Языческая красота и драматизм бытия в искусстве Яниса Салпинкиди Искусство Ташкентцы
Гуарик Багдасарова пишет в своем блоге.
В свои 70 лет энергичный, сияющий изнутри, харизматичный художник Янис Панаётович Салпинкиди похож на седовласого романтика с большими детскими горящими глазами. По поводу своей юбилейной персональной выставки, открытой в Выставочном зале АХ Уз пятого декабря 2014 г., он радовался, как ребёнок – самому главному дорогому подарку и всем гостям.
Выступившие на открытии председатель АХ Уз академик А. Нуритдинов, мэтры живописи Дж. Умарбеков, Б. Джалалов, Вл. Бурмакин единодушно отметили грандиозность этого события в культурной жизни узбекской столицы. Вл. Бурмакин выразил сожаление о том, что художник за долгую творческую жизнь, неоднократно подвергавшийся критике искусствоведов за откровенное прославление обнажённой женской модели, несправедливо редко экспонировался в таком объёме – не более одного раза за целое десятилетие.
Художник– дитя природы. Он смог раскрыть в жанре «ню» своё возвышенное представление о красоте, ценности земного чувственного бытия, как это могли делать его далёкие предки – античные художники Эллады. Они благоговейно воспевали богиню плодородия – Персефону, её мать –Цереру (Деметру), богиню красоты Афродиту и вечно девственную воинственную богинюмудрости, разума и впоследствии мира — Афину, дочь Зевса, ставшую покровительницей афинского народа и многих греческих героев (Диомед, Одиссей, Геракл)
Я.Салпикиди после окончания художественно-графическогофакультета ТГПИ имени Низами в мастерской Ю. Елизарова в 1971-1973 гг. стажировался в Институте живописи, скульптуры, архитектуры имени И.Е. Репина вЛенинграде. Там молодой художник изучал и копировал живопись старых мастеров в Эрмитаже и Русском музее. Если великие живописцы Возрождения — Боттичелли и Рубенс — посвящали Афине свои лучшие полотна, то Янис на рубеже XX — XXI вв. мог взглядом художника в своих современницах увидеть это божественное начало и прославить их во всей их возвышенной наготе.
Заслуга талантливого художника в том, что он никогда не довольствовался достигнутым уровнем мастерства, не ограничивал себя портретной, пейзажной или жанровой живописью. Янис всегда стремился к многообразию в своём творчестве. Работая в разных жанрах и неустанно экспериментируя в стилистических приёмах, он обращается к вечным темам бытия и таким образом представляет философское направление в живописи Узбекистана. «Его творчество, — утверждает А. Нур, – обладает глубинной цельностью, объединившей языческую чувственную радость жизни и драматизм конечности бытия».
Живописные и графические образы Яниса Салпинкиди романтичны в своём свободном, вольном характере и одновременно
монументальны в подчёркнутой значительности и даже мужественности его героев и героинь, написанных с живой натуры. В них чувствуются не только физическая красота, но и пульсация сердца, темперамент характера, внутренняя красота души, гармония с природой. В его полотнах жанровые, бытовые мотивы, пейзажные зарисовки, натюрморты приобретают неожиданную духовную значительность и вызывают в зрителях желание жить и наслаждаться окружающей жизнью.
Автопортрет мастера, портретные образы родителей, дочери, молодой художницы, групповые женские портреты на фоне природы, при всём их индивидуальном различии, поражают нас нравственной силой, спокойной величавостью и чувством собственного достоинства. Эти ценные человеческие качества соизмеримы лишь с гордой горной азиатской природой. Такие работы дарят зрителям всё то, чего нам так часто не хватает в нашей городской суетной повседневной жизни в борьбе с бытовыми трудностями и житейскими невзгодами.
За годы творческой работы художник создал более 400 живописных и свыше тысячи графических произведений. Он экспонировался не только в нашей стране, но ближнем и дальнем зарубежье, в том числе на своей исторической родине – Греции (галерея «Хрисодемис». 1997.), в духовно-просветительском центре в Афинах (2000.), а также в Нью-Йорке (2011) и других мегаполисах мира. Где бы он ни был – он всегда стремился вернуться на родину, потому что дом художника, — признаётся Янис, —
там, где тёплая земля и есть его мастерская.
Высокий специалист по вопросам теории и истории изобразительного искусства, автор более 20 научных статей, член СХ Уз, профессор факультета искусств Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами и преподаватель экспериментальной студии «Поиск» в бывшем дворце авиастроителей Ташкента, Янис Салпинкиди воспитал десятки профессиональных художников, ныне успешно работающих в Узбекистане и за рубежом.
Многие из его учеников пришли на юбилейную выставку поздравить своего учителя и преподнести ему цветы, традиционный узбекский халат и тюбетейку. Известный поэт Раим Фархади на вернисаже сделал юбиляру стихотворный
подарок. В нём точно выражены чувства многих поклонников творчества великого мастера Яниса Панаётовича Салпинкиди. В
свои 70 лет старейший художник Узбекистана предстал перед посетителями выставки убеждённым молодым романтиком, ведь
живописные полотна возраста не имеют:
Будет снова к холстам обращенье на «Вы, — Открывается выставка в мраморном зале. Юбиляра работы красивы, новы, Даже те, что давно почитатели знали. Не поверит глазам своим искусствовед, Возмутитель спокойствия, критик суровый: Неужели вот этот Природы портрет Осуждал он за некий намёк нездоровый? Времена изменились. Бьют в колокола Звонари буйных красок, атлеты восхода… А у старого мастера, гляньте, была На картинах и в годы застоя – Свобода! Он декабрьской свежей достиг высоты. Школа Яниса – ёмче не знаю понятья. Юбиляра пускай окружают цветы И друзей, и поклонниц прекрасных объятья. Наш Ташкент приглашает на выставку в зале. Перед нами работы – красивы, новы, Даже те, что давно почитатели знали… Будет снова к холстам обращенье на «Вы».
Жалко, не было анонса, не была на открытии…
Ирина[Цитировать]
Кто-нибудь в курсе?
В 2008 году о
Янисе Салпинкиди снимали документальный фильм «Волхв у огня». Вышел ли он в прокат, где его посмотреть?
виолав[Цитировать]