Антология. Александр Файнберг Искусство
Михаил Книжник пишет в своем ЖЖ,
Александр Файнберг
(1939-2009)
1. Александр Аркадьевич Файнберг – очень важный для Ташкента поэт. Он воплотил все плюсы и минусы судьбы русского поэта нерусского происхождения в нерусской стране. Его скупо публиковали в России и до сих пор знают мало. Но при этом – удаленность от столиц идеологии — в его арсенале нет ни одного «советского» текста, ни одного. Никаких «К 30-летию ВЛКСМ», ни по молодости, ни в качестве «паровоза», никогда. Только о любви, о смерти, о предназначении. И по линии «дружбы народов» никаких поддавков, подыгрываний. Переводил с узбекского по большей части хороших поэтов. Подрабатывал нестыдно – сценарии мультиков. Пил сильно, тяжело жить без наркоза. Огромный запас мужественной, без слезы доброжелательности. За последние 30 лет его жизни в Узбекистане не было ни одного начинающего русского литератора, которому так или иначе не подставил плечо Файнберг.
Несмотря на звание Народного поэта и почтенный возраст, закончил дни таким же джинсовым парнем, каким был и за 40 лет до того.
Есть ли ощущение, что его талант остался недовоплощенным, что был в нем запал на нечто большее? К сожалению, да.
2. Файнберг – это код, пароль по которому опознают друг друга ташкентцы на просторах земных. Поскольку, не пловом единым…
3. У Файнберга много ташкентских стихов, но я выбрал эти два. Мне кажется, что в них воздух дрожит. Тезиковка, Первушка, шанхай между Саларом и Жуковской – становые, фундаментальные для понимания духа города места. Места, которых нет на карте.
* * *
Что стало, детство? Где твоё начало? Своих дружков давно я растерял. То ль я стал глубже, то ли обмельчала речонка под названием Салар. Укладов старых временем не стёрло. По-прежнему солидны и скупы в особняке у польского костела живут спокойно русские попы. Ужели мы, не верящие в бога, в день пасхи собирались у дверей. Христос воскрес! А ночью на заборы. Воистину. Отличная сирень! Там в детстве лето звонкое. В квартирах с утра стоит веселый тарарам. Поют ножи на голубых точилах. Старьевщики гуляют по дворам. Там на Жуковской грязная пивная. В пивной сидит на бочке инвалид. Насос качает. Кружки наполняет. И по-армянски что-то говорит. Я помню дом с облезлой штукатуркой. Из низких окон музыка звучит. И стелется дымок по переулку. И листья жгут. И в воздухе горчит. И на траве у дымчатых обочин Пьянчужки в карты дуют об заклад И золотые мусорные бочки худые клячи тянут на закат. Что стало, детство? Где твои заборы? Где та девчонка, что была груба? Огромная труба над винзаводом по-прежнему огромная труба. Но всё иначе. Всё теперь иначе. Давно уж я не бегаю к попам. Давно не ездят по дорогам клячи. Старьевщики не ходят по дворам. Всё обретает новую окраску. Сломали магазинчик за углом. Вчера мои железные салазки какой-то школьник сдал в металлолом. Я повзрослел. Я становлюсь тяжелым. Неизлечим стихами и вином. Я возвращаюсь поздно. Как чужого, меня встречает двухэтажный дом. Темны его холодные подъезды. И мамы нет. И сам я одинок. Зачем же так нечаянно, как в детстве, на мостовые падает снежок? Что так бесстрастно властвует над нами? И кто во мне меня переменил? Всё реже я о детстве вспоминаю. Всё тише плачу у ночных перил. Куда, куда, мечта моя пустая? Моя отрада и моя печаль. Есть в этом мире истина простая. Прощай и здравствуй. Здравствуй и прощай.
Незабудка
За разбитою башней костела тянет шею к закату шлагбаум. Пахнут шпалы мазутом и ветром. Вдалеке семафор однорукий. А вблизи — из фанеры пивная. Рядом — речка Салар. И прохлада. В стороне от насосов и бочек возле насыпи режется в карты Колька-принц с молодыми ворами. Колька — бог этих старых окраин. Он жует папиросу, и чубчик, как у Гитлера, косо слетает на огонь зажигалки трофейной. На дымящихся кружках пылает золотое прощальное солнце. И для Кольки шикарное танго патефон его личный играет. И мерцает, качаясь, мембрана на волне довоенной пластинки. Мимо Кольки, стуча каблучками, Незабудка идет к переезду. Незабудка идет, как танцует. Над дорогой звенят от загара молодые упругие икры. За плечо переброшена сумка. Рвется тело из блузки в горошек. Знают все — влюблена она в Кольку, оттого и прикушены губы. Но глаза, подведенные тушью, не глядят на саларского принца. Ей плевать на шикарное танго и на пьющих вокзальное пиво. На лицо ей несет паутинку в листопадах погожая осень. Незабудка ни слова не скажет, если Колька ее не окликнет. Только глянет с усмешкой, да в сумке финский ножик о зеркальце звякнет. А над насыпью к Тахиаташу товарняк громыхает на стыках. И стоит у огней переезда в пиджачке шестиклассник с портфелем. Знает он — в этот час Незабудка здесь пройдет на субботние танцы. Ну конечно, пройдет... Ну а как же?.. Грохоча раскаленным железом, пролетают вагоны, цистерны. Едут люди на стройку канала, на укладку железной дороги от Чарджоу к барханам Кунграда. Черен дым из трубы паровоза. Но сквозь копоть, сквозь брызги от пара шестиклассник глядит затаенно, как стоит у путей Незабудка, чуть смежив голубые ресницы. Перед нею грохочут платформы. Ветер — в губы. И челка порхает. Старый парк за железной дорогой. Бьет фонтан над русалкой из гипса. Глухо щелкают в тире воздушки. Вьется пыль от фанерных мишеней. Мимо тира ко входу бильярдной инвалид на скрипучей коляске подъезжает, куря самокрутку. Колька-принц отдает ему серьги, золотые часы и браслеты. Инвалид их за пазуху прячет. А над парком взлетают качели. Реют в воздухе синие лодки. И вдали за стволами деревьев ровно в семь танцплощадка открылась. Там над прутьями ржавой ограды встал на цыпочки мальчик вихрастый, чтоб услышать аккордеоны, чтоб, душой замирая, увидеть меж танцующих блузку в горошек. Над горбатою крышей эстрады чуть качается шарик воздушный. И под музыку танца каштаны в небе осени ветер колышет. На ограду витую слетают золотые и красные листья. И сквозь них проходя без билета, Незабудка по-царски вступает на хмельной пятачок танцплощадки. От толпы отделяется Колька. И с почтеньем фиксатые парни пропускают его к Незабудке. А в тени от ветвей над оградой, встав на цыпочки, мальчик вихрастый, чуя пальцами ржавые прутья, молча смотрит, как принц косочубый прижимает к себе его счастье. И танцует. И, глядя в пространство, пятернею по юбке проводит. Ночь шумит за окном листопадом. Мой тринадцатилетний романтик, от обиды в слезах засыпая, не глазами, а сердцем подростка Незабудку любимую видит. Вот стоит она в темном подъезде, положив ему руки на плечи. Ну конечно, ему, а не Кольке через челку в глаза она смотрит. Никого на полночной площадке. Сквозь разбитые стекла подъезда с тайным шорохом листья влетают. А лицо Незабудки все ближе. И чуть-чуть приоткрытые губы все доступней ему, все желанней. От окна опускается с неба свет таинственный лунной дороги. И глаза, подведенные тушью, обещают любовь до могилы. А глаза, подведенные тушью, в это время, сверкнув по-кошачьи, озарили сарай у помойки, двор безлюдный и черные окна. И зашлось ее юное сердце от пропахших вином поцелуев, от любви долгожданного принца. И в разбойной ночи листопада, задыхаясь от грубых объятий, будто слово блаженной молитвы, простонала она его имя. На мгновенье теряя сознанье, воскресая и вновь пропадая, жарким телом она ощутила эти к взлому привыкшие руки. И, почуяв лопатками землю, Незабудка откинула челку. И над нею в неистовом небе накренились от счастья созвездья. Мой вихрастый, мой милый романтик, тридцать лет, как с тобой мы расстались. Двадцать лет, как зарезали Кольку, десять лет, как спилась Незабудка. У судьбы не бывает промашек. Над могилой ее за Саларом каждой ночью кричат тепловозы о разлуке, которая вправду. Мы не встретимся больше, романтик, ни у дальних огней переезда, ни у прутьев железной ограды, где когда-то шумели каштаны. О тебе мне осталась на память только эта громада костела, где сквозь черные камни развалин, как сквозь пепел всего, что сгорело, пробиваются к жизни и свету всходы горькие поздних прозрений – голубые цветы полевые.
В. М. Петров
Первушка
Слухи о пьянстве Файнберга, сильно преувеличены. Пить он не любил, рассматривая как первостатейное зло. Это ему принадлежит необычайно яркая поэтическая строка: — «Водка яд. Пей лимонад!» А вот курить, курил. Раньше предпочитал папиросы «Беломорканал». Поэтому и написал бессмертный стих: — «Позабудьте все вопросы, покупайте папиросы».
Виктор Арведович[Цитировать]
«Позабудьте все вопросы, покупайте папиросы» — мда уж, бессмертно. Бессмертнее только «Не забывай никогда, как плещет в гавань вода, и как воздух упруг (как спасательный круг)» — ну, это всё-таки нобелевский лауреат.
Carpodacus[Цитировать]
А ещё он любил ходить пешком. Автобусы и трамваи его времени всегда были переполнены. Двери не закрывались. Водители автобусов трамбовали людей в салоне, набирая скорость и резко затормаживая. По этому поводу у него родился гениальный перл: — «Езда в автобусе, поверьте, почти всегда приводит к смерти».
Виктор Арведович[Цитировать]
Это правда, что слухи преувеличены, Александр Аркадьевич даже если и выпивал — в принципе, знал меру, не терял лица. В лучшем случае — уходил спать. Чудесный, светлейший, дорогой наш человек Александр Аркадьевич, как же Вас не хватает, и как бережно храню в памяти наши встречи…
Ольга Нафикова (Ольгана)[Цитировать]
Хоть это не имеет никакого значения, уточняю- Саша курил сигареты » Памир», их называли противозачаточными за очень крепкий и жутко вонючий табак. Потом, кода Памир перестали выпускать, перешел на Приму. А не пил Саша только когда писал. Пил водку — делал это охотно и помногу . Процесс пития, когда с юмором, когда с грустью отражен в его стихотворениях «Рабочий сцены Васильев «, «Давай мой друг в один из дней не запряжем своих коней» — блестящие стихотворения, как впрочем вся его поэзия. Любил компанию, кухонные посиделки…
рафаил константиновский[Цитировать]
Спасибо!
VTA[Цитировать]
Курил он «Памир», выпивал, когда не шла работа. Но разве в этом дело, комментаторы! Вы бы не отвлекались от его поэзии…
Георгий Коваль[Цитировать]
Великие люди никогда не пьют. Их спаивают. Спаивает режим и поклонники. Вот так и надо писать. А это значит, что если поэт употребляет, то его непременно споил режим. Поэтому пьющим поэтам нужно посвятить специальный исторический выпуск Музея жертв репрессий.
Виктор Арведович[Цитировать]
правильно написано михаил! во всяком случае это совершенно совпадает с моим восприятием александра аркадьевича. я уже писал как-то: это из тех людей которые не нуждаются в лакировке. лакировка это косвенное подтверждение некой недостачи. вот файнбергу это совершенно ни к чему!
александр махнёв[Цитировать]
Спасибо за память и за стихи А.А. спасибо
Н.Н.[Цитировать]
Жуковская, винзавод-места моего детства и юности. Спасибо за память. Файнберг,безусловно,великий поэт.
Владимир[Цитировать]
Друзья, спасибо за слова поддержки. Заходите ко мне
http://mknizhnik.livejournal.com/
Там по тегу «антология «Ташкентский дворик» вы найдете более тридцати поэтов, писавших о Городе. Антология продолжает пополняться.
МК[Цитировать]
У Салара пивная из фанеры была на улице Буденного, напротив – знаменитый хлебзавод, прямо вырастал из воды Салара. Мы детьми плавали по Салару на камерах и, цепляясь у окон хлебзавода, выпрашивали душистые сайки у тётушек-хлебопеков. Часто давали. Далее от улицы Буденного и вдоль железнодорожного полотна тянулась улица Першина, которая упиралась в Тезиковку. Все улицы, прилегающие к вокзалу, населяли, в основном, семьи железнодорожников, многие – переселенцы из Самары, отличные мастеровые и заядлые голубятники. Колька-принц, один из многих парней, закончивших так свою жизнь. Были свои «жиганы», «кержаки» и «уркаганы». Узнаваема и Незабудка – это ташкентская история, ничем не хуже Вестсайдской. А романтик чем-то на меня похож.
«Шурик» с улицы Буденного
«Шурик» с улицы Буденного[Цитировать]
Чтобы не говорили, а нужно ценить не слухи и сплетни а прекрасное творческое наследие, которое нам оставил Александр Аркадьевич.
Александр Евсеев[Цитировать]
Tochnoe i talantlivoe vosproizvedenie poslevoennogo russkogo Tashkenta.
Efim Solomonovich[Цитировать]
Я хотела бы узнать, а его стихи переводили на узбекский язык. если да кто переводил
Умида[Цитировать]
Абдулла Орипов вроде переводил некоторые.
Azim[Цитировать]