“Кино, как первую любовь…” Искусство
Пишет Владимир Фетисов.
Профессий много, но
Прекрасней всех — кино.
Кто в этот мир попал —
Навеки счастлив стал.
С вождём мирового пролетариата я согласен в одном — самым важным из искусств (для меня) является кино. Нет, я очень люблю и театр, и музыку, и литературу. Но кино — это как первая любовь, поскольку кино я увидел раньше, чем научился читать, а может даже и ходить. И сразу был заворожён и остаюсь заворожённым и поныне.
Об этой любви я уже рассказал в очерке “Кино нашего детства”, но это был взгляд внешний, снаружи. Взгляд юзера, выражаясь сегодняшним языком. А всегда хотелось заглянуть в это чудо изнутри. И несколько раз за мою жизнь мне это удалось.
Впервые прикоснулся к этому волшебному миру ещё в детстве.
В 1961 году Шухрат Аббасов приступил к съёмкам замечательной картины “Ты не сирота”, о подвиге – по другому не могу назвать этот поступок — ташкентского кузнеца Шаахмеда Шамахмудова и его жены Бахри Акрамовой, которые в годы Великой Отечественной войны усыновили и удочерили 15 детей разных национальностей, эвакуированных в Узбекистан из разных уголков СССР.
В тот год я учился в 3-м классе и однажды к нам в школу пришли какие-то люди и стали ходить по младшим классам, внимательно рассматривая их обитателей. Это были ассистенты режиссёра, которые искали кандидатов на роли маленьких сирот. Впервые тогда понял, что в кино могут сняться обычные дети, а не какие-нибудь небожители. Правда, из нашей школы так никого и не выбрали, к сожалению.
Через год фильм вышел на экран, и я смотрел его, сознавая, что там играют мои сверстники, такие же ташкентские школьники, как и я. Одну из главных ролей — роль латышской девочки Дзидры, сыграла Лариса Луппиан, ныне народная артистка России и супруга Михаила Боярского.
Вторая встреча «по ту сторону экрана» случилась весной 1964 года. Однажды, выйдя после уроков из школы, услышал какой-то необычный шум: кто-то кричал в мегафон, ржали лошади, палили из ружей – естественно, я и ещё несколько товарищей, тут же побежали туда выяснить, что же там такое происходит. А происходила массовая батальная съёмка одного из эпизодов фильма “Буря над Азией”, которую снимал Камил Ярматов. Местом действия служил Т-образный перекрёсток улицы Гоголя, упирающейся в ворота Таштрама (трамвайного депо), и улицы Ремесленной, соединяющей Жуковскую и Первомайскую.
Несмотря на ограждение и охрану, мы всё-таки проникли на площадку и вполне удовлетворили своё любопытство, наблюдая, как гримируют Шукура Бурханова и Анатолия Соловьёва, как строят конный эскадрон, рассмотрели пушки и, конечно, бронепоезд — его роль исполнял «загримированный» трамвай. Когда же начались сами съёмки, нас безжалостно отправили за ограждение, и сцену боя мы наблюдали с небольшого холма.
Зрелище было потрясающее! По команде «Мотор!» загрохотали пушки, со стороны Первомайской, лязгая и грохоча, пронёсся бронепоезд, а со стороны Жуковской с криками «Ура!» и шашками наголо, лихо проскакал эскадрон. Несколько дней потом мы обсуждали увиденное и взахлёб рассказывали пацанам, которым не повезло вместе с нами увидеть это кинористалище.
Кстати, из того, что сняли в течение дня в фильм вошло секунд тридцать.
А вскоре мне посчастливилось и самому принять участие в съёмках фильма.
Случилось это летом 68-го года, когда после окончания 9-го класса я каждый вечер с компанией близких друзей проводил в Парке Горького, танцплощадка которого служила тогда центром рок-музыки Ташкента.
Гена Садовников и группа “Синхрон” играли там практически ежевечерне, но иногда приходили туда ребята из других популярных рок-групп: “Киборги”, “Ваганты”… И это был праздник — устраивались джем-сейшены, когда музыканты сменяли друг друга на сцене и дарили нам ни с чем не сравнимый драйв.
И вот однажды на танцплощадку парка приехала съёмочная группа фильма “Влюблённые” во главе с режиссёром Эльёром Ишмухамедовым. Снималась сцена на танцплощадке. Группа “Киборги” играла на сцене, а бас-гитарист группы Владимир Барамыков – впоследствии известный композитор, музыкант, основатель группы “Садо” – изображал хулигана Сашу, конфликтующего с героем Родиона Нахапетова. Нас же, постоянных посетителей вечерних танц-рок-концертов, привлекли в качестве массовки. Это было очень интересно и даже прибыльно, поскольку мы заработали в тот вечер по три рубля.
После моего “дебюта” в кино, прошло много лет, и я был уверен, что моя кинокарьера на том и закончилась. Но, как оказалось, ошибся.
Весной 2010 года в нам приехала российская съёмочная группа во главе со знаменитым режиссёром Валерием Ивановичем Усковым, снявшим легендарные фильмы “Неподсуден”, “Тени исчезают в полдень”, “Вечный зов”, “Ермак”, “Ночные забавы”, и другие. В Узбекистане Усков снимал многосеийный телефильм по культовому для каждого ташкентца роману Дина Рубинной “На солнечной стороне улицы”.
Одноклассник моего сына Ильхом, когда-то живший по соседству, часто работал с российскими киношниками, в основном, на своей иномарке, а в остросюжетном сериале “Застава” режиссёр Игорь Климов даже снял его в небольшой роли капитана СНБ.
Вот и на этот раз он устроился в съёмочную группу персональным водителем режиссёра. И как-то в субботу звонит и говорит: “Дядя Володя, у вас машина на ходу?“ Была у меня тогда Волга ГАЗ-24 82-го года выпуска.
“На ходу”, — отвечаю.
“Хотите поучаствовать в съёмках фильма?”
Ну кто ж откажется?! Интересно ведь, да ещё в таком фильме…
И вот воскресным апрельским утром я подъехал в условленное место в районе кладбища имени товарища Боткина и был оформлен как участник кинопроцесса. Дама, записавшая меня в свой кондуит, уверила, что времени это займёт часа 3-4. Как бы ни так — домой я вернулся в 11-м часу ночи, уставший, но переполненный впечатлениями.
Во-первых, познакомился с замечательными людьми. С актёром Виктором Николаевичем Сергачёвым (ныне, к сожалению, покойным), одним из основателей театра “Современник”. И, конечно, с режиссёром Валерием Ивановичем Усковым. С ним беседовал минут сорок. Удивительно простой, душевный и обаятельный оказался человек. Но и ему, я видел, интересно было со мной разговаривать. Так, что расстались мы полностью друг другом удовлетворённые.
С Валерий Ивановичем Усковым
Снимали целый день. Сначала выход из подъезда Веры и Лёни и их посадку в такси. Это всё до обеда. Потом привезли обед из ресторана и всех накормили. Как раз во время обеда мы с Валерий Ивановичем и Сергачёвым поговорили от души. Познакомил нас, конечно, Ильхом, который возил Ускова на своём “Volvo”.
С Виктором Сергачёвым и Ильхомом
После обеда мы передислоцировались в другое место, в один из уголков, где сохранился старый Ташкент, и снимали сцену похорон дяди Миши (этот образ воплотил блистательный Сергей Маковецкий).
Помните, в романе есть такой эпизод — «Убегающий гроб”. Там светофор отсёк похоронную процессию, и героиня увидела сюрреалистическую картину: гроб, убегающий на 12-ти ногах. Вот эту сцену и снимали. Я и несколько других заслуженных (по возрасту) машин, изображали автомобильное движение. Снимали до 7 вечера — дублей, наверное, пятнадцать. После этого поехали на “Узбекфильм”, где машину, изображающую такси, поставили на платформу, укрепили там свет, установили прямо в салоне камеру, чтобы снимать героев, беседующих на заднем сиденье. Потом прицепили платформу к другой “Волге” и поехали кружить по ночному Ташкенту.
Подготовка автомобиля
Мы на своих авто двигались позади, создавая фон и загораживая от камеры современные автомобили. Впереди и позади нашей процессии ехали гаишники, которые также отсекали посторонних. Сделав пять кругов и сняв энное количество дублей, мы вернулись на киностудию и услышали долгожданное: “Съёмки закончены, все свободны.” Вымотанный совершенно, полный впечатлений, приехав домой, я принял душ, выпил холодного пива и уснул, как убитый.
Премьеру фильма, ждал с особенным нетерпением, поэтому, вероятно, и разочарование было огромное. Надо признать — фильм не получился. Это не Рубина, и это не Ташкент.
Из актёров убедили только Домогаров и Маковецкий. Остальные не справились.
Знаю от самого режиссёра, что он хотел снять в роли Кати Чулпан Хаматову. Не сложилось. Но, думаю, и гениальная Чулпан не спасла бы картину.
Конечно, это всё не умаляет заслуг Валерия Ивановича Ускова. Каждый большой художник имеет право на ошибку. Валерию Ивановичу в апреле исполнилось 80 лет, и он продолжает работать на съёмочной площадке. Огромный ему за это респект.
А через пару месяцев, к нам приехала ещё одна съёмочная группа из России. На этот раз режиссёр Пётр Буслов начал здесь съёмки фильма “Высоцкий. Спасибо, что живой”.
И опять Ильхому посчастливилось влиться в киноколлектив, да и у меня появилась мыслишка, может, и я сгожусь на что-нибудь со своим пепелацем. Но не повезло. Съёмок в Ташкенте не было предусмотрено. Старый ташкентский аэропорт снимали в Минске, остальные узбекские эпизоды в Самарканде и Бухаре.
Вот, собственно, и весь мой небольшой киноопыт.
И все же не оставляет меня, киномана, надежда, что когда-нибудь опять вступлю в зазеркалье чудесного мира кино и вновь услышу волшебные слова: «Внимание! Мотор!»
Во время съемок фильма «Ты не сирота» отбор детей был очень серьезным. Соседская девочка Надя (по-моему, тогда первоклассница) прошла 2 тура проб, но в фильм не попала. Некоторые эпизоды «Бури над Азией» снимали возле бутафорской крепости, выстроенной на мосту через Салар на задворках ТВОКУ, там, где в Салар упирается Ульяновская улица. Кроме этой улицы хорошо виден наш дом и соседний тоже, построенные в начале 20 века. Возле нашего дома снимался эпизод гибели героя Ш.Бурханова.
А что касается «Солнечной стороны улицы», то фильм не так уж и плох, просто на нашем сайте собрались знатоки и обожатели Ташкента и в своих комментариях выплеснули всю свою ревность к городу, не принимая никаких доводов в защиту технических возможностей съемки. Для нас-то он гораздо лучше самого лучшего фильма потому, что родной
акулина[Цитировать]
Акулина, никакой ревности. Я знаю, что бюджет фильма был ничтожен. Такими малыми средствами трудно снять что-то более объемное. Отсюда и разочарование. Книга, несомненно, ярче и талантливее фильма. То, что можно описать словами, оказалось невозможным показать на экране. Вероятно , режиссер был не во всем виноват — его поставили в такие условия. Актеры за малым-малым исключением играли ужасающе. Главная героиня… ладно, не буду. Я согласна с Виктором — фильм не получился. И не знаю, кому он родной, но подавляющему большинству — уж точно нет.. И я не помню, чтобы кто-то хвалил его вообще. безотносительно к корреспондентам сайта. Чаще всего люди смотрели одну серию, а потом и вообще не включали — я специально расспрашивала знакомых и соседей. Мне кажется. он даже на сериальную мелодраму не потянул.
А зато мне удалось стать свидетелем проплыва мальчишек на камере…
tanita[Цитировать]
Я назвала родным не фильм, а город.В остальном — обычный сериал. Задело то, что прикоснулись к родному, знакомому с детства. Это и вызвало протест.
акулина[Цитировать]
Почему — то в последнее время меня часто стали Виктором называть. Очевидно, есть что-то победительное.
Владимир[Цитировать]
Спасибо!!! Живо. Ярко. Интересно.
Ефим Соломонович[Цитировать]
Спасибо! Киношный опыт небольшой,но есть что вспомнить.Очень интересно.
olga[Цитировать]
Акулина, прости, не поняла. Но мнение о фильме не изменила:))
tanita[Цитировать]
А в наш класс приходили в 1966 году отбирать мальчиков на роли в фильме Ташкент — город хлебный. Выбрали двоих — беленького и черненького, но они не прошли дальнейший отбор.
Зухра[Цитировать]