О Владимире Рецептере Искусство Ташкентцы
Пишет Татьяна Перцева.
Много зва(н)ных, да мало избранных…..
Хорошая фраза, подходит и для того, о чем я хочу сказать. Поэты… Поэтам несть числа. И каждый вполне искренне считает себя поэтом. Что же, никому не возбраняется. Вот таланта на всех не хватает. а о гениальности уж умолчу. После долгой и вполне бесплодной дискуссии, я поняла, что наш сайтовский пират совершенно прав, все это пустая болтовня, суета сует и всяческая суета и нет ей места под солнцем( И что это меня сегодня на Библию тянет? Должно быть тоска по точным , удивительно емким фразам и правде,не отягощенной словесной шелухой.
В нашем доме принято все ненужные вещи выносить и класть на батарею в подъезде. Вчера шла я домой а кто-то посчитал ненужными журналы «Юность» с «Островом Крым» и журнал «Звезда,» целиком посвященный Сергею Довлатову. И еще один, вроде бы, ничего особенного из прозы не содержавший. но прихватила за компанию.. нужно же спасать, При надевании очков оказалось, что из прозы там повесть Аркадия Арканова, и как всегда, много стихов, В основном , хороших. И среди них подборка стихов Владимира Рецептера.
К счастью, еще живы немало людей, видевших Рецептера в «Гамлете». В стареньком здании ТЯТРАГОРЬКОВА, как говорит Элвета ака Лидия Козлова.
Всю свою жизнь Рецептер провел в прекрасной компании, в представлениях не нуждавшейся: сначала ташкентской, потом ленинградской, потом санкт-петербургской. Биография его, разумеется, всем знакома, но вот я с удивлением прочитала и доселе не известные мне строки:
Художественный руководитель литературно-драматургической (Пушкинской)
студии Ленконцерта, в музее Фёдора Достоевского (1977—1984), с
1992 основатель и бессменный художественный руководитель Государственного Пушкинского театрального центра в
Санкт-Петербурге.
Удивительнейший человек. Поразительной энергии, мощи, я сказала бы, таланта и способностей организатора: основать что-то в наше время… сами знаете, нелегко.
Ниже несколько строк поэта и актера о себе:
*Владимир Рецептер:* Мне сказали однажды простую вещь: ты просто поэт, а пришел в прозаический театр. Я действительно все время мечтал о Шекспире, Блоке, Пушкине. Правда, смею надеяться, в какие-то спектакли Товстоногова я вписывался очень внятно. Эфрос меня, кстати, первый раз увидел и поманил именно после товстоноговских «Мещан». Это действительно было чудо. И ощущение полного счастья, небывалого ансамбля. У меня есть одна строчка в стихах: «Живая тоска по живому». Я думаю, что Товстоногов всю жизнь тосковал по живому, продираясь через все то, что им не являлось.
Свою судьбу не напишешь. Судьба в другом. Может быть, как раз в том, что мне нужно было оказаться один на один с жизнью. Я всю свою жизнь существовал как одиночка на сцене. Я сыграл «Гамлета» в декабре 1963 года.
А потом — библиотека Ленина и сразу зал Чайковского по четыре-пять-шесть раз в сезон. Потом — Пушкин, Достоевский. Это была моя вторая (не товстоноговская) биография, в которой я был один, в театре одного актера. И каждой из этих биографий хватило бы на жизнь.
Во всех намешано много. Но некоторые выбирают какой-то столбовой путь и скачут по нему со страшной силой, а некоторые останавливаются, оглядываются, ищут боковые тропинки, движутся туда, куда влечет их жалкий жребий. А потом оказывается, что этот жребий не так уж и жалок, а боковая тропинка — столбовая дорога. Главное — не бояться жизни.
И очень хотелось бы привести здесь два стихотворения из того журнала, «Юность, No. 12, 1986 год, древняя старина:))
КОЛЛАЖ
На медленных стихах пересекаю время, Пересекаю век на медленных крылах На бешеных губах звенит труба в Гарлеме, И витебский скрипач ныряет в облаках. Прижав горячий лоб к чужому полушарью, Тень "Дугласа" веду сквозь Тихий океан Там Бонапарт погиб в борьбе с дрожащей тварью, А здесь разносит джус унылый Тамерлан, И золотится яд в непрошеном стакане и в золотом луче внизу скользит дельфин; от двух материков летят слова прощаний, и грешного отца не ищет блудный сын, Просторное крыло нависло над простором, и плещет в светофильтр крутой километраж, А Питер и Ташкент - по борту перед взором, а скрипка и зурна - чтоб завершить коллаж, На медленных крылах пересекаю время. Наш век преодолим, как мир или война. Погибну ли, как все, иль выживу со всеми - На медленных стихах плыву сквозь времена.... Поднимем занавес, пускай они войдут, пускай осмотрят закулисье; Представят , может быть, как мы искали тут медвежье, волчье, птичье, лисье. Как человечного на все хватало нам, и возраст не имел значенья; как режиссер в угоду временам менял свое благоволенье; пуская надышатся тем, что пьянило нас, и вслушаются в пыльный шорох. Никто не станет им навязывать рассказ о наших черных коридорах... А мы под занавес уйдем в последний ряд. и там застрянем до финала. Пусть наши зрители о нас поговорят, как будто нас уже не стало.......
И еще одно, уже от меня, чтобы предупредить возможные вопросы. В слове «званных» по правилам. должно быть одно «н», но в Библии — два. Так что сомнения остаются…..
Полезла в словари. Результат:
1. «Словарь ударений для работников радио и телевидения»: званный, зван, звана (ударение на А), звано (на А), званы (на А).
2.Орфографический, Ожегова С.И. — званный (прич), званый (прилаг).
3. «Орфоэпический» сообщил, что «званый».
Скорее всего, в Библии правильно.
Ирина[Цитировать]
Спасибо! Не зря спасала журнал, талантливые стихи, а уж сам Рецептор — кумир нашего поколения. И написала от души, спасибо!!!
VTA[Цитировать]
согласен — » кумир нашего поколения»… +фото..
Yultash[Цитировать]
Моя тогдашняя классная руководительница, Людмила Дмитриевна Разина-Синицкая, училась с ним. Она нас водила на все спектакли с Рецептером. Как мы горевали, когда он уехал. Как-то он всегда выделялся не только талантом, но и чисто человеческими качествами. А какие моноспектакли ставил! Это уже в Ленинграде. Дай Бог ему долгой жизни!
tanita[Цитировать]
Спасибо! Очень интересно.
lvt[Цитировать]
http://proxy.flibusta.net/a/10251
Здесь 5 книг В.Рецептора. Пишет он увлекательно, интересно читать.
Мне не повезло: в Ленинграде я не попала на спектакли БДТ, а в Ташкенте еще не ходила в Горького, когда Рецептер там играл.
Ирина[Цитировать]
Уважаемый Евгений Семёнович! Не хватает тэга «ТЕАТР», а ведь именно, там будут искать своего кумира почитатели.
lvt[Цитировать]
Добавил. Спасибо.
EC[Цитировать]
Изумительный проникновенный актер!!! Воспоминания о «моём» Ташкенте также связаны с любимейшим драмтеатром Горького и «Гамлетом» — Рецептером. Огромное спасибо за Вашу публикацию.
Надежда[Цитировать]