Студенческие театры Ташкента Tашкентцы История

Прислал Павел Чирцов.

На страницах сайта неоднократно затрагивали тему театрального искусства в Ташкенте, но именно в таком плане вроде никакой информации не было, поэтому я на себя взял смелость пересказать несколько моментов, вряд ли широко известных…

В конце пятидесятых и начале шестидесятых годов в Ташкенте существовало сразу несколько студенческих театров, весьма серьезно занимавшихся постановками известных спектаклей. Самыми известными были студенческие театры при ТашГУ и ТашПИ, менее известен был театр при ТашМИ, были попытки создать театр при ирригационном институте, но там не нашлось слишком много желающих служить Мельпомене…

Театр при университете возглавлял Николай Хачатуров, конечно, надо полагать, что в значительной степени это было на общественных началах, но от университета ему какая-то зарплата шла. Основной контингент актеров рекрутировался на филологическом и восточном факультетах, причем одной из основных проблем были очки почти у всех претендентов мужского пола — где же было столько ролей найти, чтоб персонажи были в очках? На репетициях можно было быть и в очках, кто-то мог и в спектакле сыграть без очков, но у многих зрение было слишком слабым и без очков играть на сцене достаточно сложно. С артистками было гораздо проще, потому как женского пола на этих факультетах хватало!

Репетиции проводились в актовом зале университета, а вот спектакли шли в самом театре Горького. Билеты, разумеется, в кассах не продавались, в зале собирались родственники, знакомые, знакомые знакомых — собирали полный зал без малейших затруднений. Мне точно известно только про два спектакля — «Миллион за улыбку» и «На всякого мудреца довольно простоты».

После спектакля.

Театр при политехническом институте возглавляла тогдашняя прима театра Горького Галина Загурская. Надо полагать, что с кадровым составом на мужские роли было много проще, желающих хватало, так что можно было отобрать самых лучших. Репетиции проходили в Доме ученых, там же иногда проводились и спектакли.

Что ещё почитать:  Пушкин и культурная жизнь Ташкента

В медицинском институте ставили музыкальные спектакли, фамилию тамошнего руководителя до меня не дошла, очевидцы могли вспомнить, что это был довольно молодой артист Театра музыкальной комедии по имени Георгий. Известно, что там был поставлен спектакль «Свадьба в Малиновке», причем достаточно хорошо. Самое забавное, что режиссер-постановщик потом бросил театральную карьеру и поступил на стоматологический факультет.

По совсем непроверенной информации студенческий театр при ирригационном институте должен был Роман Ткачук, но там дело так и не пошло…

Надеюсь, что моя информация заинтересует почтеннейшую публику и кто-нибудь вспомнит новые подробности.

26 комментариев

  • VTA:

    Спасибо! Для меня информация совершенно новая, раньше не слышала.

      [Цитировать]

  • J_Silver J_Silver:

    Если б еще пару ошибок исправить — в третьем абзаце снизу вместо «фамилию» должна была бы быть «фамилия», и в предпоследнем надо бы вставить «возглавлять» после «должен был».

      [Цитировать]

  • lvt:

    Всё так! Самодеятельные драматические коллективы, так же как самодеятельность вообще, были очень популярны. Народ пел, плясал, играл спектакли и музицировал в своё удовольствие. В САГУ студенческий театр существовал давно. О его руководителе Петре Семёновиче Давыдове писал Владимир Рецептер в «Предлагаемых обстоятельствах», да и не только он. До 66-го года русской музыкальной комедии в Ташкенте не было, её закрыли в конце 40-х гг. Существовал только узбекский музыкальный театр им. Мукими. Наверное, Георгий был из этого театра? Или «Свадьба в Малиновке» была поставлена позже, после 1972-го года?

      [Цитировать]

  • Галина:

    Кто-нибудь помнит студенческий театр ТашПИ, назывался, кажется, СТЭМП? Мне довелось побывать на спектакле всего лишь раз. Играли там ребята с мехфака, энергофака. Спектакль назывался «Проделки Майсары». Все женские роли играли исключительно мужчины. От этого комизм неизмеримо возрастал, мы так смеялись, что буквально валились на пол. Нет, там не было известных артистов, во всяком случае, не припоминаю. Были обычные студенты, с которыми учились и у которых было чувство юмора не занимать. Ведь это была эпоха КВНов, когда ценился искромётный юмор, самобытность, экспромты.

      [Цитировать]

  • Gangut:

    «Основатели театра — В.Вайнер, Ю.Калишер, И.Якубов, И.Ледогоров, Э.Гершман, Л.Орнова, Б.Фусман, Ю.Соколов.
    И.Якубов – Засл. деятель искусств Уз. ССР, главный режиссер Республиканского театра кукол в Ташкенте.
    И.Ледогоров – актер ЦТСА в г. Москве.
    Ю.Калишер – режиссер многих кукольных телефильмов.
    Э.Гершман – артист Воркутинского драматического театра.
    Л.Орнова – много лет работала актрисой в Ташкентском театре им. Горького.
    С.Ледогорова – режиссер народного театра в Подмосковье.
    С.Кац – студент режиссерского факультета ЛГИТМиК.

    Все 25 лет театром руководит И.Якубов. Свыше десяти лет в театре старейшие участники его сегодняшнего состава В.Устименко и В. Борисов. В театр пришла талантливая молодежь: С.Богаковский, О.Борисова, О.Гудина, М.Фельдман, В.Вольфсон, В.Шур, В.Цаценко и др. Большие надежды возлагаются на студию театра» — из буклета «Народному театру СТЭМП 25 лет». 1978 год.

      [Цитировать]

  • Ирина:

    ТашМИ показывали один свой спектакль в Русском ТЮЗе, на Навои. Пьеса Дюрренматта, название не помню.Году в72-74, где-то в этом промежутке.

      [Цитировать]

    • Gangut:

      Или ТашПИ? « В 1970 году СТЭМП приступает к постановке «Ромула Великого» Ф. Дюрренматта. Увлекательнейшая этюдная работа, жаркие споры… К сожалению, постановка не была завершена, хотя до премьеры оставалось так немного» — из буклета. Возможно, вы смотрели этот спектакль, и, похоже, что его просто «прикрыли». Такое случалось.

        [Цитировать]

      • Ирина:

        Не могу утверждать или опровергать информацию. Точно помню, что билеты на спектакль ко мне попали через знакомых студентов ТашМИ. Им было интересно посмотреть своих студентов, которые играли в спектакле. Мне было интересно, так как я знала одного из студентов ТашМИ, который играл в спектакле. Возможно, мы сидели кучно в зале, и про участие «политехников» в спектакле я тогда ничего не слышала. Разговоры в публике были о том, что — «наши, медики, поставили спектакль». Посмотрела сейчас текст «Ромула Великого» — скорее всего, эта пьеса. Зал был полный, успех еще полнее.

          [Цитировать]

      • А. Бубнов:

        «до премьеры оставалось так немного» — это неверно. Спектакль даже не был смонтирован, была только читка пьесы. На роль Ромула руководитель СТЭМПа И. Р. Якубов назначил Петра Клейнера, а меня — на роль его брата, византийского императора. Хотя мне очень хотелось играть Ромула, и режиссёр поставил меня вторым исполнителем. Но дальше, к сожалению, дело по каким-то причинам дело не пошло. А спектакль никто не прикрывал.

          [Цитировать]

        • Константин:

          В 1974 году в театре ТашМИ был поставлен спектакль-рок-опера «Ромул Великий» на музыку А.Гоцкозика. Партию Ромула пел Игорь Иосис, так же пели Людмила Иосис, Равшан Закиров и т.д.

            [Цитировать]

  • Владимир:

    Я учился в ТашПИ на энергофаке с 1972 по 1977 год и театр СТЭМП, помню отлично.
    А весной 1979 год в Ташкенте прошёл Международный фестиваль студенческих и самодеятельных театров. Грандиозное было событие. Одним из организаторов этого фестиваля, был как раз Политехнический институт. Председателем оргкомитета был тогдашний первый секретарь комитета комсомола ТашПИ Шухрат Акбаров, мой близкий знакомый, ныне к сожалению покойный. И вот он, по знакомству выдал мне бейджик (правда, слов тогда таких не было, но как-то этот значок назывался) оргкомитета с надписью – “Пресса”, что дало возможность мне пересмотреть самые значительные спектакли. А значительным было практически всё. Мюзикл В.Дашкевича и Ю. Кима “Бумбараш” Пермского СТЭМа. Полузапрещённый спектакль “Две стрелы” А.Володина, поставленный студенческим театром “Манекен” из Челябинска. В помещении театра “Ильхом”, я смотрел композицию по стихам Вознесенского, театра из Иваново. А ещё – “Утиная охота” Вампилова театра “Старый дом” из Екатеринбурга, “Дело” Cухово-Кобылина которое смотрел в театре им. Хамзы.
    Ещё были фольклорные ансамбли из Польши и Болгарии. А в межвузовском Дворце культуры был на концерте легендарного театра песни “Гренада”, ленинградского кораблестроительного института. Потрясающий был концерт. Песни Окуджавы, Высоцкого, Визбора, Кима – как глоток свежего воздуха.

      [Цитировать]

  • Семен:

    Апофеозом моей театральной карьеры в 1962-63 гг стала небольшая роль в пьесе Семена Нариньяни «Опасный возраст», которую ставил студенческий драмкружок ТашМИ( я учился тогда на 4 курсе лечебного факультета) под руководством профессионального режиссера из русского драмтеатра. Звали его Владимир Серегеевич Иогельсон, он был приглашен в Ташкент из одного из Ленинградских театров, ему дали квартиру в новом доме на Чиланзаре. Дома эти были выстроены по каким-то французским проектам, в них не было батарей отопления, а отапливались пол и потолок. Владимир Сергеевич показывал нам, как он дома подпрыгивает на раскаленном полу, и говорил, что чувствует себя, как главный герой в заключительном акте трагедии «Джордано Бруно». Во время игры в спектакле « Опасный возраст» я как бы посмотрел на себя со стороны и понял, что в моем лице театр не приобрел бы достойного исполнителя. Лучше останусь его почитателем .
    (если получится постараюсь в ближайшие дни выложить пару фотографий )

      [Цитировать]

  • Деляра Танеева:

    Семен, пожалуйста выложите фотографии. Я только что хотела написать, про ТашМи и Владимира Сергеевича Иогельсена, что он некоторое время руководил там студенческим театром.Как хорошо что вы вспомнили!
    Йог — как его называли самые близкие друзья, был уникальный, восхитительно-одаренный человек, с трагической и необычайно интересной судьбой, чудесным образом оказавшийся в Ташкенте и подаривший ему весь свой Талант!

      [Цитировать]

    • lvt:

      Вот вспомнили Иогельсона! Родители были с ним знакомы по довоенному Ленинграду, ещё каждый сам по себе. Особенно мама вспоминала задолго до того, как он появился в Ташкенте, молодого талантливого режиссёра, неуёмного фантазёра, который просто фонтанировал идеями. Он постоянно что-то собирался поставить вне стен театра, притягивал в поле своих идей молодых актёров… А больше не помню ничего. Мне кажется, Владимир Сергеевич и супруга его, сценограф Маковская, к нам из Алма-Аты приехали в 60-ом. После пребывания в лагере возвращение в Ленинград им уже не светило. Невзгоды особенно отразились на характере Маковской. Не помню, с каким именно театром они оказался у немцев? Иогельсон поставил в театре им.Горького «Палату», «Огни рампы» (с Ткачуком), музыкальную комедию «Ромео мой сосед». Потом они ушли из театра.

        [Цитировать]

      • lvt:

        Скорее всего попал он к немцам с театром Сергея Радлова.

          [Цитировать]

      • Gangut:

        Иогельсон или Иогельсен? В. Иогельсен был режиссером в Кукольном театре. https://mytashkent.uz/2013/06/30/istoriya-o-kukol-nom-teatre/

          [Цитировать]

        • lvt:

          Да, вы правы! Мои извинения и реверансы!!! Написала, как помнила, не проверила. Достала три баклетика «Театральный Ташкент»№8(39)1963г. «Ромео, мой сосед» -реж. В.С.ИогельсЕн, художник Г.Н.Маковская ; «Огни рампы»- реж.В.С. ИогельсЕн, худ. Г.Н.Маковская. НО!!! На странице 6, там, где рубрика «режиссура спектаклей» опять значится В.С. ИогельсОн!!! (так что не одна я ошибаюсь) В «Театральном Ташкенте» №4(15)1961г. «Великий волшебник»- реж.В.ИогельсЕн, «Театральный Ташкент»№4(35)1963г.-«Палата»-реж.В.ИогельсЕн, худ.Г.Маковская Так что правильно ИОГЕЛЬСЕН

            [Цитировать]

          • А. Бубнов:

            Помню в этих спектаклях замечательных актёров Хачатурова («Ромео…») и Романа Ткачука («Огни….). Игра Ткачука меня тогда поразила.

              [Цитировать]

  • Gangut:

    Фото из спектакля СТЭМП по пьесе А.Ибрагимова «Обо мне ни слова» на 259-й странице Энциклопедического словаря юного зрителя. Москва, Педагогика, 1989.

      [Цитировать]

  • lvt:

    http://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/293749/bio/ Когда встала на место «правильная» буква и ссылки стали открываться. Здесь хорошо и подробно описан путь В.С.Иогельсена. Как он долго жил и работал! Вчера в интернете нашла только по строчке воспоминаний из запасов Красноярского Мемориала. Ведь в зоне он был режиссёром лагерного театра в Игарке. А с мамой они наверное «пересекались» в областном ТЮЗе, в Ленинграде.

      [Цитировать]

  • lvt:

    http://iogelsen.narod.ru/index/0-3 УРА!!! Нашла целый персональный сайт с фотографиями для всех, кто помнит Иогельсена.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.