Вадьяевы Tашкентцы История Старые фото

Пишет Татьяна Вавилова.

Братья Вадьяевы… О них слышали почти все туркестанские старожилы. Это им мы обязаны самым любимым кинотеатром нашей юности — Тридцаткой. Самой Тридцатки больше нет. Сохранилась только часть здания на углу Гоголя и Садовой из того, что до революции арендовало у Вадьяевых Общественное собрание. Это угловое здание детской библиотеки, читателями которой стали несколько поколений ташкентцев.  И хокимият  города Коканда «проживает» в доме Вадьяевых. Об их бизнесе рассказывает на экскурсиях Борис Анатольевич Голендер. Богачи, промышленники, хлопковые короли! Местные олигархи.

Тема богатства и бизнеса – не моя, я к ней отношусь по-советски, осторожно. Но за Тридцатку готова была потратить время, чтобы подробнее узнать о судьбе Вадьяевых. Как попали в Туркестан и что с ними сталось после революции?

Как-то искала я нужный мне  документ в архивном фонде 276. В одном из дел хранятся рукописные билеты выданные иностранным подданным на свободное проживание в Российской империи. А среди них два на имя Вадьяевых. № 2318 на имя бухарского подданного еврея Хаима Вадьяева от 14 июня 1876 года содержит приметы владельца.  C фотографией не сравнить,  но какое-то представление о внешности человека составить можно.

Лета 35

Рост средний

Волосы русые

Брови русые

Глаза карие

Нос удлинненый

Лице (так написано!) рябоватое

Место рождения – Бухара.

Билет выдан сроком на 1 год.

 

Второй билет за №33 выдан в 1877 году бухарскому подданному еврею Катану Вадьяеву также на свободное проживание в Российской империи на 1 год.

Приметы:

Лета 39

Рост 2 аршина 6 вершков

Волосы черные

Брови черные

Глаза карие

Нос, рот, лице и подбородок обыкновенные

Особые приметы — не имеет

Те самые братья Вадьяевы? Однако «те» вершины успеха в бизнесе достигли в первом десятилетии 20 века, неужели только к старости? Стала искать, но почти все пишущие о Вадьяевых называют их просто братьями и обходятся без имен и дат жизни. Всё же удалось собрать по частицам историю Вадьяевых, а зоодно познакомиться с жизнью бухарских евреев на территории Средней Азии в 19 – 20 веках.

Перед русским завоеванием в Кокандском, Хивинском ханствах и Бухарском эмирате проживали многочисленные общины бухарских евреев. Они ревностно сохраняли свою религию и поэтому среди мусульман считались чужаками. Правда, некоторые всё же принимали ислам, но их называли «чала» и всё равно припоминали происхождение. В Бухарском эмирате (и в ханствах тоже) они платили дополнительные налоги «за дарование жизни», несли телесные наказания за ещё не совершенные грехи, не имели права ездить на лошадях верхом, только на ишаках, были обязаны при встрече с мусульманами спешиваться. Вместо поясов носили веревки. Однако, несмотря на дискриминацию, евреи сумели приобрести большое влияние в торговых делах Бухары и заработать хороший капитал. Они жили обособленно, занимая целые кварталы, строили синагоги, школы  и управлялись старейшинами  из своей среды. Многие из них по торговым делам были связаны с Россией и видели в ней освободительницу и возможность расширить сферу своей торговли. Во время русских походов они всячески старались помочь. Известно, что самаркандские евреи снабжали русских водой и едой во время осады крепости в 1868 году. Генерал-губернатор Кауфман оценил их лояльность и при составлении мирного договора с Бухарой внес несколько пунктов, улучшающих положение евреев в эмирате. В Туркестанском губернаторстве евреев освободили от тяжелых налогов и дискриминации, разрешили свободно исповедовать иудаизм, а вступившим в купеческие гильдии предоставляли российское подданство. Именно тогда  началась массовая иммиграция евреев в Туркестан.

В этот период  из Бухары  в Туркестанское генерал-губернаторство приехали старшие  братья Вадьяевы.

Основателем семейного бизнеса Вадьяевых оказался Хаим (1830-1914), у которого были сыновья Исаак-Борух, Нерьё, Сион, Якуб и дочь Битти. Родился Хаим в Бухаре и, как многие бухарские евреи, занимался торговлей красителями.  Говорят, что бухарские евреи знали секреты красок и своё  искусство передавали  из поколения в поколение, не выдавая тайны посторонним. Но с именем Вадьяева связана другая легенда. Старожилы Коканда любили рассказывать, что Вадьяев разбогател случайно. Однажды он получил из России несколько вагонов с красителями. В некоторых мешках с порошками обнаружился золотой песок (!!!). Благодаря счастливой находке Вадьяев смог сделать крупные вложения в свой бизнес и стал богатеть.

Все сыновья Хаима Вадьяева стали купцами первой гильдии и получили подданство Российской Империи, но наибольший успех  сопровождал Якуба и Сиона.  В 1902 году семейная торговая фирма Вадьяевых была преобразована в паевое товарищество, а затем в торговый дом «Братья Вадьяевы».

Возглавил его Якуб Хаимович Вадьяев (1868, Бухара – 1938, Лондон).

Сион Хаимович (1878, Коканд – 1943, Париж) стал совладельцем.

Оборот торгового дома Вадьяевых в 1912 году составлял 50 миллионов рублей. Они построили 30 хлопзаводов и 5 маслозаводов. Все предприятия были оснащены новейшим оборудованием и занимали первое место среди всех хлопковых заводов Туркестанского губернаторства.  На предприятиях Вадьяевых были заняты тысячи служащих и рабочих. Для еврейской общины в Коканде они построили большую синагогу, которую называли Вадьяевской. После революции здание синагоги передали клубу «ОЗЕТ».

В 1905 году на одном из центральных перекрестков Коканда Вадьяев построил большой дом в стиле модерн по проекту архитектора Г. Сваричевского.

Угловое здание имело подъезды в виде полуциркулярного проема. Над ними возвышались  металлические купола со шпилем. Со стороны двора вдоль здания тянулся открытый айван с колоннами. Дом оказался слишком велик для проживания семьи и был сдан в аренду Московскому учетному и Сибирскому торговому банкам.

Якуб Хаимович был старшиной кокандского Биржевого комитета, членом учетного комитета Русско-Китайского банка в Коканде. Братья занимались благотворительностью и были почетными членами разных просветительских обществ Ферганской  долины.

Перед революцией, в 1916 году, Вадьяевы купили Иваново-Вознесенскую мануфактуру и таким образом образовали огромный текстильный комбинат, в котором процесс начинался с хлопкового поля и завершался готовыми изделиями.

Что касается  их дяди Катана Вадьяева, то он остался в тени и о его роли в бизнесе  ничего не обнаружилось. В списках кокандских купцов второй гильдии значится лишь Вадьяев Рафаэль Исаакович, очевидно, сын Исаака Хаимовича Вадьяева.

Дочь Хаима Вадьяева, сестра знаменитых братьев, Битти,  в 1883 году вышла замуж за Або Маллаевича Симхаева (1867, Коканд – 1954, Иерусалим), тоже одного из промышленных олигархов города Коканда.

Хлопкоочистительный, маслобойный и мыловаренный заводы Симхаева располагались в Ассаке.  Або Симхаев закупал в Средней Азии хлопок-сырец, очищал на своем заводе и продавал через купеческий банк в Москве.  Служащие и рабочие Симхаева были довольны своим хозяином. Он хорошо платил, 2 раза в год выдавал одежду, а на праздники предоставлял выходные и дарил подарки.

Особняк, где  жила семья Симхаевых  в Коканде  сохранился, в нем располагается Нефтяной колледж.  Когда-то при особняке Симхаева был прекрасный фруктовый сад с пестрыми цветниками и аллеями из роз, бассейн и летний двухэтажный дом, украшенный мозаикой. Для ухода за садом Або Симхаев пригласил садовников немцев из России.

Битти Вадьяева подарила своему супругу 6 детей, среди которых выделялась красавица Сарра, получившая прекрасное образование. Знатных гостей, особенно приезжих из России, Сарра развлекала великолепной игрой на фортепиано. Чтобы дать детям столичное образование, Або Симхаев даже уезжал в Москву, но там его постигло несчастье – он проиграл в карты всё свое состояние и вернулся в Коканд почти ни с чем. Однако, ему удалось снова разбогатеть с помощью друга Получика, тоже коммерсанта. В 1912 году он даже привез из Москвы автомобиль!

Февральскую революцию и  времена Керенского Вадьяевы пережили спокойно. Летом 1917 года на благотворительном вечере в пользу «войны до победы» разыгрывался портрет Керенского. Начинали с 1000, постепенно повышая ставки. Выиграл Вадьяев, не пожалел 50 000 рублей.

В 1918 году, когда в Коканде Мустафа Чокай провозгласил Туркестанскую автономию, в министры приглашали Якуба Вадьяева и за экономической помощью правительство автономии обратилось к братьям. Они согласились дать 25%  займа, который обещали олигархи Коканда правительству Мустафы Чокая.

Но от большевиков в 1920-х пришлось бежать. Всё имущество Вадьяевых,  Симхаевых, как и прочих предпринимателей Туркестана, было национализировано. В отличие от Мандалаки, Потеляхова, и многих других Вадьяевым повезло, они сумели сохранить свои жизни и успели эммигрировать на Запад.

Якуб Хаимович Вадьяев руководил мануфактурной компанией «Британо-Румыно» в Лондоне. Сион Хаимович сначала жил в Берлине, а с конца 1921 года обосновался в Париже. Владел бакалейным магазином, занимался валютными переводами. Умер в Париже, в 1943 году, но за особые заслуги перед общиной бухарских евреев был перезахоронен в Иерусалиме, гда покоится и его отец, Хаим Вадьяев.

Имущество Або Симхаева также было национализировано большевиками, а сам он бежал с фальшивыми документами в Стамбул. Следом за ним, переодевшись в мусульманские одежды, выехала из Туркестана его семья. В Стамбуле они воссоединились и в 1926 году перехали в Иерусалим.

Счастливый взлет и внезапное падение –  историческая закономерность или капризы Судьбы, считайте как угодно.

Для меня важнее, что потеряв в одночасье всё, что было нажито, создано, организовано и налажено в течении многих лет, едва успев избежать гибели, эти люди не пропали на чужбине. Они снова начали с нуля и выжили. А на Родине их национализированные дома вот уж почти сотню лет служат им памятниками:

Детская библиотека в Ташкенте. Дом Вадьяевых .

Городской хокимият в Коканде. Дом Вадьяевых.

Нефтяной колледж в Коканде. Дом Симхаева.

Источники:
1. www.BukharianSews.com – статья Имануэля Рыбакова «О бухаро-еврейских купеческих сословиях». Газета «Bukharian Times» 2012 год, № 542 и 543. Фото Вадьяевых взяты оттуда.
2. «Коканд и кокандцы. Газета «Мост» 1993 год. Люба Павланова. Сайт hokand.
3. Персональный сайт buharim1. narod.ru
4. Фото нефтяного колледжа и хокимията в Коканде из книги Мавлюды Юсуповой «Полвека трансформации архитектуры Узбекистана»
5. Фото библиотеки mir-tash.

25 комментариев

  • HamidT:

    Очень интересно, пасиба:)

      [Цитировать]

    • Аркадий:

      Я слышал что во времена басмачество в 20 годах был заколот вилами один из братьев Вадияевых по имени Симантов может Вы что
      то слышали об этом??????

        [Цитировать]

  • Yultash Yultash:

    Спасибо! Очень интересное исследование. Возникает вопрос, возможно не к Вам, а к профессиональным юристам? «Советы» отобрали дома, бизнес, у многих владельцев богатств и жизни… Новая власть отвергает достижения «Советов»… Не собирается ли эта новая власть вернуть награбленное? Пусть не владельцам потерянного, а допустим их потомкам — наследникам? Кажется в Прибалтике так и делают?

      [Цитировать]

    • VTA:

      Я помню, Ельцин как-то обещал, но на словах. Мы даже стали спрашивать у своей престарелой тёти о том, где и что им принадлежало в Сызрани. Но, думаю, уже поздно что-то возвращать, кроме смуты ничего из этого не выйдет.

        [Цитировать]

      • olga:

        Как с домом Пороховщикова….Ничего путного из этого возврата не происходит…Тех же латышей»вернувших»свое спустя …..лет ,проклинают свои же латыши….У литовцев претендуют на возврат всей исторической части Вильнюса(старого города).Той части ,где было гетто…Соответствующие таблички на нескольких языках повествуют об этом со стен этих проклятых временем зданий.Но в большинстве этих домов проживают или лица,или там учреждения…Тяжба длится уже много лет..В Литве столько понастроено при Советах и передано бесплатно личное в пользование,что на каждую семью имеется не одна квартира…и еще домики в дачных поселках…С о своим бы справится и оплатить.коммунальные услуги……Знакома с одной женщиной-так она отказалась от своих прав на весь трехэтажный дом,проживает только в двух комнатах бывшего особняка в центре Вильнюса..Но есть и исключения- живут за границей ,а «свое» сдают.Да мало приятная ситуация ,когда человек родился ,прожил почти всю жизнь в квартире,считал ее своей(так родители получили ее ,например, как заслуженнве деятели культуры)и нате вам здрасте-выметайся….В Калининград пиезжают немцы,со своими документами на все почти немецкие дома,и кружат так тихо ,ожидают закона…Ельцин был бы жив -ввел бы этот закон….Вот и началась бы в России гражданская война-мы же не Латвия,не Литва и даже не Болгария…Колья бы повыламывали бы с покосившишся заборчиков и бились бы вусмерть до кровавых соплей…

          [Цитировать]

    • Бокова Русина:

      Несколько лет назад , интересуясь своей родословной и зная, что бабушка родом из Акмолинска, ныне Астана, я попала на один казахский сайт, где увидела фотографии и описание двух домов( они охраняются, как памятники старины-как я поняла), принадлежащих купцам-братьям Моисеевым. Один из них бабушкин отец, второй его брат-бабушкин дядя. Из рассказов мамы я очень много о них знала. Знала и как жестоко их раскулачивали. Побывала в посольстве Казахстана с этим вопросом в Москве. Там менгя выслушали с пониманием и предложили документально доказать родство=а там и бцудет решаться вопрос о возврате этих домов нам с братом, если других претендентов не возникнет. Три года я просидела в архиве в Москве, но не смогла добыть и единственно важный документ для доказательства родства(остальные почти добыла, что было невероятно сложно). Этот документ-свидетельство о рождении моей мамы. Она родилась в Москве 28 марта 1917 года. По тем временам единственным местом для регистрации новорожденных была церковь, где при крещении выдавались метрики младенцу.И, понимая, что бабушка отвергла публично Бога в 16-летнем возрасте и, уйдя в революцию, скиталась по тюрьмам и ссылкам, сознавала, что всё же закон она обойти не могла-либо оставить дитя без документов. Короче-не нашла. То ли было большевиками сожжено, толи бабушка и вправду обошлась без документов. Но, тогда, по каким документам мою мавму могла принять в ташкентскую школу в 30-х годах? Короче…наверное, и в Узбекистане вернут, а вот как доказать своё родство?

        [Цитировать]

    • lvt:

      Спасибо, ВТА! Наверное, для памяти Вадьяевых вы сделали больше, чем кто-либо. Конечно, когда читаешь про такие судьбы, хочется крикнуть: «ОТМЩЕНИЕ!» НО кому? Как случилось, что у целого народа(самых разных национальностей) вдруг разум помутился? Потряс эпизод с карточным проигрышем. И тут без Достоевского не обошлось! Сион Хаимович скончался в Париже в 43году. Как он пережил оккупацию? Ведь евреи во Франции подвергались преследованиям со стороны фашистов, становились жертвами криминала, пытаясь перебраться в Швейцарию… Хорошо бы кто-нибудь из потомков откликнулся.

        [Цитировать]

  • Мастура:

    С большим интересом прочитала. Вы проделали большую работу. Теперь это мало кого интересует. Благодаря таким энтузиастам, патриотам своей страны, мы еще продержимся и постараемся сохранить то, что имеем и передать другим поколениям. Я надеюсь на это. Спасибо вам.
    С Республиканской библиотекой и кинотеатром «Тридцатка» , бывшим театром, в котором выступала Комиссаржевская связано детство, юность и зрелые годы наших родителей, нас самих и наших детей. Это было любимое место посещения как и парк Тельмана.

      [Цитировать]

  • Марта:

    Спасибо, великолепно написано и очень интересно! Просто праздник за праздником последние дни, то от Виктора Фесенко подарок, то от Вас … Здоровья Вам и новых интересных публикаций!

      [Цитировать]

  • Елена:

    Спасибо!За Ваши исследования и публикации!

      [Цитировать]

  • Светлана:

    Очень интересно. Вот надо же! Как много я не знала о своём городе. Да и в голову как-то не приходило ну хоть задуматься, глядя на эти особнячки: а что же здесь было раньше??? Только и знала кое-что о бывшем дворце пионеров… Спасибо Вам большое.

      [Цитировать]

  • Rishat:

    Добавлю к статье фото дома Вадьяевых в Ташкенте.
    Первый раз не прошла картинка

      [Цитировать]

  • Мастура:

    Этот дом стоит рядом с нашим и мы до сих пор пользуемся этой библиотекой. Было время директор этой библиотеки помогала нам устраивать встречи с детьми и просмотры наших фильмов безо всяких трудностей. А теперь с приходом другого директора все поменялось. Просмотры только через постановление Минкультуры. Охота пропала ходить туда.

      [Цитировать]

    • lvt:

      Сочувствую. К сожалению, именно в садах культуры появляются такие «садовники-лесорубы». Про таких руководителей раньше говорили:»Сидит на культуре».

        [Цитировать]

  • Aida:

    И библиотека, и Тридцадка входят в число памятных мест моего детства.
    Татьяна, спасибо Вам за Ваши неустанные труды!

      [Цитировать]

  • Рабинович:

    Не из простых. Судя по архитектуре.

      [Цитировать]

  • boris bogdasarov:

    Кажется в Коканде семье Мандалаки принадлежал дом, в котором в последствии размещался Дом пионеров.

      [Цитировать]

  • Илья:

    Большое спасибо создателю саита. Благодаря Вашему историческим знанием мы узнаем историю наших предков Еще раз огромное спасибо!

      [Цитировать]

  • нигора:

    cегодня первый раз была там с сыном и узнала историю этого дома спасибо автору за информацию спасибо огромное Вам за историю мне так приятно узнать историю города Надеюсь здание будет сохранено и в будущем

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.