Где сейчас ботинки Ильича? Искусство

С памятниками, скажу я откровенно, дело швах. Не питают к ним теплых чувств неблагодарные потомки. Сносят с незапамятных времен, будто бы желая ликвидировать эти свидетельства неких сакральных функций. Будь то статуи богов, будь то железный Феликс, будь то советский воин-освободитель. По поводу последнего мнения ныне диаметрально противоположны. И, пожалуй, лет двести потребуется, чтобы спокойно и без взаимных оскорблений, честно и непредвзято рассуждать о событиях Второй мировой; совсем как об Отечественной 1812 года сегодня. Ну а пока… мир — хижинам, а война — памятникам.

В далекой восточной стране, где довелось мне родиться и жить тридцать лет и три года и еще сколько-то там дней до марш-броска через океан, тоже были памятники.

И с ними тоже происходили события прелюбопытные. Так, в центре Сквера Революции (о как греет это название сердца старых большевиков!) «стоял» некогда Иосиф Виссарионович собственной персоной. История сквера хранит и другие имена — звался он Константиновским, потом Кауфманским, но сейчас не об этом. Сталинский памятник я не запомнил — мал был тогда, и демонтаж памятника разоблаченного вождя не мог произвести на меня какого-либо впечатления. А вот голову Карла, несравненного! Маркса, помню. Тем более что видел его, родимого, едва ль не ежедневно благодаря тому, что работал поблизости, через дорогу.

Суровый взгляд и развевающиеся будто бы от шквального ветра каменные кудри Карла настраивали на постный лад как в дождливый день, так и в полуденный зной, и влюбленные предпочитали встречаться у Курантов, дабы не беспокоить злобного мыслителя. Знали б они про его амурный список, усомнились бы и в суровости взгляда и в верности всякого рода идеалам…

Снятие головы Маркса с постамента я тоже не застал — был уже далече. А фото нового (старого?) героя увидел уже спустя некоторое время. Тамерлан (он же Тамерлан Великий, Амир Темур, Тимур, Темур Великий) на коне, возможно, более уместен, нежели отдельно взятая голова Карла (без двух других — Фридриха и Владимира), если не пытаться строить сложные ассоциативные ряды от тогдашней империи к современному государству.

Да, кстати. В отличие от памятников культовые здания и сооружения не всегда подвергались сносу, а лишь меняли «вывеску», как Софийский собор в Константинополе или же Альхамия в испанской Мурсии. Что, в общем-то, разумно. С памятниками сложнее. Тут даже постамент порой не годен для нового лица или группы лиц.

В этой связи сразу вспоминается центральная площадь в упомянутом восточном городе, которую венчал долгие годы пафосный памятник Ленину на солидном постаменте. Простоял он аккурат до окончания эксперимента под названием СССР и обретения бывшей советской республикой независимости. На месте Ильичу был установлен земной шар, в центре которого крупно обозначили нового полноценного члена мирового сообщества. Пуп земли выглядит сомнительно, но в своем доме любая прихоть вполне осуществима. Однако до этой композиции имел место демонтаж (его-то я застал, т.к. он происходил еще до моего расставания с городом) и, что характерно, циклично. Сначала убрали голову, потом туловище вождя пролетарской революции, а вот ноги, в намертво казалось бы прикрепленных к постаменту ботинках, некоторое время создавали сюрреалистическую картину, смысловой интерпретацией которой занимались все, кому не лень. И сам я, каюсь, предполагал, что ноги хранили не случайно и что сгодятся они для какого-то другого, более близкого сердцу горожан и их управителей персонажу. Тем паче, что ботинки были хоть куда — в века не сносить!

Но не угадал я. Решение оказалось иным. Половинчатым. Или Соломоновым. Уж как кому больше нравится. Постамент решили не трогать, а памятник заменили земным шаром, стоящим там поныне. А позже у основания памятника появилась фигура женщины с младенцем, символизирующая Родину-мать.

Ну а где сейчас ботинки Владимира Ильича — не ведаю. Да и так ли это важно?

24 комментария

  • tanita:

    Прекрасные заметки! Интересно, что я тоже. как и автор, была свидетелем демонтажа памятника Сталину и много лет видела сурового Карла Маркса. Но вообще-то я против уничтожения памятников! Так нельзя. ибо это история. А этом смысле правильно поступили власти Москвы, когда свозили памятники на Крымский вал, там и Дзержинский есть. Нельзя. нельзя уничтожать свою историю, Кстати, на улице Навои, от бывшего театра Эстрады, потом ТЮЗа тянулась аллея поэтов, интересно, где сейчас эти бюсты? Там ведь не только советские поэту ыбли, вернее. большинство было несоветских….

      [Цитировать]

    • Домиан:

      На улице Джахан Абидовой (Напротив института связи), есть центр тестирования в здании бывшего ПТУ-42. В его дворе есть несколько бюстов писателей. Я точно не знаю, но подозреваю, что это часть тех самых бюстов с Аллеи поэтов.

        [Цитировать]

    • ruslan:

      Совершенно ясно, что автор свидетелем демонтажа не был. И как верить всему, что он еще написал?

        [Цитировать]

  • KP:

    Складывается впечатление, что автор, как Илья Муромец, раздумывавший встать, — 33 года собирался с мыслью, чтобы покинуть Родину?

      [Цитировать]

  • По официальной версии Тимур был монголом из племени барласы. Почему тогда он считается узбекским национальным героем?

      [Цитировать]

    • Игорь Анатольевич:

      Да потому, что нужно создать легенду о величии нации, а нет серьёзных фигур общенационального масштаба. А раз нет, то нужно их придумать. Вот автор пишет об уместности фигуры Тимур на Сквере. А этот Тимур мало ли крови пролил? Мало ли пирамид из черепов сложил? «Сила в справедливости!» Ну-ну…

        [Цитировать]

      • Халдар:

        Все верно. Нет никого.

        Вам тоже это говорили на уроке истории «народов СССР» когда изучали главу «история народов Средней Азии, Закавказья, Сибири и Дальнего Востока и др.»?

        Мы ведь все своими глазами читали об этом в указанной главе параграф «народы Средней Азии в 7-18 веках» в абзаце посвященном истории Узбекистана. Так ведь? Вот. Какие вопросы могут быть…

          [Цитировать]

      • urman:

        Лозунг Тимура звучал: “Рости — Русти”, что в переводе с персидского означает: “Правда — Сила”. Так что современный перевод (в том числе и на узбекский язык) правильно отражает идею этого лозунга.
        Из какого племени происходил Тимур — не имеет никакого значения. Наполеон не был французом, а Сталин — русским. Однако весь мир считает их таковыми, и объяснять это никому не надо. И вообще, обращение к этнической принадлежности не является признаком цивилизованного подхода к этой проблеме.
        Главное то, что Тимур был правителем империи с центром в Самарканде, первой столице Узбекистана, а вся территория Узбекистана была частью этой империи.
        Об отсутствии “серьёзных фигур общенационального масштаба” — зачем эта фраза, только для того, чтобы унизить?
        Национальной гордостью являются не воины, а прежде всего выдающиеся поэты и ученые. Достаточно назвать имена Аль-Хорезми, Аль-Бухари, Ибн-Сино, Улугбека, да вы и сами можете продолжить этот ряд. Я не называю их узбеками, но происходили они из той земли, которая сейчас называется Узбекистан, и почему современные жители Узбекистана не могут ими гордиться?

          [Цитировать]

  • Володя:

    Внимательнее почитайте историю племени барлас и какую роль сыграл Амир Темур в их развитии. Думаю, что исторические источники также помогут понять почему Темур стал национальным героем Узбекистана.

      [Цитировать]

  • Володя:

    Так Вы читайте разные источники, зачем зацикливаться на чем-то…
    Амир Темур великий государственный деятель и полководец, создатель громадного государства, его деяния огромны.
    Он сын своего времени, его деятельность должна рассматриваться в контексте XIV-XV веков.
    Личность его овеяна мифами, памфлетами, недоброжелательными описаниями и панегириками…
    Соответственно, с точки зрения исторической науки нельзя впадать в крайности. Нужна трезвая оценка.
    Но, подчеркну, в исторической ретроспективе он занимает одно из значительных мест среди сонма великих людей прошлого!

      [Цитировать]

    • Халдар:

      Владимир, что же Вы так-то, а? Поберегите себя.

      Сказали же на уроке истории в 50-х в совковой школе «убийца и кровосос», так и должно. Зачем историю переписывать-то? Все так хорошо себя чувствуют, все так душевно…

      И, вообще нет никакой истории. Нет никаких узбеков, казахов и др. Не было никого, всех придумали советские ученные в 20-х годах ХХ века.

        [Цитировать]

  • Ходжа:

    А такая история есть? Стало интересно, насколько она исторична, та история…

    если так рассуждать , то насколько исторична история вообще …

      [Цитировать]

  • ruslan:

    Информация абсолютно ложная. Последний памятник вождю мирового пролетариата снимали с помощью огромного крана целиком, предварительно обшив его досками. Не по частям.
    А сапог оставался на памятнике другому вождю, демонтированному в Будапеште в 1956 году (см. обложку журнала «Тайм» за тот год).
    И зачем нужно было искажать истину, ради красного словца?

      [Цитировать]

    • AK:

      не знаю как снимали, но пассажиры автобусов проходящих через перекресток Сталина-Ленинградская могли видеть через забор около «дома с собаками» отдельные части «великого вождя».. я не сторонник считать всех украинцев «бандеровцами» потому что помню как молчал народ у нас при виде того же что происходит сейчас на Украине (ведь Украину как и Узбекистан «запланировал» Ленин, а «оформлял» председатель КомНаца — Сталин) Снос памятника Ленину — то же самое что разбивание памятника на могиле отца..

        [Цитировать]

  • ruslan:

    Когда в начале девяностых годов прошлого века Россия вывела Узбекистан за пределы рублёвой и паспортной зоны, стало ясно, что с памятником на Красной площади придется распрощаться. Были люди с фотоаппаратами наготове, которые ждали, как от этого памятника отделят голову, а затем и остальные части, либо уберут так, что он будет висеть на тросе, как Дзержинский на Лубянской площади, под улюлюканье толпы.
    Ничего этого не было. Памятник обернули досками так, что он превратился в деревянный цилиндр, подогнали автокран с японскими надписями (я никогда раньше и позже не виде кранов с такой длинной стрелой), отделили этот цилиндр от постамента, и больше я его не видел. Своё впечатление могу сравнить только с тем, как в декабре 1991 года я видел, как красный флаг над зданием за кремлёвской стеной сменился трёхцветным.
    Это была непростая инженерная операция, думаю, что еще живы те, кто выполнял её, и было бы интересно найти их и поговорить с ними.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.