружка, которым руководил тогда заслуженный артист УзССР Василий Константинович Козлов. В статье вы найдёте групповую фотографию, где ЧЕТВЁРТЫМ справа стоит Борис Панин. Есть он и на другой фотографии, есть и в программке. Расшифровывая старую надпись на обороте, я ошиблась и указала — 3-й справа. Занимался он в хорошей компании. Там есть Элеонора Дмитриева и Лариса Поздняк (актрисы театра им. Горького), Владимир Рецептер, кумир нашего поколения, Женя Фирсова -актриса Детского Театра в Москве. И ещё много интересных людей, избравших другой путь в жизни. У достойнейшей Ольги Фиалы он не мог заниматься просто по возрасту. Ведь родился Борис Панин в 1934 году, а в студии при Дворце Пионеров, в старшем драмкружке играли школьники -комсомольского возраста.
lvt[Цитировать]
Спасибо огромное за Ваш комментарий и за уточнения!!! (правда, я на Ирина, а Инна☺) Просто БД, рассказывая нам о «боевой юности», так часто вспоминал О. Фиала, что сложилось впечатление, что каким-то образом они были связаны творчески. Часто говорил о Владимире Рецепторе, Элеоноре Дмитриевой — Вольке и Эллочке, как он их называл. Еще раз спасибо Вам большое!
Инна Когай[Цитировать]
Инна, спасибо ещё раз за прекрасную статью. К Ирине я обращалась, потому что, увидев её фотографии в комментариях, решила, что писали вы (Инесса) для какого-то другого сайта или журнала, а опубликовала в «Письмах…» Ирина. Простите!!! Ещё раз спасибо за статью! Так редко пишут о своих наставниках и самодеятельных коллективах, к сожалению.
lvt[Цитировать]
Я тоже играл в «20 лет спустя». «Дети горчичного рая». Это был старший драматический кружок во дворце. В Москве в театре Ромен потом играл Борис Мордухаев (Ташкентский).
Александр Карагодский (Нью Йорк)[Цитировать]
БД работал в 18 школе и поставил там Божественную комедию. Это было в 1980-81 гг. Костя Ульянов- Бог, Сергей Масесов- Темный Ангел, Вера Добровольская- Лилит, Гоша Нижник — Адам, Наташа Ванюшина- Ева. Я играл Ангела. Было очень интересно и весело. На премьру Вашей Чертовой мельницы мы пришли всем составом по приглашению БД.
Сергей Борисов[Цитировать]
Сергей, спасибо за уточнение! Я, к сожалению, первую «Чертову мельницу» не видела (первая, потому что БД ставил этот спектакль еще раз). А «Божественную комедию» мы играли в 1987 году ☺
Инна Когай:[Цитировать]
Спасибо! Прекрасная летопись.
lvt[Цитировать]
Инна, спасибо за такой хороший материал. БД всегда будет в наших сердцах. Когда я пошла на первый спектакль «Золотого ключика» уже без БД, то во время антракта в зале откуда не возьмись попал воробей, он летел под потолком, будто рассматривая все, а потом также неожиданно исчез. Я так подумала, что это был знак и БД все сверху видит и радуется.
Марина[Цитировать]
Приятно случайно увидеть в интернете статью, о чем-то родном. Я тоже играл в «Золотом ключике» им.Б.Д.Панина, тогда уже так стали именовать наш театр. Это были последние годы выступлений 2011-2012. А нашим режиссером постановщиком была Елена Кузнецова. http://www.zerkalo21.uz/pod_senyu_muz/zolotoy_klyuchik_nashix_nadejd__.mgr . Жаль, что я не застал на сцене БД, но я все равно очень рад, что прикоснулся к этому искусству. Спасибо большое Борису Дмитриевичу за то, что организовал такой театр.
Святослав[Цитировать]
Решила повторить фотографию Бориса Панина на сцене Дворца Пионеров им. Сталина. Вот что значит хорошо написанная статья такой интерес к теме! Даже Культура Уз перепечатала. Правда, всё с той же ошибкой в первой части. Борис Панин не мог заниматься у Фиалы. Он играл на дворцовой сцене гораздо раньше, в самом начале 50-х. Вместе с Анатолием Кабуловым, Владимиром Рецептером, Эллочкой Дмитриевой. На снимке — сцена из спектакля по пьесе М. Светлова. Слева — Борис Панин, справа — Элла Дмитриева.
lvt[Цитировать]
Я тоже играл в этом спектакле и в других. К сожалению, Кабулова уже нет в живых. Очень хотелось бы знать о судьбе других участниках нашего кружка. У меня сохранились програмки спектакля «Гимназисты». Могу поделиться. Если у кого-то сохранились «Дети горчичного рая», «20 лет спустя», рад бы получить. Есть несколько програмок коллектива ОДО, где играла Фиала, Володя Островский и др.
Александр Карагодский[Цитировать]
Спасибо всем большое за комментарии. Наверное, стоит здесь дать ссылки на продолжение рассказа о театре
Инна[Цитировать]