Драмкружок при Дворце Пионеров История

LVT: Посылаю вам воспоминания о «старшем драмкружке» начала 50-х годов при Дворце Пионеров и фотографии из родительского архива.

Нам повезло! В нашей жизни был свой самый настоящий дворец.   Наш Дворец Пионеров. Кто-то танцевал,   кто-то музицировал, кто-то мастерил модели самолётов, кто-то рисовал в светёлке на втором этаже.  А поэтический кружок времён войны?  Так что все мы, дворцовые воспитанники, вполне можем считать себя ПРИДВОРНЫМИ.

Сцена традиционно принадлежал Русскому Театру им. Горького. В так называемом «старшем драматическом кружке» многие годы верховодила Галина Николаевна Загурская. Её помнят многие. В театре для младшеньких заправляла Зинаида Николаевна Радецкая, заслуженная артистка республики. Обладала она редким среди актрис комедийным даром на сцене и отличным чувством юмора в жизни. По части литмонтажей, сказок, праздничных представлений ко всяким датам она была непререкаемым авторитетом в 50-е гг. У неё в личном   собрании хранилась всякая всячина для детской самодеятельности (так тогда официально называлось наше творчество). Из самых разных источников перепечатывала она вещицы, пригодные для детского исполнения, на допотопной пишущей машинке   с особым шрифтом. Охотно делилась опытом и своими   репертуарными запасами с младшими товарищами, начинавшими путь режиссёров детских коллективов. В начале 50-х режиссёром драматического кружка старшеклассников был заслуженный артист УзССР Василий Константинович Козлов. Конечно, я бывала на репетициях и видела все спектакли, поставленные отцом.  Просторный зал. Вечер. Полукругом сидят большие дети, Василий Константинович —  во главе. Видимо, читают «по ролям». Мне скучно. Своей мишенью я избрала мальчика с добрыми глазами за толстенными стёклами очков.    Мне казалось, что и он поиграть не прочь   Подкрадываюсь и вцепляюсь в спинку его стула … Но тут папа выпроваживает меня за дверь. Ну что ж! Прекрасно! Теперь никто не помешает мне карабкаться вверх и вниз по нашей всеми любимой винтовой лестнице.

Репертуар по тем временам был хороший. Василий Константинович ставил советскую классику: « Голубое и розовое» Александры Бруштейн, «Гимназисты» К. Тренёва, «Двадцать лет спустя»  М.Светлова. Ставил спектакли по произведениям, только-только увидевшим свет:«Дети Горчичного Рая»(видимо, Н. Кальма, а вот чья инсценировка, не знаю). Кстати, книга вышла в Ленинграде в1951году, а в 52-ом   её уже ставили во Дворце Пионеров. Собирался ставить «Её друзья» молодого Виктора Розова, но не помню, поставил ли. Из каждого спектакля в памяти осталось по картинке, по сценке. Несколько ярче воспоминания о спектакле по Светлову. Но там сплошное огорчение. Ведь в этой пьесе все «хорошие» в конце погибают.

В дни спектаклей   фойе Дворца превращалось в зрительный зал, а соседнее помещение в сцену. Но в какой стороне это происходило, стёрлось из памяти. Дворец, в целом, был небольшим, а в детстве всё казалось огромным: и зал, и сцена Абсолютно точно осталось ощущение   чего-то такого, что сейчас я бы назвала творческой взволнованностью,   вокруг этих премьер. Такой душевный подъём на сцене и трепет в зале, где сидели  «папамамы» исполнителей. О драматическом   кружке написал   впоследствии один из его питомцев Волик Рецептер: «Там, в «старшем драмкружке» Дворца пионеров имени Сталина, мы священнодействовали, там царила почти студийная атмосфера строгой дисциплины и огромного серьеза. Там были «этюды», «застольный период» с обсуждением ролей и обстоятельств, там школьники узнавали «метод физических действий». Мы собирались за полчаса до начала и ждали, глядя из окон, как степенно, неторопливо, чуть склонив голову набок, Козлов идет по парку мимо старинных дубов и карагачей к парадной лестнице бывшего дворца бывшего наместника Туркестанского края и поднимается по ступенькам мимо двух больших каменных оленей. Там Козлов был богом… Пройдя через театральный институт, к нему под начало поступили несколько бывших кружковцев. Строгий, с совершенно седой головой и лицом римского патриция, Василий Константинович был с нами принципиально сдержан, никак не выделяя бывших учеников». Владимир Эммануилович написал это в своей книжке « Прошедший сезон или предлагаемые обстоятельства» на стр. 29. Элеонора Шафранская поместила ташкентские страницы в «Письмах…»

В драматическом кружке собралась тогда очень интересная   компания. Старшее поколение, конечно, узнает своих соседей, одноклассников, сослуживцев. Не все пошли «в артисты», но все как-то ярко заявили о себе в дальнейшей  жизни.

1.Старший драмкружок. Читают пьесу «Дети Горчичного Рая» В центре -Василий Константинович Козлов. Я на этой фотографии узнаю Владимира Рецептера (сидит 1-й слева), Ларису Поздняк (6-я слева), Евгению Фирсову (сидит, крайняя справа). Во 2-м ряду — Элла Дмитриева (стоит 2-я слева).  Все будущие актёры. В. Шендерович стал конферансье, кажется. Ещё несколько имён можно прочесть на обороте фотографии.   Третьим справа стоит бессменный староста Борис Панин. Не он ли организует, спустя годы, детский театр в школе № 10? Ученики десятой школы, приглядитесь к этому десятикласснику. Он или не он???

2. Оборотная сторона предыдущей фотографии. Жаль, что дописать фамилии мой батюшка собрался лет через   двадцать. Кое-кого уже забыл к тому времени.

3. В программке «Гимназистов» нахожу имя Анатолия Кабулова, в то время ещё Толика… Это вообще целая эпоха в театральной жизни Ташкента. Исключительно одарённый человек, работавший в национальном и русском театрах, в кино и на эстраде. Одним из его первых спектаклей стало «Каменное гнездо» в театре им. Горького с Галиной Николаевной Загурской в главной роли. Гимназист Жорж — Борис Мордухаев. (в будущем звезда Театра Ромэн — Борис Ташкентский). Девятиклассница Ирина Хуземи впоследствие стала известной журналисткой.

4. Видимо, проект распределения ролей в «Детях Горчичного РАЯ». В главной роли — Владимир Рецептер.

image006

5. Сцены из спектакля «20 лет спустя» по пьесе М. Светлова. На обоих снимках, крайняя   справа, Элеонора   Дмитриева.

6. А это Женя Фирсова на сцене театра в Вильнюсе. Потом она играла в Центральном Детском Театре в Москве. Кажется, Евгения закончила студию при этом театре.О ней очень тепло отзывалась в своей книге М. О. Кнебель.   Фотографию «кружковка» прислала отцу в 1954г. На обороте надпись: «Бесконечно дорогому и уважаемому учителю от бывшей ученицы Евгении Фирсовой».

На общей фотографии справа стоят два юноши.

Один из них Виктор Залетаев. Есть эта фамилия и в программке. О судьбе его узнала буквально несколько минут назад. Нежданный привет из интернета от внучки академика МАССОНА, дочери Виктора Залетаева и Серафимы Массон http://www.sibhar.ru/index.php/using-joomla/extensions/components/content-component/article-categories/81—12-166-iyun-2012/202-proshchenie-akademika-massona.

Вот что пишут в Братской прессе. Вообще, несмотря на отдельные ляпы, это интересно почитать. «Директор музея «Братскгэсстроя» Наталья Викторовна Гудкова (в девичестве Залетаева) весь день была как на пружинах. 18 мая, Всемирный день музеев, был отдан на откуп экскурсантов, а ближе к вечеру ожидался приход самых дорогих гостей — помощников музея. Чаепитие и беседы — так случается почти каждый год, но на этот раз Наталья Викторовна приготовила для гостей особый подарок, — показ фильмов своего отца Виктора Залетаева, бывшего инженера «Братскгидропроекта» и одного из лучших кинофотолетописцев Братска. Друг Геннадия Михасенко, Фреда Юсфина и Алексея Марчука Виктор Залетаев был хорошо знаком собравшимся, но в его судьбе было много белых пятен. Сегодня, пятьдесят лет спустя (Виктора Залетаева уже нет в живых) историю его женитьбы и приезда в Братск могла поведать лишь его жена Серафима Михайловна, навсегда уехавшая в начале шестидесятых от своего отца, знаменитого академика Массона»… Вот так, самым странным образом пересекаются разные тропки ташкентской жизни.

Отец любил тот маленький дворцовый театр и его юных «придворных» актёров. Но как-то много всего на него свалилось. В 1954г., ближе к осени, он снял картонную корону руководителя старшего драмкружка и навсегда покинул Дворец.

20 комментариев

  • tanita:

    Элвета как вы правы, что нам повезло! Был в нашей жизни настоящий дворец, и можно было заниматься в любом кружке, к чему душа лежала! Я-то из оркестровых:))) а вы — короли!!!!

      [Цитировать]

    • lvt:

      Эх,Танита! Не короли мы, хоть и в картонной короне, но придворные, чёрт побери! Придворные музыканты. Придворные плясуны. Придворные живописцы…

        [Цитировать]

  • tanita:

    А все равно, здорово было!!! Ыот не ценили простого счастья, не понимали! Ну придворные, а дворец все равно был нашим! Сейчас я счастлива уже тем, что он до сих пор жив и здоров.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Насколько я знаю, Э. Дмитриева продолжает играть на сцене русского театра. Дай Бог ей здоровья и сил! А программку я затолкаю в школьные альбомы. Там при каждой фамилии обозначена школа. Тоже история!

      [Цитировать]

  • Gangut:

    Театральный архив актрисы Элеоноры Александровны Морской

    «Ревизор» на сцене Дворце пионеров Ташкента в первый военный Новый год

    Представьте себе ситуацию: летом 1941 года начинается война, противник с ошеломляющей скоростью захватывает все новые города и села. Красная Армия, несмотря на мужество солдат, все время отступает. Линия фронта неумолимо движется на восток — все ближе и ближе к столице. В ноябре положение под Москвой становится критическим, город вот-вот возьмут. А в это время в тылу, в Ташкенте, дети тех солдат, которые сражаются и гибнут в окопах, разучивают сцены из дореволюционной русской жизни.
    Они репетируют длинную (в пять актов) и сложную для постановки комедию Гоголя «Ревизор». В спектакле занят не один десяток ребят. Они играют городничего и его жену, судью, почтмейстера, смотрителя училищ, лекаря… На сцену выходят городские помещики, чиновники, полицейские, гости, слуги, купцы, мещане. А рядом с детьми — взрослые, тоже
    недоедающие и носящие в душе тревогу за близких и за страну. Они учат ребят держаться на сцене, ставят им выразительную речь, подбирают и шьют костюмы, делают прически, мастерят декорации и ставят свет на сцене.
    Репетиции продолжаются и в декабре, когда начинается контрнаступление Красной Армии под Москвой. Можно представить, с каким жаром руководители кружка пересказывали детям услышанные по радио сводки Информбюро, как радовались успехам на фронтах. А после снова возвращались к сценам из спектакля, повторяли и объясняли слова классика, снова вместе с ребятами смеялись над чванством, завистью и чинопочитанием.
    1 января 1942 года на сцене Дворца пионеров города Ташкента дети сыграли «Ревизора» — в качестве подарка жителям города в первый военный Новый год. Легко представить, как аплодировал зал, и как воспринимали зрители
    происходившее на сцене. Наверняка, они не только хохотали над гоголевскими персонажами, но и ясно слышали главный посыл пьесы — всегда и везде сохранять человеческое достоинство.
    Подпись под фотографиями: «1 января 1942 г., город Ташкент, драматическая студия при Дворце пионеров. Гоголь «Ревизор» — Анна Андреевна». По тексту Гоголя, Анна Андреевна — жена городничего, «провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы».

    http://teatr-archiv.livejournal.com/5839.html

      [Цитировать]

  • lvt:

    Да… Ваши личные и лично-интернетные архивы меня просто потрясают!!!

      [Цитировать]

  • Александр Карагодский:

    Маленькое исправление. Мы играли , в основном, на сцене кукольного театра, который был раньше напротив Дворца пионеров.

      [Цитировать]

    • lvt:

      Да, Александр, спасибо! Ваши спектакли я видела в 3-5 лет. Поэтому они в памяти остались в виде зыбких картинок. То тени мушкетёров на заднике, то девочки -гимназистки, то «американцы» на сцене. Я действительно не могла прилепить ваши спектакли ни к одной из аудиторий Дворца. Значит это был кукольный театр!

        [Цитировать]

  • Александр Карагодский:

    Спасибо за память. Очень приятно вспомнить юность. Жаль, что нет откликнувшихся из нашей группы. Кто остался в живых. Нам всем уже под 80.

      [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    Элвета — Лидия!
    Ну возьмитесь уже и напишите книжку!
    Девиз «Если не я, то кто?» идеально уместен здесь — больше некому так написать обо всем этом!
    Если Вы напишете все, что Вам помнится и хочется рассказать про вашего замечательного папу, а остальное — про Ташкент вообще и, самое главное, про театральную жизнь и театральных людей Ташкента — просто соберёте из уже опубликованного Вами на этом сайте и сделаете деление по главам — основа ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЙ УНИКАЛЬНОЙ КНИГИ уже есть!
    Редчайшие фото-иллюстрации и копии уникальных документов в большом количестве — все это будет её несомненным украшением, и это все есть у вас в электронной форме!
    Возьмитесь, собрав вместе ВСЕ, что Вы опубликовали на этом сайте — большая часть книги книги сразу будет у вас в руках! А далее — подшлифовать и сделать, если надо, кое-где связки с помощью опытного редактора

    Удачи Вам!!!

      [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    Мне всегда так приятно, когда мнение Айиды — именно её (!) — совпадает с моим!

    Пора, Лидия, пора Вам писать книжку — никто так как Вы об этом времени в истории Театрального Ташкента не напишет! Все у вас для этого есть, многое уже для сайта было написано и проиллюстрировано и послано на этот сайт — большая часть работы уже сделана!

      [Цитировать]

  • LVT:

    БОЛЬШОЕ Спасибо, Айида и Зелина! Я постараюсь.

      [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    Такой ответ очень обнадеживает — какое замечательное издание обязательно получится!
    В этом можно не сомневаться и только предвкушать в совсем недалеком будущем такое наслаждение… я так первая готова предварительную Заявку прислать в любое Издательство, где эту книгу примут в печать!!!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.