Второе рождение «Куштут» История Фото

Галерея «KUSHTUT» – новый центр притяжения для поклонников традиционного узбекского искусства

Ташкент – быстрорастущий мегаполис, современная архитектура которого воплощает актуальные тенденции мирового градостроительства. Но все же в структуре города бережно сохраняются приметы старины, островки застроек прошлых времен, помогающие представить, как выглядела наша столица сто и более лет тому назад. Одним из таких районов является старогородская часть Ташкента, с узкими улочками махаллей, разбегающимися от уже неотъемлемых проспектов, и памятниками архитектуры, сохранившимися несмотря ни на какие перипетии исторических трансформаций. Здесь, в сердце старого города, расположена бывшая квартальная мечеть «Шарафбай», возведенная, предположительно, еще в XVIII веке. Позже, в XIX веке, мечеть подвергалась реконструкции, а уже в новейшее время по понятным причинам была заброшена, а также использовалась как склад.


В наши дни здание охраняется государством. Небольшое по размерам, оно являет собой подлинную жемчужину позднесредневекового зодчества, заметную еще издали, благодаря возвышающемуся над одноэтажной застройкой изящному куполу. Гармоничные пропорции, лаконичная, но продуманная структура, удивительные по своей красоте росписи потолка и ганчевый декор стен демонстрируют высокий художественный уровень работы безвестных зодчих, художников и мастеров. Сооружение имеет типичную планировку, где восьмиколонный айван, к которому ведет выложенная среди цветников дорожка, сочетается с квадратным в плане купольным сооружением, восторгающим своими формами и потрясающей акустикой.

Стройные, высокие колонны айвана, с глубокими трещинами, несущими на себе печать времени, поддерживают словно парящий потолок. Такой эффект достигается за счет разбивки потолка на восемь отдельных плафонов, где балки, в свою очередь, украшены изысканным орнаментом, а перекрытия выложены рядами подогнанных дощечек васса. Такой прием оформления потолочного пространства является типичным для местного зодчества.
Время не пощадило потолочные росписи, которые ни разу не подвергались реконструкции, тем не менее, они все еще сохраняют изумительный по рисунку декор, горящий ультрамарином, использовавшимся как фон для орнаментальной вязи. Сами росписи выполнены в лучших традициях ферганской школы, и являют собой классику орнаментального искусства.

Резные детали потолка – переходящие в балки фигурные капители колонн, формирующие кессонную композицию, демонстрируют одновременно и мастерство резчиков по дереву.

На узкой стене айвана, к которой подводит посетителей формируемый колоннами проход, размещен небольшой михраб, и потому оформлению этой части мастера уделили особое внимание. Плоскость стены разбита на ряд горизонтальных и вертикальных панно, каждое из которых было украшено ганчевым декором. К сожалению, утраты декора значительны, однако сохранившиеся части дают возможность оценить мастерство художников, создавших изящное плетение узоров в стиле ислими, а также изысканные по стилю рельефные надписи, размещающиеся в верхних панно. В целом оформление айвана – это подлинный синтез искусств, где сочетаются роспись и резьба по дереву и ганчу.

b05

Декор зимней части полностью утрачен, однако интерьер и пропорции, геометрия потолочного пространства по-прежнему вызывают чувство восхищения.
Здание небольшое по своим размерам и уже не в силах служить прежним задачам, однако оно по-прежнему может нести свою функцию храма – теперь уже храма искусства. Трудно сделать выбор лучше для организации камерного выставочного пространства, чем этот скромный шедевр средневекового зодчества. Теперь его двери распахнуты для художественной галереи «Эскишахар». Место расположения здания – старогородская часть Ташкента, как и его характер, логично подводят к основной цели новой галереи – она связана с организацией выставок, представляющих богатейшее художественное наследие нашей страны. Где, как не в освященных веками стенах, в родной по времени среде бытования будет столь органично восприниматься традиционная керамика и ткани, ковры и вышивки, изделия художественного металла и прочее. Вместе с тем, как традиционная архитектура органично вплетается в современную инфраструктуру города, так и старинные художественные ремесла обретают в наши дни второе дыхание. Показать зрителю эту связь времен, бесконечный, нескончаемый потенциал традиционного искусства, способного быть сильнейшим источником творческого вдохновения для современных художников и мастеров – такова задача организаторов галереи.

Каждое посещение новой выставочной площадки – это, в первую очередь, реальная встреча со старым Ташкентом. Переступая порог входных ворот, вы мгновенно попадаете из шумных улиц, с их стремительными транспортными потоками, в атмосферу средневековья, проникнутую размеренной медитативностью, полную причудливых ритмов орнаментальной вязи. Экспонаты выставок, в свою очередь, будут раскрывать перед посетителями захватывающие истории, связанные с различными видами искусства или ремесла.

Камерность пространства работает на пользу организаторов – здесь не будет привычной для посетителей музейных залов постоянной экспозиции, каждая выставка – это новое путешествие во времени, путешествие в прошлое, которое, тем не менее, так или иначе, приведет нас в наши дни. В планах организаторов – тематические выставки, в основе которых лежат оригинальные концепции, подкрепленные научными изысканиями, расширяющие наши обычные представления о той или иной странице нашего художественного наследия. Сочетание как минимум двух экспозиционных площадок – открытой, айванной, и закрытой, внутри помещения, предоставляют неограниченный простор для формирования оригинальных выставочных концепций.
Новая художественная галерея в старом городе – это новый взгляд на традиционное искусство, открывающее для себя будущие перспективы в меняющемся мире.

Автор текста доктор искусствоведения Эмилия Гюль. Источник.

3 комментария

  • Фото аватара Раиса Крапаней:

    Лишь бы не переделали!!!!
    Уже потеряли Самарканд — древний город отдан на потеху алчущих быстрого успеха и выполняющих любой заказ архитекторов и реставраторов. Новомодные кричащие псевдостариннын здания режут глаза и отдаются болью в сердце.
    Всецело согласна с археологом Ртвеладзе — здание должно быть консервировано с применением самых высоких технологий.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Домиан:

    Наконец я узнал название и дату постройки этой мечети — спасибо!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Александр:

    Как мне помнится эта мечеть была построена татарским купцом из близлежащей махалли.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.