Тротуары, вымощенные кирпичом Разное Фото

Пишет Ильгиз Монасыпов.

Уже не раз в комментариях к ряду публикаций на сайте упоминались, что в русской части старого Ташкента тротуары были вымощены кирпичом. Просуществовали такие тротуары практически до конца 50-х годов прошедшего столетия, когда одновременно с массовым асфальтированием булыжных мостовых слоем асфальта были укрыты и тротуары.

Общее мнение письмовчан сводится к тому, что кирпичных  тротуаров более не существует. И это действительно так. В старой ожидающей сноса одноэтажной застройке в прямоугольнике между улицами Урицкого, Энгельса, Каблукова, Икрамова (названия улиц старые) кирпичных тротуаров давно нет. Но кое-какие следы все-таки остались. Речь об этом ниже

Постоянные посетители сайта, без сомнения, помнят фотоснимок, опубликованный в начале мая 2012 года и озаглавленный «Популярная геометрия». Разумеется, я сразу узнал это место и зафиксировал его на камеру своего старенького мобильного телефона практически с той же точки.

Вот это место:

Давайте не будем сравнивать качество этого снимка с опубликованным ранее (такое сравнение будет явно не в мою пользу). Мне это фото понадобилось лишь в качестве отправной точки для разговора о тротуарах.

Я взглянул на этот же тротуар с противоположной стороны

Вот он, отрезок тротуара, замощенный кирпичом. Хотя кирпичная укладка здесь  просматривается плохо, этот снимок все же интересен тем, что слева видна часть конрфорса, воздвигнутого после землетрясения. Не простояв и 50 лет, он уже частично разрушился от влаги и прочих атмосферных воздействий.

Пройдем чуть вперед, к той точке, где подпорками для стен служит металлический швеллер, и еще раз взглянем на тротуар. Вот он, вымощенный кирпичом. О целостности покрытия, конечно, говорить не приходится. Но те кирпичи, что еще остались, лежат целехонькие, как новенькие.

И, наконец, еще один снимок, сделанный на пару месяцев позже остальных.

Все тот же разваливающийся контрфорс. Но, буйно разросшуюся по весне траву, убрали. Здесь уже отчетливо (по сравнению с первым снимком) видна кирпичная укладка тротуара. И никакие атмосферные воздействия не вызвали даже минимального разрушения кирпичей.

Я не знаю, когда тротуары мостили кирпичом, но, думаю, что этому кирпичу  лет должно быть не менее 80. Ну а, если тротуары в таком виде создавались одновременно с застройкой улицы, то им уж не менее 100 лет.

В заключение замечу, что это улица Финкельштейна в районе пересечения ее с Малясова.

36 комментариев

  • Фото аватара вася:

    кроме тротуаров ещё и арыки были отделаны кирпичём.

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Хорошо помню, как я лежу среди битых яиц на ул. Лермонтова, возле Консерватории, на тротуаре, вымощенном кирпичом. Одно яйцо закатилось в выбоину из-под кирпича и осталось целёхонько! Кирпичом был вымощен внутренний дворик с фонтаном в Старом Русском Театре. Кирпичом мостили… полы в коридорах вполне приличных домов.

      [Цитировать]

  • Фото аватара VTA:

    Нет, я должна хоть еще один разочек по нему пройтись! Поеду и найду! Сколько лет ходила именно по нему, и маленькая, и постарше, всякая! Те кирпичики, которых уже нет, не сразу вывалились. Сначала они качались, а в ненастье хлюпали и если невзначай на такой кирпич наступить, то из-под него предательски вылетит тонкая струйка жидкой глины и тогда прощай марафет! Надо возвращаться и переодевать чулки, замывать «хвост» пальто. Но это же не всегда, поэтому смотрю с теплом на душе, спасибо за привет из далека!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Yultash:

      Кто-нибудь застал, помнит, ходил?
      Фото —

        [Цитировать]

      • Фото аватара VTA:

        Булыжную мостовую помню. Но и по этим кирпичам, конечно, ходила — центр, все ходили. Долго прослужили те дороги, асфальт столько не лежал. У нас на Высоковольтном тротауры так раздолбались, что затемно только с фонариком ходить можно, а то упадешь и сломаешься.

          [Цитировать]

        • Фото аватара olga:

          Ходили , все ходили-в детстве кирпич хорошо помню.И двор наш был вымощен кирпичом.И у моей тетки двор был кирпичный.Да многие дворы были вымощены кирпичом….В своем дворе мы сбрасывались на кирпич…Некоторые не пожелали и часть двора осталась без мощения.В сухую погоду это было незаметно ,но после дождя …одним словом ноги об кирпичи вытирали и перемещались дальше..Кирпичом мостили тротуары не только в Ташкенте…Его (кирпич)еще фигурно выкладывали-елочкой .змейкой…

            [Цитировать]

      • Фото аватара вася:

        похоже перекрёсток карла и кирова?

          [Цитировать]

        • Фото аватара lvt:

          Нет, это гораздо ближе к тому месту, где в 1934г. образовался крайний правый угол фасада русского театра. Я даже осмелюсь предположить, что эти высокие ступеньки уже в 50-е годы вели в винный магазин («партийная кличка»-узкитаб, соответственно «пойти в узкитаб» означало -пропустить стаканчик).

            [Цитировать]

  • Фото аватара Ольга:

    Ходила и Я по курпичному тротуару перед домом 1935 года постройки. Он был с внешней стороны дома по ул. Алмазар тупик Аллея. С внутренней строны дома, во дворе был булыжный большой тротуар перед домом. Потом в 70-х годах все заасфальтировали.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Арлен:

    Вообще осталась ли в Ташкенте на проезжей части брусчатка? И была ли она? Не кирпичная, а именно каменная

      [Цитировать]

    • Фото аватара EC:

      Когда переделывали улицу Самарканд дарбаза (трамвай прокладывали) я видел срез в траншее, там под многими слоями асфальта (с метр высотой в сумме слои) была брусчатка. Интересно, когда это ее замостили?

        [Цитировать]

    • Фото аватара VTA:

      Галька была, скорее булыжник, как же . До революционный еще! Так хорошо уложен был, что не убирали, а поверх асфальтом покрывали. Ее не только ЕС видел, в центре города тоже обнажалась при строительных работах.

        [Цитировать]

  • Фото аватара EC:

    Я вспомнил, что справа от главпочтамта был хлебный магазин, у него тротуар был асфальтированный, а между тротуаром и домами было вымощено желтым кирпичом. Вплоть до Асакинской.

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Строго говоря, брусчатка -это на Красной Площади. Такой в Ташкенте я не помню. А вот галька, большая, ровная, овальная, уложенная умелыми мастерами, покрывала улицы центра. Это и было ташкентской «фишкой». И контрфорсы стояли задолго до землетрясения 66-го г. Сколько раз трясло, столько раз и пристраивали всё новые и новые. Наш двор тоже был замощён галькой. Местами она образовывала квадраты, круги. Но это на фото не попало.

      [Цитировать]

    • Фото аватара VTA:

      Чудесный снимок, спасибо!

        [Цитировать]

    • Фото аватара Арлен:

      LVT
      Вы меня правильно поняли — брусчаткой и интересовался
      В Москве это не только Красная площадь, это ряд улиц — на память приходит Баррикадная, Кузнецкий Мост…
      Такие улицы сохранились в Киеве (немалое количество), Симферополе, Севастополе, Одессе (десятки километров). Не помню видел ли я их ещё, строго говоря не могу даже точно сказать есть ли они в Ленинграде…
      Мне по душе такое покрытие в первую очередь потому что оно фантастически долговечно (при правильной укладке естественно, а не в эпоху откатов), отлично впитывает влагу, выглядит аристократично даже :)
      При езде на автомобиле проблема шума и вибрации исчезает, когда скорость достигает примерно 60-70 км/час — мы с зятем приспособились к этому покрытию при движении по улочкам в центре Одессы.
      А галька в Ташкенте знакома по старинным фотографиям, где двухметровые колёса арбы «шагают» по ней.

        [Цитировать]

      • Фото аватара lvt:

        Вот такая «европейская» мостовая для Ташкента была НЕ типична. Может быть, кто-то в своём дворе именно так и выложил аллеи, но я не видела. В Костроме, даже в Свердловске ещё застала брусчатку на центральной площади, но не знаю перешагнула она Урал или нет. В Красноярске довоенные тротуары были деревянными. А вот классический ташкентский тротуар. Я, кстати, не помню, где эта библиотека находилась.https://picasaweb.google.com/lh/photo/FyLGPvGKswcz2fbJlP3du9MTjNZETYmyPJy0liipFm0?full-exif=true

          [Цитировать]

        • Фото аватара VTA:

          Обожаю этот снимок! Всё типично для нашего Ташкента, от тротуар, здание, крыльцо с навесом, деревья. Но где это точно, не знаю, мне кажется в районе Пушкинской.

            [Цитировать]

        • Фото аватара акулина:

          Именно так и были замощены дороги в городке Ленинского училища — середина булыжная, а тротуары в елочку. Моя мама, впервые увидев это, в восторге сказала:»У них здесь на улицах паркет»

            [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    http://www.maxpenson.com/show?page=1&lbid=&id=823 Вездесущий Макс Пенсон сохранил для истории момент ремонта остатков булыжной мостовой.

      [Цитировать]

  • Фото аватара VTA:

    А знаете, что еще было интересно в дореволюционных зданиях? Подвальные помещения. Целые этажи были фундаментально сооруженные, сплетничали и о подземных ходах. Когда ломали здания в центре города, очевидцы и рабочие рассказывали, что не всё можно было разобрать и времени жалели, так и засыпали землёй. Почти во всех зданиях областных и уездных управлений после революции расположили облисполкомы и др. гос. учреждения и до сих пор не ломают и не переносят. Одна из причин те же подвальные помещения, которые вполне и бомбоубежищами служить могут. Даже лифты устраивали для подъема на первый этаж. Кто-нибудь видел такие подвалы сам?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ирина:

    Как правило, пол в мавзолеях — Зенги-ата, Шейхантаур, Каффаля-шаши, Зайнуддина-бобо и прочих и не только в Ташкенте — уложен квадратным кирпичом. Двор мечети на Хаст Имаме и другие подобные места.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Арлен:

    Снимок из журнала «За Рулём» 1932г

      [Цитировать]

  • Фото аватара Зухра:

    Помните, где-то в 90х трамвайные пути стали отделывать настоящей брусчаткой? Помню ее на повороте с Первомайской на Энгельса, да и кроме этого места много где положили брусчатку, а с исчезновением трамвая исчезла и брусчатка.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Зида Ибрагимова:

    Статья оказывается старая аж 2013 год. Жаль, только увидела. Да!!! Не мешало бы и сейчас так сделать , то есть из кирпичей тротуары сделать. У нас сейчас тротуаров в некоторых местах даже нет. Идешь по грязи зимой, летом по сухой траве. А многие вообще не идут по таким тротуарам а по проезжай части идут. Даже в центре Ташкента плохие тротуары. битые, серые!! Если асфальт, то с ямами, с буграми. Такое впечатление, что тротуарам у нас вообще внимание не уделяют! Может сейчас , наконец, возьмутся!! Еще заметила. Если убирают трамвайные линии,некоторые линии просто закатывают в асфальт. Своими глазами видела. Так жалко было линии. Это же дорогой металл!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.