День железнодорожника Фото

Сегодня в парке смотрели модели, поздравлялись с праздником и катались на поезде…

История Ташкентской детской железной дороги началась 3 апреля 1936 года. Тогда, когда на первой полосе газеты «Пионер Востока» была опубликована статья юнкоров газеты с предложением построить в Ташкенте детскую железную дорогу. Идея всем понравилась, и она была поддержана правительством нашей республики.

Председатель народных комиссаров УзССР Файзулла Ходжаев со страниц газеты выступил с призывом: «Лучшие инженеры железнодорожного транспорта должны помочь ребятам в их большой и интересной затее».

На этот призыв откликнулись партийные, профсоюзные и общественные организации г. Ташкента.

Газета «Гудок Красновосточника» от 04.03.1940 года опубликовала обязательства завода имени Октябрьской революции изготовить вагоны для детской железной дороги к 30 марта 1940 года.

Нарком путей сообщения горячо поддержал инициативу построить детскую железную дорогу, выделив для этого один узкоколейный паровоз и 100 тысяч рублей для организации строительства дороги.

Проектировал Ташкентскую детскую железную дорогу и непосредственно участвовал в ее строительстве Вениамин Ильясович Ишинбаев, после доцент ТашИИТа и заслуженный инженер.

При активном участии масс основное строительство детской железной дороги закончилось к 1 мая 1940 года.

Коллектив вагонного цеха завода имени Октябрьской революции смонтировал три вагона. Мастер Н. А. Скачков со своей бригадой плотников сделали кузова, а мастер бригады слесарей В.А. Тарасов с бригадой И. В. Кулакова сделали всю слесарную работу по сборке вагонов. Это благодаря им к 20 марта вагоны были готовы.

И вот …! 5 августа 1940 года, в 9 часов утра около станции «Солнечная» начался торжественное открытие «Малой Ташкентской железной дороги». С приветствием выступил начальник Ташкентской дороги тов. Казаченко.

Оркестр исполнил «Интернационал». Наступает торжественная, волнующая минута. Начальник станции «Солнечная» ученица 8 класса 3-й Ташкентской школы Маня Кордунер отдает последние распоряжения. Дежурный по станции ученик 8 класса 149-ой школы Миша Лёвин (ставший после директором таксомоторного парка г. Ташкента), запросив по телефону у соседней станции «Первомайская» разрешение отправить поезд, передает жезл начальнику состава ученице 5-ого класса 7-й школы Инесе Борисоглебской. «Главный» вручает жезл машинисту Володе Ханча – ученику 6-го класса 74-й школы.

Один гудок паровоза, и первый поезд Ташкентской детской железной дороги, состоящий из трех вагонов, которые заполнены веселой детворой, плавно отходит от перрона.

К открытию детской железной дороги было уложено 1070 метров железнодорожного пути, и она представляла собой S-образную линию. К открытию Таш.Д.Ж.Д было построено две станции «Солнечная » и «Заозерная», которые представляли из себя два перрона с деревянными постройкам. Обучение юных железнодорожников проводились в школах, после учебных занятий. В таком виде станции простояли до 1949 года, когда было отстроено здание вокзала на станции «Солнечная». А через три года в 1952 и на станции «Заозерная» построили новый вокзал.

С 1955 года на Малой Ташкентской началась новая эра развития. В этом году началось удлинение дороги. Был уложен второй участок железнодорожных путей, длина которых составила 650 метров. Удлинение началось со станции «Заозерная» до станции «Комсомольская». На новом участке был построен железнодорожный мост через водосброс Комсомольского озера, и здание вокзала на станции «Комсомольская». По окончании строительства протяженность путей Ташкентской детской железной дороги составила 1700 метров, а станция «Заозерная» стала двухпутным разъездом, что позволяло проводить скрещивание поездов, но из-за наличии в локомотивном парке малой дороги только одного локомотива (паровоза Уз 15-16), второй путь еще долго не использовался по назначению. Позже станцию «Заозерная» переименовали в «Пионерская».

На Малой Ташкентской для управления движением поездов использовалось две системы регулирования: перегон Солнечная — Пионерская был оборудован электрожезловой системой, а на перегоне Пионерская – Комсомольская была установлена совершенная на то время – автоблокировка. В 1957 году вся Малая дорога была переведена на автоблокировку. В этом же году локомотивный парк Ташкентской детской железной дороги сменился с паровозной тяги на тепловозную, и тогда в замен старого паровоза Уз15-16 пришел тепловоз серии ТУ1-002, который пробыл на дороге до 1970 года. В 1964 году на помощь к ТУ1-002 пришел еще один тепловоз серии ТУ2-114, а в 1970 году после списания ТУ1-002 его заменили на ТУ2-064.

В 1960 году обновился вагонный парк ташкентской детской дороги, на смену старым вагонам пришли три новых пассажирских вагона PAFAWAG польской постройки, которые прокатали много километров по дороге юности до списания. И в 1983 году их заменили на новые – ПВ — 40Т (модель 48-051) в количестве 4–х штук.

В 1988 году на детскую железную дорогу выдали два новых тепловоза серии ТУ-7А №№ 3045 и 3048, около года локомотивы стояли на третьем пути отстоя, который предназначался для строительства вагонно-тепловозного депо. К сожалению, этот проект был заморожен.

В 1989 году ТУ2-114 был порезан на металлолом, а ТУ2-064 передан в Музей железнодорожной техники, это стало началом работы тепловозов ТУ-7А на Ташкентской детской железной дороге, которые по сей день находятся на ней.

В 1990 году на ташкентскую детскую железную дорогу был завезен еще один пассажирский вагон модели ПВ-40Т 1989 года постройки (мягкий).

С начала 90-х годов Малая Ташкентская стала переживать не очень приятные моменты в своей истории.

Из-за вандализма была закрыта станция «Пионерская» . После она была демонтирована, стрелки зашиты, а поезда стали пропускаться по одному пути и больше никогда не останавливались. Станция Комсомольская по неизвестным причинам осталась без электричества, и постепенно приходила в упадок. Стало сокращаться штатное расписание.

В 2000 году к 60-ти летию Ташкентской детской железной дороги был произведен капитальный ремонт. Во время ремонта был отремонтирован путь; на станциях деревянные оконные рамы заменены на пластиковые; сняты деревянные двери и установлены алюминиевые; демонтировано газовое отопление, асфальт заменен на брусчатую плитку, на станции «Комсомольская» были заменены прожекторные светофоры, а в место них установили линзовые, на станции «Солнечная» они были заменены ранее.

В мае 2003 года станция «Солнечная» получило новое название «Ёшлик», что в переводе с узбекского означает «Детство», а станция «Комсомольская» стала «Навои». А на бывшей станции «Пионерская» был разобран второй путь, который долгое время после закрытия станции был зашит и не функционировал.

В 2004 году тепловоз ТУ-7А 3045 отставили на третий путь отстоя по причине неисправности дизеля, и начал свою работу ТУ-7А 3048.

В 2005 году, из-за реконструкции Центрального парка имени Алишера Навои (Комсомольское озеро), на детской железной дороге начался капитально-восстановительный ремонт. На станции «Ёшлик» были снесены подсобные помещения, столярная мастерская и ПТО. Из-за прокладки дополнительного водосброса с озера, который проходит по территории Детской дороги, был демонтирован стрелочный пост №2, и была повреждена линия СЦБ. Заменен дизель на тепловозе ТУ-7А №3048, а с 3045 дизель вывезен на ремонт в филиал Ташкентского тепловозоремонтного завода в город Самарканд. Вагоны прошли капитально-восстановительный ремонт на Ташкентском вагоноремонтном заводе, где из них сделали два вагона первого класса и три вагона второго класса, а так же высота вагона увеличилась на 20 см. Вагоны перекрашены под восточный экспресс «REGISTON». Старую станцию «Комсомольская» снесли и построили новое здание. По проектам планировалось установить маневровые и мачтовые светофоры, восстановить телефонизацию и связь между станциями, подвести питание на станцию «Навои», так же оградить детскую железную дорогу забором, высотой 1.5 метра по всему периметру, но к сожалению из-за проблем финансирования это все осталось только в проекте.

В 2008 году, из-за жестокого грабежа станции, руководство РЖУ-Ташкент приняло решение о ее закрытии, были заварены двери и окна.

В 2010 году, «ветераны» ташкентской детской железной дороги и юные железнодорожники решили воплотить свою мечту о создании официального интернет сайта «ТАШКЕНТСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» по адресу http://uzdzd.narod.ru, а поводом к созданию сайта послужило исполнение в 2010 году 70 лет Малой Ташкентской железной дороги.

Годы изменили не только форму, но и содержание работы с будущими железнодорожниками. Ташкентская детская железная дорога превратилась в учебный центр, где ежегодно учатся и проходят практику школьники с 5-ого по 11-ый класс. Сейчас в распоряжении юных железнодорожников имеется: два тепловоза серии ТУ-7А №№ 3045 и 3048; пять цельнометаллических пассажирских вагона, путь протяженностью 1700 метров и две станции. Одна из них имеет учебные кабинеты, где 4 месяца в году проходят теоретические занятия. А оставшиеся 8 месяцев — практические занятия, где юные железнодорожники закрепляют свои теоретические знания, под руководством инструкторов Ташкентской детской железной дороги.

Ташкентская детская железная дорога- это внешкольный учебно-технический профессиональный кружок, который является единственным на данный момент учебным заведением такого рода в Республике Узбекистан и находится под руководством Ташкентского регионального железнодорожного узла (РЖУ-Ташкент). Детская железная дорога воспитывает у юных железнодорожников чувство ответственности за порученное дело, приучает детей к труду и самостоятельности, помогает глубже освоить знания, полученные в школе по физике, математике, географии и другим предметам; помогает в выборе профессии.

Ташкентская детская железная дорога — это подарок Ташкентским школьникам от Государственно-акционерной железнодорожной компании ГАЖК «O’zbekiston temir yo’llari», обучение проводится совершенно бесплатно, все затраты и расходы берет на себя Ташкентский региональный железнодорожный узел (РЖУ-Ташкент).

Режим работы Ташкентской детской железной дороги:

С 21 марта по 1 ноября с 9 утра до 18 вечера, выходные дни понедельник и вторник. Движение поездов по субботам и воскресеньям, а так же в праздничные дни с 12 до 18.

С 1 ноября по 21 марта с 9 утра до 18 вечера выходные дни суббота и воскресенье. Проводятся теоретические занятия.

Текст с сайта http://uzdzd.narod.ru/russian/history_ru.html

24 комментария

  • J_Silver J_Silver:

    В далеком детстве катался — получил массу впечатлений, даже завидовал тем ребятам, кто управлялся с таким взрослым хозяйством…
    Один одноклассник там потом занимался, иногда в школу приходил в форме железнодорожника — тоже выделялся из общей массы…
    Очень грустно было читать про вандализм — жаль, жаль, конечно, время такое, но все равно…

      [Цитировать]

  • Вчерашняя выставка железнодорожного моделирования не случайна. Текущий 2013 год, а особенно август месяц, для железнодорожников особенный. Во-первых, ровно 125 лет назад была образована Среднеазиатская железная дорога, командный пункт которой находился в Ташкенте. Во-вторых, ровно 25 лет назад на Северном вокзале в честь празднования столетия Среднеазиатской магистрали была проведена выставка железнодорожной техники. На этой выставке было принято решение о создании в Ташкенте первого в СССР музея железнодорожного транспорта с натуральными экспонатами. До этого подобных музеев в СССР не было. А в-третьих, сегодня, 5 августа, Малая Ташкентская ж/д празднует свое семидесяти трехлетие.
    И вот еще что, прошедшая выставка — первая выставка ж/д моделизма, прошедшая у нас в Узбекистане. До развала СССР такие выставки были регулярными, но не смотря на это, они не разу не проводились в Ташкенте.

      [Цитировать]

    • eugeen13:

      Осмелюсь уточнить: 125 лет назад начата эксплуатация Закаспийской железной дороги. На её основе в 1899 году была образована Среднеазиатская железная дорога. Так что пара годков ещё в запасе есть!
      А то, что здесь показано — не могу назвать выставкой железнодорожного моделирования. Судя по всему модели созданы ещё в советский период, за исключением может быть пары-другой.
      В железнодорожном моделировании другие стандарты и масштабы. В Узбекистане этот вид моделирования всегда был в полузадохнувшемся состоянии, как и сейчас. Это просто очень дорого во-первых. Требует много приложения сил, энергии и ума даже при работе с готовыми фирменными наборами во-вторых.
      Этот вид моделирования в России тоже считается слаборазвитым, хотя имеется несколько сайтов по тематике.
      В Узбекистане вообще чисто моделистского сайта даже нет. Только на стадии задумок.

        [Цитировать]

      • Насчет стандартвом и масштабов скажу вот что. В жд моделировании как в Европе, так и в странах СНГ приняты следующие масштабы:
        0 (1:45) — колея 32 мм
        I — колея 45 мм
        II — колея 57 мм
        III — колея 63,5 мм
        НО (половина нуля) — колея 16,5 мм.
        ТТ — масштаб 1:120
        Z — масштаб 1:220 (колея 6,5 мм)
        N — масштаб 1:160
        Помимо этого для узкоколейной техни с шириной колее 500 мм есть масштаб Z1/
        На территории Советского союза на всех ДЖД модели создавались в масштабе 0 и масштаб I адаптированный для колеи 1524 (1520 мм). Если посчитать, то это получится масштаб 1:33,7. Для упрощения был принят масштаб 1:30 с шириной колеи 52 мм. А теперь о моделях. Из всего представленного на выставке отношение новых моделей к старым (советским) было приблизительно 50 на 50. Насчет моделирования и Узбекистана. На сколько мне известно в Узбекистане всего навсего два человека, которые давно занимаются моделирование. А именно это Анин С.В. и Давлетов Ф. Совсем недавно ушел из жини еще один моделист Лавров. Об остальных мне вообще ничего не известно. И я думаю лдно дело покупать и хранить на полке модели техники, а другое дело сделать ее своми руками.

          [Цитировать]

        • eugeen13:

          Рад, что ориентируетесь в масштабах, но то советское упрощение ничего хорошего не дало, а только выбило советских пионеров из общей, простите за каламбур, моделистской колеи!
          Если на выставке есть новые модели, то почему нет китайских электровозов типов O’Z-Y и O’zbekiston, а также тепловоза UzTE16M? Хотя на выставке от ГАЖК модель того же тепловоза присутствует! Да и Тальго Афросиёб тоже есть! По идее ведь можно получить доступ к технике, научить детей делать эскизы с натуры и обмеры, а потом и модели?
          А насчёт делать всё самому — спорный вопрос. Можно просто так и не успеть сделать что-то законченное. Сейчас в России мелкими партиями широкий выбор моделей подвижного состава выпускается, как советского периода, так и дореволюционного, да и современный есть. Зачем изобретать велосипед? А ландшафт по любому самому придётся делать, руками, даже используя готовые изделия.
          А ещё лучше скооперироваться: кто-то делает локомотивы, кто-то вагоны, кто-то архитектуру, кто-то ландшафт с автодорогами и растительностью, кто-то систему сигнализации и наконец кто-то цифровую систему управления с программным комплексом.

            [Цитировать]

          • Насчет китайских электровозов, Афросиаба и т.п. делать или нет решает каждый сам. Те модели, о которых Вы говорите делались на заказ. Например модель тепловоза UzTE16 делали на моих глазах. Может быть в дальнейшем кто-нибудь и захочет сделать эти локомотивы, но пока, увы…

              [Цитировать]

      • Насчет стандартов и масштабов скажу вот что. В жд моделировании, как в Европе, так и в странах СНГ приняты следующие масштабы:
        0 (1:45) — колея 32 мм
        I — колея 45 мм
        II — колея 57 мм
        III — колея 63,5 мм
        НО (половина нуля) — колея 16,5 мм.
        ТТ — масштаб 1:120
        Z — масштаб 1:220 (колея 6,5 мм)
        N — масштаб 1:160
        Помимо этого для узкоколейной техники с шириной колее 500 мм есть масштаб Z1/
        На территории Советского союза на всех ДЖД модели создавались в масштабе 0 и масштаб I адаптированный для колеи 1524 (1520 мм). Если посчитать, то это получится масштаб 1:33,7. Для упрощения был принят масштаб 1:30 с шириной колеи 52 мм. А теперь о моделях. Из всего представленного на выставке отношение новых моделей к старым (советским) было приблизительно 50 на 50. Насчет моделирования и Узбекистана. На сколько мне известно в Узбекистане всего-навсего два человека, которые давно занимаются моделирование. А именно это Анин С.В. и Давлетов Ф. Совсем недавно ушел из жизни еще один моделист Лавров. Об остальных мне вообще ничего не известно. И я думаю одно дело покупать и хранить на полке модели техники, а другое дело сделать ее своими руками.

          [Цитировать]

        • александр:

          а как сейчас кружок-работает?
          могли бы помочь с изготовлением пантографа к американскому электровозу GE-E33 в типоразмере 0 (ноль)?
          а я бы в свою очередь помог кружку другими материалами?

            [Цитировать]

          • Павел Александрович:

            Извините за поздний ответ на Ваш комментарий. Если вопрос о пантографе еще актуален, то хотелось бы узнать есть ли чертежи, по которым его можно было бы изготовить? А также с чем конкретно загвоздка — с самим пантографом или м сеханизмом подъема и опускания? За дополнительной информацией, обращайтесь, пожалуйста на электронную почту volonter_88@mail.ru

              [Цитировать]

  • Ольга:

    Железная дорога была на Комсомольском озере, вдоль хлебзавода.

      [Цитировать]

  • Lapochka-dochka:

    Интересно…
    «К открытию Таш.Д.Ж.Д было построено две станции «Солнечная » и «Заозерная»»
    «…запросив по телефону у соседней станции «Первомайская» разрешение отправить поезд»
    Поезд поехал к несуществующей станции?

      [Цитировать]

    • Алексей Губанов:

      Lapochka-dochka — действительно накладочка вышла. Но дело в том, что текст писался с буклета 1980 года, и ни кто не обратил даже внимания на это! На данный момент мы ищем документы или упоминания о переименовании станции «Первомайской » на «Заозерную».

        [Цитировать]

  • olga:

    Крупный такой паренёк-настоящий начальник поезда…

      [Цитировать]

  • Халдар:

    Пара на первом фото просто восхитительны! Очень колоритны и на последующих фото.

      [Цитировать]

  • eugeen13:

    У машиниста суровый вид! Настоящий паровозник!

      [Цитировать]

  • VTA:

    Очень приятно узнать, что детская железная дорога существует, работает. В детстве большим удовольствием было прокатиться в вагончике. Успехов юным железнодорожникам!

      [Цитировать]

  • Федюнь:

    Уважаемый eugeen13.Я как моделист не делаю ни когда для себя модели тех поездов которые вам нравятся а конкретно тебе.Во первых я делаю сам.Во вторых для себя а не для когото.Ну и в третих само получяется я дулаю то что мне нравится,вот по сему по этому нет того нового что вам нравится а мне не нравится.Думаю я ясно изьяснил свои желания?

      [Цитировать]

    • eugeen13:

      Не навязываю своё видение моделизма никому. Конкретно по данной выставке у меня подозрение, что новых моделей, выполненных не при СССР здесь крайне мало. Если есть лично Ваша здесь — мне крайне интересно какая именно. И я буду искренне рад, что железнодорожный моделизм в Узбекистане хоть так, но развивается!

        [Цитировать]

  • Все-таки действительно хочется уточнить вот какой нюанс. Из 27 представленных моделей на выставке всего лишь 5 были сделаны в СССР, остальные 22 в период с 2000 по 2013 год. Уважаемый eugeen13, думаю что Вам стоило бы посетить выставку, чтобы не оставалось никаких вопросов. Теперь вернусь немного назад. Модели Тальго, китайского электровоза и т.д., о которых Вы говорили были выполнены на заводе и к данной выставке никакого отношения не имеют. Скажу больше, что помимо их есть еще модели различных грузовых и пассажирских вагонов. Эти модели применяются на специализированных выставках ГАЖК «УТИ». Простите за офф-топ.

      [Цитировать]

    • eugeen13:

      Да, забыл сказать в самом начале, что к сожалению слишком поздно узнал о намечающейся выставке и не смог заглянуть!
      Ну а те модели для ВДНХ, то есть для Узэкспоцентра я видел. Почему то думал, что их делали дети из какого-нибудь клуба при ГАЖК — я про вагоны. Тальго получше сделан, но для такого крупного масштаба тоже очень далеко для идеала. До обидного — люди имеющие прямой доступ к технике делают грубоватые модели её. Но вероятно это из-за дефицита времени — начальство гонит «давай-давай» сами не представляя себе насколько непростое это дело.
      Действительно радует, что модели делаются и в наше время. Надеюсь к следующему Дню Железнодорожника будут ещё!

        [Цитировать]

  • Кедр 42:

    Был у Вас на этой детской ж.д. в конце 80гг. Замечательно, что не развалина-продана а функционирует. Очень хорошо, что дети принимают непосредственное участие ! Воспитание молодежи — не голые слова.

    Удачи Вам и дальшейшего развития !

      [Цитировать]

  • Федюнь:

    Уважаемый eugeen13, если вы настолько смелый моделист просим Вас посетить в свободное для вас время, в выходные дни нашу детскую железную дорогу, для очередного знакомства.И очень надеемся что вы предоставите нам много полезной, и колосальной информации по железнодорожному моделированию, поделитесь опытом ,и похвастаетесь своими покупными конструкциями.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.