История о старом трамвае История

А. Тюриков.

— Он сейчас в тупике стоит, пантограф сменить нужно,— сказал мне главный инженер депо.

Я долго шел мимо бесконечных рядов трамваев, мимо высокого ре­монтного ангара, где стояли на домкратах полуразобранные вагоны, про­пустил свежевымытый «РВЗ» с номером «16» на борту, который, нетерпе­ливо позванивая, проехал к воротам. В самом углу обширного двора, среди потрепанных, заржавленных трамваев, уже списанных в утиль, стоял выкрашенный традиционной темно-красной краской вагончик — самый старый ташкентский трамвай.

Подобный трамвай я видел на улицах города лет двадцать назад. Двух­осный, с узкими дверями. Я поднялся по крутым ступенькам. В малень­ком, буквально в несколько шагов салоне, еще сохранились скамейки. Сиденья их были набраны из деревянных реек, а ножки резные, как у старинных стульев. Из тесной кабинки вагоновожатого виднелись массив­ное тормозное колесо и тяжелая рукоять управления.

Долгую жизнь прожил этот ветеран, стоящий сейчас в дальнем конце парка. Расскажи о ней — получилась бы целая летопись истории нашего города, его становления как крупного экономического, промышленного центра. Трамвай издавна был важнейшим видом общественного транспор­та, сыгравшего огромную роль в развитии всего городского хозяйства Таш­кента.

Как только появился трамвай, любой мало-мальски крупный город начал внедрять у себя этот экономичный, удобный и быстрый вид общест­венного транспорта. И по сей день, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны автобусов, троллейбусов, стремительного метро, трамвай остается надёжным «извозчиком», успешно работающим на городских магистралях.

Мне приходилось ездить в старых, почти таких же, как ташкентский ветеран, трамваях Праги. Они исправно несут свою службу, и им вежливо уступают дорогу потоки автомашин. Быстрее ветра мчатся трамваи по улицам Киева, соперничая в скорости с метрополитеном. У здешних трам­вайщиков опыт большой: Киев — первый город в России, где в 1892 году появился этот вид транспорта. Говорят, даже в Париже, где под натиском автомобильных лавин когда-то закрыли трамвай, посчитав его анахрониз­мом, решено теперь восстановить его.

Конкурент многочисленных извозчиков — конный трамвай, а попрос­ту — конка, появился в Ташкенте еще в 1901 году. Владело им бельгий­ское анонимное общество, которое так и называлось —«Ташкентский трам­вай». В 1908 году городские власти заключили с этим обществом новый договор, до которому решено было создать целую сеть городской железной дороги, уже на электрической тяге. Интересно, что по контракту, заклю­ченному с анонимным обществом, все трамвайное хозяйство должно было перейти в собственность города в… 1952 году.

Электрический трамвай впервые пошел в Ташкенте в 1913 году, по Пушкинской улице. В «самодвижущемся» вагончике ехала городская знать, кое-кто с опаской поглядывал вверх, где рассыпала искры дуга, а толпы мальчишек бежали рядом, стараясь обогнать беспрерывно звеня­щий трамвай… К 1917 году в городе было 26 километров узкоколейки, по ко­торым на четырех маршрутах ходило 50 моторных и 20 прицепных ваго­нов. Все это хозяйство было в довольно запущенном состоянии.

Но по-настоящему ташкентская трамвайная сеть начала развиваться только с установлением Советской власти. Вместо допотопных «бельгий­цев» стали поступать из Ленинграда отечественные вагоны, более вмести­тельные, более быстрые. С какой радостью садились ташкентцы в эти свер­кающие новенькой краской наши, советские трамваи! В июле 1928 года трамвай перевез 2,5 миллиона пассажиров. Большая цифра даже по сегод­няшним меркам. Каждый год появлялись и новые маршруты, соединявшие жилые массивы с промышленными предприятиями города. В канун ноябрьских праздников 1936 года была сдана в эксплуатацию первая ши­рокая колея на участке текстилькомбинат — площадь Хадра. К 1940 году протяженность трамвайных путей составила уже более ста километров.

Успешно работал трудяга-трамвай, бывший до конца сороковых годов практически единственным видом городского транспорта. Даже появив­шиеся конкуренты: троллейбусы и многоместные автобусы, вышедшие на линии в 40—50 годах, не могли отнять у него первенства.

Сегодня стальные магистрали, по которым идут ташкентские трамваи, насчитывают более двухсот километров. Насколько разветвлена и обшир­на сеть трамвайных маршрутов в нашем городе, мы, ташкентцы, хорошо знаем, потому что почти каждый из нас ежедневно пользуется этим видом транспорта. Тысячи горожан, живущих на массивах Высоковольтный, Северо-Восток, едут в свои учреждения, организации в центр города именно на трамваях — новых комфортабельных «КТМ-5». На трамвае добираются до своего предприятия многие труженики «Ташсельмаша». Несколькими трамвайными маршрутами связаны с центром жители Октябрьского района. Трамвай был до пуска метрополитена одним из главных видов транспорта, которым пользовались чиланзарцы. Да и сей­час от станций метро до самых дальних кварталов довезет вас трамвай.

Ташкентский трамвай продолжает развиваться. Не так давно тракторо­строители могли доехать до своего завода только автобусом. Теперь к их услугам — и трамвай. Трамвай связал и два студенческих центра — Вуз-городок и городок ТашМИ. А парк постоянно пополняется новыми, более вместительными, скоростными, бесшумными вагонами…

…Давно уже не выезжает за ворота старенький ветеран, которого я встретил во 2-ом трамвайном депо. Но по сей день он работает — маневро­вым вагоном, перегоняет на ремонт своих младших братьев. За последние годы только однажды пришлось отправиться ему в путь по улицам Таш­кента. Когда «Ленфильм» «пригласил» его принять участие в фильме «Двадцать дней без войны» по сценарию Константина Симонова. Съемки картины, согласно месту действия, проходили в Ташкенте. Трамвай под­ремонтировали, покрасили, придав ему точный вид вагона, какие ходили в Ташкенте в суровые годы войны. Специально для него на Кукче, рядом с конечной трамвая № 11, было построено еще одно кольцо, где велись съемки фильма. Тогда и тряхнул стариной ветеран, будто снова попав во времена своей молодости.

А вернувшись со съемок, опять взялся за свою нелегкую работу в де­по. Иной раз остановится неподалеку от ворот и будто глядит стеклами в старой деревянной оправе на шумную площадь Хадра. Через перекресток проносятся один за другим просторные комфортабельные вагоны, нетороп­ливо проплывают грузные троллейбусы, тормозят у светофора юркие «маршрутки»… И на покосившихся окнах ветерана весело играют солнеч­ные зайчики. Словно улыбка старика, довольного своими внукам

7 комментариев

  • Фото аватара Carpodacus:

    Интересно, сколько километров трамвайных путей эксплуатируется сейчас… Явно меньше двухсот…

      [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    А помните, как в старых трамваях двери открывали сами пассажиры. Помню, что за что-то нужно было потянуть, а за что?:)))

      [Цитировать]

  • Фото аватара J_Silver:

    Этот рассказ перекликается с, наверное, почти всем известным сетевым роликом про старый ташкентский трамвай! Пожалуй, этот ролик в качестве иллюстрации сюда следовало бы присоединить…

      [Цитировать]

  • Фото аватара вася:

    В старых трамваях двери не закрывались. только зимой в холод, когда они шли полупустыми ,кондуктора закрывали двери

      [Цитировать]

    • Фото аватара tanita:

      Иногда кондукторы не успевали закрыть, они расхаживали по вагону а не сидели на месте. Я сама закрывала дверь, дети очень любили это делать.

        [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    В старом трамвае помню только деревянные сиденья напротив друг друга,да народ ,висящий на подножках и визгливый голос кондкторши-сойдите с подножки,пройдите в вагон…И еще мальчишек катающихся на «колбасе»позади вагона.С нашего двора катался только один-шпана ,шпаной.Потом подрос -посадили его ,Нет ,не за катание на трамвае,а за воровство..И в моей памяти как то осело-если был способен на катание таким образом,то способен на все..Те трамваи грохотали на повороте и визжали В квартире.в буфете даже посуда дребезжала..Следующее поколение трамаев перемещалось уже бесшумно и на первых порах двери открывались.Потом не знаю- я потом уже каталась на других трамваях .В Риге был старый ,весьма оригинальный трамвай-свой рижский..В Калининграде трамвай той же серии что и ташкентский,но двери надо было открывать самим пассажирам.Автоматика быстро выходила из строя.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.