Чудеса света Абдунаби Мамадиева Искусство

Пишет Тамара Санаева.

О шахрисабском художнике Мамадиеве рассказала два года назад на своем сайте о культурной жизни Ташкента.

Публикацию буквально «растащили» по строкам в интернете, но оригинал исчез из сети вместе с моим сайтом mediacult.uz, а доменное имя перекупили неизвестные мне авторы. Вспомнила о создателе уникальных керамических «чудес света» в связи с финалом «Келажак овози — 2013», который традиционно проводится в лагере «Лочин», расположенном в горном селении Мираки. Там-то и можно увидеть эти чудеса.

Местечко Мираки Шахрисабского района Кашкадарьи по-особенному дорого мне. В середине 50-х годов прошлого века поселок был райцентром, и мой папа работал в нем секретарем райкома, а мама учительствовала в школе. Помню, как я в пять лет самостоятельно ходила за руку с сестренкой Лолой по спускающимся вниз улочкам в детский сад. Какими огромными были старые орешины в нашем дворе, и какой обжигающе-холодной и чистой таинственно-темная вода, омывавшая обнаженные корни этих деревьев в большом арыке под ними…

Потому детский лагерь на кашкадарьинской земле мне особенно дорог. Как и люди, украшающие и прославляющие родной край. Об одном из них и хочу рассказать вновь.

Заслуженный деятель культуры Узбекистана, график и керамист Абдунаби Мамадиев стал профессиональным художником в Ташкенте. Но любовь к искусству, страсть к работе с глиной, кистью и красками обрел в родном Шахрисабзе, где живет и ныне. И не просто живет – творит, украшая эту землю и претворяя ее плоть в произведения искусства.

— Вся моя жизнь связана с искусством. И каждая победа на жизненном пути — начало новой борьбы за следующую ступень восхождения, — говорит художник.

В детстве отец привел Абдунаби в мастерскую к мастеру огненной керамики Шахрисабза. Когда пришло время получить специальное образование, юноша решил стать скульптором и уехал в Ташкент. Казалось, еще успеет вернуться к своему учителю и продолжить его дело. Но жизнь распорядилась по-своему, не довелось больше работать под началом старого усто. Абдунаби писал акварели, создавал оригинальные керамические изделия, участвовал в республиканских и международных выставках.

Где-то в 2005 его пригласили заняться дизайном детского оздоровительного лагеря «Лочин» в горном поселке Мираки под Шахрисабзом. Масштабы работ были огромны, ведь лагерь занимает 15 га и надо было, обыгрывая особенности ланшафта, создать нечто такое, что способно украсить территорию, отразить национальную и мировую культуру, вызвать интерес к ней у мальчишек и девчонок XXI века.

Стоит упомянуть, что лагерь «Лочин» находится в ведении одного из крупнейших промышленных гигантов Узбекистана – Шуртанского газохимического комплекса. Потому и планы по обустройству лагеря для детей были грандиозными. Мастеру хотелось, чтобы рукотворные чудеса развивали в детях чувство прекрасного, и, как говорится, сеяли разумное, доброе, вечное. Абдунаби Мамадиев разработал оригинальный проект, который одобрили все.

— Миру известны семь чудес света, о которых до сих пор ходят легенды, — убеждал он. — Но чудес на свете больше, и многие из них – достояние нашей культуры и истории. «Лочин» сам по себе красив, он расположен на горных террасах и напоминает Висячие сады Семирамиды, которые давно исчезли с лица земли, но остались в легендах . Давайте превратим лагерь в сказку, покажем ребятам, какие шедевры созданы человечеством в мире и на нашей земле. Построим самые знаменитые архитектурные шедевры, о которых многие дети даже не слышали. Пусть они повторят оригиналы во всех деталях, будут достаточно большими, чтобы походить на настоящие и пробуждать у детей мечты.

Так и сделали. За несколько лет Абдунаби Мамадиев создал сказочную страну чудес в лагере «Лочин», возведя из мрамора, керамики, кирпича и металла шедевры архитектуры, которыми гордится человечество и которые вошли в список мирового наследия, оберегаемого БНЕСКО. Небольшие, построенные в масштабе 1 х 10 постройки полностью повторяют все особенности архитектуры и отделки оригиналов в том виде, в каком они дошли до нашего времени.

Здесь есть самаркандский Регистан с его знаменитыми медресе Улугбека, Тиля Кари и Шердор. Высятся развалины Ак Сарая — сказочного дворца Амира Темура, выстроенного для Властителя семи созвездий в Шахрисабзе. Поражает кружевом резьбы белоснежный Тадж-Махал – жемчужина Индии. Величием и гармонией архитектуры удивляют храм Артемиды и Колизей. И даже высится, словно стремясь перерасти деревья, совсем настоящая, один к одному по виду, уменьшенная копия Эйфелевой башни.

Так что, если вы еще не были в Париже, не печальтесь: Париж пришел к нам, и вы можете сфотографироваться у башни, символизирующей столицу Франции — один из центров европейской культуры.

На очерели, поделился со мной в 2011 году своими планами А. Мамадиев, создание пирамиды Хеопса. Не знаю, воплотил ли он этот проект в жизнь. Нескольок раз встречалась с художником на выставках в Ташкенте, но так и не спросила, встала ли рядом с другими «чудесами» египетское сооружение.

Несмотря на то, что работа по дизайну лагеря поглощает немало времени и сил, а графика в технике акварели и керамика – дело, которым он занимается всю жизнь, приносит признание, с годами художник понял, что должен отдать еще один свой долг. Вернуть людям секреты старого усто, который привил ему любовь к искусству и родному городу.

Мамадалиев решил возродить огненную керамику Шахрисабза, секретами которой владел его первый учитель. В родном городе почти не осталось мастеров, знающих технологию её производства, сокрушается Абдунаби Мамадиев. «Кто, если не я, — говорит он , — может вдохнуть жизнь в исчезающее искусство горячих, знойных красок обливной керамики, которой славился мой родной город?»

Вместе со своим сыном Мамадалиев решил открыть мастерскую, чтобы возобновить этот промысел на родине, передать его молодежи и вновь производить золотосто-огненные керамические ляганы в Шахрисабзе, вернув людям секреты мастерства народных гончаров.

Тамара Санаева.
Фото автора.

4 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.