Чудо Разное

918Есть у меня одно воспоминание, к которому долгое время никак не мог подступиться, дабы изложить его буквами. Ибо  как только делал такую попытку, тотчас захлёстывал меня сонм  смешанных чувств, и нужные слова для их выражения нипочём не находились.
Штука в том, что не произнеси я в один прекрасный момент одну случайно сорвавшуюся с языка фразу, большая могла случиться беда в моей жизни, может быть, трагедия даже.
Впрочем, и исторжение  из меня этой сверхслучайной фразы вовсе не отвратило бы крупных  неприятностей. Должно было совершиться ещё нечто сверхудивительное, чтобы
беда не  случилась.
И это произошло!
Две сверхслучайности фантастическим образом соединились в нужный момент, и события приняли  благополучный для меня оборот.
А катастрофа  была , казалось бы, неотвратимой. Всё шло к ней. Шло последовательно, целеустремлённо, логично. Шло и — пришло бы, если бы не то, о чём расскажу сейчас.

Итак, я начинаю.
Написав и издав в Узбекистане (1994 г.) свою первую книгу «Урановый король» о выдающемся руководителе, первом директоре Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК) Зарабе Петросовиче Зарапетяне, я получил предложение от тогдашнего директора этого предприятия Николая  Ивановича Кучерского сделать книгу и о сменившем Зарапетяна на его посту  Анатолии Анатольевиче Петрове, тоже человеке неординарном.
Собрать материал для новой работы надлежало в Феодосии, куда переселился из Навои  Петров, выйдя на пенсию.
Получив от Кучерского командировку через столицу России в Крым, я должен был решить проблему с билетами на поезд Москва-Феодосия (туда и обратно). Не знаю как с  этим сейчас, но тогда (1995 г.) это было серьёзной проблемой. Справиться с ней помог мне добрый мой знакомый заведующий научно-техническим отделом горно-технических проблем  ВНИПИпромтехнологии (а в дальнейшем первый вице-президент Академии горных наук России)  Евгений Александрович Котенко. Знакомство с ним, профессором, доктором технических наук, заслуженным изобретателем Российской Федерации и «по совместительству» писателем, автором нескольких прозаических и поэтических книг, было для меня весьма необычным.
Надобно сказать, что в начале 60-х годов выпускник МГУ с красным дипломом Евгений Котенко, всегдашний отличник и передовик,  стал одним из покорителей Кызылкумов, приехав на работу в Навоийский ГМК. Это было как раз во время директорства Зараба Зарапетяна.  Естественно, он (в отличие от меня) лично знал этого при жизни ставшего легендарным руководителя. И вот, когда я начал публиковать в навоийской городской газете главы из будущего «Уранового короля» (так называли Зарапетяна западные радиостанции), Евгений Александрович, давно уже москвич, но более чем живо интересовавшийся всем, что происходит в НГМК, каким-то образом обнаружил эти публикации и неожиданно мне позвонил из столицы, предложив дополнить  книгу своими воспоминаниями о том времени и о моём герое.
Так в моей первой книге появились главы, принадлежащие перу Евгения Котенко. И так началось моё с ним знакомство. В дальнейшем мы узнали друг друга и  очно, когда я был в Москве по литературным делам, имеющим отношение к НГМК.
Этого человека и попросил я о помощи в приобретении билетов в Феодосию и обратно.
И он таки мне помог (вероятно, через кого-то из своих подчинённых).
В Москве у меня были дела на пару дней, после чего, получив в день прилёта в столицу билеты на поезд от Евгения Александровича, я должен был следовать в Крым. Мой поезд
отходил с Киевского вокзала в 1час 37 минут. Эти цифры я запомнил на всю жизнь, ибо неправильное их «прочтение» должно было привести меня к беде. Я по недомыслию был АБСОЛЮТНО УВЕРЕН, что должен  явиться на вокзал к часу дня, начисто забыв о том, что в таком разе на билете значилось бы не 1час 37 мин., а — 13 час. 37 минут!
Пребывая в этом жутком заблуждении, я пропустил бы ночной поезд,  и в Феодосию, где мне надлежало быть четыре дня, попасть бы уже не смог, ибо, во-первых, поезда туда шли не каждый день, а во-вторых, с билетами была тогда большая проблема. А маневрировать я не мог, ведь у меня уже был обратный (из Москвы) билет на самолёт.
И тогда бы случился кошмар…Страшно подумать… Моя дорогущая командировка ( по маршруту Навои – Ташкент – Москва – Феодосия – Москва- Ташкент – Навои) получилась бы насмарку. Я не смог бы выполнить просьбу Николая Ивановича Кучерского выдающегося руководителя, обладавшего в годы своего директорства невероятным, фантастическим авторитетом, причём  не  только на своём предприятии, не только в городе, но и в республике (человека, равного ему по авторитету, мне в своей жизни встретить не довелось; в 1996 году Николай Иванович стал Героем Узбекистана).
И как бы я смог объяснить всё это, вернувшись в Навои?  Ведь не было мне никакого оправдания. Ужас… И ещё раз ужас…И ещё и ещё…Нет слов…
Но – того не случилось!!!
И вот почему.
У Евгения Александровича я взял билеты в день приезда в столицу, а на послезавтра мы договорились  встретиться у него в институте. Дабы поговорить о том, о сём, побалакать за жизнь, что называется.
И встретились. И таки поговорили. И выпили бутылку водки, что почему-то была в буфете института.
И вот (внимание! наступает момент истины!) – обо всём мы вроде переговорили, и так получилось, что в разговоре случился некий вакуум, когда вроде бы нечего больше было сказать. Возникла тягучая пауза, про которую почему-то говорят «милиционер родился».
И вот в эту паузу, испытывая потребность хоть что-то молвить, я  извлёк из себя фразу, которой нет равных по эффективности во всей моей жизни. Я сказал (слышу как сейчас):
— НУ ВОТ…Я ЗАВТРА УЕЗЖАЮ.
Боже мой! Ведь я мог в ту минуту сказать всё что угодно другое, любую другую фразу. Ну, к примеру: «Как славно мы поговорили». Или: « Ну что ж, Евгений Александрович, пожалуй, мне пора». Да и чёрт знает, что я мог ещё сказать! Что угодно…
Но я сказал:
— НУ ВОТ…Я ЗАВТРА УЕЗЖАЮ.
И – как оказалось – это был первый шаг, позволивший мне  избежать катастрофы. Это была та первая  сверхслучайность, о которой сказано выше.
А  вторая была вот какой. После исторгнутой мною счастливейшей (как оказалось)   фразы профессор вдруг сказал:
— НЕ ЗАВТРА, А СЕГОДНЯ.
И когда увидел Евгений Александрович на лице моём как минимум два вопросительных знака, он разъяснил мне, в чём дело, что ехать мне надо СЕГОДНЯ НОЧЬЮ, а не завтра днём.
Господи! Да какого же чёрта должен был помнить  академик, будущий первый вице-президент Академии горных наук такую ерунду, как то, что отправление моего поезда в Феодосию состоится в 1 час 37 минут? Почему должна была храниться эта никчемушная для него цифра в  голове доктора наук?? На кой хрен вообще надобно ему было заглядывать в  билеты, не имеющие к нему никакого отношения??!! Почему вспомнил он о такой мелочи в ТОТ момент? К тому же ФОРМАЛЬНО я ведь был прав: 1час 37 мин. это ведь уже не СЕГОДНЯ, а – ЗАВТРА!!! Но Котенко ко всему прочему сообразил, что я хочу отправиться на вокзал именно завтра днём, а не в наступающую ночь, а потому сказал золотые слова: «НЕ ЗАВТРА, А СЕГОДНЯ».
И это стало второй сверхслучайностью в сей истории, отвратившей мою неминуемую беду. Это стало для меня истинным чудом!
И по сей день, когда подумаю, что могло бы случиться, не сомкнись одновременно две эти сверхслучайности, — мне становится дурно.
Но всё стало так, как должно было быть. Ночью – в 1 час 37 минут – я отправился к своему герою, где меня, естественно, ждали, а в 1996 году увидела свет моя книга об этом
штучном человеке, который предпочёл работу  в окружённом барханами  Учкудуке
непыльной должности в Министерстве атомной промышленности СССР. (Не грех сообщить здесь, что по инициативе автора этих строк и при содействии Н.И. Кучерского две улицы – Московская в Учкудуке и Мичурина в Навои стали носить имя Анатолия Петрова).
В книге есть отдельная глава воспоминаний, принадлежащая перу светлой памяти Евгения Александровича Котенко (узнал из Интернета, что не стало его в прошлом году),
чудодейственно отвратившего меня от огромной беды.
***************
Последний раз я видел Евгения Александровича в Москве 12 июля 2001 года, когда я собирал материал для книги о самом Н.И. Кучерском( сменившем, кстати сказать, па своём посту Петрова). В этот день академик принимал меня у себя дома. В этот же день он подарил мне свою книгу стихов «С солнцем в крови», где надписал: «Дорогому Леониду Ветштейну с истинным удовольствием от встречи. На память от автора. Москва. 12 июля 2001 г.».

16 комментариев

  • Виктор:

    Бред

      [Цитировать]

  • Виктор Фесенко:

    Со мной произошло нечто подобное и тоже в середине 90-х годов. Завершалась моя частная поездка в Москву, а обратный билет был давно заблаговременно куплен еще в Ташкенте и я помнил, что мой поезд отправляется с Казанского вокзала минут за пять до полуночи. На последние московские дела оставался весь завтрашний день, в конце которого я должен был отбыть на Родину. А тут меня вечером, за сутки до отхода поезда, пригласили на рюмку чая бывшие сослуживцы по ТашКБМ. Мы очень хорошо проводили встречу, вспоминая былое и рассуждая о грядущем. Посиделки были в самом разгаре, когда один из участников заявил, что поезд Москва – Ташкент по его глубокому знанию отправляется через несколько минут после полуночи и, что я невнимательно изучил при покупке свой обратный билет. Билета у меня на руках не было и я стал спорить по этому поводу, но товарищ стоял на своем. Если его утверждение было верным, то на поезд с такой же датой отправления я уже не успевал никак, разве что от товарищей к месту моей основной дислокации в Москве (чтобы забрать манатки) и далее до Казанского вокзала меня не доставит скоростной вертолет.
    Весь хмель у меня мгновенно выветрился и я стал прокручивать варианты исхода сложившейся ситуации – денег на новый билет на следующий поезд у меня не хватало, да и билет на ближайшие дни уже не купишь. Видя мое сложное состояние, другой товарищ посоветовал позвонить по 09 и уточнить время отправления поезда. Минут двадцать мои звонки оканчивались короткими гудками, а когда я все же дозвонился, робот справочной службы стал минут десять прокручивать текст ненавязчивой московской рекламы с адресами оказания услуг и покупки очень необходимых мне товаров. Я уже готов был растоптать ненавистный телефонный аппарат, когда справочная по движению поездов коротко выплюнула: 6-й поезд отправляется за те самые несколько минут до полуночи. Я пожурил знатока расписания поездов, а потом пришлось хорошо дополнительно отметить особенности самого расписания и, как следствие, остаться на ночь в гостях.

      [Цитировать]

    • J_Silver J_Silver:

      А мне казалось, что 6 поезд отправляется в Ташкент днем, точнее вечером, но не поздно…
      Я в конце восьмидесятых чуть не опоздал — от великого ума решил на вокзал на такси ехать, поймал машину, а она сдохла не доезжая еще ВДНХ, где-то у Ботанического сада, стал ловить новую, поймал, а времени уже в обрез. Озадачил водителя, он меня за червонец домчал до Казанского, нарушая все правила, я с кучей багажа успел запрыгнуть в уже трогающийся поезд — до сих пор волосы шевелятся при воспоминаниях о том отъезде! С билетами еще та напряженка была, мне его в депутатской кассе брали по великому блату…
      А с отправлением в начале первого случай был уже у моей сестры — она с группой ездила на практику в Польшу, я ее встречал и провожал в Москве, у меня самого студенты были в Москве. Так возвращаться в Ташкент из Москвы они должны были на ночном самолете, вот во Внуково выяснилось, что самолет-то уже наверное снова в Москву прилетел, отвезя своих пассажиров в положенное время. Слава богу, в аэропорту нашли возможность погрузить запоздавших ташкентских студентов в самолет, хотя и лето было…

        [Цитировать]

  • Татьяна:

    Два бреда!

      [Цитировать]

  • olga:

    Да , случаются опоздания на поезда и самолеты и такие истории служат поводом для написания сценариев к кинофильмам…»Вокзал для двоих»….»Поезд идет на восток»…Да и другие..Героями таких историй являются как правило мужчины..Женщины редко попадают в такие ситуации..Но попадают..Вот с переводом стрелок на летнее-зимнее время случается такое…У нас на вокзале даже специальное такси дежурит.Опоздавшие могут догнать поезд на границе-стоит он там по 45 минут,иногда и больше…Так и несутся каждый по своей дороге-поезд и опоздавший пассажир..И немало-3 часа до границы.Если повезет-так повезет…но чаще догоняют…Я так в Вильнюсе садилась-забыла о переводе время с …на…и неспешно так на вокзал иду,подхожу к кассе и говорю мне билет до Калининграда,а кассир так смотрит на меня,будто лицо у меня в саже и все…Я повторяю фразу…а она мне показывает на что то за моей спиной…..а там последний вагон моего поезда…уходит…Хорошо было где ночевать ,а так вот что бы делать -деньги только на обратный билет,остальное потрачено…Бред -может и бред ….но бывает…И понимаю, как это неприятно…

      [Цитировать]

  • Прохвост:

    Да, судьбоносная фраза, ничего не скажешь! Правы те, кто считает что женщины в такие ситуации попадают реже. Они просто долго собираются, всех тормошат, звонят в справочные, всех ставят на уши и, таким образом, любая ошибка исключается.

      [Цитировать]

  • Боровой Владимир:

    Удивительный случай!
    По себе знаю: так бывает. Несколько моих знакомых на этом имели серьёзные неприятности. да и сам я чуть на этом деле не попался.
    Так что БРЕДЯТ те, кто сообщил,что это бред. На месте модератора я бы такие реплики убирал вместе с их авторами, спрятанными за ники. Ведь они преследуют только одну цель — оскорбить.караван,однако. идёт, как говорят на Востоке.

    А какое светлое лицо у Е.А.Котенко!

      [Цитировать]

    • tanita:

      Совершенно согласна! И никакой это не бред! В семидесятые-восьмидесятые поезд Ташкент-Москва отправлялся в 00 часов 05 минут. И из-за этого происходило множество недоразумений. Однажды мама дала телеграмму, что приезжает. мы на вокзал, ее нет. Сестра страшно расстроилась, а я ей сказала. что наверняка мама должна приехать на следующем поезде, поскольку перепутала время. Так и оказалось. А еще раз было так: я с сыном ехала в Ташкент, провожал нас муж. Мы приехали , заняли место в купе, появляется дама. С билетом на то же место. И в истерику. Требует, чтобы мы освободили место и кричит на моего мужа, что , мол, он смеет выбрасывать из вагона женщину. Тот спрашивает: по вашему, мне нужно выбросить из вагона жену с сыном? Появляется проводник. Берет наши билеты. И выясняется. что ее поезд ушел еще вчера… бред это или нет. но такое было. Не знаю, как та женщина выкручивалась…
      По-моему. Владимир прав: подобные реплики следует убирать и немедленно!

        [Цитировать]

      • Боровой Владимир:

        Приятно, что нашлась единомышленница.
        Тут штука ведь в том,что прячась за ником,отдельные индивиды могут позволять себе любые выходки,понимая,что им не ответишь,ведь отвечать-то НЕКОМУ.Это же чистой воды трусость. Но, как я уже сказал — КАРАВАН ИДЁТ! Восток мудр!

          [Цитировать]

  • швейцарец:

    Интересно было бы почитать самого Кучерского,вот уж человек,который много чего мог бы поведать интересного.Пишет ли он мемуары?Реабилитирован ли он в Узбекистане?

      [Цитировать]

  • Боровой Владимир:

    А почему его надо РЕАБИЛИТИРОВАТЬ, если он Герой Узбекистана????????????

      [Цитировать]

    • Ольга:

      На сенатора и гендиректора Н.И.Кучерчкого было заведено уголовоное дело несколько лет назад. Кучерский сбежал в Москву. И чем все закончилось — не в курсе, но можно поискать в интернете

        [Цитировать]

  • Виктор:

    Насколько глубо автор проникся чувством грозящей катастрофы…, увы литературной ценности в произведениях мастера не обнаружил, простите.

      [Цитировать]

  • Оксана:

    Мне понравился рассказ. Если бы не так важна была эта командировка, то может никак и не отложилась бы эта ситуация в памяти. Но Леонид так ярко передал свои эмоции в тот самый момент, когда произошло прояснение в мозгу, что я внутри себя прочувствовала, все, что творилось в душе у автора.

    Раз тут все свои случаи рассказывают, я тоже расскажу. Как-то будучи в Крыму, купили экскурсию на Ай-Петри. Давно хотели туда попасть, перед этим была уже одна попытка, но не сложилось. И вот наконец-то подходим к месту посадки в маршрутку, но она еще не подъехала, муж решил воспользоваться моментом и отлучился по нужде. В этот момент подходит маршрутка и народ в нее садится. Уселись, хотят ехать, а я говорю, подождите еще одного человека, сейчас подойдет. Люди начали шутить: «да бери любого первого попавшегося и поехали». Через доолгих пару-тройку минут, муж появляется из-за угла и все пассажиры скандируют ему: «давай быстрее, тебя одного ждем». Он бегом впрыгнул и поехали. Мне досталось хорошее место, рядом с водителем, все видно, все слышно, еду радуюсь…. посмотрите налево, посмотрите направо, вон канатная дорога пошла на Ай-Петри….(!)Экскурсовод, говорит, что в маршрут не входит остановка возле Форосской церкви, но они решили сделать остановку. Давно наслышана была об этой церкви, очень хотелось посетить и тут такая удача! радости не было предела… пока не вышли из авто… Ко мне подходит мой супруг и низким голосом говорит: «Ты в какую маршрутку села?!»……. Таким образом, мы попали на экскурсию «Южный берег Крыма», объездив все побережье, заканчивая Ялтой. По дороге обратно, экскурсовод узнав правду, сказала: » аа, теперь понятно, почему на ЮБК 2 человка перебор, а на Ай-Петри недобор. Но вы ничего не потеряли, ЮБК намного интереснее…» Так Ай-Петри стало притчей во языцех. Осталась в запасе еще третья попытка…)

    Но этот случай не носил судьбоносный характер, как у Леонида. Просто понять всю остроту ситуации смогут только те люди, кто пережил подобное.

      [Цитировать]

  • Леонид Ветштейн:

    Cегодня этот материал — слово в слово — опубликован в популярном израильском еженедельнике «СЕКРЕТ» с фотографией Евгения Александровича Котенко.
    Благодарю всех,кто откликнулся на эту публикацию.

      [Цитировать]

  • ИРИНА:

    Читала эту публикацию в «Секрете». Она занимает целую полосу.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.