Анвар Картаев: “Всегда хотел петь” Искусство Ташкентцы
Актёр Анвар Картаев всегда хотел петь.
Попробуем прояснить ситуацию.
Родился 21 ноября 1970 года в Ташкенте. Больше двадцати лет работает в Молодежном театре Узбекистана, актер высшей категории. Сыграно более тридцати разноплановых ролей. Снимается в кино.
И только он сам знает, с чего всё это начиналось…
С детских пластинок!
Сказки и сказочные истории для детей в самых разнообразных вариантах исполнения, разыгранные известными и популярными в 60-е, 70-е, 80-е годы ХХ века артистами (прошлый век, друзья, — это было не так давно, но артисты тогда были – сила!), которые записывались в студиях грамзаписи на черные виниловые диски.
Самые первые впечатления у мальчика Анвара родились от «Бременских музыкантов» и «По следам бременских музыкантов» легендарных пластинок всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия».
Эти замечательные пластинки были поставлены по знаменитым мультфильмам всех времен и народов — «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов». Здесь маленькие дети и уже повзрослевшие могли услышать целый ряд замечательных песен, а также мастерство и актерский талант Олега Анофриева, Олега Табакова, Муслима Магомаева.
Вот что написал известный на весь мир Эдуард Успенский в комментарии к пластинке «Бременские музыканты»:
«Уважаемые владельцы пластинок, в ваших руках — конверт. В конверте лежит пластинка. А на пластинке, на длинной-длинной вьющейся дорожке записана одна чрезвычайно интересная история. Ее придумали для вас Василий Ливанов, Юрий Энтин и композитор Геннадий Гладков, и называется она «Бременские музыканты», так же, как и хорошо знакомая вам сказка братьев Гримм. В обработке молодых авторов эта старинная сказка засверкала новыми современными красками.
Я просто уверен, ребята, что вам очень понравится ее главный герой — энергичный и неунывающий юный Трубадур. Что у вас вызовут симпатии друзья Трубадура, великие артисты того времени — Пес, Осёл, Кот и голосистый Петух. Что все вы будете смеяться над недалеким и глупым «его Чванличеством» королем и его разудалой стражей. А ужасные и невероятно опасные разбойники во главе с грозной атаманшей вам совсем не покажутся страшными.
Между прочим, если бы я вам не сказал, вы ни за что не поверили бы, что почти все эти сложные и такие разные роли играет всего один человек — артист Олег Анофриев…»
Действительно, главный герой не мог не понравиться, а великие Пес, Осёл, Кот и Петух – не вызвать симпатии. Сам Анвар говорит, что слушал-переслушал эти две пластинки и когда слышал голоса автора-рассказчика и персонажей, хотелось все это сыграть. Особо притягательными для него были музыкальные номера в исполнении уже знаменитого в те времена баритона Муслима Магомаева, который совершенно неожиданно для классического певца и очень талантливо пел за Трубадура, Атаманшу, Сыщика в истории «По следам бременских музыкантов». Анвар слушал — и хотел петь! И пел! И до сих пор поет! Знаменитую серенаду Трубадура в его исполнении можно часто слышать из его гримерной комнаты или в коридорах Молодежного театра.
В 6-7 классе уже были «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона» и «Авось» — и это всё уже игралось и пелось по ролям.
Удивительно, что в школе Анвар никак творчески не проявлялся, что сам он объясняет своей некоммуникабельностью: «Всё проявлялось наедине с пластинкой… И актером никогда не хотел быть – всегда хотел петь!»
В 1987 году Анвар устраивается на Ташкентский опытно-механический ремонтно-экскаваторный завод (ТОМРЭЗ) и осваивает специальность «электромонтер». Будучи в поиске своего места в жизни, на заводе он успевает получить 2-ой разряд.
1988-1990 годы были посвящены армейской службе в Венгрии, в войсках ЮГВ. И здесь стали активно проявляться таланты: Анвар освоил барабанную установку и запел в ансамбле! В основе репертуара были песни популярного в конце 80-х – начале 90-х эстрадного певца Алексея Глызина: «Ты не ангел», «Зимний сад», «То ли воля, то ли неволя», «Письма издалека», «Не волнуйтесь, тетя» — их пела вся молодежь!
Анвар вспоминает одно событие того времени, которое могло способствовать появлению нового эстрадного певца Анвара Картаева в московском шоу-бизнесе.
1991-й год. В ташкентском цирке идет сольный концерт Алексея Глызина. Весь концерт Анвар стоит сбоку от сценической площадки, на которой работает певец, и поет сам для себя все песни до одной вместе с Глызиным. Это не осталось незамеченным самим певцом. После концерта Анвар идет в гримерку к артисту – скромный ташкентский парень хочет получить автограф у своего кумира. Алексей Глызин его узнает и начинает задавать вопросы: «Все мои песни знаешь? Хочешь петь?» — Анвар ответил тогда: «Конечно, хочу!» И получил предложение, которое можно услышать только один раз в жизни по счастливой случайности: «Поехали в Москву. Поначалу в бэк-вокал (back-vocal — т.е., «позади солиста», «на подпевках»), дальше – больше…»
Сам Глызин предлагает, берет к себе в команду, перспектива светлая!.. «На сцене Анвар Картаев!» — и взрыв оваций и аплодисментов, концерты, гастроли… Успех! Популярность!..
Анвар решает остаться в Ташкенте.
Распад СНГ, Узбекистан обретает независимость. В процессе поиска своего места в этой жизни, «все надоело (как вспоминает сам артист) – решил заняться душой».
И в начале 1993 года в жизни Анвара появляется Школа-студия «Оптимист» при ДК Авиастроителей, руководителем которой была Тамара Абрамовна Маринко. Дорогу в эту студию показала старшая сестра, там уже занималась ее подруга. «Оптимист» был самодеятельным театром, в котором и раскрылись по-настоящему таланты Анвара. В студии он прозанимался до июня 1993 года, а потом уже Тамара Абрамовна дала путевку в профессиональный театр, сказав, что ему надо заниматься этим серьезно. И отправила в русский Театр Юного Зрителя (старое название Молодежного театра Узбекистана) к своей ученице Римме Кашаевой.
И вот оно, долгожданное самоопределение, нахождение себя в жизни! Успешные вступительные экзамены в Школу-студию драматического искусства при ТЮЗе и одновременно с этим поступление на заочный «тюзовский» курс в ТТХИ им.Островского (в театральный институт) по специальности «Актёр театра и кино».
Но реально профессия актера осваивалась не в институте, а в стенах театра, именно в Школе-студии. Вела курс Римма Рашидовна Кашаева — ее тогда называли «мама курса». Первые два года занимались каждый день с восьми утра до восьми вечера без выходных. Не удивительно, что уже на втором году обучения пошли вводы в спектакли театра.
Самый первый выход Анвара на профессиональную сцену был в спектакле «Голый король» по сказке Г.-Х.Андерсена – он играл человека из народа.
Потом был срочный ввод в спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Р.Киплингу на роль Тигра! Это было уже на первом курсе! Вообразите, он вообще-то еще и года не проучился – а уже роль с текстом! Таким галопом на сцену!
Анвар всегда отличался на курсе какой-то особой искренностью и проникновенностью. Эти качества удивительным образом связали между собой два спектакля.
Анвар играл роль Солдата Клауса в новогоднем спектакле «Огниво» по сказке Г.-Х.Андерсена. Он так подкупал в этой роли своим обаянием и проникновенностью, и режиссер Наби Абдурахманов «увидел» в детском спектакле хорошего драматического артиста. И дал ему главную роль в своей постановке – в спектакле «Холстомер» по одноимённой повести Л.Толстого. В дальнейшем этот спектакль стал участником многочисленных театральных фестивалей и получил очень сильные отзывы театральных критиков и зрителей. «Такой артист украсил бы сцену любого столичного театра», — было сказано об Анваре на фестивале «Балтийский дом. Встречи в России».
Наделённый от природы очарованием, Анвар никогда не боялся быть на сцене некрасивым. В детских спектаклях образы всегда подавались с юмором, были полны детской наивности и всегда очень искренние.
Юмор и самоирония сопровождают его персонажи и в спектаклях из репертуара для взрослых. И еще: Анвар никогда не был актером «от ума», у него просто не получалось играть роль «на актерской технике»; у него какой-то безусловный рефлекс пропускать жизнь всех своих персонажей через себя, наполняя их своей душой.
Сегодня трудно представить, что этот человек не собирался становиться актером. Сыгранные им роли разнообразны.
Его голос звучит во многих фонограммах к спектаклям театра. Диапазон артиста-певца широк: от лирических песен главных героев в теноровом звучании, до острохарактерных вокальных партий хищников и негодяев баритоном с хрипотцой и «рычанием».
Аудиокниги, считает актёр, как детские пластинки: «Один актер играет несколько ролей, голосом пишет все образы – это хорошо!»
И когда актер готов, он получает предложение. У Анвара была готовность номер один, на предложение записать нечто подобное откликнулся сразу, мгновенно, без раздумий. И как на сцену, галопом в аудиокнигу – сразу пишем повесть Гафура Гуляма «Озорник». А ведь это не просто повесть – это огромный монолог!
В это время в репертуаре Молодежного театра уже был спектакль «Озорник» по этой же повести. Анвар играл в этом спектакле Амана – друга Озорника, с которым они вместе пережили столько приключений. И кажется, что трудностей при записи не может быть — артист в материале, но…
«Но одно дело, когда играешь одну роль, другое – когда всё за всех, — говорит артист. — Как можно все это объяснить словами? Материал на руках, можно делать с этим материалом все, что хочешь, пропустить всех через себя, пережить, донести до слушателя, описать голосом всю картину произведения».
Второй большой работой стала запись узбекского народного эпоса «Алпамыш».
И если «Озорник» адресован больше детям, слушатели эпоса «Алпамыш» — и дети и взрослые.
«Здесь совсем другой мир, масштаб, жанр, — говорит Анвар. — Многие взрослые не знают истории, которая есть в самом произведении, и как эта история перекликается с современностью…» Кто не знает, что Кунграт — это в Байсуне? Актер был там в 2005 году на съёмках фильма «Сардор». Видел горы, которые переходит главный герой…
Кстати о кино: в кино Анвар снимается, но, как признается сам актер, «кино не дает такой реализации, как театр. То, что можно реализовать в театре – иногда очень сложно реализовать в кинематографе. В театре «идешь на живца», контакт со зрителем — в кино за объективом, очень плотная четвертая стена…»
Может быть, это уже многолетняя театральная привычка – играя на сцене чувствовать эмоциональную отдачу зрителя в зале, особенно когда зал заполнен до отказа.
И ещё есть один секрет – артист, который озвучил хотя бы одну аудиокнигу, лучше чувствует звучащее слово на сцене…
У каждого творческого человека есть своя Муза. Для Анвара Музой стала его семья. Сам артист признается, что «когда что-то не получается, именно близкие люди всегда дадут оценку ситуации и поддержку. Именно семья вдохновляет на все поступки, мечты и желания. Когда близкие здоровы, когда у них всё есть, когда у них над головой мирное небо – это вдохновляет больше всего».
Пожалуй, лучшим пожеланием артисту будет, чтобы небо над головой всегда было мирным, мира в душе и новых творческих свершений на театральной сцене, в кино и, конечно, в проекте «Аудиокнига для детей и взрослых».
Художественный руководитель проекта «Аудиокнига для детей и взрослых»
Елена Бурова
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.