История о кукольном театре История
Фрагмент из книги А. Тюрикова “Истории о Ташкенте”. “Ёш гвардия”, 1983 г.
ИСТОРИЯ О КУКОЛЬНОМ ТЕАТРЕ
История эта — о сказочниках. И еще о маленьких забавных куклах, чудесным образом «ставших» людьми: добрыми и злыми, бедными и богатыми, прекрасными и безобразными. Каждая сказка начинается одинаково: давным-давно…
Так и начнем: давным-давно появился на свет маленький человечек. Назвали его люди Палван Качал..
На скрипучей арбе вместе с бродячими музыкантами путешествовал он из кишлака в кишлак, из города в город, от базара к базару, от праздника к празднику. На базарных площадях раскладывали музыканты свой нехитрый скарб, настраивали инструменты, а кугирчакбоз — кукольник— доставал из мешка маленького Палвана Качала, закрывался изрядно потрепанной ширмой — и начиналось представление. И хотя Палван Качал был всего лишь тряпичной куклой, но таким он был веселым балагуром, блестящим острословом и прекрасным певцом, что со всех концов базара собирался вокруг него народ, и все, от мала до велика, затаив дыхание, смотрели на его выступление. Не каждому по нраву приходились смелые, едкие шутки Палвана Качала. Доставалось от него и жадным муллам, и толстосумам-купцам, и важным царским сановникам…
Казалось бы, что с глупой куклы-пустомели возьмешь? Пускай себе болтает. Но частенько городские власти давали бродячим кукольникам «от ворот поворот»: дабы господ не позорили, смуту не сеяли. Полицмейстер Нового Маргилана, например, так ответил на прошение бродячих музыкантов, которые хотели было выступить здесь с концертами: «Местная музыка и кукольная комедия не представляет никакого интереса для жителей города, а отвлекает местную прислугу от ее обязанностей»… А порой последним пристанищем кугирчакбоза и вовсе оказывался мрачный зиндан…
Но никогда не унывающий Палван Качал вскоре появлялся в другом городе, в другом кишлаке, на другом базаре. Веселил, зло насмехался над глупостью и жадностью, заставлял задумываться о житье-бытье…
Он был таким же забиякой и балагуром, как и его собратья, что бродили по белу свету: российский Петрушка и английский Панч, французский Полишинель и итальянский Пульчинелло, чешский Капшарек и турецкий Карагез.
Бродячих кукольников в Туркестане было много, искусство это переходило от поколения к поколению вместе с куклами и незатейливыми сюжетами миниатюр, с которыми выступали перед публикой кугирчакбозы. Представления эти в дни праздников были так же популярны и традиционны, как и головокружительные трюки канатоходцев — дарвозов, остроумие скоморохов — маскарабозов, песни певцов — шоиров.
Меняются времена, меняются нравы. Уже в первые годы после революции в «старом городе» начали работать несколько новых кукольных групп. И хотя они по-прежнему выступали на площадях, базарах, на импровизированных сценах, тематика их представлений была уже иной. Веселый Палван Качал вместе со своими друзьями теперь приглашал ребят в школы, рассказывал женщинам о том, что это такое — детский сад, разыгрывал сценки о пользе гигиены… И главное — он теперь все чаще обращался к юным зрителям. Кукольный театр становился театром для детей.
С 1928 года ташкентские кукольники начали вести «оседлый образ жизни»—в том году при ташкентском Театре юного зрителя была организована студия «Петрушка», в которую вошли ведущие мастера кукольного искусства. Не отказываясь от многих приемов и принципов народного кукольного театра, студия создавала свои, новые традиции. «Кукольный театр должен стать продолжателем народного искусства и проводником советской культуры в гущу коренного населения»,— под этим девизом создавался новый кукольный театр в Узбекистане.
Ташкентские кукольники, выступавшие ранее импровизаторами, стали теперь ставить оригинальные пьесы, переводить пьесы русских кукольных театров. Афиши спектаклей тех дней, словно страницы летописи времени. Вот какие пьесы шли тогда на кукольной сцене: «Даешь хлопок!», «Наш дирижабль», «Физ-культ-ура!»…
В 1939 году два самых крупных ташкентских кукольных коллектива слились и образовали Республиканский театр кукол. Для него было выделено здание старой Иосифо-Георгиевской церкви. Место удобное, в самом центре города, к тому же в двух шагах от Дворца пионеров имени Ленина. Правда, помещения бывшей церквушки были мало приспособлены для театральных представлений, но разве это могло помешать неиссякаемому энтузиазму артистов? Первый год прошел в организационных хлопотах, в работе над новыми пьесами, декорациями, куклами… Только-только начались регулярные представления… и коллективу театра пришлось перестраивать свою работу заново. Началась война, в Ташкент один за другим приходили эшелоны с эвакуированными, ранеными, с тысячами детей — сирот… То грозное время стало испытанием на гражданскую зрелость труппы нового театра. По десятку представлений в день давали ташкентские кукольники — в госпиталях, детдомах, школах и прямо на улицах…
Сорок лет в небольшом и с виду неприметном здании возле Дворца пионеров жили сказки, которым радовалось не одно поколение юных ташкентцев. Кто из нас хоть раз не побывал здесь? Чтобы посмотреть на своих любимых героев, сюда приезжали ребятишки из других городов республики, а в отдаленные кишлаки, колхозы и совхозы сказки приходили сами: коллектив театра постоянно выезжал на длительные гастроли по Узбекистану.
На его сцене каждый день распахивался занавес, и перед зрителями появлялись прекрасные замки, населенные удивительными героями… А сам кукольный театр по-прежнему ютился в небольшом стареньком здании, совсем не похожем на сказочные дворцы. Не раз, наверное, работая над новыми декорациями, работники театра на, минуту задумывались: нам бы такой дворец…
И такой чудесный замок вырос в 1979 году — в Международный год ребенка — среди зеленых аллей детского парка имени Ленина. Любой из сказочных принцев и королей мог бы позавидовать подобному зданию. Проект его разработали ташкентские архитекторы и инженеры, оформили московские художники, кстати, те же, что работали над Московским кукольным театром Образцова.
Белоснежное здание еще издали привлекает к себе внимание. Играют всеми цветами радуги окна — витражи, звонко плещется фонтан у входа, где плавают необыкновенные рыбы, а широко распахнутые резные двери приглашают в путешествие — в живописный «Сказочный город», где вы встретитесь с героями любимых сказок, в музей кукол, где можно поближе познакомиться с персонажами спектаклей, и, наконец, в просторный, но очень уютный зал.
Ты словно шагнул в сказку своего детства. Еще минута — и знаменитый балагур Палван Качал, что стоит на галерее у входа, ударит в свой звонкий бубен, заиграет веселая мелодия, и закружатся в хороводе куклы — персонажи узбекских и русских народных сказок. Зычно протрубят карнаи, медленно погаснет свет — и начнется сказка.
Расскажите об организаторе нашего кукольного театра, если кто-то ее помнит. Она была выдающимся человеком и заслуживает нашей памяти!!! Столько написали, а никого не вспомнили………………..
александр[Цитировать]
Вспоминаем — «Театр Кукол гос. респ. (просп. Космонавтов 1). Основан в 1939 г. В театре работали: актеры – У. Аллакулова, В.Грязнова, Т. Данияров, Н.Зайнутдинов, З. Исхакова, А.Макарова, Б.Нурмухамедов, Е.Подгурская, М. Рахматуллаева, А. Сандалиев, С. Соболев, С. Уразова. Режиссеры – Н.Достходжаев, Н.Дударова, В. Иогельсен, И. Лиозин, Б. Сахновский, Н. Талипов, Ф. Штейн. Художники – Н. Бачурин, И. Вальденберг, Г. Визель, Р. Левицкий, Д.Ушаков, Б. Челли. Балетмейстер – Б.Гердт. Композитор – В. Мейн.
(Далее следуют названия 35-ти спектаклей театра с 1939 по 1980 годы. Похоже не все.)
В труппе (1981 г.): актеры – М.Бабаджанов, Л. Грибанова, М. Гулямова, Ш. Зухурова, В. Калядин, Т. Левинзон, Т. Махрамов, Л. Мазова, А. Марданова, Я. Мейдер, Г. Прокофьева, Ш. Рахимова, Л. Шакова, В. Шушпанова, С. Фадеева, А. Юлинская. Гл. режиссёр – Иса Якубов, главный художник – В. Акудин.
С 1979 года работает в новом здании (арх. В. Кузлянова). В зрительном зале 250 мест» — энциклопедия «Ташкент».
В. Иогельсен и И. Якубов упоминались на странице о студенческих театрах — https://mytashkent.uz/2013/06/24/studencheskie-teatry-tashkenta/
Gangut[Цитировать]
Иогельсон заслуживает отдельного рассказа.
Юлия[Цитировать]
Александр, я писала про эту замечательную. женщину. Во второй части очерка «когда мы были молодыми». Именно ее стараниями было построено новое здание театра.
Директором этого театра была совершенно необыкновенная женщина Раиса Львовна Ананьева. Вот уж точно по Некрасову.. Коня на скаку — запросто. Это она состряпала фальшивое постановление ЦК КПСС о проведении в Ташкенте Международного фестиваля кукольных театров. Помчалась к начальству и стала сетовать, что принимать-то гостей и негде…
Построили, где принимать… за одиннадцать месяцев построили!
И конечно, обидно что вспоминая актеров и режиссера, забыли упомянуть о Раисе Львовне. Правда, я по интернету не шарила. Это воспоминания моих друзей. В интернете может и правда ничего про нее нет.
tanita[Цитировать]
Очень любила наш кукольный театр в 80-90-е. Музей-выставка кукол, рисунки детей. Помню замечательный спектакль «Золотой ключик», который начинался прямо в фойе. А самым лучшим, по-моему, был спектакль в двух актах, в котором рассказывали все устройство театра, показывали разные виды кукол. Какая там была фантастическая марионетка — маленькая кукла-танцовщица!
Aida[Цитировать]
А к нам они приезжали в школу.Из маленького (или он таким казался?) автобусика выносили декорации, устанавливали и начиналось!В начале 60-х, когда я проходила практику в детском саду на Дагестановой, небольшой группой приезжали и туда
акулина[Цитировать]
На дагестанской, конечно
акулина[Цитировать]
Они даже в санаторий к нам приезжали. Честное слово. Правда санаторий находился в черте города, но все равно…
tanita[Цитировать]
О!!! Кукольники были такие мученики!!! В середине 50-х театр Горького отправился на выездной спектакль во Вревскую(или Вревское). «ТЯТРГОРЬКАВА» уже имел свой автобус «с носиком» и мягкими сидениями, очень удобный. Но спектакль был многолюдный и в автобус все не помещались. Одолжили дополнительный транспорт в Театре Кукол. Я тогда считала, что поехать на выездной -великое счастье! Мама засунула меня в транспорт Театра Кукол, где ехал технический персонал. Это был грузовик с фанерной будкой в кузове. посередине будки был намертво приделан куб. Людям оставалось щелевидное пространство по сторонам куба и узкая скамья вдоль бортов грузовика. Будка имела дверь и небольшие отверстия в стенках, прикрытые плексигласом. Чтобы вдохнуть кислород, надо было высунуть нос в эти дырки. Всё было выкрашено в чёрный цвет!!! Это был передвижной кукольный театр, в чёрном кубе хранились декорации.
lvt[Цитировать]
Здравствуйте!
В годы Великой Отечественной войны в Ташкент были эвакуированы артисты московского театра им. С. В. Образцова. Среди них актриса Людмила Дмитриевна Волкова и её супруг,- драматург Сергей Иванович Преображенский, автор пьесы «Большой Иван». Я разыскиваю сведения о творческой деятельности этих людей. Может быть, у кого- то сохранились фотографии труппы тех времён?
Буду признательна за помощь.
С уважением, Елена Антонова.
Елена Антонова[Цитировать]
Здравствуйте! Можете связаться со мной по эл. почте ergarus@mail.ru
Ruslan[Цитировать]
Евгения Солятова 23 июня 2016 года В 1974 году в Республиканском театре кукол проходила моя практика, мы репетировали СКАЗКИ ПУШКИНА, я помогала режиссеру Юрию Фридману, у меня была маленькая доченька Ирина — 6 месяцев. Когда Раиса Львовна узнала об этом, то вопреки всем законам, которые запрещали студентам получать зарплату во время практики — оформила меня на ставку актера кукольного театра. Это был поступок человека добрейшей души и горячего неравнодушного сердца.
Евгения Солятова[Цитировать]