Портрет Алишера Икрамова Tашкентцы

Автор Зоя Цой.

Без прошлого нет настоящего…Это на самом деле так. Сегодня мы живем в век новейших технологий и постоянного прогресса цивилизации, но на чем все это зиждется?.. Наша земля священна и это не громкие слова – по ней прошли  великие люди, оставив след  не только в нашей, но и во всемирной истории. Имена Авиценны, Улугбека, Алишера Навои и многих-многих великих мыслителей и ученых Востока знает весь мир. Их наследие трудно переоценить. Каждая эпоха рождает новых мыслителей, деятелей — тех личностей, кто, продолжая традиции прошлого, вносит что-то новое, тем самым приумножая то, что мы имеем и чем гордимся. Сегодняшний день – не исключение, он дарит нам  целую плеяду ярких личностей, заслуживающих пристального внимания. Одним из таких, безусловно, является Заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Государственной консерватории Узбекистана Алишер Икрамов.

q222

Родился он 9 июня 1962 года в столице солнечного и гостеприимного Узбекистана, Ташкенте. В 1969 году отец привел его в школу имени В.А.Успенского. Набор в школу уже был окончен, но, прослушав одаренного мальчика, первое сочинение «Сон», которое тот написал в 5 лет, его безоговорочно приняли. Закончив школу по классу композиции, будущий композитор параллельно освоил еще две специальности. Спустя много лет будучи выпускником консерватории первое в жизни сочинение станет лейтмотивом дипломной работы, которую он блестяще защитит и получит похвалу из уст именитых композиторов и маэстро. В 1980 году после окончания школы имени В.А.Успенского последовало поступление в Московскую консерваторию имени П.И.Чайковского. Поступив в класс композиции самого профессора Т.Н.Хренникова, за время учебы новоиспеченный студент консерватории успешно гастролировал по всем городам и весям вместе со студенческим оркестром. В 1985 году с отличием окончил Московскую консерваторию по классу композиции и получил настоятельные рекомендации от наставника продолжать композиторское творчество в академическом стиле. Годы студенчества сменились работой в музыкальной редакции Узбекского телевидения, где молодой специалист Алишер Икрамов проработал с 1985 по 1989 годы. Далее – год работы в «Узбекконцерте» с популярным вокально-инструментальным ансамблем «Садо», откуда вышли знаменитые в свое время Азиза Мухамедова и Кумуш Раззакова. В 1990 году его приглашают на работу в эстрадно-симфонический оркестр Узгостелерадио. Отдельной главой «творческой книги» Алишера Каримовича и по сей день, безусловно, является работа в этом оркестре.

Национальный эстрадно-симфонический оркестр создавался в 1964 году при Радиокомитете Узбекистана. Первым художественным руководителем и дирижером оркестра являлся Заслуженный деятель искусств Узбекистана Энмарк Салихов. Позже художественными руководителями и главными дирижерами работали Народный артист Узбекистана Евгений Живаев, Дони Ильясов, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Анор Назаров. В свою очередь и Алишер Икрамов, прослужив там 5 лет, занял место главного дирижера и стал художественным руководителем оркестра. С 1996 года по настоящее время он занимает этот ответственный пост.

Работа с оркестром в 35 человек – дело непростое. Вообще быть руководителем даже небольшого коллектива довольно сложно, а справляться с коллективом свыше 30 человек, каждый из которых представляет из себя яркую творческую единицу задача не из легких. Но здесь и приходит на помощь многогранность и мощь натуры самого Маэстро. Ведь это Человек с большой буквы. В нем сочетаются высокий профессионализм, доброта и отзывчивость, тонкое чувство юмора, умение направить и помочь, а еще постоянный поиск себя.

 

 

 

С января 2006 года национальный эстрадно-симфонический оркестр также, как и все художественные коллективы Узгостелерадио, переводят в творческое объединение художественных коллективов при Министерстве культуры и спорта Узбекистана. Сегодня оркестр принимает активное участие в культурной жизни столицы и всей республики. Ни один государственный праздник не обходится без его участия. Наряду с музыкальным оформлением правительственных мероприятий продолжается сотрудничество с Национальной телерадиокомпанией. Ежемесячно в эфире узбекского телевидения проходят концерты эстрадно-симфонического оркестра. Увеличение гастрольно-концертной деятельности, приглашение к сотрудничеству ярких звезд отечественной эстрады, совместные проекты – начиная от  концертов с интересными солистами и ведущими артистами узбекской эстрады, сотрудничеством с компанией «Узбеккино» по созданию саундтрэков к художественным и документальным фильмам, заканчивая работой над созданием музыкальных абонементов для учащихся средних школ и колледжей, что может положительно повлиять на развитие музыкальной культуры молодого поколения. Записи эстрадно-симфонического оркестра, в репертуар которого широким диапазоном включены и бессмертные классические, и  современные эстрадные произведения, звучат в эфире ряда стран. В 2006 году компанией «Radio Records» выпущен компакт-диск оркестра.

Выпускники отдела «Эстрадное пение» Государственной консерватории Узбекистана имеют прекрасную возможность на выпускных экзаменах исполнить несколько произведений в сопровождении этого оркестра. И это, бесспорно, заслуга непосредственно главного дирижера Алишера Икрамова и заведующей этой кафедрой, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Дилором Амануллаевой.

Любовь маэстро к театру и написанная им музыка к спектаклям –  отдельная тема. 1986 год ознаменовался для него первой пробой пера  в этом жанре, а именно — работа над мюзиклом «Сказочная лестница», в 1987 году – работа над пьесой прославленного итальянского драматурга Карло Гоцци «Счастливые нищие» и как следствие – музыка к  радиоспектаклю с одноименным названием. Вообще, в 90-е годы Алишер Икрамов активно сотрудничает с театрами Узбекистана, пишет музыку к операм, мюзиклам, рок-операм, лирическим комедиям, музыкальным драмам, детским кукольным спектаклям. Это и музыка к видеофильму «Крюк» в 1992-м, и оперетты «Мамат гончар» в 1993-м и «Утешитель вдов» в 1996-м годах, и, конечно, музыка к телепередачам.

Хронология созданного композитором поражает своим масштабом, удивительной неустанностью и  плодотворным творчеством. Так, в 1993 году на сцене Узбекского национального драмтеатра им был поставлен мюзикл «Озорник» по Гафуру Гуляму, «Король Лир» Шекспира, в 1994-м — «Noyob nusha» и в том же году — «Yaxshilik qolurmu». В 1996 году к 660-летию Амира Тимура совместно с Ибрагимом Джияновым (автором либретто) им была написана музыка к исторической опере «Великий Тимур», поставленной на прославленной сцене Государственного академического театра им.Алишера Навои. Далее, была написана музыка к спектаклю «Тайна царя Грубияна», который был  поставлен в 1997 году на сцене Оренбургского театра музыкальной комедии и восторженно встречен российским зрителем. В 1999 году в сотрудничестве с театром им.Мукими родился спектакль «Золотое яйцо» (либретто Ф.Файзиева).

Не раз Алишер Каримович обращался к творчеству великих мира сего. Подтверждение этому — музыка к спектаклю «Башар алломаси», посвященного великому мыслителю и ученому Востока Ахмаду Аль-Фаргони. В 1998 году он был поставлен на сцене Кокандского музыкально-драматического театра. А дальше следовала интересная работа над мюзиклом «Тысяча и одна ночь». Очередной в списке мюзиклов стала постановка на сцене столичного Театра музыкальной комедии – «Тетя, я женюсь» (либретто В.Баграмова) в  2004 году. А в 2006 году на сцене театра оперы и балета им.Садриддина Айни в г.Душанбе (Таджикистан) была поставлена моноопера на рубаи великого восточного поэта Омара Хайяма.

Алишер Икрамов написал музыку к более чем сорока спектаклям не только для отечественных театров, но и для тех, что расположены далеко за пределами нашей страны. Это и Россия, и Израиль, и Италия…

О музыке для самых маленьких композитор говорит с особой теплотой и любовью. Тот пласт его творчества, который именуется «детским» ему особенно дорог. Ведь для того, чтоб сочинять музыку для самых юных зрителей, нужно чутко понимать детскую душу и играть по правилам этого «хрустального» мира. И здесь, в жанре музыкальной сказки, ему действительно мало равных. Маэстро написал музыку к более чем тридцати детским спектаклям, в большинстве своем для Республиканского театра кукол, на сцене которого до сих пор живут и «Царь Горох», и «Иссумбоси» (по мотивам японской народной сказки), и «Снежная королева» Г.Х.Андерсена. А спектакль «Снова Андерсен» на международном фестивале в России, проводимом в Московском театре кукол им.Сергея Образцова заслуженно завоевал первый приз.

«Кто сказал мяу?», «Каникулы в Простоквашино», «Веселое представление», «В поисках счастья», «Гасон – искатель счастья», «Карлик Нос», «Ребятам о зверятах», «Волшебная лампа Аладдина» и другие замечательные детские спектакли, музыку к которым написал Алишер Икрамов – это далеко неполный список музыкального мира сказок, который он подарил детям.

 

 

О том, кем является Алишер Каримович для молодых исполнителей я могу сказать не понаслышке. Многим до и после меня он помогал и помогает, дает путевку в жизнь и делает это совершенно бескорыстно. Такова его натура – широкая во всех смыслах этого слова.

Наша первая встреча с Алишером Каримовичем состоялась, когда я, будучи выпускницей консерватории, пришла к нему в оркестр на репетицию. Впервые я пела в сопровождении оркестра, для меня это было волнительно, но дебют оказался довольно удачным. Я исполнила произведение Дилором Амануллаевой, после чего Алишер Каримович сказал, что эту песню мы непременно запишем с оркестром. Моей радости не было предела, ведь сам Алишер Икрамов похвалил меня и удостоил чести сделать совместную запись, которая впоследствии вошла в Золотой фонд Узгостелерадио.

Алишер Каримович – отличный педагог и прекрасный наставник. Скольким молодым талантам он помог найти свой путь в творчестве. Сегодня многие из них известны всей стране и за ее пределами, но по сей день чувство благодарности этому Гиганту музыкальной мысли и творческой идеи дает о себе знать…

 

 

 

К теме о поддержке молодых талантов можно отнести и  песенное творчество Алишера Икрамова. Маэстро всегда безошибочно может определить степень таланта исполнителя и его перспективу. Человек-оркестр в одном лице, четко угадывая стиль исполнителя и создавая для него нужную песню, он грамотно готовил многих артистов к международным конкурсам, которые затем просыпались знаменитыми.

Его песни звучали на международных конкурсах: Юрмала-87, Юрмала –88, «Ступень к парнасу» (1989год), «Азия даусы», а также на международных фестивалях во многих странах: таких, как Турция, Италия, Израиль, Россия, страны Центральной Азии. И всякий раз национальный колорит исполняемых произведений приводил слушателей в восторг. Услышав икрамовскую музыку на конкурсе в Юрмале Раймонд Паулс по достоинству оценил профессионализм и яркий почерк композитора из Узбекистана, сказав, что его музыка затмила все вокруг. Высокая оценка маэстро такого масштаба выше всяких похвал.

Алишером Икрамовым написано свыше 100 эстрадных песен и по сей день работа в этом жанре для него является интересной и плодотворной. В разное время под его началом работали Анжелика Петросова, Равшан Каримов, знаменитые Рано Шарипова, Юлдуз Усманова, Севара Назархан.

 

 

 

 

Одним из любимых жанров, в которых работает Алишер Каримович, является сочинение музыки к фильмам. Сам  он говорит об этом так: «Музыка и песни из всеми любимых кинофильмов – это достояние, которое независимо от времени и расстояния объединяет людей в разных странах и на разных континентах. Часто по первым музыкальным аккордам и словам песни мы вспоминаем сюжет фильма. Это пробуждает в нас самые теплые чувства и особую неподдающуюся описанию сентиментальную нотку. Глубокий смысл многих песен потрясает и дает пищу для ума и души».

В 1997 году ему присвоено звание «Заслуженный артист Узбекистана», в 2005-м – «Заслуженный деятель искусств Узбекистана», а в 2011 году он удостоен ордена «Mehnat shuhrati». Но несмотря на внушительный список полученных наград и регалий, созданных им сочинений, это  по сей день  большой мечтатель, который видит в рассветах новый день и вместе с его началом звуки новых мелодий. Значит впереди простирается огромное море чарующей музыки, которую Маэстро еще предстоит сочинить.

Поистине, жизнью и творчеством таких людей, как Алишер Каримович, руководит Вселенная. Музыка — есть Свет и как это прекрасно, что такие «проводники» живут среди нас и наполняют наши души чистой энергией света…

 

Зоя Цой,

Заслуженная артистка Республики Узбекистан

 

 

 

3 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.