История о старом трамвае История
А. Тюриков.
— Он сейчас в тупике стоит, пантограф сменить нужно,— сказал мне главный инженер депо.
Я долго шел мимо бесконечных рядов трамваев, мимо высокого ремонтного ангара, где стояли на домкратах полуразобранные вагоны, пропустил свежевымытый «РВЗ» с номером «16» на борту, который, нетерпеливо позванивая, проехал к воротам. В самом углу обширного двора, среди потрепанных, заржавленных трамваев, уже списанных в утиль, стоял выкрашенный традиционной темно-красной краской вагончик — самый старый ташкентский трамвай.
Подобный трамвай я видел на улицах города лет двадцать назад. Двухосный, с узкими дверями. Я поднялся по крутым ступенькам. В маленьком, буквально в несколько шагов салоне, еще сохранились скамейки. Сиденья их были набраны из деревянных реек, а ножки резные, как у старинных стульев. Из тесной кабинки вагоновожатого виднелись массивное тормозное колесо и тяжелая рукоять управления.
Долгую жизнь прожил этот ветеран, стоящий сейчас в дальнем конце парка. Расскажи о ней — получилась бы целая летопись истории нашего города, его становления как крупного экономического, промышленного центра. Трамвай издавна был важнейшим видом общественного транспорта, сыгравшего огромную роль в развитии всего городского хозяйства Ташкента.
Как только появился трамвай, любой мало-мальски крупный город начал внедрять у себя этот экономичный, удобный и быстрый вид общественного транспорта. И по сей день, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны автобусов, троллейбусов, стремительного метро, трамвай остается надёжным «извозчиком», успешно работающим на городских магистралях.
Мне приходилось ездить в старых, почти таких же, как ташкентский ветеран, трамваях Праги. Они исправно несут свою службу, и им вежливо уступают дорогу потоки автомашин. Быстрее ветра мчатся трамваи по улицам Киева, соперничая в скорости с метрополитеном. У здешних трамвайщиков опыт большой: Киев — первый город в России, где в 1892 году появился этот вид транспорта. Говорят, даже в Париже, где под натиском автомобильных лавин когда-то закрыли трамвай, посчитав его анахронизмом, решено теперь восстановить его.
Конкурент многочисленных извозчиков — конный трамвай, а попросту — конка, появился в Ташкенте еще в 1901 году. Владело им бельгийское анонимное общество, которое так и называлось —«Ташкентский трамвай». В 1908 году городские власти заключили с этим обществом новый договор, до которому решено было создать целую сеть городской железной дороги, уже на электрической тяге. Интересно, что по контракту, заключенному с анонимным обществом, все трамвайное хозяйство должно было перейти в собственность города в… 1952 году.
Электрический трамвай впервые пошел в Ташкенте в 1913 году, по Пушкинской улице. В «самодвижущемся» вагончике ехала городская знать, кое-кто с опаской поглядывал вверх, где рассыпала искры дуга, а толпы мальчишек бежали рядом, стараясь обогнать беспрерывно звенящий трамвай… К 1917 году в городе было 26 километров узкоколейки, по которым на четырех маршрутах ходило 50 моторных и 20 прицепных вагонов. Все это хозяйство было в довольно запущенном состоянии.
Но по-настоящему ташкентская трамвайная сеть начала развиваться только с установлением Советской власти. Вместо допотопных «бельгийцев» стали поступать из Ленинграда отечественные вагоны, более вместительные, более быстрые. С какой радостью садились ташкентцы в эти сверкающие новенькой краской наши, советские трамваи! В июле 1928 года трамвай перевез 2,5 миллиона пассажиров. Большая цифра даже по сегодняшним меркам. Каждый год появлялись и новые маршруты, соединявшие жилые массивы с промышленными предприятиями города. В канун ноябрьских праздников 1936 года была сдана в эксплуатацию первая широкая колея на участке текстилькомбинат — площадь Хадра. К 1940 году протяженность трамвайных путей составила уже более ста километров.
Успешно работал трудяга-трамвай, бывший до конца сороковых годов практически единственным видом городского транспорта. Даже появившиеся конкуренты: троллейбусы и многоместные автобусы, вышедшие на линии в 40—50 годах, не могли отнять у него первенства.
Сегодня стальные магистрали, по которым идут ташкентские трамваи, насчитывают более двухсот километров. Насколько разветвлена и обширна сеть трамвайных маршрутов в нашем городе, мы, ташкентцы, хорошо знаем, потому что почти каждый из нас ежедневно пользуется этим видом транспорта. Тысячи горожан, живущих на массивах Высоковольтный, Северо-Восток, едут в свои учреждения, организации в центр города именно на трамваях — новых комфортабельных «КТМ-5». На трамвае добираются до своего предприятия многие труженики «Ташсельмаша». Несколькими трамвайными маршрутами связаны с центром жители Октябрьского района. Трамвай был до пуска метрополитена одним из главных видов транспорта, которым пользовались чиланзарцы. Да и сейчас от станций метро до самых дальних кварталов довезет вас трамвай.
Ташкентский трамвай продолжает развиваться. Не так давно тракторостроители могли доехать до своего завода только автобусом. Теперь к их услугам — и трамвай. Трамвай связал и два студенческих центра — Вуз-городок и городок ТашМИ. А парк постоянно пополняется новыми, более вместительными, скоростными, бесшумными вагонами…
…Давно уже не выезжает за ворота старенький ветеран, которого я встретил во 2-ом трамвайном депо. Но по сей день он работает — маневровым вагоном, перегоняет на ремонт своих младших братьев. За последние годы только однажды пришлось отправиться ему в путь по улицам Ташкента. Когда «Ленфильм» «пригласил» его принять участие в фильме «Двадцать дней без войны» по сценарию Константина Симонова. Съемки картины, согласно месту действия, проходили в Ташкенте. Трамвай подремонтировали, покрасили, придав ему точный вид вагона, какие ходили в Ташкенте в суровые годы войны. Специально для него на Кукче, рядом с конечной трамвая № 11, было построено еще одно кольцо, где велись съемки фильма. Тогда и тряхнул стариной ветеран, будто снова попав во времена своей молодости.
А вернувшись со съемок, опять взялся за свою нелегкую работу в депо. Иной раз остановится неподалеку от ворот и будто глядит стеклами в старой деревянной оправе на шумную площадь Хадра. Через перекресток проносятся один за другим просторные комфортабельные вагоны, неторопливо проплывают грузные троллейбусы, тормозят у светофора юркие «маршрутки»… И на покосившихся окнах ветерана весело играют солнечные зайчики. Словно улыбка старика, довольного своими внукам
Интересно, сколько километров трамвайных путей эксплуатируется сейчас… Явно меньше двухсот…
Carpodacus[Цитировать]
А помните, как в старых трамваях двери открывали сами пассажиры. Помню, что за что-то нужно было потянуть, а за что?:)))
tanita[Цитировать]
За веревочку
акулина[Цитировать]
Этот рассказ перекликается с, наверное, почти всем известным сетевым роликом про старый ташкентский трамвай! Пожалуй, этот ролик в качестве иллюстрации сюда следовало бы присоединить…
J_Silver[Цитировать]
В старых трамваях двери не закрывались. только зимой в холод, когда они шли полупустыми ,кондуктора закрывали двери
вася[Цитировать]
Иногда кондукторы не успевали закрыть, они расхаживали по вагону а не сидели на месте. Я сама закрывала дверь, дети очень любили это делать.
tanita[Цитировать]
В старом трамвае помню только деревянные сиденья напротив друг друга,да народ ,висящий на подножках и визгливый голос кондкторши-сойдите с подножки,пройдите в вагон…И еще мальчишек катающихся на «колбасе»позади вагона.С нашего двора катался только один-шпана ,шпаной.Потом подрос -посадили его ,Нет ,не за катание на трамвае,а за воровство..И в моей памяти как то осело-если был способен на катание таким образом,то способен на все..Те трамваи грохотали на повороте и визжали В квартире.в буфете даже посуда дребезжала..Следующее поколение трамаев перемещалось уже бесшумно и на первых порах двери открывались.Потом не знаю- я потом уже каталась на других трамваях .В Риге был старый ,весьма оригинальный трамвай-свой рижский..В Калининграде трамвай той же серии что и ташкентский,но двери надо было открывать самим пассажирам.Автоматика быстро выходила из строя.
olga[Цитировать]