Непрерывное экологическое образование предполагает… Разное

Автор Рустам Ибрагимов.

В нашей стране каждое министерство, ведомство заинтересовано в подготовке высококвалифицированных специалистов в своей сфере. Это связано с повышением эффективности деятельности этих министерств и ведомств, уверенного выхода их на международный уровень и повышения авторитета Республики Узбекистан. Поэтому эти организации организуют среди школьников олимпиады, конкурсы, специализированные колледжи и лицеи, кафедры и факультеты в высших учебных заведениях. В качестве примера можно привести Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, Государственный комитет по геологии минеральным ресурсам, Министерство здравоохранения, Министерство сельского и водного хозяйства и ряд других министерств и ведомств. И это правильно, так и должно быть. Наш уважаемый Президент И.Каримов ставит задачу по воспитанию всесторонне гармонично развитой молодежи.

В воспитании учащейся молодёжи, ее  экологическое образование являются приоритетами государственной образовательной политики Республики Узбекистан. Основы формирования гармонично развитого поколения заложены в Законах  «Об охране природы», «Об образовании», Национальной программе по подготовке кадров и других документах.

Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования с 90-х годов проводится а определенная работа по созданию системы непрерывного экологического образования и воспитания в республике. Принято трех стороннее Постановление «О перспективах усовершенствования системы развития экологического образования в Республике Узбекистан».

Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы, Министерство народного образования и Министерство высшего и среднего специального образования приняли совместное постановление № 2/20/305 от 19 июля 2011 года «О Концепции образования в целях устойчивого развития Республики Узбекистан (ОУР)».

В Министерстве народного образования и Министерстве высшего и среднего специального образования, в рамках реализуемой Национальной программы по подготовке кадров, созданы рабочие группы, разработаны и осуществляются Планы действий по реализации Концепции Республики Узбекистан по ОУР. Рабочие группы осуществляют постоянный мониторинг за ходом выполнения мероприятий, предусмотренных в плане действий и по его результатам вносят аналитическую информацию в Межведомственный координационный совет.

Казалось бы проводится большая работа по созданию единой системы непрерывного экологического образования. Предмет «Экология» и родственные ей дисциплины включены во все учебные планы высших учебных заведений республики.  Каждый год готовятся определенное количество специалистов – экологов. Учебные и производственные практики, подготовка выпускных работ ведется в Госкомприроды.

Однако, непрерывное экологическое образование предполагает создание экологической образовательной системы начиная с дошкольных учреждениях, в школах с логическим переходом в средние и высшие учебные заведения. Сегодня в дошкольных учреждениях, школах занятия по экологическому образованию проводятся от случая к случаю, нет единой системы. В нашей стране не создано ни одного лицея или колледжа экологического направления.

Между тем, в Республике Узбекистан с 1994 года существует и плодотворно работает в Ромитанском районе Бухарской области школа-интернат № 11 экологического направления.

Тогда, в 1994 г. В нашей стране существовали одна школа экологического направления в Сергелийском районе г.Ташкента. Директор школы-интерната А.Гульбоев специально приехал в Ташкент, в Госкомприроды Республики Узбекистан узнал про эту школу и буквально заставил меня, начальника отдела Научно-технического прогресса и пропаганды, поехать с ним в эту школу, где он получил программы обучения для различных классов. На основании приказа Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 января №32 1990 года «Об образование спец интернатов для одаренных детей в республике» в соответствие      с постановлением и решением от 14 июля 1994 года №142 Бухарского хокимията, и от 29 апреля 1994 года №347 хокимията Ромитанского района открылся лицей интернат «Экология».   Согласно приказу № 97 ОблУНО от 23 июля 1999 году лицею дан статус Государственная общеобразовательная школа – интернат.

В настоящее время в школе –интернате работают 25 учителей и 7 воспитателей, из них 7 учителей высшей категории, 12 учителей   I категории, 6 учителей II категории . За достигнутые успехи в работе одному учителю присвоено звание «Заслуженный учитель Узбекистана», один учитель награждён медалью «Слава» два учителя награждены медалью «10 лет Независимости Республики Узбекистан» один учитель награждён медалью «Молодежь» и 4 учителя – «Отличник Народного Образования».

Стаж учителей и воспитателей составляет свыше 20 лет 28,5%,  10 лет 39,2 % , от 3 до 10 лет 32,3 %. Также ученикам преподают уроки    2 доктора наук, 3 кандидата наук и 2 аспиранта.

Чтобы организовать учебно – воспитательный процесс оборудовано 8 учебных кабинетов: 1 кабинет информатики; 1 кабинет химии; 1 кабинет биологии; Классы оснащены 15 компьютерами, 5 проекторами и 10 микроскопами.

В настоящее время в школе –интернате обучаются 180 учащихся из Бухарской и других   областей по следующим направлениям : «Агро — эколог», «Зоо-эколог», «Гидро-эколог», «Врач-эколог», «Педагог-эколог», «Экономист-эколог», «Технолог-эколог», «Юрист-эколог», «Программист-эколог» в 7 классах.

В библиотеке школа –интерната имеется 5201 экземпляр книг; из них 896 экземпляров художественных изданный, 725 –методических пособий, 1600 учебников, 150 экземпляров – Труды Президента Республики Узбекистан, 510 арендные книги , 1320 экземпляров (242 наименований) по экологии охране природы.

Администрация школы-интерната и ректорат БДУ в тесном сотрудничестве с Бухарским областным комитетом по охране природы заключили договор о совместной работе. Учёные кафедры «Экология» , «Почвоведные агрохимия», «Ботаника», Бухарского Государственного Университета обучают учащихся, а также практические занятие проводятся ведущими специалистами областного комитета по охране природы-А. Ниязовым, И.Хасановым, Ш. Пардаевым.

В школе-интернате ведут активную работу «Учебно-воспитательный –экологический центр», «Центр молодых экологов », «Юные академики».

Выпускники школы-интерната на сегодня поступают в высшие учебные заведения Бухары, Карши, Самарканда, Навои и Ташкента по специальности «Экология», а впоследствии работают в системе охраны природы страны.

За последние 17 лет школу-интернат окончили 538 учащихся, из них 508 (96,4%) поступили в ВУЗы.

Каждые год из выпускников 93-94% поступают в ВУЗы.

Учащиеся школы-интерната неоднократно участвовали в предметных олимпиадах, смотрах – конкурсах по экологии, где были удостоены многих наград по следующим направлениям:

Конференция одарённых детей (по экологии)

«Природа: вчера, сегодня завтра» — научная конференция учащихся

«Выставка экология и наше будущее»

«Капля воды – жизненная сила»

Школа – интернат по географическому расположению находится на окраине Ромитанского района в 2008-2009 году заново был отстроен учебные корпус на 180 мест, спортзал и общежитие на 100 мест.

На деятельность школы-интерната обратили внимание международные сельскохозяйственные организации.

В 2013 г. их представители посетили школу-интернат и провели небольшой практический семинар, после завершения которого бесплатно раздали семена растений, которые могут успешно развиваться в условиях засоленных почв, улучшать их структуру и давать хорошие урожаи. Надеюсь, что в нынешнем году это взаимовыгодное сотрудничество продолжится.

До недавнего времени Государственный комитет Республики Узбекистан оказывал финансовую помощь из средств Республиканского Фонда охраны природы школе-интернату в приобретении школьного оборудования, расширения и ремонта зданий и сооружений. Однако, в последние годы помощь не оказывается и единственная в стране школа-интернат № 11 экологической направленности Ромитанского района Бухарской области выпала из поля зрения Госкомприроды Республики Узбекистан. В прошлые годы руководство школы-интерната обращалось в Госкомприроды с предложением создания на базе лицея, расположенного рядом со школой-интерната лицей экологической направленности. Почему-то ответа не было. Получается, что в развитии и укреплении школы-интерната Госкомприроды не участвует, хотя комитет должен быть заинтересован в этом. При этом опыт школы-интерната можно и должно было бы использовать на уровне всей Республики и распространять его.

Кроме того, в нынешнем году школе-интернату № 11 экологической направленности Ромитанского района Бухарской области исполняется 20 лет со дня создания. Школа пришла к этой знаменательной дате с хорошими результатами. Мне кажется что экологические государственные и негосударственных организации Узбекистана должны поддержать юбилей школы-интерната, организовать научно-практическую конференцию, изучить совместно с представителями Министерства народного образования опыт и с учетом замечаний и предложений рекомендовать для распространения по республике. В этом случае разработка и внедрение непрерывного экологического образования получит реальную перспективу реализации. Поддержать единственную в стране школу-интернат экологической направленности – основу подготовки квалифицированных специалистов-экологов Республики обязанность всех, кто болеет душой за чистоту окружающей среды, воспитания здорового и развитого поколения.

Р. Ибрагимов

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.