Чирчик. Река, люди и город. Часть первая. Начало История

Автор Виктор Фесенко.

ChS-01

У многих из нас после давних школьных уроков истории остались в памяти такие слова как ГОЭРЛО, Днепрогэс, Магнитка, Комсомольск на Амуре. Может быть наши учителя и упоминали про строительство города Чирчика, но я не припоминаю. А что я знал в детстве об этом городе – в нем много заводов, один из которых имеет высокую трубу, из которой круглые сутки валил рыжий дым, т. н. лисий хвост, видимый чуть ли не из Ташкента и служивший злободневной темой для офицальных и общественных защитников окружающей среды. Рядом с моим домом проходила и проходит железнодорожная ветка в Чирчик, по которой груженые неизвестно чем составы проходили в сутки гораздо чаще, чем сейчас. В Чирчике проживали мои родственники по материнской линии и изредка мы их навещали. Мне запомнился Чирчик как длиннющая улица с располагавшимися на ней жилыми и общественными зданиями, парком и какими то заводами. В разговорах взрослых упоминались неведомые мне химкомбинат, Чирчиксельмаш, Узбекхиммаш, Нижний Комсомольский, Соцгород и другие объекты города. А река Чирчик, давшая имя городу, слегка проглядывалась только в одном месте — с моста перед поселком Аранчи. Мало внимания я уделял раньше и сообщениям об очередном юбилее города Чирчика.

С возрастом, когда у меня интерес к прошлому стал преобладать над интересом к светлому будущему, я стал узнавать о Чирчике все больше и больше. А года два назад мне попалась на глаза книга Д. Г. Острицкого «Полвека на передовых рубежах» об истории организации «Чирчикстрой», которая существенным образом изменила мое отношение к Чирчику. В комментариях к прежним постам о Чирчике я обнаружил дополнительную интересную информацию, а после поиска в сети на эту же тему решил обобщить собранный материал в одном очерке. Статья не претендует на роль исследования по истории города и ее целью является создание у неосведомленных читателей должного представления о городе Чирчике и построивших его людях. В процессе анализа и обобщения материала из различных источников был выявлен ряд нестыковок информации в части дат некоторых событий, должностей руководящих работников и т.д. Надеюсь, что предоставленная в статье информация будет уточнена и дополнена в комментариях.

Деривация чирчикских вод
Вопрос о том, что появилось раньше, селения ташкентского оазиса или арыки и каналы, снабжавшие водой эти селения, подобен философскому вопросу о первичности курицы или яйца. В Средней Азии особенно актуально утверждение из известной песни: …без воды и ни туды и ни сюды. Существуют несколько карт восточных окрестностей Ташкента различных периодов, на которых показаны старые арыки и каналы, образованные деривацией (отводом) воды по правому берегу реки Чирчик.

Построенный в древности и питающий Ташкент канал Бозсу до наших дней сохранил свое расположение на местности и начинается там, где короткий водосброс от нижнего бьефа Комсомольской ГЭС соединяется с рекой Чирчик, причем раньше вода в начальный участок Бозсу поступала непосредсвенно из русла реки, а сейчас поступает от указанного водосброса, т.к. на современных картах можно разглядеть перемычку, препятствующую непосредственное попадание чирчикской воды в канал:

А сравнительно недавно эта перемычка отсутствовала:
ChS-05

Таким образом, воды в начальном участке Бозсу стало гораздо меньше и ровно столько, чтобы обеспечить питание водой некоторых южных районов города и правого канала Карасу. Правого потому, что существует еще и левый канал Карасу, отходящий от Чирчика по ее левому берегу. Сейчас практически обезвоженный начальный участок Бозсу заканчивается чуть ниже Аккавакской ГЭС 1 недалеко от чирчикского мемориала «Журавли», вследствие этого вода всех каналов, протекающих по Ташкенту, кроме Карасу проходит через отстойник газалкентского головного узла, о котором будет рассказано ниже.

Не располагая подробными старыми картами, разобраться, как до 30-х годов XX века отводились от Чирчика канал Зах довольно трудно, т.к. построенный деривационный канал, подающий воду к гидротурбинам первых чирчикских ГЭС, внес существенную корректировку в общую картину деривации:

Один из моих знакомых заявляет с уверенностью, что канал Зах проходил по участку с его домом, расположенному между поселками Таваксай и Искандер в полусотне метров от берега Чирчика. На участке сохранилось даже высохшее старое русло канала. Это значит, что Зах начинался совсем рядом с этим местом. Сейчас же Зах отводится от верхнего бьефа Аккавакской ГЭС 1, т.е. питается водой от деривационного канала. В некоторых источниках информации каналом Зах называется последний (нижний) участок деривационного канала от Комсомольской ГЭС до Аккавакской ГЭС 1.

Удивительно, но на современных суперподробных картах можно обнаружить кривые улочки и тупички некоторых селений, существовавших на месте города Чирчика и в его окрестностях: Ниязбек, Паргос, Азадбаш, Барраж и Старый Газалкент.

Калдыргоч-бий и его сын
135-ти летняя неограниченная власть казахских ханов над Ташкентом была нарушена в 1723 г. после появления в этих краях иноверцев джунгаров, которые захватили Ташкент, обложили его данью и назначили своих наместников. В 1738 г. один из таких наместников, хан Жолбарс, незадолго до этого попросившийся в российское подданство, был убит в Ташкенте в результате борьбы за власть. Казахские ханы отомстили Ташкенту за смерть Жолбарса и после этого в городе стали править влиятельный старшина из окружения Жолбарса Толе-би Алибекулы и Кусен бек. Толе би уже тогда получил от народа прозвище Калдыргоч бий (калдыргоч – ласточка (каз.)), которое связывают со следующей историей: во время вторжения джунгаров Толе-би не оставил своего жилища, как другие жители, спасаясь от смерти. На вопрос наследного принца джунгаров Галдан Цэрэна почему он не спасся бегством, Толе-би ответил, что не посмел разобрать свою юрту, т.к. в ней находилось гнездо ласточки с маленькими птенцами. После такого ответа Галдан Циррен пощадил и отпустил Толе-би.

Через некоторое время Толе-би и Кусен бек что-то не поделили между собой и Толе-би был вынужден покинуть Ташкент и обосноваться со своей ставкой в районе отвода канала Бозсу от Чирчика. И Кусен бек и Толе-би собирали с ташкентцев налоги и исправно платили дань джунгарам. По донесению Шубая Арсланова, который в 1741 г. под видом купца был направлен российским военным ведомством в Среднюю Азию, покинувший Ташкент Толе-би обложил город налогом за пользование водой из канала Бозсу, в случае неуплаты налогов он мог в любой момент перекрыть доступ воды в этот канал. Видимо, налоговый гнет со стороны Толе-би был намного меньше угнетения горожан со стороны Кусен бека, т.к. многие жители города и его окрестностей обращались за помощью и советом к Калдыргоч Бию. В некоторых источниках говорится, что Толе-би осуществлял продиводействие захватчикам-джунгарам. Вероятней всего он боролся с джунгарами словом, т.к. о вооруженном сопротивлении история умалчивает. После смерти в 1749 г. Толе-би был с почестями похоронен в Ташкенте на территории Шейхантаура. Мавзолей Калдыргоч бия, один из трех сохранившихся до наших дней объектов древнего культового комплекса, имеет двенадцатигранный пирамидальный купол, более соответствующий казахским степным постройкам подобного назначения.

ChS-07

Сын Толе-би Ниязбек на месте ставки отца у начала Бозсу впоследствии построил крепость, рядом с которой образовалось небольшое селение. И крепость и селение были названы именем сына Толе-би.

Как отмечалось выше, улочки и тупички селения Ниязбек сохранились до наших дней и располагаются по другую сторону железнодорожных путей от существующей сейчас станции Ниязбек.

Место, где Толе-би контролировал доступ воды в Бозсу на современных картах и гуглснимках просматривается более чем отчетливо. Оперативное обезвоживание Бозсу могло быть реализовано только направлением потока воды по другому направлению. Чуть южнее бывшего селения Ниязбек можно разглядеть короткий водосбросный канал от русла Бозсу и две плотины со шлюзами, позволяющими направлять воду или в Бозсу или по водосбросному каналу в реку Чирчик.

А где же была построена крепость Ниязбек? Четкого ответа на этот вопрос пока нет. Добромыслов в своей знаменитой книге отмечал, что крепость располагалась на левом берегу Чирчика. Владимир Карышев, активно участвующий в комментариях к постам на тему Чирчика, согласен с Добромысловым и высказал предположение, что крепость находилась на левом берегу реки на месте некоторой возвышенности между поселком Карабай и руслом реки. Пока не могу согласиться с этой версией. На карте Ташкентского уезда крепость отмечена на правом берегу чуть южнее также отмеченного на этой же карте селения Ниязбек. Мне как-то привычнее больше доверять картам, чем текстам. Мелкие неточности на картах вполне возможны, но не такие, когда объекты отмечены не на том берегу реки, где они располагались в реальности. Возвышенность, упоминаемая Владимиром, является кладбищем поселка Карабай, а мусульманские мазары преимущественно представляют собой возвышенности. Весьма нерационально было бы крепость, контролирующую правую деривацию воды в Бозсу, размещать на противоположном берегу Чирчика, который во время существования крепости представлял собой довольно полноводную и бурнотекущую реку с весьма затруднительной переправой через нее. На современном гуглснимке посреди большого распаханного пустыря, расположенного северо-восточней перемычки между Бозсу и водосбросным каналом можно выявить подозрительную площадку с угластым периметром и с редкими постройками неизвестного назначения. Когда и как появился этот объект и почему он имеет такой периметр? Не могу сейчас однозначно что-либо утверждать, но выскажу предположение, что по периметру этого объекта с примерными размерами 130 х 250 метров и располагались когда-то относительно невысокие глинобитные стены крепости Ниязбек. Расположен он приблизительно на равном расстоянии от селения Ниязбек и начала водосбросного канала от Бозсу к Чирчику. Было бы интересно прогуляться в этих краях и осмотреться вокруг.

Русские пришли
В 1756 г. после разгрома Китаем Джунгарского ханства Ташкентом и его окрестностями успели поправить казахские ханы, наместники Эмира бухарского (с 1785 г.), бывший секретарь Толе-би Юнус Ходжа (с 1798 г.), создавший независимое Ташкентское ханство, а с 1808 г. Ташкент надолго подчинило себе Кокандское ханство.

В 1864 году в Средней Азии появились новые захватчики. Русские отряды, направленные царской властью обеспечить защиту присоединившихся к России казахских жузов от кокандских набегов и упредить геополитические устремления Англии, овладели Чимкентом. В 1864 г. полковник М. Д. Черняев, получивший за взятие Чимкента генеральские погоны, в инициативном порядке двинулся к Ташкенту, но потерпел неудачу. А на следующий год этот русский генерал все же достиг своей цели, но перед осадой Ташкента 28 апреля он взял крепость Ниязбек и перекрыл доступ воды в Бозсу. Вполне возможно, что обезвоживание Бозсу осуществлялось при этом по технологии, внедренной Толе-би за много лет до походов Черняева.

В дореволюционном русском Ташкенте появилась улица Ниязбекская, получившая свое название то ли от того, что она прошла по началу старой дороги в селение Ниязбек, то ли в память о взятии Черняевым одноименной крепости. В советское время улицу переименовали в Урицкого, а после 1991 г. вернули первоначальное название. Наверно, эта единственная улица в современном Ташкенте, которая после череды переименований получила свое первоначальное название.

Спустя несколько лет после образования Туркестанского генерал-губернаторства в в Среднюю Азию потянулись переселенцы из различных губерний Российской империи. Поселок, образованный русскими переселенцами в 1869 г. на правом берегу Бозсу югозападнее разрушенной крепости Ниязбек, был назван Троицким. Через несколько месяцев в поселке открылась школа, которая содержалась на деньги частного лица из Ташкента. Учитель школы Белоцерковский, выполнявший еще обязанности сельского писаря и фельдшера, обедал со школьниками за общим столом.

Поначалу в посёлке не было ни церкви, ни священника, был лишь небольшой молитвенный дом, куда по звуку колокола в праздничные и воскресные дни собирались селяне. В 1894 г. жители Троицкого составили договор о постройке храма, а через два года после получения благословения епископа Туркестанского и Ташкентского Никона приступили к делу. 9 февраля 1897 г. был освящён молитвенный дом во имя великомученика Георгия Победоносца священником Евстафием Любимским совместно со священником Константином Стоберским, который 20 мая 1896 г. был направлен в село Троицкое первым священником. Молитвенный дом был построен из сырцового кирпича под земляной крышей. Он представлял собой одну комнату длиной 17,5 и шириной 7,5 аршин. Пол был выстлан жжёным кирпичом, в алтаре пол был деревянный. Довольно изящный иконостас был сделан в мастерской Ташкентского городского четырёхклассного училища, иконы были написаны местной художницей-любительницей Лепёхиной.

В 1897 г. гражданским инженером В.С. Гейнцельманом был составлен проект нового церковного здания для села Троицкого:

8 сентября 1898 г. с благословения епископа Туркестанского и Ташкентского Аркадия была совершена закладка нового храма и через два года с небольшим строительство было окончено. 23 ноября 1900 г. была освящена новая церковь во имя Георгия Победоносца. Вскоре после окончания строительства храма, жители посёлка решили на общественные средства пристроить, с надлежащего разрешения, колокольню, которая могла бы служить и помещением для сторожа и кладовой. Колокольня была поставлена с западной стороны, в 7 м от церкви, и соединена с ней галереей шириной 4 м с двумя входными дверями с южной и северной стороны. Впоследствии колокольня Троицкой церкви была снесена, осталась только нижняя часть, где располагались сторожка и кладовая. В феврале 1996 г. на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви на базе церкви был открыт Свято-Троице-Георгиевский Чирчикский мужской монастырь.

Со временем поселок Троицкое все больше разрастался, стали появляться усадьбы и фруктовые сады. Была построена мельница, а через дорогу от храма появился базар. В Троицком находился также и военный лагерь туркестанских войск российской армии.

При царской власти от русла Чирчика у селения Газалкент по инициативе и при содействии Великого князя Николая Константиновича был отведен дополнительный канал, а в период его строительства между селениями Паргос и Барраж появился новый поселок. И канал и поселок по «псевдониму» Великого князя получили название Искандер.

ChS-17

В одном из источников утверждается, что канал был назван Искандером в честь императора Александра III. Сейчас канал с названием Искандер весьма маловодный и пролегает совсем по-другому, он отводится от верхнего деривационного канала в районе поселка Таваксай и прекращает свое существование в районе чуть западнее 4-го микрорайона города. А еще можно добавить, что в поселке Искандере родился советский космонавт Владимир Джанибеков.

17 комментариев

  • VTA:

    Прочла с огромным интересом! Спасибо за кропотливый труд, за замечательное исследование. Очень нравится.

      [Цитировать]

  • Зухра:

    Виктор, большое спасибо. Вы проделали очень серьезную и кропотливую работу. Я пыталась разобраться с картами и перемычками, но, честно говоря, не поняла, а просто поверила вам на слово ;-) Удивительно то, что вы, застенчивый, немногословный, а пишете так красиво… Все-таки, наше поколение, выросшее на чтении и человеческом общении, это особая категория людей. Не скажу, что сейчас люди перестали чувствовать или мыслить, но не научились выражать себя, а у вас это получается отлично! Еще раз спасибо. Желаю вам вдохновения и терпения. :-)

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Виктор, спасибо. Замечательная работа.

      [Цитировать]

  • Carpodacus:

    Я тоже восхищён работой Виктора, который достаточно хорошо разобрался с запутанной темой Бозсу. Но чтобы окончательно прояснить туманные моменты, обязуюсь к концу сентября приготовить свой материал о каналах Чирчика (с фотографиями местности в т.ч.)

      [Цитировать]

  • Владимир К:

    Уважаемый Виктор! Большое спасибо Вам за эту интересную публикацию. Вероятно, многие факты из нее дополнят собранную мной «энциклопедию по Чирчику» (цитирую VTA). Готов согласиться с Вашей версией местоположения крепости Ниязбек (правда, интересно было бы узнать мнение археологов), но хотелось бы уточнить по поводу арыка Искандер. Когда я изучал историю чирчикских каналов и арыков, на приведенной Вами топографической карте 70 — 80-х годов обнаружил этот топоним. Сравнение карты с «гуглоснимками» показало, что сейчас действует нижний участок старого арыка, отведенный от Келесского канала на окраине 3-го микрорайона Чирчика. Об этом я писал в комментарии к теме: https://mytashkent.uz/2014/01/18/ary-s-hlopok-golodnaya-step-romanov-nikolaj-konstantinovich/ , там же разместил единственный найденный мной современный снимок этого арыка. Средний участок, о котором пишете Вы, действительно очень маловодный и короткий, но начинается от того же Келесского канала к северо-западу от Аранчинского тоннеля, снимок которого (автор Владимир Винниченко) есть во второй части Вашей публикации.
    Возвращаясь к «энциклопедии», с благодарностью могу отметить, что довольно много интересного я нашел именно здесь, на этом сайте. Перечислю названия глав, возможно, кого-то заинтересует та или иная тема:
    Движение на Восток. Каналы и арыки. Троицкое. Восстание саперов. Из Империи в СССР. Рождение города. Начало. Судьба энтузиастов. От проекта до города. Военные годы. Танковое училище. Строго секретно. После войны. Дворец химиков. Шестидесятые. Чарвак. Крымские татары. Журавли. Спецназ. Шторм-333. Тыл афганской войны. Конец восьмидесятых. Из СССР в независимость. На рубеже веков. Город Зеро. Как там сейчас.

      [Цитировать]

    • Виктор Фесенко:

      Владимир, рад, что моя статья оказалась полезной для Вас, наверное, главного собирателя материалов о городе Чирчик. При работе над статьей я решил ограничиться 20-ти страничным текстом, а материала было раз в десять больше. Иначе круг читателей был бы значительно меньшим. Знакомы ли Вы со статьей о Толе-би Радика Темиргалиева, фрагмент из которой размещался на этом сайте? https://mytashkent.uz/2011/03/23/tole-bij/

        [Цитировать]

      • Владимир К:

        Спасибо, Виктор, за ссылку. Статья о Толе-би раскрывает историю возникновения селения Ниязбек, оставившего свое название на карте Чирчика. Кстати, так же, как и кишлак Джалаир — поселок (махалля) с этим названием находится с правой стороны верхней части улицы Ахунбабаева, рядом с остатками печально известного 4-го микрорайона. Судя по старой карте, через это место проходила верхняя дорога в Искандер и Газалкент.
        Ещё в дополнение к истории дореволюционных времен хотелось бы отметить, что лагеря Туркестанских войск были не только у села Троицкого, но и тянулись на несколько верст вдоль берегов арыков Зах и Ханым. Эти военные поселения, на мой взгляд, заложили первоначальную основу того города, о котором знают и помнят многие танкисты, летчики, десантники, артиллеристы, спецназовцы и т.д., служившие в Советской армии.

          [Цитировать]

  • Владимир К:

    Обнаружив недавно на Google Maps фотоснимок места, подробно описанного уважаемым автором в главе «Калдыргоч-бий и его сын», решил ещё раз внимательно рассмотреть старинные и современные карты. Не имея возможности «прогуляться в этих краях и осмотреться вокруг», пришлось воспользоваться теми инструментами, которые предоставляет интернет, а именно сделать карту этой местности с линиями высот, как на топографических картах, с шагом 1 метр. Получилась весьма интересная картинка. Поселок, который привлек внимание автора, приподнят в среднем на 1 метр над окружающей местностью, и причудливо изогнутые линии высот действительно наталкивают на мысль, что сам поселок (кроме южной оконечности) и часть поля, прилегающего к нему с востока, скрывают под собой остатки старинной крепости. Но, продолжив рисовать высоты к югу от поселка, обнаружил интересный факт. Оказалось, что к юго-западу и юго-востоку от поселка расположились две небольшие низинки (метра на 3 ниже), а в южном направлении высота плавно увеличивается! На берегу сбросного канала, где к нему подходит дорога от поселка, высота на 2 — 3 метра выше, чем в самом поселке. Это заставило внимательнее приглядеться к старинным картам, приведенным в этой публикации. И оказалось, что на них никакого сбросного канала нет, а есть ответвление канала Кара-Су от канала Боз-Су, и «Бывш. кр. Ниязъ-Бекъ» расположена между Кара-Су и берегом Чирчика. Попутно обнаружилось, что напротив крепости находился отвод Левобережного Карасу, т. е. в те времена этот канал начинался почти на 300 метров выше по течению Чирчика, чем сейчас. Основное же русло реки пролегало заметно правее. Таким образом, крепость Ниязбек контролировала не только правобережную деривацию вод Чирчика, и на реке в этом месте должны были существовать какие-то, хоть и примитивные , сооружения типа каменно-набросных запруд для регулирования отвода воды в зависимости от сезона, количества воды в реке и т. д. Сейчас ландшафт местности сильно изменился в связи с тем, что на промплощадке за защитной дамбой находится завод «Капролактам», и никаких следов старого русла Чирчика и Кара-Су там найти невозможно, а вот ниже площадки завода старое русло реки просматривается. На старой карте окрестностей Ташкента видна и возвышенность между Боз-Су и Чирчиком, на которой сейчас расположены два пригородных поселка. Если верить точности карты, крепость находилась к югу от этой возвышенности. Наложение этой карты на современную заставляет присмотреться к небольшой рощице на углу территории «Капролактама» рядом с берегом реки (ее видно слева на фотоснимке): а не это ли место? Хотя, по моему мнению, строить крепость на невысоком берегу реки, на которой бывали паводки с расходом воды до 2000 кубометров в секунду, довольно опасно. Вот такие размышления вызвала мимолетная фотография, сделанная неким туристом по имени Florian Domenech из окна автомобиля по пути в горы.

      [Цитировать]

  • Владимир К:

    Еще один вопрос, требующий уточнения в этой части публикации — это год основания Троицкого поселка. В тексте автор указывает на 1869 год, основываясь, вероятно, на отметке на старой карте окрестностей Ташкента рядом с названием поселка. Однако в статье об истории Троицкой церкви, опубликованной на нескольких сайтах, включая «Письма о Ташкенте», можно прочитать:
    «Первыми его жителями были переселенцы из разных губерний Европейской России, отчасти из Сибири и Семиреченской области. Поздний приход на место поселения не позволил крестьянам сделать яровые посевы. Некоторые семьи ещё и до этого по полтора-два года блуждали по Западной Сибири и другим местам, проживая последние крохи, собранные на дорогу после продажи имущества на родине.
    Получив пособие деньгами и лесом, крестьяне – 46 семей – на скорую руку сложили себе дома из сырцового кирпича. Не было ни дворов, ни служебных помещений. По словам очевидца, весь посёлок имел вид «только что начинающейся, возрождающейся жизни, а сами крестьяне – вид подавленного, пришибленного нуждой населения. Была большая, неотвязчивая и гложущая сердце нужда, нужда крайняя, иногда в самом необходимом – в насущном хлебе».
    Летом 1889 года на улицах Ташкента появились оборванные женщины и дети, просящие милостыню. Это явление, как отмечали тогда «Туркестанские ведомости», «здесь покуда невиданное», привлекло внимание администрации и жителей города.
    Первыми, кто обратил внимание на положение переселенцев, были воинские части. Солдату как никому другому была знакома крестьянская нужда. 10-й Туркестанский батальон выделил 13 кулей муки, 4 куля рисовой муки, 4 свиньи; 1-й Туркестанский линейный батальон — 12 кулей муки, 7 кулей крупы, 2 барана, и т.д. Потом последовали разные пожертвования от ташкентской интеллигенции, служащих и частных лиц.
    От генерал-губернатора село получило 100 рублей, на эти деньги было куплено 7 коров, которых распределили среди семей с маленькими детьми.
    Стояние на улицах города «с длинной рукой» прекратилось, положение переселенцев можно было считать более-менее удовлетворительным. Но, хотя крестьяне имели коров, кое-какую одежду, хлеба им могло хватить на два месяца, а впереди была зима, так что дальнейшая помощь была необходима.
    Большой помощью для крестьян стало предоставление им на время осенних работ двадцати пар волов. Это позволило распахать целинные земли под весенний посев и обеспечить на будущее главнейшим – хлебом. Осенью было опубликовано воззвание епископа Неофита (Неводчикова)  к ташкентскому духовенству – организовать в церквах города  сбор пожертвований и сообща помочь жителям Троицкого посёлка.
    Удивительно, но несмотря на все трудности, в маленьком, только начинающемся, голодающем посёлке уже спустя три месяца после его основания, в сентябре, открывается школа.»
    Таким образом, из этого текста можно определить довольно точно дату основания Троицкого — июнь 1889 года. В пользу этой версии говорит и то, что «во время управления краем К. Кауфмана, наделенного большими полномочиями, центральная власть не вмешивалась в его ограничительную переселенческую политику. Кауфман особо оберегал от переселенцев земледельческие районы края, разрешая заселять свободные земли степных районов Семиреченской области. Он запретил покупку земель у туземного населения европейцами и в том числе русскими. Поэтому за первые два десятилетия русского управления Туркестаном в крае официально поселилось лишь 2170 переселенцев-крестьян. В последующие годы местная администрация пыталась сдержать поток крестьян, но не могла его остановить без поддержки центра» (цитата из статьи А. Кагановича «Некоторые проблемы царской колонизации Туркестана»).
    Можно было бы предположить, что 1869 год — дата основания Троицкого лагеря Туркестанских войск русской армии, но в известном «завещательном письме» Великий князь Николай Константинович писал:
    «В течение двадцати лет (1881–1900) у Искандерских стремнин горного потока Чирчик и у Беговатских порогов Дарьи (Яксарта) на местах, где были в древности две «Александрии» Александра Македонского, основались два рабочих городка – Старый и Новый Искандер, построены каменные головные плотины, деревянные мосты на ряжах через обе реки для доставки камня, домики и землянки для тысячи рабочих-мусафиров; проведены арыки Искандар, Ханым и стоверстный водолей императора Николая I , впервые ожививший жизнь в Голодной Степи, – стоивший два миллиона рублей и оросивший все вместе 40.000 десятин плодородной земли, ценностью до сорока миллионов рублей; где возникли 12 русских поселков, опытные поля и Троицкий лагерь для Туркестанских войск в 25 верстах от Ташкента.»
    Если Великий князь не преувеличивал свои заслуги, то Троицкий лагерь был основан не ранее 1881 года, а упомянутые в первом отрывке батальоны, оказавшие продовольственную помощь горемыкам-переселенцам, возможно, именно в этом лагере находились на летних полевых сборах. Как бы то ни было, но 1889 год выглядит наиболее вероятной датой основания Троицкого.
    На фото: Троицк (район Чирчика) в 2008 году.

      [Цитировать]

  • Дмитрий:

    А не могли бы вы рассказать истории появления Военного городка(при СССР полк ГО,учебка ВДВ,и ВШП по ул.Юбилейной(чуть выше роддома)…двух небольших каналов протекающих между военным городком и роддомом.Как и когда «обули» в бетон канал Зах.
    Кстати в районе Троицка,когда ходили со школы номер 18 было старое заброшенное кладбище(дорога шла прямо через него) Могилы были очень старыми….это случайно не первое кладбище Чирчика?

      [Цитировать]

    • Владимир К:

      Добрый день! В Вашем комментарии сразу несколько вопросов, каждый из которых требует обстоятельного (по возможности) ответа. Поэтому начну в хронологическом порядке — с начала прошлого века. Вот что писалось в статье, опубликованной ранее на этом сайте (https://mytashkent.uz/2011/12/17/turkestanskoe-vosstanie-saperov-1912-god/):
      «Троицкие лагери растянулись на много верст вдоль глубокого, быстрого и широкого Зах–арыка, на другом берегу которого находится несколько туземных кишлаков и огороды села Троицкого. Из последнего в лагери можно попасть только через мост, постоянно охраняемый караулом от артиллерии. На карауле лежит обязанность не допускать в село нижних чинов, не имеющих на то письменного разрешения от начальства. Сейчас же за мостом начинается артиллерийский лагерь. За ним расположены казаки, затем правильной линией идут лагери стрелков, и на расстоянии полутора–двух верст стоят саперы. С другой стороны лагеря сапер, на расстоянии тоже около полутора верст, находится лагерь крепостной артиллерии.»
      Из этого отрывка можно сделать вывод, что Троицкие лагеря тянулись по правому берегу Заха на длинном участке от кишлака Киргиз-Кулак (это где сейчас Нижний Комсомольск) до села Троицкого. Упомянутый в тексте мост через Зах около Троицкого с большой вероятностью находился именно там, где сейчас находится мост на улице Кадыри. И тут начинаются интересные аналогии: неподалеку от этого моста — расположение бывшей артиллерийской бригады Ферганской дивизии ВДВ, рядом находился полк гражданской обороны, а чуть дальше — 15-я бригада спецназа ГРУ (в 80-х годах учебный полк). То есть именно там, где в начале прошлого века стояли артиллеристы, казаки и стрелки Русской армии, и был построен большой военный городок армии Советской. Когда он был построен — у меня данных нет. Также нет сведений и о том, где конкретно находился большой лагерь для военнопленных времен 1-й мировой войны (о нем можно прочитать здесь: https://mytashkent.uz/2009/11/02/legendyi-imena-familii-yavki-chast-3/) . Но есть резон предположить, что для его обустройства использовались и какие-то сооружения Троицких военных лагерей.
      Могу сделать предположение, что военный городок в начале улицы Юбилейной начал застраиваться в первые послевоенные годы, когда в город были передислоцированы несколько войсковых частей. Кстати, самая известная из войсковых частей города — ТВТКУ — после перевода из Харькова в 1942 году расположилась как раз в том месте, где в 1912 году находился взбунтовавшийся 1-й Туркестанский саперный батальон, и только в 50-х годах училище переехало на нынешнее свое место на ул. Амира Темура (Юбилейной).
      На этом пока все, а завтра, если будет время, продолжу. На фото — канал Зах с моста на улице Кадыри.

        [Цитировать]

  • Владимир К:

    В продолжение вчерашней темы: поскольку из собственного опыта мало что могу сказать об истории Троицка, воспользуюсь слегка отредактированным отрывком из статьи, когда-то опубликованной на сайте chirchik.ru.

    НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО ПОСЕЛКА
    Невысокий домик, в доме глиняный пол. У стены кровать и большой сундук, один из тех сундуков, в которых в течение многих веков собиралось приданое невесте. С другой стороны — большая, почти на всю стену печка. У печки хлопочет женщина, на печке, сгрудившись поближе к горячей трубе, лежат дети. Ставя чугунки в печь, мать рассказывает детям о том, как много лет назад сюда, в долину Чирчика приехали ее предки, как они обустраивали свой быт, какие радости и трудности встречали они на своем пути.
    Вера Васильевна Шевлякова — одна из тех, кто в тот промозглый осенний день лежал на печке и вслушивался в мелодичный голос матери. Сама Вера Васильевна родилась уже тогда, когда в долину Чирчика потихоньку начали съезжаться сначала ученые, затем мелиораторы и первые строители каскада ГЭС на реке Чирчик.
    — Первые детские воспоминания — родительский дом, широкая пыльная дорога, по которой время от времени проезжали груженые брички, небольшое озерцо-болото (там, где сейчас большой автосервис на Аккаваке и дорога в сторону плотины). В этом болоте мы — ребятня плескались бок о бок с многочисленными лягушками, чуть ли не целыми днями, и вылезали только затем, чтобы поваляться в пыли. Чуть дальше за болотом находились сады с многочисленными фруктовыми деревьями, мы не раз ходили туда с матерью — помогать собирать яблоки, — рассказывает Вера Васильевна. — Впоследствии эти сады были вырублены (вследствие сильнейших заморозков большая часть деревьев померзла), на их месте стали возводиться жилые дома.
    Недалеко от нашего дома была больница (сейчас там расположен противотуберкулезный диспансер, а в те годы там было одновременно и терапевтическое, и хирургическое отделение, и роддом). Перед больницей на возвышенности было огромное поле, обнесенное забором, относившееся к больнице. Там за забором сеяли клевер для лошадей. Ведь тогда лошади были основным средством передвижения, на них доктора выезжали к больным (как сейчас выезжает «скорая помощь»). Сам поселок Троицк был небольшим, здесь врачи при надобности могли ходить и пешком, но на территории нынешнего Чирчика располагались несколько кишлаков (Ниязбек — от нынешнего памятника чирчикцам, погибшим в годы Второй мировой войны, до Бозсу; Киргиз-кулак — от нынешней частной поликлиники «Аксис Атлант» вверх), уже начинали строить временные бараки для прибывающих строителей каскада ГЭС, химического комбината и города. Поэтому лошади были незаменимы. Станция «скорой помощи» находилась тогда неподалеку от Троицкой церкви (впоследствии станция была преобразована в первую в Чирчике автобазу).
    Сразу за больницей было русское кладбище. Оно просуществовало вплоть до 50-х годов, пока на нем не перестало хватать места. Новое кладбище было решено сделать в месте, которое называли Поганым логом.
    Центром тогдашнего поселка Троицкий, был, как принято на Востоке — базар. Тогда он располагался практически напротив церкви (там, где ныне стоит ресторан «Рохат»). Сюда каждый базарный день съезжались торговцы и покупатели со всех близлежащих кишлаков и даже из Ташкента. Немного позже центральный базар был перенесен (сейчас на его месте — кинотеатр «Навои»).
    Была в поселке и школа. Сначала она находилась в одноэтажном здании по улице Лагерная (сейчас там расположен хозяйственный магазин). Затем неподалеку было построено новое здание — здесь открыли школу-семилетку (уже в 90-е годы здание школы снесли, на его месте построили автозаправочную станцию), — таким Вера Шевлякова помнит Троицк тех дней.

    От Троицка можно перейти к двум каналам, протекающим чуть выше поселка, но эта тема не поместится в рамки комментария и заслуживает отдельной публикации. Постараюсь подготовить её побыстрее и отправить в адрес «Писем».

      [Цитировать]

  • Людмила:

    Комментарий по поводу точного образования поселка Троицкий. Согласно отчета Палена К.К по ревизии Туркестанского края — по Ташкентскому уезду указывается год образования селения Троицкого 1886г. Моя прабабушка, переселилась с семьей в село Троицкое в возрасте 14 лет. Родилась она в 1872 году, что тоже совпадает с датой 1886г.

      [Цитировать]

    • Владимир К:

      В дополнение к моему комментарию от 18.04.15 хотелось бы сопоставить Ваши сведения со следующими обстоятельствами. В энциклопедии Брокгауза — Ефрона было написано: «Из выведенных из Чирчика магистральных оросительных каналов замечательны по длине и по обилию воды Кара-су, Боссу, Зах и Искандер. Проведение первых трёх каналов относится ко временам глубокой древности, а последний построен в 1887 г. великим князем Николаем Константиновичем». Указан год окончания строительства. В книге А.П. Фомченко «Русские поселения в Туркестанском крае», недавно опубликованной здесь (https://mytashkent.uz/2017/10/20/russkie-poseleniya-v-turkestanskom-krae/), есть такая информация:
      «Образование в Ташкентском уезде в конце XIX в. 10 русских поселений было связано с работами по орошению. Первым здесь был основан нос. Никольский (1881 г.) в пригороде Ташкента, затем на Искандер-арыке возникло с. Троицкое (1886 г.), ныне включенное в городскую черту г. Чирчика; из 4 140 дес. орошенной земли 1 340 дес. отошли к поселку, остальная осталась у местного населения, занятого на строительстве канала.»
      Можно поправить эту цитату в том, что первоначально возник поселок строителей арыка, который впоследствии, в самом конце века, после строительства известной церкви стал уже селом (по старой русской традиции — село отличается от деревни или поселка именно тем, что в нем есть церковь).
      Таким образом, выстраивается следующая хронология в истории этого места:
      1886 — при прокладке Искандер-арыка основан поселок для строителей.
      1887 — строительство арыка завершено, часть строителей остаются в поселке и получают долю орошенных земель. Рядом с поселком Н.К. Романов основывает Троицкий лагерь для Туркестанских войск.
      1889 — в поселок прибывает большая группа переселенцев из разных российских губерний, которых в статье об истории Троицкой церкви, очевидно, по ошибке назвали первыми жителями поселка.

        [Цитировать]

  • Людмила:

    В дополнение к своему комментарию. В РГИА ( Санкт-Петербург) есть фонд с материалами по селу Троицкое. Прикрепляю выписки из этого дела. Может он кого-нибудь заинтересует.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.