Инженер — это круто! История Разное

Сейчас молодежь решает, в какой ВУЗ поступать. Предлагаю статью, написанную мною три года назад для Планеты школ.

В последнее время в кино, в СМИ, да и в жизни культивируется престиж профессий юриста, маркетолога, бизнес-аналитика, всех этих брэнд-менеджеров и пиар-менеджеров… Все это хорошо и, наверное, действительно нужно, но, скажем так, однобоко. Хочется сегодня поговорить о профессии, казалось бы, давно и хорошо известной и вполне традиционной — инженера. Дело не в громких фразах о том, что производство первично, а все эти нынешние пиарщики-маркетологи — не более чем пена в общественном бульоне. И что чем ближе человек «к металлу», тем здоровее его мировоззрение. (Последнее утверждение — отголосок пролетарской классовой борьбы, не оправдавшей себя в историческом плане). Я хочу сказать лишь, что профессия инженера — это креативно, интересно и дает простор для роста и самореализации.

Если вы читали «Таинственный остров» Жюля Верна, то должны были запомнить одного из самых ярких литературных персонажей — инженера Сайруса Смита. Он знал и умел практически все: начиная от разведения огня при помощи линзы, сделанной из стекла от часов, и кончая выплавкой стали и изготовлением пороха… Мало кто из мальчишек в течение полутора веков, прошедших после публикации романа, не мечтал стать таким же знающим, начитанным и инициативным, как волшебник-инженер Сайрус Смит. И еще — столь же уважаемым и социально востребованным членом общества. В российской традиции тоже существовал большой пиетет к профессии инженера, — вспомните, например, книги Н. Гарина-Михайловского. А вот отрывок из романа-эпопеи А. Солженицына «Красное колесо»:

Сословие инженеров путей сообщения в России гроздилось талантами, знаниями, умением. Оно вбирало в себя цвет мужской молодежи — привлекательностью своей работы и высокими приемными конкурсами. Бездельники и революционеры туда не шли. Пять лет обучения были упорный труд, отличная научная подготовка и деятельная летняя практика. Сам характер железнодорожной службы при раскинутых русских просторах вырабатывал дельных и смелых работников, умеющих выходить из самых сложных положений, хорошо знающих жизнь, людей, цену всякого труда и имеющих возможность каждую работу подчиненного достойно оплатить. В такой системе не знали, что значит устройство по протекции, а лишь по таланту и опыту. И каждый, не гонясь о хлебе насущном, мог все время и силы отдавать этой разнообразной работе, все в гранях новых задач. Командировки на изыскания, постройки, железнодорожные совещания и собственный бесплатный проезд давали им широкий обзор своей страны, а также и Европы. И обычно железнодорожным подлинным инженерам никогда не оставалось времени не то что на общественные дела, но даже на семейные.

Я двадцать лет проработал на авиационном заводе технологом по разработке и внедрению программ обработки сложных деталей на станках с ЧПУ. Красивое и насыщенное было время, коллектив и сама работа. Приведу три эпизода.

Вот первый, который вспоминается. При разработке технического процесса необходимо было согласовывать или даже менять некоторые элементы самолетных деталей, поэтому приходилось часто общаться с конструкторами из специальных КБ. Они относились к технологам свысока, считая себя некой высшей кастой, так сказать, белой костью в профессии, а нас причисляли к низшему сословию. Как-то я, недавний выпускник института, пришел в КБ с вопросами по сложнейшей детали нового изделия — «Руслан» (впрочем, тогда это было «изделие-400»). Обсудили все вопросы, а в конце разговора я говорю конструктору, что у него неверно показана линия пересечения двух цилиндров. Заслуженный «зубр» с тридцатилетним стажем аж засопел от такой наглости: как смеет этот неопытный выскочка усомниться в его непогрешимости, — и что-то пробурчал о слишком борзой молодежи. Я же разворачиваю миллиметровку, на которой по всем правилам «начерталки» построил по точкам линию пересечения цилиндров под двумя углами в пространстве. И эта линия имеет совсем не тот вид, что на чертеже, — выгнута в другую сторону. Последовала немая сцена. Наконец конструктор сказал, что изменит чертеж. Но после этого случая, когда я приходил в КБ, чтобы обсудить что-то с кем-нибудь из его коллег, этот конструктор не раз говорил тому или другому моему собеседнику: «Слушай его, он дело говорит».

Второй эпизод. У нашего руководителя был юбилей, и мы при помощи программы на «Обрабатывающем центре» смастерили ему подарок — пепельницу в виде семигранной чаши, с надписями, выфрезерованными по бокам. На торжественном вручении присутствовали опытные технологи, прошедшие за много лет, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Мы преподносим шефу пепельницу и говорим, что она сделана на станке с ЧПУ. Среди собравшихся асов слышен смешок: подумаешь, мол, удивили. Добавляем: «Обработано с одной установки». Тишина, длиннющая пауза — и вердикт хором: «Не может быть!..».

Наконец, эпизод третий. По программе изготовлена сложнейшая деталь — с теоретической поверхностью, заданной точками, и отверстиями, направленными под разными углами в пространстве. Первую деталь прикладывают к контрольной мастер-плите — и видно, что контур не совпадает… «Наезд» на меня: у вас ошибка, разбирайтесь. Причем тут же из цеха идет сигнал наверх руководству: мол, по вине отдела ЧПУ простаивает оборудование, срываются поставки деталей и т.д. Руководство звонит моему непосредственному начальнику, добавляя нервозности и ажиотажа; все нервничают и торопят: я должен немедленно найти ошибку в программе и быстро исправить, чтобы все было о’кей.

Я же обкладываюсь чертежами деталей, оснастки, плазов, шаблонов, поднимаю запросы и служебные записки, измеряю штангенциркулем детали, макеты, мастер-плиту… И нахожу-таки причину загвоздки: мастер-плита отстыкована от макета, выполненного по другому, устаревшему ЛИЧу, т.е. листку изменения чертежа. ЛИЧ имеет номер и серию ввода, им гасятся-учитываются три ЛУЧа (листки уточнения чертежа). При выходе ЛИЧа к чертежу цеховой технолог и конструктор цеха плазово-шаблонной оснастки должны были провести все изменения в своих чертежах, в макетах и прочей оснастке, но это не было сделано — упустили. Поэтому и не стыковалось с деталью, выполненной с учетом последних изменений…

После этого случая и еще парочки подобных, — если что-то где-то не стыковалось, мне звонили и говорили: «Вы пока не приходите — попробуем сами разобраться»…

Прекращаю «трясти» бородой. Думаю, вы уже поняли, как это сложно и интересно — работать инженером. Как здорово знать металлы, режущий-мерительный инструмент, режимы резания, допуски и посадки, ход документов, права и обязанности подразделений… Причем все это не просто работа. Это — среда существования, любимая и комфортная. Это гордость от владения основной тайной машиностроения: как сделать деталь. Я счастлив, что выбрал именно эту работу. Чего и всем желаю.

27 комментариев

  • Фото аватара HamidT:

    ЕСКД,ГОСТы,ОСТы,СТП это всё в прошлом, и «те» навыки инженера теперь не востребованы. То, что Вы описываете, нынче студенты делают на «компасе», легко.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Николай:

    ЕСКД,ГОСТы,ОСТы,СТП это всё в прошлом…… Ие а зачем Госстандарт, и, разве не нужно думать и проверять, то, что…..студенты делают на «компасе», легко. Наверное именно по этому спутники «сыпятся».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Гога:

    Не хочу обидеть, но это «ЕСКД,ГОСТы,ОСТы,СТП это всё в прошлом, и «те» навыки инженера теперь не востребованы. То, что Вы описываете, нынче студенты делают на «компасе», легко» — слова дилетанта, или тупо исполнителя, за которым хвосты подчищает инженер-руководитель.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Про хвост:

    Увы, но это так- инженеры «тормозят» процесс.
    Если помните, все наши узбекские СниПы были в свое время переписаны почти слово в слово с СССРовских. Спустя некоторое время посыпались изменения. В частности в ШНК по приемке законченных объектов в эксплуатацию внесли поправку: теперь не надо изменения согласовывать с проектировщиками, достаточно согласования заказчика. И еще: раньше надо было сдавать комплексное опробование технологического оборудования при расчетных режимах работы. Сейчас этот пункт убрали из ШНК. Более того, сейчас вообще никто ничего никому не сдает, просто подписываются процентовки, затем — акт рабочей и госкомиссии. Только не говорите, что всю работу контролируют инженеры. Как правило, это делает ИКСЕЗ (Инжениринговая компания «Служба единого заказчика»). Эта организация -сплошь временщики, задача которых поскорей и подешевле сбагрить объект. Эксплуатационников они не ставят ни в грош. Скажу по секрету, они делают вид, что не знают что такое «исполнительные чертежи».

      [Цитировать]

  • Фото аватара toybola:

    Samiy Smak:

    «В такой системе не знали, что значит устройство по протекции, а лишь по таланту и опыту. И каждый, не гонясь о хлебе насущном, мог все время и силы отдавать этой разнообразной работе»

      [Цитировать]

    • Фото аватара J_Silver:

      Всегда было, есть и, видимо, будет устройство по протекции, только при этом не надо забывать, что кто-то и работать должен…
      Сейчас про это забыли, впрочем, «работать» в прежнем смысле слова уже стало не особо актуально — нет больше задач, которые требуется решать, желательно просто тупо исполнять…

        [Цитировать]

  • Фото аватара HamidT:

    Блин, даже тема о «железках» не может, здесь, обойтись без эмоций. К великому сожалению, с развалом технологической зоны СССР русский язык утратил статус технического. Даже в РФ не применяются прежние технические стандарты. Всё базируется на ISO, а там совсем другой язык. Об инженерных навыках. Инженерные, технические мозги, в былое время, формировались такими предметами как — начерталка, теормех, ТММ, ДМ т.п. Прежние педтехнологии буквально втирали их в голову студента. Нынче,всё это, втёрто в софт, и здесь свой язык и соответствующие навыки. Инженеры с созидательными навыками нужны только корпорациям производящим технику, а «инженерам» технического сервиса достаточно разбираться в инструкциях по эксплуатации написанных на языке адаптации (загогулина, заколдобина, пипочка…)

      [Цитировать]

  • Фото аватара Carpodacus:

    «Бездельники и революционеры туда не шли» — а Солженицыну лишь бы едкость вставить о революционерах. Видимо, про Ливеровского он ничего не слышал.

      [Цитировать]

  • Фото аватара акулина:

    Наш преподаватель Рашид Мансурович Мансуров, во время войны бывший начальником радиостанции, рассказывал, давая понять, что такое инженер:»Ремонтом оборудования занимались специалисты из специального подразделения. Вот при одной такой аварии вызывает спеца. Приходит дядечка, спец с большим стажем, но радиолюбитель без образования. От схемы отказывается, не надо ему. Достает отвертку, Десяток тычков отверткой, небольшое кз, но через час все в порядке, все работает. В другой раз приходит недоучившийся в институте, Просит схему, закуривает … Курит одну, другую, пятую папиросы. За спиной уже ропот пошел:»Кого прислали!»Спец встает и одним движением руки приводит установку в рабочее состояние».Меня при этом, конечно не было, но рассказ этот я помню многие годы. Хотя курить не научилась (мне сказали, что мне не идет)

      [Цитировать]

  • Фото аватара J_Silver:

    Кстати, а сейчас «инженеров» никто и не готовит — готовят бакалавров и магистров, а понятие «инженер» в какой-то момент пропало, видимо за ненадобностью…
    Россия дольше продержалась в борьбе за специалитет в образовании — но ректоры, кто это горячее всего отстаивал, со скандалами вылетели под натиском «демократической общественности» и Болонская система восторжествовала…

      [Цитировать]

    • Фото аватара olga:

      Сегодня инженеров нет,есть менеджеры низшего звена,среднего звена и высшего звена(управленцы)Так сказать инженеров можно найти в менеджерах низшего звена…Да и в прошлом, в дипломе не писали-инженер….Диплом судоводителя,механика-холодильных устаноновок,преподавателя……У меня в дипломе-биолог,преподаватель биологии и химии.А большую часть жизни до 95 г проработала инженером-геоботаником…так как в Универе с первого курса на кафедре ботаники..Звание.инженера уже на производстве присваивали…..Там меня и определили в инженеры …(2-1-высшая категория)А бакалавры ,магистры,ассистенты -стажеры….это степень подготовки и освоения программы.обучения по специальности….

        [Цитировать]

      • Фото аватара J_Silver:

        Так чтоб в дипломе написали «инженер», на него и надо было учиться, а не на преподавателя биологии…
        У меня в дипломе — инженер, у жены моей тоже, у отца — инженер…

          [Цитировать]

        • Фото аватара olga:

          Это у Вас …..Если в экспедиции местного филиала Института Росгипрозем в штате только техники-землеустроители,инженеры-агрономы,инженеры-геоботаники,инженеры -почвоведы…,то кем можно принять человека ,у которого специализация и защита диплома не по теме-как научить детей в школе любить природу.Я в школе только на практике месяц потопталась-и пришла в ужас…Со своим дипломом я и вшколе могла преподавать,и на производстве инженером по защите окружающей среды,и на хим предприятии (опять же инженером ,а не техником)..В Универе у всех такие дипломы-направление и вариации(типа куда повезет устроится)А у Вас технический вуз.Муж закончил высшую мореходку(нынче академия-БГА)у него скромно-судоводитель.В Мортрансфлоте поначалу взяли только 3 помощником капитана…без всяких инженеров.Вот он мог преподавть тоже ,хотя на преподавателя не учился…В каждой избушке -свои погремушки….Где на пенсию досрочно выходят,где тянут до общего пенсионного возраста….Так что напрасно Вы мне так резко отвечаете…

            [Цитировать]

  • Фото аватара Виктор Арведович Ивонин:

    Вы правы. Инженер — всегда звучало гордо. Вот и сейчас этой профессии необходим ореол знаний, творчества, ума и практицизма. Компьютеры и айфоны не юристы с экономистами создали. И космические корабли тоже не юристы делали. Это работа инженеров. Это они новое создают и нашу жизнь меняют. И хорошо что «Таинственный остров» Жюль Верна помянули. Не мешало бы его массовым тиражом на узбекском языке издать и в список обязательной учебной литературы включить.

      [Цитировать]

    • Фото аватара HamidT:

      Не переводится Жюль Верн на узбекский, нет в нём метафизики. Вот Вы попробуйте,без ехидства, перевести на узбекский, если Вы его знаете, такие словосочетания: разбить сад, автопробег, рыба не клюёт…

        [Цитировать]

  • Фото аватара Джага:

    Спасибо за рассказ.
    Низкий поклон Инженеру.

      [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    Спасибо за рассказ. В дипломе моего мужа — инженер -механик. Кончились прошлые ГОСТы и т. д — переучился. И по-прежнему считает себя инженером. Спасибо за рассказ. Низкий поклон Инженеру.

      [Цитировать]

  • Фото аватара александр махнёв:

    тут дело в следующем: в узбекистане очень немногие хотят «овладеть профессией», зато тьма желающих найти «доходное место». вот и весь секрет, почему в юристы прут ордами, а в инженеры не торопятся))

      [Цитировать]

    • Фото аватара tanita:

      Так ведь в России уже до того «доперлись», что новоиспеченным юристам и экономистам пристроиться негде — конторы, чай, не резиновые!

        [Цитировать]

      • Фото аватара александр махнёв:

        понятно что узбекистан не является чем-то абсолютно уникальным. и всё же: здесь во все времена коренное население ( я конечно исключительно о подавляющем большинстве) пайду искало, а не профессию))
        я к тому что не в инженеры надо звать — надо звать в профессионалы. а настоящий профессионал в любой области место своё найдёт. а тама и деньги. токо не сразу))

          [Цитировать]

        • Фото аватара tanita:

          Так чтобы профессионалом стать, нужно поработать, а работы -то и нет… с большим трудом люди устраиваются, вестимо, по знакомству. Тут порочный круг: говорят, пока опыта не приобретете — не возьмем. А опыт можно приобрести только за работой. Вот и маются бедняги, пока не зацепятся, А насчет профессионалов — вы в точку. Я как раз сегодня такую видела в сбербанке. Пока меня с моей проблемой посылали по кругу, и длилось это две недели, она умудрилась эту проблему решить за пятнадцать минут. правда, хорошенько перед этим подумавши. Просто зависть берет на такой профессионализм!

            [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    Тут не профессионализм,а шпионизм и вредительство(разгильдяйство и пьянство,да и работают не инжнеры ,а хрен знает кто-даже без дипломов)

      [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    Инженер -это звучит и звучало гордо,инженер-это Мастер высокой категории,это творчески мыслящий человек(не согласно диплому,а так биологически устроен)И последнее -инженер это тот ,кто носит жене зарплату…Так шутил наш начальник землеустроительной организации-инженер -геодезист…(высшей категории)Ну может отдел кадров у нас неправильный был ,или в Росзепроекте дураки сидели-раз писали нам в трудовых книжках-инженер ,инженер…А кем надо было быть -чтобы сделать оценку земельных угодий,составить карту инвентаризации всех земель.И подсчитать рентабельность ведения на этих землях сельскохозяйственной деятельности..За специалистами дело не стало…у нас эти карты ,по разрешению ,выкупили немцы.А своим она не нужна была-у нас наверху другие инженеры сидели(человеческих душ)Вот они точно знали ,что нам надо….

      [Цитировать]

  • Фото аватара Константин ташкентский:

    Слово «инженер» появилось во французском языке, веков примерно пять, тому назад? и означает «изобретательный человек». Все остальные определения — это наносное. Запись в дипломе инженер, ещё не означает, что его владелец является действительно изобретательным человеком.
    Я инженер в четвертом поколении и горжусь этим. Мои дети уже инженера в пятом поколении, а внуки, я надеюсь, будут в шестом.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Михаил:

    Отличный пост!
    Под заголовком подписываюсь.
    Немного покоробил коммент о «низшей» обслуге,
    разбирающейся в закорючках. Снобизмом так и несет!
    Уважаемый конструктор (либо желающий им быть)!
    А не допускаете Вы мысли, что «обслуживающий»
    инженер должен проектировать (либо подстраивать
    и конфигурировать под себя ) кучу всякого оборудования?
    А поскольку конфигурируют его другие люди, то все чертежи и схемы
    должен подготовить сам инженер. И неважно, Компас ли это, Автокад,
    или другой какой-нибудь КАД… Я инженер по ТО авиатехники, при работе сталкиваюсь
    с такой необходимостью неоднократно.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.